Рабочее место специалистов СППС.
В целях развития социально-педагогической и психологической службы учреждений образования, создания надлежащих условий для оказания психологической и социально-педагогической помощи, а также для успешной деятельности педагога-психолога, педагога социального и других специалистов СППС, целесообразно иметь специально оборудованные отдельные комнаты. Они предназначены для осуществления консультационной, диагностической, коррекционно-развивающей, просветительской, профилактической, организационно-методической и научно-исследовательской работы.
Кабинеты специалистов СППС являются их основным рабочим местом. Они должны соответствовать определенным санитарно-гигиеническим, техническим и методическим требованиям, создавать атмосферу уюта и вызывать положительные эмоции.
Предпочтительно, чтобы территория СППС включала в себя различные функциональные помещения, каждое из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение. Так, ожидать приема у психолога или социального педагога лучше всего в отдельном небольшом помещении, закрытом от посторонних. В его оформлении рекомендуется использовать цветы, картины. На стенах не должно быть никаких плакатов, особенно медицинского или устрашающего содержания, чтобы не вызвать нежелательные ассоциации у посетителей.
Первичный прием и беседы с посетителями можно проводить в помещении, оснащенном рабочим столом специалиста, компьютером, картотекой с данными о клиентах, шкафом, где размещаются таблицы, плакаты, методические материалы, результаты обследований, которые не должны быть доступны посторонним, и другой инструментарий.
Место для индивидуальных консультаций оформляется максимально комфортно: журнальный столик и удобные мягкие кресла, неяркое освещение (можно боковыми бра), цветы, картины.
Для занятий с детьми и подростками (проведения игровой терапии, снятия психоэмоционального напряжения и др.) предназначаются помещения, где целесообразно иметь мягкое покрытие пола, передвижную мебель, способствующую быстрой смене ситуации в игровом сюжете, удобные мягкие кресла для релаксации (снятия напряжения, усталости и восстановления работоспособности), игрушки, карандаши, бумагу, альбомы и поделочные материалы.
При выборе помещений для СППС следует руководствоваться тем, чтобы они были хорошо звукоизолированы, расположены за пределами зоны видимости и пересечения с административными кабинетами, чтобы рядом не было музыкального и спортивного залов, чтобы они были доступны для посетителей.
Идеальный вариант рабочих мест специалистов СППС: отдельный кабинет каждому социальному педагогу и психологу, дополнительный общий кабинет для проведения занятий и игр.
Каждое учреждение образования при организации рабочих мест для специалистов социально-педагогической и психологической службы исходит из своих возможностей, однако от условий, созданных для работы СППС, во многом зависит ее эффективность, это является неотъемлемой частью имиджа образовательного учреждения, его презентабельности и престижности.
Рекомендуемый перечень оборудования
для кабинетов СППС
1. 15 посадочных мест (удобных стульев).
2. Телефон.
3. Компьютер.
4. Слайдопроектор.
5. Магнитофон.
6. Телевизор.
7. Видеомагнитофон.
8. Экран.
9. Рабочие столы и стулья.
10. Шкафы для техники, пособий, документации.
11. Журнальный стол, 2 кресла.
12. Цветы, картины.
13. Передвижная мебель для занятий и игр.
14. Набор игрушек, настольные игры, канцтовары.
15. Наборы поделочных материалов для творчества.
Планирование и документирование работы
СППС и ее специалистов.
Ведение документации – одна из основных составляющих организации работы специалистов СППС.
В процессе работы по документированию решаются следующие задачи:
- накопление информации;
- фиксация процесса оказания помощи;
- укрепление и координация сотрудничества с другими специалистами, ведомствами;
- передача информации на все уровни исполнения;
- обобщение результатов;
- систематизация информации.
Система документирования включает в себя:
- создание документов;
- работу с ними;
- хранение.
Для ведения документации отводится рабочее время в том количестве, которого требует профессиональный опыт специалистов, но без ущерба для других видов социально-педагогической и психологической работы.
Аккуратное и грамотное ведение документации усиливает профессиональную успешность специалистов СППС и делает их менее уязвимыми при различных проверках и отчётах.
