Обучение и развитие личности
Семинарское занятие № 31
Тема: Основные дидактические концепции (теории обучения)
Основные понятия темы:дидактика,дидактическая концепция, педоцентризм, дидактическая система, гуманистическая дидактика.
План (вопросы для обсуждения):
1. Предмет и задачи современной дидактики.
2. Характеристика основных дидактических концепций (традиционная, педоцентрическая, гуманистическая).
3. Становление современной дидактической системы.
Задания и вопросы для самостоятельной работы:
1. Подготовить презентацию по дидактической системе одного из классиков дидактики.
Литература:
1. Жилин, Д. М. Инструктивизм и конструктивизм - диалектически противоположные стратегии обучения / Д. М. Жилин // Педагогика : науч.- теор.журнал. – 2011. – № 5. – С. 26-36.
2. Загвязинский, В.И., Емельянова И.Н. Теория обучения и воспитания. - М.: Академия, 2012. – 256 с.
3. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация [Текст]: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений /В.И. Загвязинский. – М.:Издательский центр: «Академия», 2004. – 192 с.
4. Ибрагимов, Г.И. Теория обучения [Текст]: учебное пособие /Г.И. Ибрагимов, Е.М. Ибрагимова, Т.М. Андрианова. – М.: Владос, 2011. – 383 c.
5. Коджаспирова, Г. М. Педагогика [Текст]: учебник для академического бакалавриата по педагогическим специальностям (ОПД.Ф.02-Педагогика) / Г. М. Коджаспирова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2015. – 719 с.
6. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров.- М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2005. – 448 с.
7. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс. В 2 кн. Кн. 1 Общие основы. Процесс обучения: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. Рек. МО РФ / И.П. Подласый. – М. : Гуманитар. издат. центр ВЛАДОС, 2013. – 576 с.
8. Рыжов, В.Н. Дидактика: учебное пособие / Рыжов В.Н.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 318 c.
9. Сериков, В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учебное пособие для вузов /В. В. Сериков; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2008. – 256 с.
10. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н. В. Бордовской. – 3-е изд., стереотип. – М. : КноРус, 2016. – 432 с.
11. Теория обучения: учебное пособие / Буслаева Е.М., Елисеева Л.В., Зубкова А.С., Петунин С.А., Фролова М.В. – С.: Научная книга, 2012. – 159 c.
12. Фокин, Ю.Г. Теория и технология обучения. Деятельностный подход [Текст]: учеб. пособ. для вузов /Ю.Г. Фокин. -3-е изд., испр. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 240 с.
13. Хуторской, А. В. Современная дидактика [Текст] : учеб. пособие / А. В. Хуторской. - 2-е изд., перераб. - М. : Высшая школа, 2007. – 639 с.
Семинарское занятие № 32
Тема: Обучение и развитие в гуманистической дидактике
Основные понятия темы:обучение, развитие, дидактика, преподавание, учение, самообразование, оптимизация обучения.
План (воросы для обсуждения):
1. Обучение и развитие личности в гуманистической дидактике. Развитие личности в обучении.
2. Единство процессов преподавания и учения. Взаимосвязь обучения и реальных возможностей ученика.
3. Взаимосвязь мотивов, целей, задач, содержания, методов, форм и результатов в обучении.
4. Роль самообразования в образовании личности.
Задания и вопросы для самостоятельной работы:
1. Обосновать отличие понятий «учение» и «обучение», «результат обучения» и «результат образования».
2. Доказать точку зрения, согласно которой обучение представляет собой влияние трех культур: социального опыта, культуры учителя и ученика.
3. Показать роль различных источников в обучении человека, раскрыв несколько подходов к этому вопросу.
4. Доказать необходимость оптимизации процесса обучения.
Литература:
1. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: учебник для студ. вузов. Доп. МО РФ / Г. В. Бороздина. – М.: Юрайт, 2011. – 478 с.
2. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация [Текст]: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений /В.И. Загвязинский.- М.:Издательский центр «Академия», 2004. – 192 с.
3. Ибрагимов, Г.И. Теория обучения [Текст]: учебное пособие / Г.И. Ибрагимов, Е.М. Ибрагимова, Т.М. Андрианова. – М.: Владос, 2011. – 383 c.
4. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс. В 2 кн. Кн. 1 Общие основы. Процесс обучения: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. Рек. МО РФ / И.П. Подласый. – М. : Гуманитар. издат. центр ВЛАДОС, 2013. – 576 с.
5. Педагогика [Текст]: учебник для бакалавров, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям / Московский пед. гос. ун-т ; ред.: Л. С. Подымова, В. А. Сластёнин. – М.: Юрайт, 2014. – 332 с.
6. Психология и педагогика: учебник для студ. вузов. Рек. УМО / [Б. З. Вульфов, В. Д. Иванов, Е. В. Куканова и др.]; под ред. П. И. Пидкасистого. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – 715 с.
7. Рыжов, В.Н. Дидактика [Текст]: учебное пособие / Рыжов В.Н. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 318 c.
8. Сериков, В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учебное пособие для вузов /В. В. Сериков; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2008. – 256 с.
9. Хуторской, А. В. Современная дидактика [Текст] : учеб. пособие / А. В. Хуторской. – 2-е изд., перераб. – М.: Высшая школа, 2007. – 639 с.
10. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика : учебное пособие для студ. вузов. Доп. МО РФ / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – 672 с.
Семинарское занятие № 33
Тема: Содержание образования как средство развития личности и формирование её базовой культуры
Основные понятия темы: содержание образования, государственный образовательный стандарт, учебный план, учебная программа, учебник, учебное пособие.
План (вопросы для обсуждения):
1. Понятие«содержание образования», его исторический характер.Материальная и формальная теории формирования содержания образования.
2. Принципы и критерии отбора содержания общего образования.
3. Содержание общего среднего образования. Федеральные государственные стандарты.
4. Нормативные документы, определяющие содержание образования: учебный план, учебный предмет и учебная программа, учебная литература.
Задания и вопросы для самостоятельной работы:
1. Выделите факторы, которые обуславливают содержание образования. Обоснуйте их роль.
2. Проанализируйте базисный учебный план средней общеобразовательной школы.
3. Охарактеризуйте требования, предъявляемые к учебникам.
Литература:
1. Загвязинский, В.И. Теория обучения в вопросах и ответах (2-е изд., испр.): [Текст] учеб. пособие. – 2008. – 160 с.
2. Краевский, В. В. Основы обучения : дидактика и методика [Текст] : учеб. пособие / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. – М. : Академия, 2007. – 348 с.
3. Педагогика [Текст]: учебник для бакалавров, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям / Московский пед. гос. ун-т ; ред.: Л. С. Подымова, В. А. Сластёнин. – М.: Юрайт, 2014. – 332 с.
4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
5. Примерная основная программа начального общего образования. (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г.№ 1/15).
6. Педагогика [Текст]: учебник для бакалавров, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям / Московский пед. гос. ун-т ; ред.: Л. С. Подымова, В. А. Сластёнин. – М.: Юрайт, 2014. – 332 с.
7. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения [Текст] : учеб. для студ. высш. учеб. заведений. Рек. МО РФ / И.П. Подласый . – М. : Гуманитар. издат. центр ВЛАДОС, 2013. – 576 с.
8. Рыжов, В.Н. Дидактика [Текст]: учебное пособие / Рыжов В.Н. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2012. – 318 c.
9. Теория обучения: учебное пособие / Е.М. Буслаева., Л.В. Елисеева Л.В., А.С. Зубкова, С.А. Петунин, М.В. Фролова. – С.: Научная книга, 2012. – 159 с.
10. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015).
11. Хуторской, А. В. Современная дидактика [Текст] : учеб. пособие / А. В. Хуторской. - 2-е изд., перераб. - М. : Высшая школа, 2007. –639 с.
Семинарское занятие № 34
Тема: Методы и средства обучения в современной дидактике
Основные понятия темы: обучение, образование,метод обучения, дидактический приём, средство обучения.
План (вопросы для обсуждения):
1. Понятие о методах обучения, методах учения и методах преподавания.
2. Различные подходы в дидактике к классификации методов обучения, их характеристика.
3. Понятие, классификация и характеристика места средств обучения в обучении.Задания и вопросы для самостоятельной работы:
1. Подготовить презентацию, раскрывающую различные подходы к классификации методов обучения в дидактике.
