Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода
· Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.) 1
· Технология саморазвивающего обучения (Селевко Г.К.) 2
· Педагогические технологии адаптивной школы 3[5 - 8]
· Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А. 4[9]
· Игровые технологии 5
· Технологии уровневой дифференциации 6
· Технология индивидуального обучения (индивидуализация обучения, метод проектов) 7
· Технология «Педагогические мастерские» 8
Задание 13. Самостоятельно изучите вопрос о техниках «Активное слушание» и «Я-сообщение», продемонстрируйте работу в паре.
Задание 14. Какие понятия в рамках личностно-ориентированного обучения можно выделить как ключевые понятия:
Я-концепция | Способности | Элективная дифференциация | |||
Модель мира | Личностный опыт | Мотивация, цели и ценностные ориентации | |||
Познавательные механизмы | Личность ребенка и педагога | Индивидуальная траектория познания и развития | |||
Механизмы рефлексии | Субъектный опыт (личностный смысл и новообразования) | Познавательные стратегии ребенка | |||
Личностно-ориентированная модель образования | Личностно-ориентированный урок | Познавательный стиль ребенка | |||
Личностно-ориентированный образовательные технологии | Личностно-ориентированная проектная деятельность | Обучающий стиль учителя | |||
Качественная и количественная оценка | Личностно-ориентированная исследовательская деятельность | Индивидуальный учебный план | |||
Личностно-ориентированный тренинг | Личностно-ориентированная образовательная среда | Личностно-ориентированный учебник (пособие) | |||
Личностно-ориентированное управление образовательным учреждением | Личностно-ориентированный дидактический материал | Личностно-ориентированное повышение квалификации педагога |
2.5. Концепции развивающего обучения.
Задание 15. Раскройте недостающие положения, ответы впишите в таблицу.
Таблица 7
Теория, автор(ы) | Дидактико-методическая система Леонида Владимировича Занкова | Теория развивающего обучения Василия Васильевича Давыдова и Даниила Борисовича Эльконина | Теория развивающего обучения Зинаиды Ильиничны Калмыковой | Теория развивающего обучения Николая Николаевича Поспелова | Теория развивающего обучения Елены Николаевны Кабановой - Миллер | Теория развивающего обучения Льва Моисеевича Фридмана |
Отличительные особенности | - система развивающего обучения, направленная на раннее интенсифицирование всестороннего «общего» развития школьника | – дидактическая система, направленная на формирование учебной деятельности и ее субъекта в процессе усвоения теоретических знаний посредством выполнения анализа, планирования и рефлексии | - система обучения, направленная на развитие и формирование продуктивного (творческого) мышления | -обучение, ориентированное на формирование мыслительных операций, которые выступают условием и средством организации развивающего обучения | - обучение, направленное на формирование приемов учебной работы (ситстемы действий, служащих для решения учебных задач) | - дидактическая система, направленная на воспитание всесторонне развитой и социально зрелой личности в процессе учебного взаимодействия |
Принципы (или механизмы) | Обучение на высоком уровне трудности Быстрый темп в изучении материала Ведущая роль теоретических знаний Осознание школьником процесса учения Целенаправленная и систематическая работа по развитию всех (сильных и слабых) учащихся | Обучение направленно на создание зон ближайшего развития Основные линии развития: формирование учебной деятельности и ее субъекта, абстрактно-теоретического мышления и произвольного управления поведением Познание отношений, установление причинно-следственных связей Развитие теоретического и эмпирического мышления | Проблемность обучения Индивидуализация и дифференциация обучения Гармоничное развитие компонентов мышления (конкретного, абстрактно-теоретического) Формирование алгоритмических и эвристических приемов умственной деятельности Специальная организация мнемической деятельности (группировка, классификация, составление смысловых опор) | Формирование практического и теоретического мышления Учет стадий формирований мыслительных операций Невозможность одновременного и параллельного развития всех мыслительных операций | Формирование у школьников системы приемов работы (внутрипредметных и межпредметных) В каждом учебном предмете важно выделить основные приемы учебной работы и сформировать их у учащихся У учащихся должны быть сформированы приемы управления учебной деятельностью Знания должны обеспечивать взаимодействие мышления и чувственной стороны умственной деятельности учащихся | П-п самостоятельности учащихся в учебном процессе (непосредственное участие в целеполагании и др.) П-п самоорганизации (учитель не учит, а помогает учиться) П-п развития (учет возрастных и индивидуально-типологических особенностей; преодоление посильных трудностей в овладении новыми способами действий; ориентация на ЗБР и социальную зрелость) П-п коллективизма (групповая, парная формы работы) П-п ролевого участия (ответственный и подчиненный) П-п ответственности участников П-п психологического обеспечения |
Контроль (формы, принципы) |
2.6. Основы системно-деятельностного подхода обучения в школе.
Задание 16. Используя материал по теме «Самооценка и уровень притязания» заполнить базовую форму «Скорочтение понятий» (в таблице или в электронной презентации) или составить «Текстовое скорочтение» (требования к выполнению см. Приложение 3).
Таблица 8
Задание 17. Составьте интеллект – карту, используя материал по Теме 2.6. «Основы системно-деятельностного подхода обучения в школе».