Глава 1. Предмет педагогической технологии
Понять суть педагогической технологии как отдельной научной дисциплины, вошедшей естественно в педагогическую науку, а заодно обнаружить истоки этой дисциплины, можно, лишь рассматривая ее место среди других педагогических дисциплин, таких, как теория воспитания, методика воспитания, педагогическая этика, а также выявляя центральный предмет исследования этих научных дисциплин и главный предмет исследования педагогической технологии.
Теория воспитания исследует целенаправленное профессионально организованное развитие и формирование личности. Объектом ее исследования является процесс, а следовательно, рассматриваются вопросы о сущности, содержании, слагаемых, субъектах, цели и задачах, структуре, этапах, средствах, типах и моделях воспитательного процесса. Изучение и раскрытие процесса производится на высоком уровне абстракции, когда воспитательный процесс предстает в своем крайне отвлеченном и обобщенном виде, так что непрофессионалу трудно увидеть за теоретическим решением непосредственную практику воспитания, и кажется, что теория воспитания нужна только узкому кругу ученых-теоретиков. Однако овладение теорией воспитания развивает педагогическое мышление специалиста, поэтому даже педагогу-практику необходимо постоянное ознакомление с теоретическими работами по воспитанию, чтобы видеть суть происходящих событий в сфере воспитания молодого поколения.
Методика воспитания исследует деятельность детей как форму взаимодействия с окружающим миром и единственный путь личностного развития. Основные вопросы, интересующие методику воспитания, следующие: виды, структура, содержание и форма, субъекты организации, средства и способы организации деятельности. Данная научная дисциплина уже непосредственно связана с практической работой педагога, ее положения выступают как общие инструктивные положения для реального профессионального труда педагога. Изучение методической литературы оснащает специалиста организаторскими умениями и вооружает веером многообразных форм работы с детьми. Это расширяет профессиональные возможности педагога, поэтому он постоянно интересуется открытиями в данной области воспитательной сферы. Педагогическая этика избирает своим объектом профессиональное отношение к ребенку, а также — к лицам, взаимоотношения с которыми влияют на исход профессиональной работы: учителям-коллегам, родителям, администрации, техническому персоналу, представителям управленческого аппарата. Изучение педагогической этики способствует правильному психолого-педагогическому выстраиванию этих взаимных отношений, что решительным образом сказывается на общем профессиональном самочувствии педагога и круга лиц, влияющих на ход воспитательного процесса.
Обратимся к конкретному вопросу воспитания и посмотрим, как выглядит научно-педагогическое рассмотрение одного вопроса с названных научно-педагогических позиций:
Проблема дисциплины в теоретическом плане предстает как проблема соотношения необходимости и свободы, долга и желания, подчинения и самостоятельности, а также природы и культуры человека как социального феномена.
Проблема дисциплины в методическом ракурсе выглядит иначе: как создавать традиции в воспитательном учреждении и как формировать привычки подрастающей личности, чтобы дисциплина стала естественным условием жизни детей и проявлялась как личностная свобода человека, избравшего осознанно данную социальную ценность.
Проблема дисциплины на уровне этическом затрагивает оформление норм жизни людей, которые, с одной стороны, должны быть дисциплинированными, а с другой стороны, это никак не должно подавлять и унижать их; требуя от личности соблюдения дисциплины, следует проявлять безусловное уважение к ней.
Почему же этих научных разработок оказалось недостаточно для объяснения, понимания и, главное, для практической организации воспитания?
Нуждами практического воспитания не объяснить острой надобности в педагогической технологии. Философское осмысление феномена человека много содействовало развитию технологического направления в педагогике воспитания. Человек как уникальное сложнейшее автономное явление мира и, одновременно, как неотъемлемая часть всего человечества и микросоциума, в котором он располагается, требует особого «прикосновения», ибо его внутренний мир хрупок, нежен и раним. Человек требует особого обращения, чтобы обрести возможность максимального развития и расцвета всех своих физических и духовных потенций. Ни теория воспитания, ни методика и этика не разрабатывали ту сторону воспитания, которая обеспечивала бы тонкое результативное педагогическое «прикосновение к личности».