2. Показать, как в одном учебном предмете можно использовать в комплексе разнообразные методы обучения.
Литература:
1. Борытко, Н. М. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студ. вузов. Рек. УМО / Н. М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков .— М. : ИЦ «Академия», 2010. – 496 с.
2. Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие. / кол. авторов; под ред. Бордовской Н.В. –– М.: КНОРУС, 2010. – 432 с.
3. Вавилова, Л.Н. Современные способы активизации обучения: учебное пособие [Текст] /Л.Н. Вавилова, Т.С. Панина. – М.: 2007. – 176 с.
4. Звонников, В.И. Современные средства оценивания результатов обучения / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. -3-е изд. – М.: Академия, 2009. – 224 с.
5. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров.- М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2005. – 448 с.
6. Осмоловская, И.М. Наглядные методы обучения [Текст]: (1-е изд.) учеб. пособие. – 2009. – 192 с.
7. Осмоловская, И.М. Словесные методы обучения [Текст]: (1-е изд.) учеб. пособие. – 2008. – 176 с.
8. Пидкасистый, П.И. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И. (2-е изд., перераб. и доп.) [Текст]: учебник – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 624 с.
9. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. Рек. МО РФ / И.П. Подласый. – М. : Гуманитар. издат. центр ВЛАДОС, 2013. – 576 с.
10. Рыжов, В.Н. Дидактика [Текст]: учебное пособие / Рыжов В.Н. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 318 c.
11. Хуторской, А. В. Современная дидактика [Текст] : учеб. пособие / А. В. Хуторской. - 2-е изд., перераб. – М. : Высшая школа, 2007. – 639 с.
12. Краевский, В. В. Основы обучения : дидактика и методика [Текст] : учеб. пособие / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. - М. : Академия, 2007. – 348 с.
Семинарское занятие № 35
Тема: Методы контроля и самоконтроля в обучении
Основные понятия темы:виды контроля, методы контроля, формы контроля, методы самоконтроля, система оценивания, педагогический мониторинг.
План (вопросы для обсуждения):
1. Своебразие и характеристика значения методов контроля и самоконтроля в обучении.
2. Современная система оценивания в школах РФ.
3. Критерии выбора и условия эффективного использования методов контроля и самоконтроля.
Задания и вопросы для самостоятельной работы:
1. Подобрать фактический материал по теме: «Болонский процесс, реформы в сфере образования РФ и система оценивания в школе».
2. Подготовить сообщение о системах оценивания в школах разных стран мира.
Литература:
1. Звонников, В.И. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 224 с.
2. Иванов, А.В. Школьная оценка: какая есть сегодня и какой она должна быть завтра? // Директор школы. – 2009. – №7. – C. 57-62.
3. Каспаржак, А.А. Оценивание как результат и результаты оценивания // Директор школы. – 2008. – № 8. – C. 5–11.
4. Коджаспирова, Г. М. Педагогика [Текст]: учебник для академического бакалавриата по педагогическим специальностям (ОПД.Ф.02-Педагогика) / Г. М. Коджаспирова. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2015. – 719 с.
5. Петерсон, Л.Г., Петерсон, В.А. Оценка в условиях перехода к безотметочному обучению // Школьные технологии. – 2007. – №3. – С.178-184.
6. Пинская, М.А., Иванов А.В. Критериальное оценивание в школе // Школьные технологии. – 2010. – №3. – С.177-184.
7. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения [Текст] : учеб. для студ. высш. учеб. заведений. Рек. МО РФ / И.П. Подласый. – М. : Гуманитар. издат. центр ВЛАДОС, 2013. – 576 с.
8. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка. /Под ред. Е.Д. Божович: Учебное пособие. – Московский психолого-социальный институт, 1999. – 224 с.
9. Самылкина, Н.Н. Современные средства оценивания результатов обучения / Н.Н. Самылкина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 172 с.
10. Симонов, В.П. Десятибалльная шкала – это более достоверная оценка качества образования // Директор школы. – 2007. – № 10. – C. 59 - 64.
11. Филатов, Е.Н. О системе оценивания знаний в школе для одаренных детей // Школьные технологии. – 2008. – № 2. – С.149-152.
