Особенности наглядного материала. Демонстрационный материал является раздаточным Используются объемные предметы, игрушки, кубики, шарики строительный материал
Демонстрационный материал является раздаточным Используются объемные предметы, игрушки, кубики, шарики строительный материал, вкладыши, пирамидки с тремя колечками, матрешки двух-, трехместные, палочки с наборными шариками, музыкальные инструменты и др.
Методика обучения
Вначале занятия по математике проводятся в форме дидактической игры, затем дидактическая игра является одной из частей занятия. В дошкольных учреждениях общего вида в начале года во 2-й младшей группе дети делятся по подгруппам по уровню развития, затем занятия проводятся со всей группой. В специализированных детских садах деление по подгруппам на математических занятиях идет на всех годах обучения.
Так как мышление у детей наглядно-действенное, каждое слово воспитателя сопровождается показом, а любое действие сопровождается словом. Ребенок обязательно должен каждый объект взять в руки, рассмотреть его, подействовать с ним, многократно проговорить нужные термины (повторить за воспитателем или ответить на вопрос).
Фрагмент игры «Мячики»
Наглядный материал: большие синие мячи, маленькие красные мячи, корзина, коробка.
Организация: подгруппа детей (или один ребенок) и воспитатель сидят на ковре, вокруг лежат много мячей.
Номер программной задачи | Речь воспитателя | Речь детей |
— Возьми один мяч | ||
— Какой он? Погладь его | — Маленький, красный, гладкий | |
— Что с ним можно делать? | — Покатать, поиграть | |
— Покатай, поиграй | ||
— Возьми еще один мяч, другой | ||
— Расскажи о нем | — Большой, синий, гладкий | |
— Дай мне один мяч | ||
1.2 | — Сколько у тебя мячей? | — Один мяч |
1,2 | — А у меня сколько мячей? | — Один мяч |
2,3 | — По скольку у нас мячей? | — По одному мячу |
2,3 | — Собери все красные мячи в коробку | — Один мяч, один мяч,... |
— Сколько мячей в коробке? | — Много мячей | |
— А у тебя в руках сколько мячей? | — Ни одного мяча | |
2,3 | — Собери все синие мячи в корзину | — Один мяч, один мяч,... |
Номер программной задачи | Речь воспитателя | Речь детей |
— Сколько мячей в корзине? | — Много мячей | |
— Ав коробке? | — Много мячей | |
2,3 | — По скольку синих и красных мячей? | — Синих и красных мячей по многу |
— Дай мне несколько красных мячей | ||
— Сколько красных мячей осталось в коробке? | — Мало мячей. Немного мячей | |
2,4(а) | — Где больше мячей: в коробке или в корзине? | — В корзине мячей больше, чем в коробке |
2,4(а) | — Где меньше мячей? | — В коробке мячей меньше, чем в корзине |
Задание студентам
Подчеркните в речи воспитателя и детей все слова, которые являются математическими понятиями. Укажите номера математических задач напротив каждого задания или вопроса.
