Нравственные аспекты взаимоотношений педагога и родителей (опекунов) учащихся
1)Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или опекунах или мнение родителей или опекунов - о детях.
2)Педагоги не побуждают родительские комитеты, чтобы они по каким-либо поводам организовывали для педагогов угощения, поздравления и тому подобное.
3)Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.
4)На отношения педагогов с воспитанниками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями или опекунами педучреждению.
5)С профессиональной этикой педагога не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.
6)Педагог может принимать лишь те подарки, которые: 1) преподносятся совершенно добровольно; 2) не имеют и не могут иметь своей целью подкуп педагога и 3) достаточно скромны, т. е. это вещи, сделанные руками самих учеников или их родителей, созданные ими произведения, цветы, сладости, сувениры или другие недорогие вещи.
28.Этические принципы и нормы отношений в трудовом коллективе «по горизонтали»
От здорового морально-психологического климата в организации, обстановки доброжелательности, взаимного уважения, равно как и строгой требовательности (не только к другим, но и в первую очередь к себе), зависит не только работоспособность сотрудников, но и в целом стабильность организации, устойчивость ее коллектива. Созданию такой атмосферы способствуют знание и соблюдение принципов и норм служебной этики. Их главное назначение – облагораживать отношения между сотрудниками.В организации любого типа каждый из ее членов никогда не работает изолированно, отдельно от других. Групповыенормы представляют собой требования к поведению, которые группа предъявляет своим членам; это стандартизованные правила поведения, формирующиеся в условиях совместной деятельности. Эффективные отношения между социальными работниками могут быть обеспечены при соблюдении следующих требований, выступающих принципами отношений «по горизонтали».
1. Самоуправление и контроль за собственным поведением, формирование в себе качеств, необходимых профессии, приятных окружающим, способствующих личному успеху и продвижению.
2. Координация собственного поведения, темперамента, потребностей, интересов, настроения с окружающими. Недопустимо распускать себя, оправдываясь тем, что вы холерик или у вас неприятности дома.
3. Терпимость к недостаткам, привычкам коллег, к их раздражающим вас взглядам, убеждениям, мнениям. Основой такой терпимости должна быть твердая уверенность в том, что каждый человек имеет право быть таким, каков он есть, и мы должны принимать людей именно такими — «иными» по сравнению с нами.
4. Стремление к взаимопониманию, для чего надо «выйти из собственной концепции к общей системе координат», попытаться понять, что движет другим человеком.
5. Способность к сочувствию, сопереживанию — это даже не требуемое, а скорее ожидаемое, желаемое поведение.
Эти общие принципы отношений «по горизонтали» конкретизируются в нормах поведения, включающих в себя:
- подчинение сиюминутных личных интересов стратегическим целям коллектива;
- умение не превращать деловые разногласия с коллегами в личную неприязнь и не переносить свои симпатии и антипатии на служебные отношения;
- стремление сохранить с коллегами добрые отношения, которые не должны препятствовать деловой критике, способности аргументированно отстаивать собственную точку зрения;
- умение координировать собственную точку зрения с мнением коллег, вести коллективный поиск наиболее оптимального решения профессиональных проблем;
- способность проявить во взаимоотношениях с коллегами тактичность, стремление к взаимопониманию, сочувствию, сопереживанию.
\Само по себе существование групповых норм поведения еще не означает, что они будут неукоснительно выполняться всеми членами группы. Свою регулирующую функцию нормы осуществляют посредством механизма санкционирования.
29.Этические принципы и нормы взаимоотношений в педагогическом коллективе «по вертикали»
Этика служебных отношений «по вертикали» регламентирует отношения управления и подчинения, отличительная черта которых – асимметричность, неравенство, зависимость одного лица от другого. Тон здесь задает руководитель, поэтому именно к нему, к его личностным качествам предъявляются основные требования.
Считается, что продвижению «наверх», занятию руководящего поста помогают следующие качества-условия:
- умение работать с людьми;
- готовность рисковать и брать ответственность на себя;
- приобретение опыта руководящей работы до 35 лет (с возрастом сотруднику-исполнителю все труднее приобретать качества руководителя);
- способность «генерировать идеи»;
- умение при необходимости менять стиль управления;
- специальная управленческо-менеджерская подготовка;
- поддержка и понимание семьи.
Если перечисленные качества помогают специалисту стать руководителем, то быть успешным руководителем он может при наличии следующих свойств, умений и навыков:
- высокой коммуникабельности;
- умения управлять людьми, влиять на них;
- умения делегировать полномочия и распределять роли в коллективе;
- способности самостоятельно принимать решения;
- аналитических способностей;
- гибкого поведения;
- умения правильно распределять время — свое и подчиненных;
- знания своего дела.
Соответствие этим требованиям и создает руководителю авторитет – признание его лидерства не только по должности, но и по его человеческим качествам, готовность сотрудников подчиняться ему не по обязанности, а по личной склонности.
Однако наличие у руководителя авторитета еще не определяет благополучия и эффективности отношений «по вертикали». Многое здесь зависит от стиля руководства.
Самой популярной остается до сих пор типология индивидуальных стилей руководства, разработанная еще в 1930-е гг. немецким психологом К. Левиным. Он выделил следующие стили руководства:
• авторитарный;
• демократический;
• нейтральный (или анархический).
• Авторитарный стиль руководства вполне уместен при наличии по крайней мере двух условий:
а) этого требует производственная ситуация;
б) персонал добровольно и охотно соглашается на авторитарные методы руководства, так как авторитарному стилю присущи немаловажные достоинства.
Успех неформальных отношений с подчиненными, без чего невозможно формирование чувства уважения к своему руководителю, зависит от соблюдения целого ряда принципов и норм делового общения «по вертикали»:
- уважение чужого достоинства;
- терпимости к взглядам и характеру других людей, их вкусам, признание в каждом из них индивидуальности;
- критиковать конкретные действия, а не личность провинившегося.
- предъявлять ко всем подчиненным одинаковые требования, ко всем относиться ровно, никого не выделять;
- не скрывать от своих сотрудников важную для них информацию;
- проявлять интерес и заботуо каждом отдельном человеке.
- проявлять требовательность как к коллегам по работе, так и к самому себе.