12. Чошанов, М.А. Школьная оценка: старые проблемы и новые перспективы// Педагогика. – 2000. – №10. – С.95-102.
13. Шамова, Т.И., Худин А.Н., Подчалимова Г.Н., Ильина И.В., Белова С.Н., Золотухин С.А., Благирева И.Я. Современные средства оценивания результатов обучения [Текст] : учеб. пособие / Под ред. Т.И. Шамовой, Г.Н. Подчалимовой. – Курск: Курск. гос. ун- т, 2005. – 198 с.
14. Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе /М.: Сентябрь, 2000. – 176 с.
15. Хлебников, В.А. О создании системы оценивания учебных достижений учащихся // Школьные технологии. – 2006. – №3. – С.153-158.
Семинарское занятие № 36
Тема: Современные формы организации обучения
Основные понятия темы:формы обучения, формы организации обучения, урок, домашняя работа.
План (вопросы для обсуждения):
1. Понятие о «форм организации обучения» и «форм обучения» в современной дидактике.
2. Становление и развитие форм обучения и форм организации обучения.
3. Современная классификация и характеристика современных форм организации обучения.
4. Типы и структура уроков разных типов. Требования к уроку. Другие формы организации обучения в современной российской школе.
Задания и вопросы для самостоятельной работы:
1. Можно ли утверждать, что классно-урочная система обучения является основной в современной российской школе? Обоснуйте ответ.
2. Доказать, что взаимодействие учителя и учащихся является по праву важным признаком процесса обучения применительно к такой форме организации обучения, как домашняя работа ученика.
Литература:
1. Борытко, Н. М. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студ. вузов. Рек. УМО / Н. М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М. : ИЦ «Академия», 2010. – 496 с.
2. Вавилова, Л.Н. Современные способы активизации обучения: учебное пособие [Текст] / Л.Н. Вавилова, Т.С. Панина. – М., 2007. – 176 с.
3. Голованова, Н.Ф. Педагогика (2-е изд., стер.) [Текст]: учеб. пособие – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с.
4. Гребенюк, О.С., Гребенюк,Т.Б. Теория обучения [Текст]: учебник .для студ. выс.уч.завед. / О.С.Гребенюк, Т.Б.Гребенюк. – М.:Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 384 с.
5. Загвязинский, В.И. Теория обучения в вопросах и ответах (2-е изд., испр.): [Текст] учеб. пособие - 2008. – 160 с.
6. Краевский, В. В. Основы обучения : дидактика и методика [Текст] : учеб. пособие / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. – М. : Академия, 2007. – 348 с.
7. Мандель, Б. Р. Педагогика [Текст] : учебное пособие / Б. Р. Мандель. – М. : Флинта : Наука, 2014. – 288 с.
8. Пидкасистый, П.И. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И. (2-е изд., перераб. и доп.) учебник – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 624 с.
9. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс. В 2 кн. Кн. 1 Общие основы. Процесс обучения : учеб. для студ. высш. учеб. заведений. Рек. МО РФ / И.П. Подласый. – М. : Гуманитар. издат. центр ВЛАДОС, 2013. – 576 с.
10. Рыжов, В.Н. Дидактика: учебное пособие / В.Н. Рыжов. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 318 c.
11. Хуторской, А. В. Современная дидактика [Текст] : учеб. пособие / А. В. Хуторской. - 2- е изд., перераб. – М. : Высшая школа, 2007. – 639 с.
Семинарское занятие № 37
Тема: Педагогическая инноватика и педагогические технологии
Основные понятия темы:педагогическая инноватика, образовательные технологии, педагогические технологии, технологии обучения, технологии воспитания.
План (вопросы для обсуждения):
1. Сущность понятий «педагогическая инноватика», «образовательная технология», «педагогическая технология», «технология обучения», «технология воспитания», их характеристика.
2. Исторические аспекты развития педагогических технологий в отечественной и зарубежной педагогике.
3. Классификация современных педагогических технологий и их характеристика.Задания и вопросы для самостоятельной работы:
1. Раскрыть различные подходы к определению сущности педагогической технологии.
2. Можно ли рассматривать педагогическую технологию как средство обучения? Почему? Обосновать ответ.
