Все меня ... чудаком (считают, называют).
Фильм был ...на фестивале (показан).
8. Актер умел ... пение соловья (копировать).
Этот дом ... собой небольшой замок (является).
Задание 12
Все слова разделите на 2 группы в зависимости от сочетаемости с паронимами масленый — масляный.
Бак, бумага, взгляд, глаза, голос, запах, картина, краска, лак, лампа, лицо, лужа, пейзаж, пленка, полотенце, портрет, пятно, речь, руки, слова, улыбка.
Задание 1 3
Выберите из приведенных паронимов тот, который необходим в данном контексте. Объясните свой выбор.
1. Перед нами (встал — стал^ вопрос... 2. Отчет (представляется — предоставляется) в двух экземплярах. 3. Актер играл (главную — заглавную) роль. 4. Девочка (одела— надела) маскарадный костюм. 5. Учитель (провел — произвел) опрос учащихся.
Задание 14
Исправьте ошибки, допущенные в результате смешения паронимов.
1. Учитель принужден был еще раз объяснить новый материал. 2. Ученый стоял у источников ракетостроения. 3. Меня привлекли ранние романические произведения А. С. Пушкина. 4. Артист завоевал признательность зрителей. 5. Искусство влияет на рост культурности человека. 6. Главное для писателя — душевный мир человека. 7. Он давно мечтал о заглавной роли в "Преступлении и наказании". 8. Она пришла в цветистом платье. 9. Командировочному пришлось долго ждать оформления документов. 10. Взгляд у него не то умоляющий, не то серьезный, не то возмутительный.
Задание 1 5
Укажите случаи нарушения традиционной контекстно-лексической сочетаемости.
1. Автор учебника, автор платья, автор концерта, автор урока, автор гарнитура, автор скандала, автор произведения.
Снизить количество изделий, снизить учебу, снизить успеваемость, снизить запросы, снизить требования.
Задание 1 6
В приведенных предложениях нарушены границы лексической сочетаемости. Устраните этот недочет.
1. Большая половина игры уже прошла. 2. Все дети страшно обрадовались. 3. Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей. 4. Этот актер уже давно заслужил славу зрителей. 5. Подавляющее количество заданий было выполнено. 6. Особенный интерес ученики проявили к выставке школьных поделок.
Задание 17
Определите, в каких случаях лексическая сочетаемость нарушена намеренно, в каких — в результате незнания истинного значения слова.
Живой труп, три единственные дочери, обыкновенное чудо, очевидное — невероятное, большая или меньшая половина, зайтись легким детским смехом, облокотиться спиной, страшная красавица, сломать стеклянную вазу, отменный негодяй, ужасно интересная книга, страшно удобная обувь.
Задание 1 8
Назовите словосочетания, из смешения (контаминации) которых появились новые ненормированные выражения.
Тратить нервы — трепать, портить нервы + тратить здоровье, силы.
1. Одержать успехи —
Оказать внимание =
Поставить вечер, концерт —
Потерпеть потери =
Поднять тост =
Играть значение = Оказать вред =
2. Брать, взять ставку на что-нибудь =
Занять звание чемпиона =
Защитить степень =
Производить воздействие =
Возглавить идеи =
Выполнение мечты =
Давать намек =
Задание 19
Укажите ошибки, связанные с незнанием сочетаемости значений слов.
1. Ученики дважды прослушали беседу о творчестве И. Бунина. 2. Повесть "Поединок" Куприна подготовлена целой плеядой рассказов, посвященных жизни армии. 3. "Слово о полку Игореве" поймет каждый человек, который подлинно любит свою Родину. 4. От матери Бунина исходил своеобразный культ Пушкина. 5. Многие были не в состоянии решить проблемы и оказались на краю бедности. 6. S образе Игоря ("Слово о полку Игореве") отличается беззаветная храбрость, воинский пыл. 7. Подскажите, который час. 8. Каждый ученик высказал свое кредо.
Задание 20
Правильно сочетайте прилагательные с заключенными в скобки существительными.