Роль словарей в жизни человека
Тема 6. Терминография. Презентация
1. Лексикография (от греч. lexikos – относящийся к слову и ...графия), раздел языкознания, занимающийся практикой и теорией составления словарей. В развитии форм практической лексикографии у разных народов выделяются 3 сходных периода: 1) дословарный период. Основная функция – объяснение малопонятных слов; 2) Ранний словарный период. Основная функция – изучение литературного языка, отличного у многих народов от разговорной речи; 3) Период развитой лексикографии, связанный с развитием национальных литературных языков. Основная функция – описание и нормализация словарного состава языка, повышение языковой культуры общества.
Современная Лексикография подчёркивает важную социальную функцию словарей, которые фиксируют совокупность знаний общества данной эпохи. Лексикография разрабатывает типологию словарей. Выделяются одноязычная Лексикография (толковые и др. словари), двуязычная Лексикография (переводные словари); учебная Лексикография (словари для изучения языка), научно-техническая Лексикография (терминологические словари).Терминологические словари – словари, содержащие терминологию одной или нескольких специальных областей знаний или деятельности. Первый словарь научных терминов – словарь К. А. Кондратовича (1780). Эту дату можно считать отправной точкой в создании словарей терминологического типа. Словарю Кондратовича предшествовали очень краткие (всего по несколько страниц) списки терминов из различных областей жизни, науки, культуры.
Понятие о словаре
Разные источники по-разному определяют словарь:
Словарь – справочная книга, содержащая собрание слов (или морфем, словосочетаний, идиом и т.д.), расположенных по определённому принципу, и дающая сведения об их значениях, употреблении, происхождении, переводе на другой язык и т.п. (лингвистические словари) или информацию о понятиях и предметах, ими обозначаемых, о деятелях в каких-либо областях науки, культуры и др. (Новый энциклопедический словарь. М., 2000).
Любой словарь состоит из словарных статей. Словарная статья – основная структурная единица словаря; текст, разъясняющий заголовочную единицу в словаре и описывающий ее основные характеристики. Структура словарной статьи определяется задачами словаря. Но словарная статья любого словаря начинается с заглавного слова [по-иному: заголовочное слово, лемма, черное слово (от полужирного шрифта, которым обычно выделено заглавное слово)]. Совокупность заглавных статей образуют словник, или левую часть словаря.
Правая часть словаря – та, в которой объясняется заголовочная единица. Правая часть толкового словаря, как правило, включает зоны: грамматическая характеристика слова, толкование, тип значения (прямое, переносное); иллюстрации (цитаты, речения); словообразовательное гнездо; так называемая «заромбовая» часть (фразеологизмы) и др. Зоны правой части разрабатываются для каждого словаря. Совокупность всех словарных статей образует корпус словаря. Кроме корпуса, в любом словаре есть предисловие, раздел «Как пользоваться словарем» (который почему-то никем не читается); список условных сокращений и др.
Словарная статья в толковом словаре – это портрет слова. Чтобы правильно этот портрет воспринимать, надо уметь читать словарную статью, извлекая из нее всю заключенную в ней информацию. Например,
НЕФТЬ (через тур. neft, от перс. нефт; восходит к аккадскому напатум – вспыхивать, воспламенять), горючая маслянистая жидкость со специфич. запахом, распространенная в осадочной оболочке Земли; важнейшее полезное ископаемое. Н. образуется вместе с газообразными углеводородами (см. Газы природные горючие)обычно на глубине более 1,2–2 км; залегает на глубинах от десятков метров до 5–6 км. Однако на глубинах св. 4,5–5 км преобладают газовые и газоконденсатные залежи с незначит. кол-вом легких фракций Н. (см. Газовые конденсаты, Газы нефтяные попутные). Макс. число залежей Н. располагается на глубине 1-3 км. Вблизи земной пов-сти Н. преобразуется в густую мальту, полутвердый асфальт и др. (см., напр., Битуминозные пески, Битумы).