3. Согласны ли Вы с утверждением «Перспективы инновационной деятельности зависят не только от инновационного потенциала нововведения, но и от инновационного потенциала педагогического коллектива» (В. Лазарев). Ответ обосновать.
Литература:
1. Атемаскина, Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии: учебно- методическое пособие. – СПБ.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012. – 112 с.
2. Дичківська, І. М. Інноваційні педагогічні технології [Текст] : підручник / І. М. Дичківська. - 2-ге вид., допов. – К. : Академвидав, 2012. – 350 с.
3. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании (8-е изд., перераб. и доп.) учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 208 с.
4. Загвязинский, В.И. Теория обучения в вопросах и ответах (2-е изд., испр.)учеб. Пособие. – 2008. – 160 с.
5. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров.- М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2005. – 448 с.
6. Коджаспирова, Г. М. Педагогика [Текст] : учебник для академического бакалавриата по педагогическим специальностям (ОПД.Ф.02-Педагогика) / Г. М. Коджаспирова. – 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2015. – 719 с.
7. Кукушин, В. С. Современные педагогические технологии [Текст] : начальная школа : пособие для учителя / В. С. Кукушин. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 379 с.
8. Матяш, Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение [Текст] : учеб. пособие / Н. В. Матяш. – М. : Академия, 2011. – 141 с.
9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Е. С. Полат [и др.] ; под ред. Е. С. Полат. – 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Академия, 2008. – 269 с.
10. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения [Текст] : учеб. для студ. высш. учеб. заведений. Рек. МО РФ / И.П. Подласый. – М. : Гуманитар. издат. центр ВЛАДОС, 2013. – 576 с.
11. Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно- методическое пособие / В.Ю. Питюков. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2007. – 231с.
12. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] : учебное пособие/ Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2007. – 256 с.
13. Современные образовательные технологии [Текст] : учебное пособие / под ред. Н. В. Бордовской. – 3-е изд., стереотип. – М. : КноРус, 2016. – 432 с.
14. Фокин, Ю.Г. Теория и технология обучения. Деятельностный подход[Текст]: учеб. пособ. для вузов /Ю.Г. Фокин. – 3-е изд., испр. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 240 с.
15. Хуторской, А. В. Современная дидактика [Текст] : учеб. пособие / А. В. Хуторской. - 2-е изд., перераб. - М. : Высшая школа, 2007. – 639 с.
16. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения [Текст] : справочник для студентов / авт.-сост. А. В. Виневская ; ред. И. А. Стеценко. – Ростов н/Д. : Феникс, 2014. – 254 с.
Семинарское занятие № 38
Тема: Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса
Основные понятия темы: педагогические технологии, педагогика сотрудничества, ценности личностно ориенированного обучения.
План (вопросы для обсуждения):
1. Теория личностно ориентированного обучения как основа педагогических технологий.
2. Педагогика сотрудничества.
3. Гуманно-личностная педагогика Ш.А. Амонашвили.
4. Содержание педагогических технологий на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса Е.Н. Ильина и В.Ф. Шаталова.
Задания и вопросы для самостоятельной работы:
1. Подготовить презентацию об одной из педагогических технологий, основанных на личностной ориентации педагогического процесса (Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильина, В.Ф. Шаталова и др.).
2. Согласны ли Вы с утверждением «Рефлексия в общем плане – это переосмысление. Создание рефлексивной среды позволяет моделировать особенные, уникальные по отношению к педагогу условия, в которых его личностный и интеллектуальный опыт не только является недостаточным, но и служит своеобразным препятствием (а не только средством) к достижению цели» (В. Сластёнин). Ответ обосновать.
Литература:
1. Амонашвили, Ш.А. Как живёте, дети? [Текст]: кн. для учителя / Ш. Амонашвили. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 175 с.
2. Белухин, Д. А. Основы личностно ориентированной педагогики [Текст]: курс лекций / Д. А. Белухин ; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.- социал. ин-т. - Москва : Ин-т практ. Психологии. – Воронеж : МОДЭК, 1996. – Ч. 2. – 1997. – 303 с.
3. Довгопол, И. И., Ивкова Т. А. Современные образовательные и педагогические технологии / И. И Довгопол, Т. А. Ивкова. – С: мпс «Ната» 2007. – 336 с.
