Особенности педагогического дискурса

Актуальность изучения педагогического общения обусловлена прежде всего тем, что он является одним из самых распространенных видов коммуникации.

Изучение педагогического дискурса началось наряду с теоретическими врпросами этого понятия,- в 70-х годах ХХ века. Это было особое направление прикладного языкознания, которое имело название «лингвистика образования», или «педагогическая лингвистика».

Наиболее известные зарубежные исследования принадлежат Дж. Синклеру и Р. Култхарду. а также К. Газдену. В. Джонсу и др., которые рассматривалилингвистический аспект взаимодействия учителя и ученика на уроке.Педагогическая лингвистика была призвана ответить на вопрос: «Что любой учитель должен знать о языке и речи, чтобы уметь сделать свою речь понятной, осознавать и решать возникающие в его педагогической деятельности проблемы лингвистической природы?».

В отечественной лингвистике педагогический дискурс лишь начинает разрабатываться. Наиболее известные исследования принадлежат Десяевой Н.Д. (1997; 1996); Казарцевой О.М. (1998); Карасику В.И. (1999.), Десяевой 2000); Коротесвой О.В. (1999); Леонтьеву Л.Л. (1996); Ладыженской (1986, 1988); Мнхальской А.К. (1993, 1996, 1998); Паршиной О.Н. Смелковой З.С. (1999) и др. Однако на сегодняшний лень полной картины речевого поведения учителя на уроке нет.

Особое место в изучении педагогического дискурса занимают исследования, где активизируются цели и задачи педагогической коммуникации, определяются законы и параметры эффективного общения (В.А. Кан-Калик, А.А. Леонтьев, А.А. Лобанов, А.Г.Исмагилова, И.И. Рыданова и др.). Другое направление изучения коммуникативного опыта учителя представлено работами, в которых его речевая деятельность рассматривается в этико-психологическом ключе (Н.Е. Богуславская, Т.М. Дридзе, Н.А. Купина, И.А. Стернин).

Первым в отечественной пауке предложил определение понятия «оптимальное педагогическое общение» Леонтьев А.А.: «Оптимальное педагогическое общение - это такое общение учителя (и шире педагогического коллектива) со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильногоформирования липкости школьника, обеспечивает эмоциональный климат обучения, управление социально-психологическими процессами в детскомколлективе и позволяет максимально использовать в учебном процесселичностные особенности учителя» [Леонтьев А.А. 1996: 20].

Участниками педагогического дискурса являются учитель и ученик, выступающие в различных ситуациях общения. Педагогический дискурс отличается принципиальным неравенством участников общения. О статусном неравенстве говорят школьные метафоры (Караснк 2000:29]. Учитель выполняет роль ведущего, направляет ход дискурса, определяет очередность реплик, вводит и завершает темы, распоряжается «правом на речь», предоставляет это право по своему усмотрению.

В обществе существуют сложившиеся стереотипы поведения учителя. Определенные требования предъявляются не только к личности учителя, но и к его речи. Он должен уметь ясно и доступно излагать материал любой сложности на литературном кодифицированном языке. Речь учителя отличается дидактичностыо: он наделен правом объективно оценивать достижения учащегося, осуществляя функцию социального контроля над становлением личности учащегося.

Для педагогического дискурса, с одной стороны, характерно: нормативность (правильность в плане культуры речи), информативность, дидактизм, поучительность, поддерживающий характер, доказательность, методичность как стремление последовательно разъяснить.

С другой стороны, в преподавательской речи зачастую свойственны агрессия, экзистенциальное давление (командный тон, формулы долженствования), формальность. Преобладает монологичность, однозначность, клишированность образцов, цитат, примеров [Колесникова 2007: 155].

Системообразующими признаками педагогического дискурса являются цель, участники, ценности, стратегии, жанры.

Педагогическое общение полифункционально. В педагогике выделяются следующие функции педагогического общения: конструктивная (отбор и организация учебного материала), организаторская (организация учебного процесса, выбор форм работы) и собственно коммуникативная, включающая в себя все виды совместной деятельности учителя и учащихся. Как видим, все три функции соотнесены с целями деятельности учителя: обучающей, воспитывающей, развивающей. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Вся деятельность учителя, его коммуникативные действия носят воспитательный характер. Учащиеся вольно или невольно воспринимают речь учителя, его манеру общаться как образец. Именно речь учителя раскрывает школьнику всю красоту родного языка.

Положительный результат педагогического взаимодействия во многом определяется, по мнению ученых, коммуникативным потенциалом личности учителя и его коммуникативными умениями (Андреева I98S, Ломов 1976, Кан-Калик I987, Каган 1988]. В настоящее время особое внимание уделяется речевой подготовке учителя, и вызвано оно заметным падением общего уровня речевой культуры в России. Сегодня особенно актуальна проблема овладения культурой слова для любого члена общества. Именно поэтому столь важен вопрос речевой подготовки учителя, так как для преподавателей слово - это главный инструментпрофессии. От того, в какой степени учитель владеет культурой общения, зависит успешность педагогического общения. Основу коммуникативной деятельности учителя составляют практические знания о способах целенаправленного использования речевых средств для решения задач педагогического общения. И эти знания - залог овладения профессией [Ипполитова Н.И. - М-, 2001:12].

Волгоградский ученый В.И. Карасик анализирует педагогический дискурс с точки зрения его цели (социализация нового члена общества): объяснение устройства мира, норм и правил поведения, организация деятельности нового члена общества в плане его приобщения к ценностям и видам поведения, ожидаемым от ученика, проверка понимания и усвоения информации, оценка результатов), ценностей, стратегий (объясняющей, оценивающей, контролирующей, содействующей и организующей), жанров и прецедентных текстов, к которым исследователь относит школьные учебники и хрестоматии, правила поведения учащихся, а также многие известные тексты детских книг, сюжеты популярных художественных и мультипликационных фильмов, тексты песен, пословицы, поговорки, известные афоризмы на тему учебы, знаний, отношений между учителем и учеником.

Теоретическими основами изучения педагогического общения стали данные новых прагмалингвистических исследований в области педагогического дискурса [Михальская А.К.1998], а также результаты психологических и психолингвистических исследований социальных и личностных требований к адресанту-учителю и адресату-ученику как речевого взаимодействия [Леонтьев А.А. 1996].

Для успешного педагогического общения важно реализовать все функции. Деятельность учителя заключается не только в организации процесса познания, но и в социализации школьников, становлении «Я» обучаемого.

По своей природе педагогическое общение информационно, но правила фатического общения в нем обязательны, так как несоблюдение этих правил ведет к деструкции педагогического общения [Карасик 2000, 2002].

Наши рекомендации