ЛИГРОИН, смесь парафиновых, нафтеновых и ароматич. углеводородов, получаемая дистилляцией нефти или газовых конденсатов (выход 15–18% от массы сырья). Пределы выкипания 120–240°С, плотн. 0,785–0,795 г/см3, кинематич. вязкость 1,1 мм2/с, содержание S не более 0,02% (для газоконденсатного Л.). Л. - компонент товарных бензинов, осветит. керосинов и реактивных топлив; экстрагент. Л. на основе газовых конденсатов м.б. использован также как наполнитель жидкостных приборов, напр. манометров. Лит.: Технология переработки нефти и газа, ч. 3 – Черножуков Н. И., Очистка и разделение нефтяного сырья, производство товарных нефтепродуктов, 6 изд., М., 1978, с. 324–329; Справочник нефтепереработчика, Л., 1986. В. Г. Спиркин.
Содержание и значение словарей и справочников в совершенствовании речевой культуры
Вместе с развитием языка развиваются и совершенствуются его нормы. Следовательно, нельзя раз и на всю жизнь обучиться нормам литературного языка. Для того чтобы овладеть литературными нормами, богатством такого развитого языка, каким является русский, необходимо постоянно совершенствовать свою речевую культуру. В трудных случаях следует обращаться за справками к различным словарям.
Существует справедливое изречение: «Не тот образованный человек, который все знает, а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос».
Словари бывают разнообразных типов. В первую очередь они четко делятся на две группы: энциклопедические и лингвистические. Особенностью энциклопедий и энциклопедических словарей является то, что в них объясняются не слова, а реалии (предметы и лица, явления и понятия), обозначаемые теми или иными словами.
Слово энциклопедия родилось у древних греков, обозначавших им «круг знаний», «обучение по всему кругу знаний».
Любой читатель любого образовательного уровня может найти в энциклопедии необходимые сведения по интересующемуся вопросу. Энциклопедия является важным средством самообразования. Это определяет структуру энциклопедии, содержание и принципы освещения материала.
Наряду с универсальными энциклопедиями и энциклопедическими словарями, существуют отраслевые энциклопедии и энциклопедические словари: по философии, истории, технике, математике, физике, сельскому хозяйству, медицине, горному делу, дипломатии, педагогике, литературе и многие другие.
Таковы специальные энциклопедии и энциклопедические словари. Их задача заключается в том, чтобы объяснить в определенных рамках понятия (сами явления) соответствующей области знания, искусства, производства и т.д., расположив в алфавитном порядке слова, обозначающие эти понятия.
Наиболее популярным энциклопедическим словарем общего типа является однотомный универсальный «Большой энциклопедический словарь» (БЭС) – универсальное справочное издание, охватывающее все области современного знания
Среди специальных энциклопедических словарей можно назвать «Лингвистический энциклопедический словарь» под ред. В.Н. Ярцевой (1990). Его цель – представить читателю систематизированный свод знаний о человеческом языке, языках мира, языкознании как науке.
Роль словарей в жизни человека
В наше время, в век научного прогресса, в условиях быстрого накопления информации резко увеличивается поток публикаций по всем отраслям знания. Все это неизмеримо повышает значение различных видов справочной литературы, предназначенной для скорого и удобного получения надежных сведений научного, прикладного или познавательного характера. Без словарей, без справочников в настоящее время обойтись невозможно, так как в них спрессованы огромные человеческие знания, расположенные в алфавитном порядке.
Но не во всякое время человек может стать более культурным в своей речи. Все знания, особенно касающиеся культуры речи, необходимо получать еще с начальных классов школы. Таким образом, к взрослой жизни он будет уже вполне грамотным, а использование дополнительных источников знаний будет исходя из его окружающей среды, профессии и т.п.
Поэтому современные справочники русского литературного языка не только должны способствовать укреплению позиций в науках, но и повышать стиль и культуру человеческой речи.
Словари и справочники - постоянные спутники нашей жизни, служащие нам для расширения знаний и повышения языковой культуры. Их заслуженно называют спутниками цивилизации. Словари – это поистине неисчерпаемая сокровищница национального языка.
Без словарей и справочников не может быть по настоящему образованным наше русское общество. Начиная знакомство с ними еще в школе, можно на всю жизнь обеспечить себя грамотностью и правильностью русской речи. Ведь узнав содержание словарей и справочников русского языка, можно понять, что нам дает их изучение, и что в итоге можем получить. В результате - построена грамотно и красиво звучащая речь, и произносящаяся интонация.