Бытовая хозяйственная практика человека научила его осторожно и бережно обращаться с вещами и предметами: с хрусталем, шелком, мехом, музыкальными инструментами, фарфором и компьютером, телефоном и электрической аппаратурой. А с человеком — созданием тонким и хрупким — мы продолжаем обращаться грубо, небрежно, неосторожно, ломая, разбивая и подавляя, уничтожаем его без сожаления, не отдавая себе отчета в том, что творим.
Опытные педагоги хорошо знают великую силу удачно проведенного момента воздействия на детей, от которого зависит последующее разворачивание хода воспитательных событий. А юные педагоги очень рано начинают остро чувствовать профессиональную неподготовленность именно к этому моменту работы.
Педагогическая технология — прикладная педагогическая дисциплина, обеспечивающая реальное взаимодействие педагога с детьми как решающий фактор взаимодействия детей с окружающим миром, посредством тонкого психологически оправданного «прикосновения к личности», искусством которого владеет педагог.
Каким образом шел процесс оформления содержания педагогической технологии как отдельной научной дисциплины, которая к 90-ым годам ХХ-го века сложилась в своем общем виде? Три источника служили такому образованию. Во-первых, историческое суммирование опыта воспитания и индивидуального опыта выдающихся педагогов, исторически передаваемых от века к веку, фиксируемых наукой и публицистикой. Знакомясь с историческим материалом, педагоги обнаруживают ряд удивительно тонких психологических «прикосновений» к личности ребенка, открываемых тем или иным педагогом в процессе работы с детьми. Например, Песталоцци создает удивительные по неожиданности приемы воздействия на детей, где мягкость любви сочетается с твердостью социальной нормы; Макаренко поражает оригинальными способами воздействия на детей, логически оправданными и эмоционально насыщенными; Сухомлинский в корне ломает традиционные нормативно-административные формы воздействия, сменив авторитарную позицию на гуманистическую, выстраивая отношения с детьми на основе любви. Во-вторых, эмпирические обобщения, последовательно производимые учеными, методистами, практиками в педагогической литературе и на курсах профессионального просвещения. Эмпирические обобщения выступают дополнительным источником, из которого педагогическая мысль черпает свои выводы. По накоплению определенного эмпирического материала производится научно-теоретическое обобщение, возводящее эмпирический вывод на уровень понятия либо теоретического положения. Единичные новации и инновационные системы немедленно используют и проверяют на практике технологические средства, отбирая, подбирая и выбирая из множества методик такие, которые адекватны данной системе. Таким образом, инновационная система воспитания обеспечивается новационной методикой.
В-третьих, целенаправленные разработки в опытно-экспериментальной деятельности. Педагоги Тулы, Полтавы, Москвы, Новосибирска производили первые разработки специального учебного курса по вооружению студентов педвуза педагогической технологией. Эти курсы имели разные названия в период поиска: «педагогическое мастерство», «педагогическая техника», «педагогическая режиссура». Иногда отдельные работы отдельных авторов производили заметный вклад в теоретическое содержание новой дисциплины (большой вклад внесен В.М. Коротовым). В настоящее время сеть педвузов, создающих свой вариант учебных занятий по педагогической технологии, значительно расширилась, а учебный курс под названием «Педагогическая технология» вошел в профессиональное образование как обязательный образовательный блок.
Педагогическая технология не есть наука о фокусах и фантастических способах преобразования человека из дикаря в цивилизованного гражданина. Не заменяет данная научная дисциплина и всего многообразия учебных курсов по педагогике. А в практике воспитательного процесса педагогическая технология ни в коей мере не освобождает педагога от профессиональной необходимости иметь педагогическое мышление, владеть методикой воспитания и педагогической этикой.
Ознакомление с основными положениями педагогической технологии позволяет педагогу создать наиболее благоприятные условия взаимодействия с воспитанниками по организации их активной деятельности, которая, в свою очередь, определяет решительным образом их личностное развитие.