4. Дичківська, І. М. Інноваційні педагогічні технології [Текст]: підручник / І. М. Дичківська. – 2-ге вид., допов. - К. : Академвидав, 2012. – 350 с.
5. Дичківська, І. М. Інноваційні педагогічні технології [Текст]: практикум. – К.: Академвидав, 2013. – 448 с.
6. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров.- М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2005. – 448 с.
7. Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии [Текст]: учебно- методическое пособие / В.Ю. Питюков. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2007. – 231 с..
8. Педагогические технологии [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических с специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. - М.: ИКЦ «МарТ, 2011. – 167 с.
9. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения [Текст]: справочник для студентов / авт.-сост. А. В. Виневская ; ред. И. А. Стеценко. – Ростов н/Д. : Феникс, 2014. – 254 с.
10. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] : учебное пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2007. – 256 с.
11. Сластенин, В.А., Подымова, Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М., 1 997. – 224 с.
12. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - 2-е изд. – Киев. : Рад. школа, 1972. – 244 с.
13. Педагогика [Текст]: учебник для бакалавров, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям / Московский пед. гос. ун-т ; ред.: Л. С. Подымова, В. А. Сластёнин. – М.: Юрайт, 2014. – 332 с.
14. Современные образовательные технологии: учеб. пособие для студ., магистрантов, аспирантов, докторантов, шк. педагогов и вузовских преподавателей / под ред. Н. В. Бордовской. – М.: КноРус, 2010. – 432 с.
15. Хуторской, А. В. Современная дидактика [Текст] : учеб. пособие / А. В. Хуторской. - 2-е изд., перераб. – М. : Высшая школа, 2007. – 639 с.
16. Щетинин, М.П. Объять необъятное: записки педагога. – М.: Педагогика, 1986. – 176 с.
Семинарское занятие № 39
Тема: Педагогическая технология Марии Монтессори
Основные понятия темы:системные инновационные педагогические технологии,теория свободного воспитания, эвритмия, дидактический материал.
План (вопросы для обсуждения):
1. Этапы общественно педагогической и научной деятельности М. Монтессори.
2. Концептуальные основы педагогической технологии «Дом свободного ребёнка».
3. Особенности содержания педагогической технологии «Дом свободного ребёнка».
Задания и вопросы для самостоятельной работы:
1. Объяснить смысл обращения ребёнка к педагогу: «Помогите мне это сделать самому», которое стало смыслом педагогики М. Монтессори.
2. Согласны ли Вы с утверждением «Чувственное восприятие является основой умственного и нравственного развития» (М. Монтессори.) Ответ обосновать..
3. Подготовить презентацию или доклад об этапах научной и педагогической деятельности М. Монтессори.
Литература:
1. Атемаскина, Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии [Текст]: учебно-методическое пособие. – СПБ.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012. – 112 с.
2. Современные образовательные технологии: учеб. пособие для студ., магистрантов, аспирантов, докторантов, шк. педагогов и вузовских преподавателей / под ред. Н. В. Бордовской. – М.: КноРус, 2010. – 432 с.
3. Дичківська, І. М. Інноваційні педагогічні технології [Текст]: навчальний посібник. – К.: Академвидав, 2012. – 352 с.
4. Дичківська, І. М. Інноваційні педагогічні технології [Текст]: практикум. – К.: Академвидав, 2013. – 448 с.
5. Дичковская, И. Н., Пониманская, Т. И. Воспитание для жизни: образовательная система М. Монтессори / И. Н. Дичковская, Т. И. Пониманская. – М.: Московский Монтессори-центр, 1996. – 125 с.
6. Довгопол, И. И., Ивкова Т. А. Современные образовательные и педагогические технологии / И. И Довгопол, Т. А. Ивкова. – С: мпс «Ната» 2007. – 336 с.
7. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Монтессори М. [сост., вступ, ст. М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов]. – М.: Карапуз, 2000. – 272 с.
8. Селевко, Г. Н. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие / Селевко Г. Н. – М.: Народное образование, 2007. – 256 с.
Семинарское занятие № 40
Тема: Антропософские школы Рудольфа Штейнера
Основные понятия темы:антропософия, вальдорфская педагогика, эвритмия.
План (вопросы для обсуждения):
1. Вальдорфская школа как альтернатива традиционному образованию. Вальдорфское движение в мире. Типы вальдорфских образовательных учреждений.