Дидактические игры | Наглядный материал и организация | Основная задача | Ключевые задания и вопросы |
«Мячики» | Много маленьких красных и больших синих мячей на ковре. В стороне коробка и корзинка | Учить видеть «один», «много», «ни одного» в подготовленной обстановке. Учить выделять и называть различные свойства предметов. Учить составлять множества из одинаковых элементов. Учить сравнивать множества по количеству на глаз | — Что это? — Сколько? — Какой? — Возьми. — Что с ним можно делать? — Покатай, погладь, покидай. -Дай. — По скольку? — Собери. — Чего больше? — Чего меньше? |
«Догони мяч» | Воспитатель вносит корзину с мячами (по количеству детей) | Учить видеть и составлять множества из одинаковых элементов. Учить выделять один элемент из множества | — Что это? — Сколько? — Догоните по одному. — По скольку у каждого? — Какой? — Что с ним можно делать? — Соберите мячи в корзинку |
«Отбери от кубиков шарики» | Воспитатель ввозит машину с кубиками и шариками (по количеству детей). В стороне коробки двух цветов | Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному», «по многу». Учить узнавать и называть цвет и форму предмета. Учить группировать предметы по указанному признаку | — Что это? — Какой? — Что с ним можно делать? — Покатай. — Построй. — Сколько? — По скольку? — Собери кубики в красную коробку, а шарики в синюю коробку |
«Прогулка кукол» | Машина с разными куклами (по количеству детей). На полу короткая и длинная дорожка | Учить видеть и составлять множества из разных элементов. Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному». Повторить понятия «длинный», «короткий» | — Что это? Сколько? Какие? — Девочки проведут кукол по длинной дорожке, а мальчики — по короткой дорожке. — Как сделать так, чтобы в машине стало много кукол? |
«Игрушки на столе» | Разные игрушки (по количеству детей) на столе | Закрепить умение видеть и составлять множества из разных элементов. Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному» | — Что это? Это? Это?... — Как их можно назвать одним словом? — Сколько игрушек? — Возьми одну. Расскажи о ней. Поиграй. — По скольку у вас игрушек? — Как сделать так, чтобы на столе стало много игрушек? |
«Сбор урожая», «В лесу», «Поможем белке собрать грибы» и др. | На ковре различные предметы (яблоки, шишки, грибы...) | Закрепить умение видеть и составлять множества из одинаковых и разных элементов. Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному», «по многу» | — Что это? — Сколько? — Возьмите по одному. — Сколько взял? — По скольку у каждого? — Как сделать много? — Поставьте по одному. — Сколько стало? — Как сделали много? |
«Вазы с | Три вазы с жел- | Учить составлять мно- | — Что это? |
флажками» | тыми, красными, | жество из подмножеств. | — Какие? |
зелеными флаж- | Повторить понятия | — Сколько? | |
ками на столе | «вверху», «внизу», | — Возьмите по одному. | |
«впереди», «сзади», | — Помашите вверху, внизу, | ||
«справа», «слева». | справа... | ||
Повторить понятия | — Красные флажки поставьте | ||
«один», «много», «ни | в красную вазу, желтые — | ||
одного», «по одному», | в желтую, зеленые — в зе- | ||
«по многу» | леную. | ||
— По скольку флажков в каж- | |||
дой вазе? | |||
— Поставим все флажки в одну | |||
вазу. | |||
— Сколько стало? | |||
«Рыбки | Таз с водой, пла- | Закрепить умение со- | — Давайте сделаем пруд. |
в пруду» | стмассовые рыб- | ставлять множество из | — Кто плавает в пруду? |
ки трех цветов | подмножеств. | — Что это? | |
(по количеству | Повторить понятия | — Сколько? Какие? | |
детей) | «один», «много», «ни | — Возьмите по одной. | |
одного», «по одному», | — Запустите красных рыбок | ||
«по многу» | в пруд, теперь желтых... | ||
— По скольку рыбок каждого | |||
цвета? | |||
— Сколько всего рыбок? | |||
«Матрешки | На грузовике | Повторить понятия | — Как матрешки пляшут? |
на прогулке» | двухместные мат- | «один», «много», «ни | — Что это стучит внутри? |
решки, на столе | одного», «по одному», | — Кто это? Какие? | |
два круга, две по- | «по многу». | — Поставьте больших матрешек | |
лоски двух раз- | Повторить понятия | на большой круг, малень- | |
меров (большие и | «большой», «малень- | ких — на маленький. | |
маленькие) | кий». | — Какой это хоровод? Это? | |
Закрепить умение рас- | —Сделайте на большой полос- | ||
полагать предметы в | ке ручеек из больших матре- | ||
ряд и по кругу | шек, на маленькой — из ма- | ||
леньких. | |||
— Какой это ручеек? Это? | |||
«Возьми, | На стульях разло- | Учить находить «много» | — Какие предметы лежат на |
отнеси» | жены игрушки | и «один» на ограничен- | стульях? Сколько их? |
(1 вариант) | (1 мишка, много | ной площади | — Возьми одного мишку, отнеси |
матрешек, 1 вед- | туда, где много матрешек... | ||
ро, много сов- | — Сколько взял? | ||
ков...) | — Сколько на стуле предметов? |