Овладение педагогической технологией способствует мягкому, нежному, невидимому воздействию на подрастающего ребенка, помогая ему войти в активное напряженное взаимодействие со сложнейшим миром. Вот как это выглядит в реальной жизни преподавателя:
... -Я - перед аудиторией... Никто на меня не смотрит. Занимаются своими мелкими делами: кто-то возится, кто-то смотрит в окно, кто-то тихо беседует. Я судорожно ищу решение. И нахожу в самом простом шаге: сегодня день зимний стал на минуту длиннее! И тогда я говорю: «Здравствуйте, дорогие коллеги! Мне приятно встретиться с людьми, близкими мне по духу и работе. Тем более приятно, что встреча происходит на пороге свершения чуда!» Несколько человек подняли головы и посмотрели на меня как на... чудачку. А я продолжала: «Наш короткий зимний день стал длиннее, а солнце повернулось на весну»... Через некоторое время мы все увлеченно работали. По окончании коллеги просили продолжить наши занятия...*
* Рассказывает Светлана Антоновна Косякова, педагог школы №1 пос.Барсове Сургутского района Ханты-Мансийского округа.
Обыденное сознание не разглядит за протекающим ходом занятий педагогических операций, а лишь только зафиксирует изменение характера занятий и улучшение психологического климата, никак не понимая, что служило фактором такой кардинальной смены отношений слушателей. Педагог же обязан увидеть механизм такого управления процессом групповой работы. Он увидит — при условии, что будет владеть педагогической технологией. Однако, говоря об этой прикладной науке, нельзя не поставить акцента на слове «наука», тем самым снять ложное представление о педагогической технологии как собрании правил и хитрых приемов.
В качестве прикладной дисциплины педагогическая технология опирается на фундамент вполне определенной и точно обозначенной в своих позициях педагогической методологии. Позиции эти очерчены в учебнике педагогики*, и мы полагаем, что, опустив их воспроизведение, достаточно лишь напомнить методологические основания нового воспитания.
* Педагогика. Учебник для педвузов / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2002.
Основанием для такого подхода служит философское определение сущности человека как совокупности социальных отношений («ансамбль отношений», «узел отношений»).
• Отношенческий подход означает провозглашение основным содержанием воспитания системы отношений к миру и жизни. Развитие личности подразумевает формирование в личностной структуре подрастающего человека системы социальных отношений, интериоризированных личностью, преломленных через призму своего индивидуального опыта и личностных особенностей и получивших свое социальное выражение в виде влечения, интереса, избирательной оценки, суждения, эмоциональных реакций, действий и поступков, а также поведения как системы однотипных поступков.
• Культурологическое основание выявляет понимание воспитания как вхождения ребенка в контекст культуры вместе с педагогом.
Согласно культурологическому взгляду на воспитание, содержательная сторона педагогического процесса обеспечивается системой наивысших ценностных отношений, выявленных и проверенных на практике современной культурой и развернутых в их теоретическом значении аксиологией. В центре аксиологического внимания, наверху ценностной пирамиды, над всей иерархией ценностей стоит «Человек» как наивысшая ценность.
Избрав культурологическую позицию, педагог неизбежным образом выстраивает сферу межличностных отношений в духовном поле «человек - человек», отказавшись от привычно традиционного «учитель - ученик» или «воспитатель — ребенок». Педагог вынужден изменить уровень отношений, чтобы войти в духовное пространство, где человек выступает наивысшей ценностью, а привычные ценности оказываются средством для существования и утверждения человека.
• Гуманистическая позиция ориентирует воспитание на человека как наивысшую ценность жизни. Как показывает практика, очень сложным является реальное признание человека в качестве цели, а его пестрое окружение — лишь в роли средства. На каждом шагу повседневной жизни и в процессе воспитательном нарушение общего гуманистического принципа совершается потому, что данная ценностная ориентация сама по себе нуждается в разработанной технологии: как это делается? как суметь воплотить принцип гуманизма в повседневной действительности?
• Деятельностныйподход указывает на единственно возможный путь формирования личности — на активную деятельность самого ребенка.
