Подготовка специальных групп, отрядов
Было бы ошибкой полагать, что, проведя индивидуальную подготовку сотрудников, а затем, сформировав из них группу для выполнения определенной оперативно-служебной или служебно-боевой задачи, можно гарантированно получить хороший результат. Успешность группы зависит от мастерства каждого ее члена, но суть ее в налаженности отношений между сотрудниками при совместных действиях, отработанности и надежности взаимодействия в любых условиях. Это особое мастерство группы, а его формирование — особый вид СБП.
Профессиональное мастерство любых групп ОВД образуется из трех блоков психолого-педагогических элементов:
1) отработанности организации — четкое и прочное овладение всеми членами группы своими функциями, обязанностями, усвоение действий и способов согласования их по содержанию, месту и времени с другими членами группы, осознание персональной ответственности за выполнение коллективной задачи. Для этого требуются:
• организационные знания членов группы,
• навыки организационного взаимодействия;
2) тактической подготовленности — организованное и качественное выполнение совместных действий по решению типовых профессиональных задач в соответствующих им условиях, что предполагает наличие у членов группы:
• тактического взаимопонимания,
• навыков тактического взаимодействия;
3) профессиональной надежности, т.е. отсутствия каких го ЯВНЫХ слабостей у отдельных членов группы, способности к взаимодействию в любых предвидимых и непредвиденных условиях. Это обеспечивается навыками:
• группового тактического мышления,
• групповой тактической гибкости,
• взаимной тактической поддержки,
• взаимозаменяемости.
Формирование всех этих блоков и составляющих их элементов определяет особенности задач, содержания и методики подготовки групп, а проверка и оценка их наличия — основа оценки их подготовленности.
Отработка организации действий группы — начало и фундамент ее подготовки. Организация действий — упорядоченная совокупность действий каждого и всех членов группы, сочетающихся по одновременности и по последовательности. Полезно иметь документ (схему, сетевой график, план в виде топографической карты с пояснительной запиской, таблицу, расписание), отражающий замысел и организацию действий всей группы и каждого ее члена по этапам и времени. Неплохо, когда и каждый член группы получает карманную книжку-памятку, где четко по пунктам указаны его функции в группе, обязанности, действия, которые он должен выполнять в разных ситуациях и при выполнении группой разных задач, их последовательность и способы согласования с действиями других сотрудников. Практически дословное запоминание их — обязательный вид организационных знаний и навыков каждого.
Занятия начинаются с разъяснения и последующей проверки знаний всех и каждого по вопросам организации. После этого практически, неторопливо, поэтапно (например: «вызов», «посадка», «переезд», «прибытие на место» и т.д.) и по командам руководителя занятий отрабатываются согласованные действия. После каждого этапа — пауза для разбора и повторения нечетко выполненных действий. После уверенного выполнения действий начинаются упражнения с ускорениями по разделениям, а затем в целом, комплексно.
К вопросам неукоснительного соблюдения четкой организации деятельности должна предъявляться неослабевающая 'требовательность и в последующем.
Тактическая подготовка группы начинается с практической отработки групповых действий по решению 3—5 основных типов тактических задач. Учить последовательно, начиная с самых важных и часто встречающихся задач и действий, начиная с замедленного выполнения с последующими ускорениями. К следующему типу задачи переходить после основательной отработки действий по решению предыдущей.
Первые занятия по новому варианту тактических действий повторяют методику отработки организации, но темп несколько выше. Новое здесь — внимание к тактическому взаимопониманию — умение соблюдать организационную дисциплину, понимать тактические основы решения задачи, думать, оценивать обстановку, наблюдать и понимать действия других сотрудников, находить способы согласования своих действий с их действиями. Рекомендуется переглядывание, обмен жестами, мимическими движениями лица, короткими репликами.
Решаемые группой задачи, а еще более — условия могут очень сильно меняться. Поэтому должное время следует отводить формированию профессиональной надежности действий группы. Переходить в этому этапу подготовки следует, лишь основательно отработав несколько типовых вариантов (гибкость и варианты в любом деле возникают тогда, когда есть между чем варьировать). Но уже при отработке основных типов тактических действий следует постепенно усложнять условия и имитировать сопротивление криминального противника.
Для повышения гибкости и правильности действий группы при непредвиденных и значительных усложнениях обстановки уделяется внимание формированию:
• навыков взаимной тактической поддержки — быстрой оценки сложностей, возникших у действующего рядом сотрудника, и своих возможностей по оказанию товарищеской помощи ему;
• навыков взаимозаменяемости, т.е. возложения на себя функций соседа при прекращении им действий (ранение, израсходование боезапаса, перемещение командиром и т.п.), а также функций непосредственного командира при его «выбытии из строя». К первому виду заместительства должен быть способен каждый, по второму — обычно 1—2 наиболее подготовленных сотрудника;
• навыков групповой тактической гибкости и группового тактического мышления. Значимость этого болельщики футбола оценивают по действиям команды высокого класса. Тактические комбинации быстро рождаются и реализуются футболистами, мгновенно и одинаково оценивающими возникающие ситуации и возможности, подхватывающими и развивающими действия инициатора. Подобные навыки и мышление развиваются в богатом опыте практических тактических заннятий в стабильных группах ОВД, в разнообразных и быстро меняющихся условиях при поощрении руководителем тактических импровизаций. Для этого возможно применение методов разъяснений, разбора, обмена мнениями и предложениями, изучения и обсуждения опыта своего и других, коллективного поиска приемов повышения успешности действий.