Социальное назначение наказания и основные цели исполнения мер уголовной ответственности
Уголовное и уголовно-исполнительное законодательство Республики Беларусь основано на сформулированной в XVIII веке итальянским ученым Чезаре Беккариа концепции наказания, которая называется теорией предупреждения преступлений. Ч.Беккариа писал, что цель наказания состоит «не в мучительстве и угнетении виновного, но в воздействии на преступника и на других лиц для отвращения их от преступлений».
В соответствии с этим в ст.44 УК в качестве целей уголовной ответственности указаны:
Ø исправление лица совершившего преступление,
Ø предупреждение совершения новых преступлений как осужденным, так иными лицами.
Согласно ст.46 УК наказание выступает в качестве одной из форм реализации уголовной ответственности и преследует те же цели. Наряду с наказанием, реализация уголовной ответственности может осуществляется также в формах:
1) осуждения с отсрочкой исполнения назначенного наказания;
2) осуждения с условным неприменением назначенного наказания;
3) осуждения без назначения наказания;
4) осуждения с применением в отношении несовершеннолетних принудительных мер воспитательного характера.
Курс уголовно-исполнительного права имеет целью дать общие знания о том, как происходит исполнение и отбывание мер уголовной ответственности – как наказаний, так и иных мер уголовно-правового воздействия, которые предусмотрены УК.
Наиболее распространенной формой реализации уголовной ответственности является назначение в отношении осужденных лиц наказания и его реальное отбывание. В системе наказаний УК предусмотрены следующие виды основных наказаний:
§ общественные работы;
§ штраф;
§ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
§ исправительные работы;
§ ограничение по военной службе;
§ арест;
§ ограничение свободы;
§ направление в дисциплинарную воинскую часть;
§ лишение свободы;
§ пожизненное заключение;
§ смертная казнь (до ее отмены).
В качестве дополнительных наказаний применяются конфискация имущества и лишение воинского или специального звания.
В отношении несовершеннолетних лиц система наказаний установлена в ст. 109 УК. К лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет, могут быть применены следующие наказания:
§ общественные работы;
§ штраф;
§ лишение права заниматься определенной деятельностью;
§ исправительные работы;
§ арест;
§ ограничение свободы;
§ лишение свободы.
Значение уголовной ответственности и наказания в жизни общества состоит в том, что они является дополнительными средствами борьбы с преступностью. Главными средствами воздействия на преступность являются мероприятия экономического и социально-нравственного характера. Уголовная ответственность и наказание не являются основными средствами борьбы с преступностью во-первых потому, что они не решают и в принципе не могут решить задачу искоренения преступности. Законодательство и не ставит перед ними такой цели. Играя вспомогательную роль, они воздействуют на преступность наряду с основными средствами, и способствуют ее сокращению, оказывают мотивационное воздействие на преступника и иных лиц, воспитывают осужденных и выступают средством предупреждения преступлений. Во-вторых, уголовная ответственность и наказание имеют ограниченную сферу применения и как средство борьбы с преступлениями применяются только к лицам, виновным в совершении запрещенного уголовным законом деяния.
Социальными целями наказания и иных мер уголовной ответственности в ст.7 УИК названы:
Ø исправление осужденных и
Ø предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и другими лицами.
Под исправлением осужденных понимается формирование у них готовности вести правопослушный образ жизни.
Ранее действовавшие УК 1960 г. и ИТК 1971 г. предусматривали в качестве целей уголовно-исполнительного законодательства не только «исправление», но и «перевоспитание» осужденных. Представляется, что позиция действующего законодательства более логична и предпочтительна. Перевоспитать человека – значит заменить старую систему ценностей личности и его мировоззрение на новую, воспитать осужденного заново, причем сделать это необходимо в процессе отбывания наказания. По сути – осуществить процесс воспитания, формирования и развития личности заново, в течение срока назначенного наказания.
Некорректность использования в законе термина «перевоспитание» объясняется следующими причинами. Во-первых, после исполнения наказаний, воздействующих на осужденного единовременно, - например таких как штраф, - было бы безответственно говорить об уплатившем штраф человеке как о перевоспитавшемся в один момент–после похода в банк и уплаты суммы штрафа его уже следует таковым считать. Сомнительность достижения цели перевоспитания в данном случае очевидна, поскольку нельзя произвести замену ценностей и мирровозренческих позиций личности в один день.
Во-вторых, новые данные психологической науки ставят под сомнение возможность и реальность перевоспитания взрослого человека со сложившимся мировоззрением. Также следует иметь в виду, что процесс перевоспитания должен происходить в условиях исполнения уголовного наказания, что обуславливает психологический дискомфорт и негативный фон, и при лишения лица определенных правовых благ, например, таких как личная свобода.
В-третьих, зарубежные ученые на основании проведенных исследований в 70-80-тые годы прошлого века пришли к выводу, что … уровень рецидива относительно стабилен для каждой конкретной страны и не снижается, что свидетельствует о неэффективности специальной превенции.
В-четвертых, согласно данным психологических исследований, длительное (свыше 5-6 лет) нахождение в местах лишения свободы приводит к необратимым изменениям психики человека. Ясно, что изменения эти не в лучшую сторону, поскольку у такого человека, привыкшего к размеренности тюремного режима, проявляются сложности в адаптации к условиям жизни на свободе. Впрочем, об отрицательном влиянии лишения свободы на психику и нравственность заключенных известно давно. Об этом подробно писал еще русский криминалист М. Н. Гернет (Гернет М. Н. "В тюрьме: Очерки тюремной психологии", Юр. Издат. Украины, 1930).В ней содержится мысль о том, что тюрьма должна быть местом исправления осужденных, а не служить школой криминальной профессионализации.
В этом отношении позиция действующего законодательства более предпочтительна, поскольку значение слова «перевоспитать» предполагает замену в процессе отбывания наказания старой системы ценностей и взглядов личности на мир на новую, что по сути своей аналогично осуществлению процесса формирования личность заново. Использование в законодательстве термина «перевоспитание» не являлось корректным и обоснованным.
Все цели уголовно-исполнительного права взаимосвязаны между собой и образуют определенную систему. Достижение одной из них создает условия для реализации других. Так, исправление осужденного предполагает, что в дальнейшем это лицо воздержится от совершения преступления и тем самым будет достигнута цель специального предупреждения.
Социальные цели наказания и иных мер уголовной ответственности реализуются в процессе их исполнения уполномоченными на то органами и учреждениями государства, а также при отбывании осужденным назначенного ему наказания. Правовым средством реализации мер уголовной ответственности и достижения их социальных целей и выступает уголовно-исполнительное законодательство.