Согласно деятельностному подходу к воспитательному процессу, путь воспитания протекает в русле активной деятельности ребенка, а взаимодействие педагога и ребенка, с этой точки зрения, выступает как сотворчество двух субъектов деятельности, осуществляющих взаимодействие с окружающим миром. Совместная их деятельность, осуществляемая в русле взаимоотношений «человек — человек», выстраивается на паритетных основаниях, вне зависимости от возраста, положения, места и звания каждого из партнеров взаимодействия. В границах совместной деятельности каждый из участников играет социальную роль «человека». Деятельность человека есть активная форма выражения его отношения к объектам окружающего мира. Отношение и деятельность — неразрывное синкретическое единство. Поэтому, говоря о деятельностном подходе, педагог утверждает положение о том, что отношение к миру (людям, предметам, обществу, нормам и т.д.) всегда имеет свои реальные действенные формы проявления.
• Субъектная(вероятно, точнее: «субъектностная») позиция сообщает о том, что для педагога ребенок выступает в роли субъекта и носителя способности быть стратегом поведения, деятельности и собственной жизни.
Субъектностный подход предполагает в отношении к человеку допускать его право, будучи носителем знаний, воли и отношения, производить свободный выбор и отдавать отчет в произведенном и совершенном действии. Психологически обусловленный, субъектностный подход может быть реализован лишь при этической гуманистической позиции, открывающей путь развитию сущностного свойства человека быть homo sapiens. Такой подход предполагает неразрывное единство предоставляемой человеку свободы и возлагаемой на него ответственности за производимый выбор и за последствия содеянного по свободной воле. В провозглашении субъектностного подхода нельзя упускать из внимания динамичность личностной структуры человека: уровень субъектности повышается в процессе развития личности, и способность к субъектности. Распространенным ошибочным толкованием данного подхода является интерпретация «homo sapiens» как «человека знающего», но не «мыслящего» — такая ошибка ликвидирует вовсе субъектность как свойство развитой личности, приравнивает человека к представителям животного мира (собака тоже «знает», и бегемот имеет «знания»).
• Системный(целостный) подход предполагает педагогическую трактовку любого педагогического явления (процесса, акта, события, воздействия, результата и пр.) как определенной системы с точно обозначенными необходимыми и достаточными элементами, взаимодействие которых определяет исход процесса.
Такой подход предполагает, что процесс воспитания конструируется как система, порождаемая осознанной целью воспитания. Именно предполагаемый результат в своей природной субстанции требует системы и задает структуру соответствующей системы. Если речь идет о кратком мгновении воспитательного процесса, то и в нем, в этом отдельном мгновении, системный подход имеет свое проявление, требуя воспроизведения всех элементов системы. Человек есть определенная система, и, когда организуется воздействие на него, то апеллировать следует к целостности, личностной системе, направляя воздействие по каналу разума, эмоций, воли и действия. Это последнее объясняет, почему «системность» и «целостность» относят к сиснонимичным педагогическим категориям.
• Аксиологическоеоснование обусловливает ценностную направленность указанного содержания — формируемых отношений к наивысшим ценностям жизни.
Ценностные отношения составляют основное содержание воспитательного процесса, их формирование предполагает определенные знания детей о мире и умения взаимодействовать с окружающим миром. «Знания», «умения» и «отношения» как содержательные слагаемые воспитательного процесса не есть сумма равноценных слагаемых, они находятся в определенной взаимной связи и соподчинении: знания позволяют выстраивать отношения; умения наделяют свободой проявляемые отношения; на основе знаний формируются умения; развитые отношения обусловливают формирование знаний и умений. Зная о ценностях жизни, Умея взаимодействовать с ценностным миром, высоко оценивая этот мир, развивающийся человек ежемоментно ориентируется на окружающие его ценности и содействует их утверждению в реальной жизни — личностной и общественной. Суть воспитания — в отношениях к миру, которые обеспечиваются знаниями о мире и умениями взаимодействовать с миром.