5. Презентация (от лат. praesentatio) – общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного. Также демонстрация на какую либо тему, используя технические средства, или без них. Презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Как правило, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации. Отличительной особенностью презентации является её интерактивность, то есть создаваемая для пользователя современными компьютерными средствами возможность взаимодействия с изображением. Презентация – это обычно рекламный или информационный инструмент, позволяющий пользователю активно взаимодействовать с ним через меню управления. Презентация обычно содержит в себе текст, иллюстрации к нему и выдержана в едином графическом стиле. Сегодня информационные технологии позволяют создавать презентации с использованием аудио- и видеовставок, делать презентации динамичными и интерактивными, использовать в них гипертекстовые ссылки. Презентации в основном делаются с линейным сюжетом, кадры идут один за другим последовательно. Наиболее распространенная программа для создания презентаций, на данный момент является Microsoft PowerPoint.
Презентация носит описательный характер и имеет устную форму. Текст презентации содержит не слишком длинные предложения, поскольку информация должна легко восприниматься на слух. Презентация как жанр проходит в устной форме, при этом большую роль играет интонация. Могут быть представлены формулы, расчеты. И это могут быть не только слайды, но и всевозможные плакаты, графики с комментариями. Комментарии могут быть устными и письменными. Устные комментарии отличаются большей эмоциональностью, наличием оценочных прилагательных и хотя бы частичным присутствием автора. Чаще всего устный комментарий основывается на письменном. В современных компаниях и на предприятиях практикуется такой вид распространения информации, когда сами комментарии в письменном виде, на отдельных листах раздаются участникам презентации для более подробного ознакомления. Письменные комментарии менее эмоциональны, чем устные.
Презентация состоит из слайдов. Старайтесь придерживаться принципа: один слайд – одна мысль. Убедительными бывают презентации, когда на одном слайде даётся тезис и несколько его доказательств.
Титульный слайд должен содержать название презентации, её автора, контактную информацию автора.
На втором слайде обычно представлен план презентации, основные разделы или вопросы, которые будут рассмотрены.
Остальные слайды, в идеале, нужно строить по модели: тезис – аргументы – вывод.
Выводы всегда должно быть даны ясно и лаконично на отдельном слайде.
Последний слайд может повторять титульный с добавлением фразы «Спасибо за внимание!». На нём также обязательная должна быть ваша контактная информация.
Важно учитывать, что нельзя на слайдах писать все, что вы собираетесь сказать. На слайды должны попасть только самые важные тезисы, самые необходимые («говорящие») данные, а также, весьма желательно, графический материал: диаграммы, иллюстрации, фотографии всегда лучше воспринимаются аудиторией.
Перед презентацией обязательно нужно провести репетицию. На ней вы сможете понять, где могут возникнуть трудности, почувствовать реальный хронометраж презентации, а также исправить замеченные по ходу ошибки.
Основная литература с указанием страниц
1. Базовые принципы создания презентаций (Kuressaare Kolledž) http://www.ttykk.edu.ee/informaatika/kujundus.pdf
2. MS Power Point 2007, руководство пользователя http://office.microsoft.com
Дополнительная литература с указанием страниц
СС: 1; 2; 3; 4; 6; 8; 9; 10; ИИ: 1; 2; 3
1. Дмитрий Лазарев Презентация: Лучше один раз увидеть!. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2009.
2. Малкольм Кушнер Презентации для "чайников" = Presentations For Dummies. – М.: Диалектика, 2006.
3. Презентация [Электронный ресурс] / Википедия. Свободная энциклопедия.– Режим доступа к ресурсу: http://ru.wikipedia.org/wiki/Презентация_(способ_представления_информации)
Контрольные вопросы:
1. Что такое лексикография?
2. Какие типы словарей выделяют?
3. Какие словари относят к лингвистическим?
4. Что представляют собой энциклопедические словари?
5. Что предствляют собой терминологические словари?
6. Что такое словарь?
7. Что представляет собой словарная статья?
8. Какова структура словарной статьи:
9. Каково значение словарей и справочников в становлении речевой культуры?
10. Какую роль играют словари в жизни человека?
11. Назовите терминологические словари по вашей специальности
12. Что такое презентация?
13. Какой должна быть презентация?
14. Какова цель презентации?
15. Каким должен быть текст презентации?
16. Расскажите о назначении программы PowerPoint.
17. Каковы возможности программы презентации PowerPoint ?