Методика определения общественной активности учащихся
(составлена доцентом Е.Н. Степановым)
Цель: определить общественную активность учащихся. Необходимо для проведения. На доске составляется список учащихся с порядковыми номерами перед каждой фамилией, а также дается краткое описание пяти ориентиров для оценки общественной активности школьников.
1-й ориентир. Является инициатором и организатором большинства дел в классе, служит примером в выполнении общественных поручений, требует добросовестного отношения к ним своих товарищей, настойчиво борется и мобилизует других на выполнение целей и задач коллектива.
2-й ориентир. Участвует в делах класса добросовестно, охотно, но редко бывает их организатором, не требует ответственного отношения к общественным поручениям от других, разделяет позиции коллектива, но слабо их отстаивает.
3-й ориентир. Удовлетворительно выполняет поручения, на просьбы взрослых и товарищей откликается, но без особого желания, чаще всего занимает позицию пассивного наблюдателя или исполнителя.
4-й ориентир. Неохотно выполняет поручения, участвует в общественной работе лишь при наличии настойчивых требований со стороны взрослых и товарищей, безразличен к делам коллектива и участию в них других.
5-й ориентир. Уклоняется от поручений, от участия в общественных делах, проявляет безответственность, часто пренебрегает интересами своего коллектива и товарищей.
Ход проведения. Исследователь подробно разъясняет условия выполнения задания, обращая особое вниманиеусвоение испытуемыми содержательных характеристик наориентиров. Затем испытуемые заносят на листке бумаги в первую строку номера самых активных учащихся, соответствующих требованиям 1-го ориентира, во вторую строку — тех, кто соответствует требованиям 2-го ориентира, и так далее до тех пор, пока не будут занесены порядковые номера всех учащихся в пять отведенных строк. В одну из пяти строк учащийся заносит свой порядковый номер, тем самым осуществляя самооценку собственной активности. Подписанные учащимися листки сдаются исследователю.
Обработка и интерпретация полученных данных. Исследователь обрабатывает полученные данные с помощью следующей матрицы:
Фамилия, имя | Кого оценивают | |||||||||
1. АндреевС. | ||||||||||
2. Бибикова Н. | -2 | |||||||||
3 Демченкова В. | ||||||||||
4. Дроздова В. | ||||||||||
5. Иванов П. | ||||||||||
6. Кузнецова Л. | ,3 | |||||||||
7. Кутасов А. | ||||||||||
8 ЛадзинаН. | ||||||||||
9 Лаптев В. | ||||||||||
10. Леонов В. |
Сумма оценок (исключая самооценку) | 30 10 | 31 11 | 17 43 | ||||
Количество оценок (исключая самооценку) | 9 9 | 9 9 | 9 9 | ||||
Средняя оценка | 3,1 | 3,3 1,1 | 2,8 | 4,0 | 2,8 | 3,4 1,2 | 1,9 4.8 |
В матрицу — напротив каждой фамилии — заносятся оценки испытуемого общественной активности своих товарищей, Например, Андреев С. в ходе эксперимента внес фамилию Демченковой В. в первую строку, то в матрицу ставится цифра 1 на пересечении первой строки и третьего столбца;
тот же испытуемый внес фамилию Леонова В. в пятую строку, тогда цифра 5 ставится на пересечении первой строки и десятого столбца. Подсчитывается количество оценок, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), исключая самооценку. Далее вычисляется средняя оценка общественной активности испытуемого, которая может рассматриваться как статус активности учащегося.
Сумма оценок активности испытуемого Статус активности (А) = Число испытуемых минус единица
По уровню статуса активности можно классифицировать испытуемых на пять групп:
Номер статусной группы | Активность учащегося | Величина статуса |
Высокая (организаторская) | А< 1,5 | |
Хорошая (активно-исполнительская) | 1,5<А<2,5 | |
Средняя (пассивно-исполнительская) | 2,5 <А<3,5 | |
Низкая (принудительная) | 3,5 <А<4.5 | |
Не проявляется | 4,5 < А |
На основании приведенных данных испытуемые классифицируются следующим образом:
1-я группа — Демченкова В., Ладзина Н.;
2-я группа — Лаптев В.;
3-я группа — Андреев С., Бибикова Н., Дроздова В., Кузнецова Л.;
4-я группа — Иванов П.;
5-я группа — Леонов В.
Сопоставление самооценки (в матрице самооценки выделены другим шрифтом) и оценки общественной активности позволяет определить степень адекватности первой, а также увидеть: она завышается, занижается или соответствует мнению одноклассников.