2. Антропософия как теоретико-методологическая основа вальдорфской педагогики.
3. Типы и общие принципы работы вальдорфских образовательных учреждений
4. Особенности содержания вальдорфской педагогики.
Задания и вопросы для самостоятельной работы:
1. Как согласуются между собой теория жизненных ритмов Р. Штейнера и традиционный педагогический принцип учёта возрастных особенностей детей?
2. Согласны ли Вы с утверждением «Самое большое, что можно сделать для ребёнка – подготовить его к тому, чтобы в определённый момент его жизни, благодаря познанию себя, он будет в состоянии достичь осознания и переживания собственной свободы. Подвести к этому воспитание может лишь при таком взгляде на человека, который признаёт право на самоопределение» (Р. Штейнер). Ответ обосновать.
3. Согласны ли Вы с утверждением «Искусство воспитания должно основываться не на общих рассуждениях о «гармоническом развитии всех сил и способностей», оно может быть построено только на основе настоящего познания сути человека» (Р. Штейнер). Ответ обосновать.
Литература:
1. Атемаскина, Ю.В., Богославец, Л.Г. Современные педагогические технологии: учебно-методическое пособие. – СПБ: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012. – 112 с.
2. Вальдорфские школы и детские сады России [Электронный ресурс]. Режим доступа www.waldorf.michaeltime.org.
3. Грюнелиус, Э. Вальдорфский детский сад. / Э. Грюнелиус. – М.: МЦДВП, 1992. – 72 с.
4. Дошкольный вальдорфский центр [Электронный ресурс]. Режим доступа http://waldorfcentr, ru/pedagogika.html.
5. Дичківська, І. М., Інноваційні педагогічні технології: навчальний посібник. – К.: Академвидав, 2012. – 352 с.
6. Дичківська, І. М., Інноваційні педагогічні технології: практикум. – К.: Академвидав, 2013. – 448 с.
6. Довгопол, И. И., Ивкова Т. А. Современные образовательные и педагогические технологии / И. И Довгопол, Т. А. Ивкова. – С: мпс «Ната» 2007. – 336 с.
7. Загвоздкин, В.К. Вальдорфская педагогика [Электронный ресурс]. Режим доступа http: // www.redline.ru/education/ valdorfru.html.
8. Селевко, Г. Н. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие / Селевко Г. Н. – М.: Народное образование, 2007. – 256 с.
9. Современные образовательные технологии: учеб. пособие для студ., магистрантов, аспирантов, докторантов, шк. педагогов и вузовских преподавателей / под ред. Н. В. Бордовской. – М.: КноРус, 2010. – 432 с.
10. Цырлина, Т.В. Первая вальдорфская школа в Штудгарте / Т.В. Цырлина / Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Н.Л. Селивановой – М., 1998. – С. 100 –110.
Семинарское занятие № 41
Тема: Технологии развивающего обучения в современной дидактике
Основные понятия темы:технология обучения,развивающее обучение, система развивающего обучения.
План (вопросы для обсуждения):
1. Историко-педагогические основы проблемы развития.
2. Сравнительный анализ систем развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
3. Развитие личности ребёнка в условиях развивающего обучения.
4. Практическая реализация развивающего обучения.
Задания и вопросы для самостоятельной работы:
1. Выделить общие и отличительные особенности технологий развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
2. Заполнить таблицу:
Компоненты педагогического процесса | Традиционное обучение | Развивающее обучение |
Цель | ||
Содержание | ||
Форма обучения | ||
Методы обучения | ||
Контроль и оценка | ||
Тип взаимодействия учителя и ученика |
3. «Конечная цель развивающего обучения состоит в том, чтобы обеспечить каждому ученику условия для развития себя как субъекта учения, который самоизменяется. Быть таким субъектом – значит иметь потребность в самоизменении и быть способным удовлетворять её с помощью учения, то есть желать, любить и уметь учиться» (В. Репкин). Согласны ли Вы с утверждением? Обосновать ответ.
Литература:
1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.
2. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. − М.: ИНТОР, 1996.
3. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст]: учебное пособие / В.В. Давыдов. − М.: Академия, 2004. – 240 с.