Необходимо ясно представлять различие между документацией СППС и документацией специалистов СППС. Каждым сотрудником службы заполняется своя (личная) необходимая для работы документация. Она имеет специфическое отличие (так, у дефектолога индивидуальные карты отличаются от карточек персонофицированного учета социального педагога или медицинских карточек у медработника). Одновременно с этим, руководителем СППС ведется общая документация службы.
Документация СППС складываетсяиз:
1. нормативных правовых актов, регулирующих деятельность СППС и учреждения образования, а также социального педагога, психолога и других специалистов, входящих в состав СППС;
2. общего планирования деятельности СППС и её специалистов;
3. социально-педагогической характеристики микрорайона учреждения, самого учреждения и составляющих его подразделений;
4. отчётов о проделанной работе за тот или иной период;
5. протоколов различных заседаний, совещаний, советов, встреч и т.д.;
6. документов из переписки с учреждениями;
7. договоров, актов обследования, соглашений;
8. записей в книгах регистрации (звонков по телефону доверия, обращений за помощью, консультаций и т.д.), учёта работы специалиста;
9. результатов исследований района, учреждения, семьи;
10. медико-психолого-педагогических характеристик подопечных, личных дел несовершеннолетних, состоящих на учёте и т.д.
Для специалистов СППС заполненная документация – это своеобразная памятка, напоминание о воспитанниках, клиентах, их проблемах, целях, которые поставлены для разрешения этих проблем.
Особое внимание следует уделять документации по планированию работы. Целью планирования работы является координация действий с определением конкретных мероприятий, взаимодействий, с указанием сроков, исполнителей, охватываемого контингента. При планировании необходимо соблюдать следующие требования: адекватность, педагогическая целесообразность, преемственность, оптимальность, согласованность, конкретность, просматриваемость, перспективность, завершенность. Все планирование должно служить систематизации и повышению эффективности работы.
Перспективный план работы СППС (как правило, на учебный год) должен быть представлен отдельным документом, утвержденным руководителем учреждения образования. Он состоит из вводной части (состояние дел и анализ работы за прошедший год) и основных предполагаемых мероприятий и видов деятельности, которые являются базовыми (различные исследования, акции и мероприятия по просвещению, профилактике и т.д.). Здесь же должна быть показана работа по повышению профессионального уровня специалистов службы. Более детальным является план работы СППС на четверть (или месяц), где конкретизируются, развиваются соответствующие пункты годового плана, соотносятся с конкретным временем. Здесь также отражается то значимое, что предстало как необходимость в результате осуществления той или иной деятельности, хотя в перспективном плане и не значилось.
Специалистам СППС (для упорядочения их деятельности) целесообразно иметь личный план работы на год (не требует утверждения у руководителя учреждения), а также планы работы на месяц (четверть) и неделю (ежедневный). Ежедневный (недельный) план работы специалистов составляется на основе помесячного плана и тех ситуативных мероприятий и неотложных дел, которые возникли по ходу осуществления профессиональной деятельности. Форма плана может быть произвольной, но удобной для работы, в нем конкретно и ясно должна задаваться программа работы на день, развернутая как по видам осуществляемой деятельности, так и по затратам времени (указываются: день недели, число, время, форма мероприятия, тема, контингент, место).
Планирование работы совета профилактики учреждения образования, а также составление тематических планов (проведения месячника правовых знаний, недели профилактики СПИДа и др.) и планов работы СППС по сотрудничеству с различными учреждениями, организациями и специалистами, как и индивидуальных планов по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, не нуждаются в особых комментариях. Это является частью планов работы СППС, ответственный за их составление – руководитель СППС, исполнители – все специалисты службы.
Документация специалистов СППС не подлежит официальному контролю, кроме планов и отчетов.
