Этапы проблемного обучения
Анализ педагогической технологии
1. Идентификация.
2. Название технологии.
3. Концептуальная часть (описание идей, гипотез, принципов технологии)
o целевые установки и ориентации;
o основные идеи и принципы;
o позиция ребенка в образовательном процессе.
4. Особенности содержания образования:
o ориентация на личностные структуры (ЗУН, СУД, СУМ, СЭН, СДП);
o объем и характер содержания образования;
o дидактическая структура учебного плана, материала, программ, формы изложения.
5. Процессуальная характеристика:
o особенности методики, применения методов и средств обучения;
o мотивационная характеристика;
o организационные формы образовательного процесса;
o управление образовательным процессом (диагностика, планирование, регламент, коррекция);
o категория учащихся, на которых рассчитана технология.
6. Программно-методическое обеспечение:
o учебные планы и программы;
o учебные и методические пособия;
o дидактические материалы;
o наглядные технические средства обучения;
o диагностический инструментарий.
7. Критерии оценки педагогической технологии:
o эффективность;
o результативность.
Классификация педагогических технологий
1. Традиционные технологии
2. Инновационные технологии
Традиционная технология обучения – это объяснительно-иллюстративное обучение. Инновационные технологии классифицируются по 4 критериям:
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.
o Игровые технологии.
o Технология проблемного обучения
o Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)
o Технология уровневой дифференциации
o Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков)
o Технология программированного обучения
o Информационные технологии обучения.
o Интерактивные технологии (дискуссии, дебаты, соревнования).
o Технология решения интеллектуальных задач (ТРИЗ)
Альтернативные технологии
o Технология свободного труда (С.Френе)
o Технология проектного обучения.
o Технология мастерских.
o Дальтон-технология.
o Кейс-технология.
Природосообразные технологии
o Технология сбережения и укрепления здоровья
o Технология обучения детей с признаками одаренности
Технологии развивающего обучения
o Технология развивающего обучения Л.В.Занкова. (для начальной школы)
o Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская).
o Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)
Объяснительно-иллюстративное обучение (традиционное)
Главные методы данного обучения – объяснение в сочетании с наглядностью, а виды деятельности учащихся – слушание и запоминание.
Это древний вид обучения, не утративший значения и в современной школе благодаря тому, что в него органически вписываются новые способы изложения знаний и новые виды наглядности.
Объяснительно-иллюстративное обучение имеет ряд важных преимуществ. Оно экономит время, сберегает силы учителей и учащихся, облегчает последним понимание сложных знаний, обеспечивает достаточно эффективное управление процессом. Однако есть и ряд недостатков, а именно: преподнесение “готовых” знаний и освобождение учащихся от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении, а также незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса.
Проблемное обучение
Сущность проблемного обучения состоит в том, что учащиеся систематически включаются учителем в процесс поиска доказательного решения новых для них проблем, благодаря чему они научаются самостоятельно добывать знания, применять ранее усвоенные и овладевают опытом творческой деятельности (И.Я. Лернер). Этапы проблемного обучения отражены в таблице:
Этапы проблемного обучения
Действия учителя | Действия ученика |
Создает проблемную ситуацию. | Осознает противоречия в изучаемом явлении. |
Организует размышления над проблемой и ее формулировкой. | Формулирует проблему. |
Организует поиск гипотезы - предположительного объяснения обнаруженных противоречий. | Выдвигает гипотезы, объясняющие явления. |
Организует проверку гипотезы. | Проверяет гипотезы в эксперименте, решении задач, анализе и т.д. |
Организует обобщение результатов и применение полученных знаний. | Анализирует результаты, делает выводы принимает полученные знания. |
Проблемная ситуация (или ситуация проблемности) возникает тогда, когда имеет место противоречие между знанием и незнанием. Она всегда характеризуется новизной.
Проблема- это задача, не имеющая стандартного решения, т.е. она решается не по схеме, алгоритму или образу. Поэтому проблема - это прежде всего поисковая задача, направленная на поиск недостающих для ее решения знаний. В обучении это будет такая задача, для решения которой необходимы новые знания и в процессе решения которой эти знания должны быть усвоены.
Методически правильно созданная проблемная ситуация обеспечивает возникновение у них познавательного интереса, раскрывает противоречие между познавательной потребностью и невозможностью ее удовлетворения с помощью ранее приобретенного запаса знаний и способов действия, помогает определить основную проблему, осмыслить ее и найти выход из затруднения. От умелого создания проблемной ситуации в значительной степени зависит успех организации проблемного обучения в целом.
Способы создания проблемных ситуаций:
o побуждение учащихся к анализу противоречий, возникающих между понятиями и житейскими представлениями о них;
o побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению, в результате которых возникает проблемная ситуация; выдвижение предположений (гипотез), постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения и др.
Достоинства | Недостатки |
развивает мыслительные способности, вызывает интерес к учению, пробуждает творческие силы. | не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала, неподготовленности учащихся, квалификации учителя. |