• Феликсологическое основание есть провозглашение необходимости содействовать счастью ребенка в его реальной жизни и научать ребенка быть счастливым на этой земле.
Способность быть счастливым (в разной мере ее развития) формируется в социальных условиях жизни и воспитывается, но не заложена имманентно природой человека в его личностной структуре. Счастье не случайный дар природы и не капризная воля случая. Счастье — продукт усилий самого человека. Заняв феликсологическую позицию, педагог, озаботясь воспитанием счастливого человека, вынужден сделать крутой поворот к педагогической технологии, обретя в ней возможность нежного прикосновения к личности, заменив «строгое воспитание» «свободным воспитанием», научая ребенка проживать и созидать счастье жизни. Категория «счастья» обрела свое педагогическое значение, когда открылось ее жизнеформирующая роль.
Педагогическая технология оформилась как отдельная научная дисциплина, благодаря гуманистическим позициям, занятым педагогами. Но именно благодаря разработкам этой отдельной дисциплины, становится возможным практическое воплощение гуманистической концепции воспитания.
Выход практики воспитания на технологический уровень, безусловно, требует от педагога высокого профессионализма. Однако, в свою очередь, высокий профессионализм обеспечивает высокое качество продукта профессионального труда. Технологическое решение предполагает четкое поэлементное описание операции, точную характеристику проецируемого гарантированного результата и, в итоге, определенный алгоритм решения, согласно которому специалист может работать, не опуская ни одной из операций, ибо каждая из них играет особую функцию, а вкупе они определяют целостный результат.
Общей парадигмой (лексическая форма, отражающая смысловую сущность операции) в найденном решении отдельного вопроса педагогической технологии является «Если педагог…, то ребенок...» или «Если педагог…, то группа...» Мыслить технологически — это и означает проецировать свое профессиональное воздействие с уверенностью в позитивном последующем взаимодействии «педагог — ребенок», а значит, в положительном взаимодействии ребенка с окружающим миром, что и становится залогом его всестороннего физического и духовного развития.
Вопросы для углубленного осмысления
1. Сопоставьте, пожалуйста, такие понятия, как «педагогическая рсжиссура», «педагогическое мастерство». Как вы разводите данные понятия? Чем отличается они от термина «педагогическая технология»?
2. Рассмотрите круг вопросов одной проблемы — например, педагогической оценки: на уровне теоретического, методического и технологического профессионального решения.
3. А далее попробуйте взглянуть на один из вопросов устройства вашего быта тоже с точки зрения теоретической, методической и технологической. Что-то захотелось вам исправить в своем бытовом устройстве?
4. Выделите один из сложных вопросов воспитания. Взгляните на него с позиции гуманистической, найдите общее решение. Затем полученное осветите аксиологически — проверьте, не укрепилось ли ваше первоначальное решение. Займите позицию деятельностного подхода - теперь, кажется, вы приближаетесь к практическому решению. Выделите ту часть решения, которая называется «технологическое». Расскажите или покажите найденное решение.
5. Вспомните, пожалуйста, момент вашей школьной жизни, когда вы испытывали состояние счастья. Выделите фактор, содействовавший такому феликсологическому проживанию. Вспомните, какими были воздействия педагога.
6. Обобщите ваши реакции на воздействия на вас ваших родителей: в каких случаях они сопровождаются положительным результатом либо положительными вашими переживаниями?
7. Вспомните «плохого» учителя из ваших школьных лет, выделите способы его воздействия на учеников. Вам представится картина, обратная педагогически целесообразной.
8. Обратитесь к вашему знакомому, назвав его имя. А затем повторите обращение, опуская имя. Сравните реакции. Вы приступили к технологическому анализу.
9. Как вы понимаете парадигму «Если педагог…, то дети...». Замечали ли вы, что «Если вы…, то партнер непременно...» Опишите замеченное вами.
10. Технология в промышленном производстве описывает производственную операцию, гарантирующую предметный производственный результат. Определите принципиальное отличие производственной операции и профессиональной операции педагога в воспитательном процессе. Отметьте и общее.