Актуальные проблемы современной зарубежной педагогики детства
Педагогические принципы, как правило, можно понять не теоретически и по отдельности, а в совокупности их применения на практике. Заимствовать легче детали, игрушки, методы, т.е. то, что не требует целостного осмысления, а вписывается в уже готовую картину. Понятно, что приспособить наглядный материал можно для нужд любой системы преподавания. В то же время нет тождества между констатацией, что что-то представляется интересным, и обязанностью применять это на деле.
Лучше всего узнать, в чем суть той или иной педагогической системы, посмотрев, как взрослые ведут себя с детьми тогда, когда под рукой нет специально подготовленных методических материалов, например в парке или в лесу. Как организована группа детей? Воспитатель берет с собой всех 25 человек или только четверых? Может быть, трое взрослых ведут колонну детей, построенных парами? Или они расходятся по разным направлениям стайками, а взрослый, разговаривая, идет посередине? Дети берут с собой рюкзаки (полотняные мешочки), полиэтиленовые или бумажные пакеты с едой, запасную одежду для прогулок в дождь? Какая еда разрешена или рекомендована? Есть ли у детей одинаковые элементы одежды: флажки, шапочки, символы? На что обращает внимание взрослый: чтобы каждый ребенок шел в своем темпе и имел возможность задержаться около заинтересовавшего его предмета или чтобы все максимально быстро пришли к цели и выполнили намеченную программу? Взрослый говорит о том, что видит, о том, что он заранее запланировал рассказать, ждет вопросов от детей, объясняет сам или предлагает выдвигать собственные гипотезы? Приводит примеры из литературы или предоставляет детям возможность сочинять сказки? Организует на поляне или вокруг поваленного дерева игру или разрешает всем делать то, что они хотят? Стремится сообщить как можно больше информации о разных животных и растениях или сосредоточивается на чем-нибудь одном? Предлагает разучить или сочинить песню? Собрать коллекцию веток, сфотографировать их или зарисовать по памяти, вернувшись в детский сад? Предлагает разыграть что-то в лицах или показывает какую-то сценку? Может быть, взрослый заранее подготовил какой-то сюрприз, который дети должны отыскать, или загадал что-то? Говорит ли взрослый громко, объединяя груп-
пу, сообщая сведения, или тихо, доверительно, задавая вопросы (какие именно), интересуясь мнением детей? На обратном пути есть ли разговоры, песни, обсуждения? Что происходит, когда дети возвращаются в детский сад? Должны ли они что-то взять с собой из парка или леса домой, записать, рассказать родителям? Будет ли потом общая беседа о пережитом и увиденном, будут ли использованы собранные материалы, сколько раз возобновится разговор о прогулке?
На самом деле никто не может дать рекомендаций, что лучше, а что хуже. Каждый наблюдает и делает выводы сам. Ответственность педагога — в том, чтобы постоянно совершенствовать свой профессионализм и быть внимательным к развитию детей. Как ни парадоксально, очень много знать, по современным представлениям западного общества, ненужная роскошь. Важно не забивать себе голову якобы классическими вещами, а уметь думать, находить необходимые данные и сведения, вырабатывать собственную позицию, выступать с инициативой, уметь спорить и критиковать, отстаивать свое суждение. Рекомендуется готовить детей к тому, чтобы самостоятельно мыслить, свободно говорить и вдумчиво читать. Может быть, из зарубежной педагогики достаточно извлечь только один урок: любой человек с самого рождения — неприкосновенная личность, родители несут ответственность за ребенка, профессиональные педагоги помогают максимально развить то, что заложено.