Нравственные аспекты взаимоотношений педагога и родителей (опекунов) учащихся

1)Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или опекунах или мнение родителей или опекунов - о детях.

2)Педагоги не побуждают родительские комитеты, чтобы они по каким-либо поводам организовывали для педагогов угощения, поздравления и тому подобное.

3)Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.

4)На отношения педагогов с воспитанниками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями или опекунами педучреждению.

5)С профессиональной этикой педагога не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.

6)Педагог может принимать лишь те подарки, которые: 1) преподносятся совершенно добровольно; 2) не имеют и не могут иметь своей целью подкуп педагога и 3) достаточно скромны, т. е. это вещи, сделанные руками самих учеников или их родителей, созданные ими произведения, цветы, сладости, сувениры или другие недорогие вещи.

28.Этические принципы и нормы отношений в трудовом коллективе «по горизонтали»
От здорового морально-психологического климата в организации, об­становки доброжелательности, взаимного уважения, равно как и строгой требовательности (не только к другим, но и в первую очередь к себе), зависит не только работоспособность сотрудников, но и в целом стабильность организации, устой­чивость ее коллектива. Созданию такой атмосферы способствуют знание и соблюдение принципов и норм служебной этики. Их главное назначе­ние – облагораживать отношения между сотрудниками.В организации любого типа каждый из ее членов никогда не работает изолированно, отдельно от других. Групповыенормы представляют собой требования к поведе­нию, которые группа предъявляет своим членам; это стандарти­зованные правила поведения, формирующиеся в условиях со­вместной деятельности. Эффективные отношения между социальными работниками могут быть обеспечены при соблюдении следующих требований, выступаю­щих принципами отношений «по горизонтали».

1. Самоуправление и контроль за собственным поведением, фор­мирование в себе качеств, необходимых профессии, приятных окружающим, способствующих личному успеху и продвижению.

2. Координация собственного поведения, темперамента, по­требностей, интересов, настроения с окружающими. Недопус­тимо распускать себя, оправдываясь тем, что вы холерик или у вас неприятности дома.

3. Терпимость к недостаткам, привычкам коллег, к их раздражающим вас взглядам, убеждениям, мнениям. Осно­вой такой терпимости должна быть твердая уверенность в том, что каждый человек имеет право быть таким, каков он есть, и мы должны принимать людей именно такими — «иными» по сравнению с нами.

4. Стремление к взаимопониманию, для чего надо «выйти из собственной концепции к общей систе­ме координат», попытаться понять, что движет другим человеком.

5. Способность к сочувствию, сопереживанию — это даже не тре­буемое, а скорее ожидаемое, желаемое поведение.

Эти общие принципы отношений «по горизонтали» конкрети­зируются в нормах поведения, включающих в себя:

- подчинение сиюминутных личных интересов стратегическим це­лям коллектива;

- умение не превращать деловые разногласия с коллегами в лич­ную неприязнь и не переносить свои симпатии и антипатии на служеб­ные отношения;

- стремление сохранить с коллегами добрые отношения, которые не должны препятствовать деловой критике, способности аргументи­рованно отстаивать собственную точку зрения;

- умение координировать собственную точку зрения с мнением коллег, вести коллективный поиск наиболее оптимального решения профессиональных проблем;

- способность проявить во взаимоотношениях с коллегами тактич­ность, стремление к взаимопониманию, сочувствию, сопереживанию.

\Само по себе существование групповых норм поведения еще не означает, что они будут неукоснительно выполняться всеми членами группы. Свою регулирующую функцию нормы осущест­вляют посредством механизма санкционирования.

29.Этические принципы и нормы взаимоотношений в педагогическом коллективе «по вертикали»

Этика служебных отношений «по вертикали» регламентирует отношения управления и подчинения, отличительная черта кото­рых – асимметричность, неравенство, зависимость одного лица от другого. Тон здесь задает руководитель, поэтому именно к нему, к его личностным качествам предъяв­ляются основные требования.

Считается, что продвижению «наверх», занятию руководящего поста помогают следующие качества-условия:

- умение работать с людьми;

- готовность рисковать и брать ответственность на себя;

- приобретение опыта руководящей работы до 35 лет (с возрастом сотруднику-исполнителю все труднее приобретать качества руководи­теля);

- способность «генерировать идеи»;

- умение при необходимости менять стиль управления;

- специальная управленческо-менеджерская подготовка;

- поддержка и понимание семьи.

Если перечисленные качества помогают специалисту стать руководителем, то быть успешным руководителем он может при наличии следующих свойств, умений и навыков:

- высокой коммуникабельности;

- умения управлять людьми, влиять на них;

- умения делегировать полномочия и распределять роли в коллективе;

- способности самостоятельно принимать решения;

- аналитических способностей;

- гибкого поведения;

- умения правильно распределять время — свое и подчиненных;

- знания своего дела.

Соответствие этим требованиям и создает руководителю ав­торитет – признание его лидерства не только по должности, но и по его человеческим качествам, готовность сотрудников под­чиняться ему не по обязанности, а по личной склонности.

Однако наличие у руководителя авторитета еще не определя­ет благополучия и эффективности отношений «по вертикали». Многое здесь зависит от стиля руководства.

Самой популярной остается до сих пор типология индивиду­альных стилей руководства, разработанная еще в 1930-е гг. не­мецким психологом К. Левиным. Он выделил следующие стили руководства:

• авторитарный;

• демократический;

• нейтральный (или анархический).

• Авторитарный стиль руководства вполне уместен при наличии по крайней мере двух условий:

а) этого требует производственная ситуация;

б) персонал добровольно и охотно соглашается на авторитар­ные методы руководства, так как авторитарному стилю присущи немаловажные достоинства.
Успех неформальных отношений с подчиненными, без чего невозможно формирование чувства уважения к своему руково­дителю, зависит от соблюдения целого ряда принципов и норм делового общения «по вертикали»:

- уважение чужого досто­инства;

- терпимо­сти к взглядам и характеру других людей, их вкусам, признание в каждом из них индивидуальности;

- критиковать конкретные действия, а не лич­ность провинившегося.

- предъявлять ко всем подчиненным одинаковые требова­ния, ко всем относиться ровно, никого не выделять;

- не скрывать от своих сотрудников важную для них информацию;

- про­являть интерес и заботуо каждом отдельном человеке.

- проявлять требовательность как к коллегам по работе, так и к самому себе.

Наши рекомендации