Рекомендуемый перечень
основной (рабочей) документации СППС:
- график работы специалистов СППС, утвержденный руководителем учреждения образования;
- график проведения индивидуальных консультаций специалистами СППС для детей, родителей и педагогов;
- циклограммы рабочего времени СППС и её специалистов (на неделю);
- план работы СППС на год, четверть (месяц);
- планы работы специалистов СППС на год, четверть (месяц), неделю(ежедневный);
- план работы совета профилактики учреждения образования;
- планы работы СППС по сотрудничеству с различными учреждениями, организациями и специалистами (наркологом, валеологом, ИДН, центром занятости и трудоустройства, центром профилактики СПИДа, центром по профориентации, детскими и молодежными общественными объединениями и др.);
- тематические планы работы СППС (месячника правовых знаний, недели здоровья, недели профилактики табакокурения, СПИДа и т.д.);
- индивидуальные планы по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении (по необходимости);
- аналитический отчет о работе СППС, специалистов СППС за год;
- отчеты и информации о работе по выполнению тематических планов (по необходимости);
- отчеты о работе совета профилактики;
- протоколы совета профилактики;
- журналы учета индивидуальных консультаций специалистов СППС для детей, родителей, педагогов;
- журналы учета работы специалистов СППС (индивидуальных и групповых занятий, мероприятий и т.д.);
- журнал учета посещений учреждения образования и профилактической работы инспектора ИДН;
- социально-педагогическая характеристика микрорайона учреждения образования;
- социально-педагогическая характеристика учреждения образования;
- социально-педагогическая характеристика классов (групп);
- банк данных о воспитанниках, состоящих на учете (ВШК, ИДН, группа риска, инвалиды и т.д.), а также семьях, находящихся в социально-опасном положении (неблагополучные, неполные, многодетные, группы риска и т.д.);
- личные дела несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении;
- информационный банк данных об организациях, с которыми взаимодействуют специалисты СППС по вопросам социализации несовершеннолетних;
- перечень имущества и оборудования кабинетов СППС.
Методическая копилка СППС
Особое место в документации СППС и ее специалистов занимает методический раздел.
Он достаточно разнообразен и включает следующие материалы:
- профессиональные библиотечки;
- статистические сборники, аналитические материалы по проблемам охраны детства;
- национальные, региональные, городские, районные комплексно-целевые программы воспитания детей и молодежи, программные разработки в области реализации основ социальной политики;
- диагностический инструментарий (анкеты, опросники, тесты и т.д.);
- сценарии, программы индивидуальных и групповых мероприятий (занятий, тренингов, праздников, шоу);
- материалы для информационных стендов, уголка правовых знаний, уголка профориентации и др.;
- методические разработки по профилю работы специалистов СППС.
Методическая копилка СППС формируется из опыта ее работы и накапливается в течение всей ее деятельности.
Собранные специалистами СППС методические материалы могут быть объединены:
- по возрастному и статусному принципу (работа с младшими школьниками, старшеклассниками, родителями и т.д.);
- по адресатам (в помощь родителям, в помощь классному руководителю и т.д.);
- по направлениям (работа по профориентации, работа с семьёй, профилактика табакокурения и т.д.).
Размещаются материалы на полках в шкафах (или открытых стеллажах), в папках-накопителях или отдельно.
Процесс документирования требует от специалистов определенных навыков и умений:
- составлять основные служебные документы и оформлять их, знать реквизиты документов, правильное их написание; документ, не имеющий тех или иных реквизитов, рассматривается как брак;
- владеть машинописью и компьютером;
- пользоваться диктофоном, магнитофоном, видеокамерой, фотоаппаратом;
- вести работу с письмами, жалобами, заявлениями и другими документами;
- контролировать работу по исполнению документов (знать порядок исполнения документов, кем и как они должны исполняться);
- копировать и размножать документы (знать, как и кем копии документов должны быть юридически грамотно удостоверены);
- правильно и аккуратно вести регистрационные записи (регистрация – это учёт документов; одно из средств контроля исполнения документов);
- составлять собственную номенклатуру дел, правильно группировать документы, объединять их в дела, затем в группы дел; классифицировать;
- правильно хранить документы (в процессе работы с документами закладываются основы правильного архива);
- правильно определять сроки хранения документов в архиве (сроки хранения документов определяются в зависимости от их значения и ценности).
При увольнении специалисты СППС сдают всю документацию на хранение руководителю учреждения образования.
.