4. Дичківська, І. М. Інноваційні педагогічні технології: навчальний посібник. – К.: Академвидав, 2012. – 352 с.
5. Дичківська, І. М. Інноваційні педагогічні технології: практикум. – К.: Академвидав, 2013. – 448 с.
6. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды. — 3-е изд., дополн. М.: Дом педагогики, 1999. – 608 с.
7. Занков, Л.В. Сотрудничество учителя и ученого. – М., 1989.
6. Педагогические технологии [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. - М.: ИКЦ «МарТ, 2011. – 167 с.
7. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения [Текст] : справочник для студентов / авт.-сост. А. В. Виневская ; ред. И. А. Стеценко. – Ростов н/Д. : Феникс, 2014. – 254 с.
8. Селевко, Г. Н. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие / Селевко Г. Н. – М.: Народное образование, 2007. – 256 с.
9. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. – М.: 2006. – Т.1 – 816 с.
10. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. – М.: 2006. – Т.2 – 816 с.
Семинарское занятие № 42
Тема: Педагогическая технология «Йена-план-школа» Петера Петерсена
Основные понятия темы:системная педагогическая технология, штамм-группа,воспитательная община,общинность,«Йена-план-школа».
План (вопросы для обсуждения):
1. Научно-педагогическая деятельность П. Петерсена (1884-1952).
2. Формирование индивидуальности через общинностиь в педагогике П.Петерсена:
а) средства конструирования детских взаимоотношений;
б) особенности базовой группы как ядра школьной общины;
в) деятельность групп «одного столика».
3. Организация учебной деятельности в Йена-план-школах.
Задания и вопросы для самостоятельной работы:
1. Обосновать актуальность педагогических идей П. Петерсена в современных условиях.
2. Высказать собственное мнение по поводу обоснованности ориентации Йена-план-школы больше на воспитание, чем на обучение.
3. Согласны ли Вы с приведёнными утверждениями? Ответ обосновать.
- «Опасность, которую содержит в себе оценка преподавателя, чрезвычайно велика. Оценка сразу же вызывает у воспитанника установку на преподавателя и работу ради него, портит собственную рабочую линию ребёнка и нарушает собственное нравственное суждение, уверенность ребёнка в собственном внутреннем голосе» (П. Петерсен).
- «Никто не знает и никогда не знал, какими будут политика и экономика будущего. В лучшем случае мы можем только догадываться об этом. Но одно мы знаем наверняка: наши многочисленные проблемы могут быть решены в том случае, если инициативные мужчины и женщины выявятся способными и компетентными взять на себя тяжесть этих проблем. И это будут добрые, приветливые, заботливые люди, готовые на самопожертвование. И среди них будут несколько человек, которые сделают свою работу без суеты, с особой тщательностью, с готовностью служить тому, что им доверено» (П. Петерсен).
Литература:
1. Атемаскина, Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии [Текст]: учебно-методическое пособие. – СПБ.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012. – 112 с.
2. Современные образовательные технологии: учеб. пособие для студ., магистрантов, аспирантов, докторантов, шк. педагогов и вузовских преподавателей / под ред. Н. В. Бордовской. – М.: КноРус, 2010. – 432 с.
3. Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических вузов / А.Н. Джуринский. – М.: Владос, 2010. – 324 с.
4. Дичківська, І. М. Інноваційні педагогічні технології: навчальний посібник. – К.: Академвидав, 2012. – С. 101-114.
5. Дичківська, І. М. Інноваційні педагогічні технології: практикум. – К.: Академвидав, 2013. – С. 159-178.
6. Помелов, В.Б. Петер Петерсен и его «Йена-план»/ В.Б. Помелов // Педагогика. – 1997. – № 3. – С. 96-101.
7. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения [Текст]: справочник для студентов / авт.-сост. А. В. Виневская ; ред. И. А. Стеценко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 254 с.
8. Селевко, Г. Н. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие / Селевко Г. Н. – М.: Народное образование, 2007. – 256 с.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Головань Татьяна Михайловна | кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и управления учебными заведениями Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» г. Ялта |
Шушара Татьяна Викторовна | доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и управления учебными заведениями Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» г. Ялта |
Головань Татьяна Михайловна
Шушара Татьяна Викторовна
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