Педагогика профилактики рецидивной преступности

Постпенитенциарная педагогика — один из видов профилактики рецидивных преступ­лений, совершаемых лицами, отбывшими уголовные наказания. Это педагогическая составляющая обеспече­ния их ресоциализации — возврата к свободной, нормальной тру­довой и правомерной жизни. Она предполагает восстановление временно оборванных человеческих связей, семейной жизни, час­тично утраченных жизненных ориентиров и навыков самообеспече­ния жизни, включение в трудовую деятельность, преодоление внутриличностного конфликта, связанного с имевшимся фактом осуж­дения, ограждение от влияния криминализирующих факторов, в том числе намерений криминального мира вновь втянуть его в криминальную деятельность и жизнь. Основные направления этой работы состоят в следующем.

Социальный контроль — предполагает предупреждение и пресе­чение педагогическими мерами отклонений в поведении лица, от­бывшего наказание. Значительное внимание уделяется охране прав этого лица. Субъектами социального контроля выступают: правоох­ранительные органы, суды, исполнительные органы власти и органы местного самоуправления, общественные объединения и граждане.

Индивидуально-педагогическое воздействие — осуществляется те­ми же субъектами в целях продолжения исправительной работы, проводившейся с бывшим осужденным в заключении. Принято считать, что залогом успеха в ресоциализации может служить испы­тание чувства стыда за прежнее собственное аморальное, асоциаль­ное и противоправное поведение. Его внушение и поддержание вы­полняет профилактическую и восстанавливающую личностные ка­чества роль, а клеймление толкает правонарушителей в криминаль­ные субкультуры20. Эффективны поддержка веры в будущее, нор­мальную и успешную жизнь, педагогическое консультирование по вопросам ресоциализации, преодоления жизненных проблем, само­совершенствования. Педагогический эффект может дать и разумное применение правовых мер воздействия21.

Реанимация или (и) коррекция отношений с ближайшим окруже­нием — предполагает проведение работы не только с лицом, от­бывшим наказание, но и с родственниками, друзьями, чтобы сти­мулировать их желание и готовность к нормализации отношений с освобожденным, оказывать ему поддержку и ограждать от возмож­ных соблазнов и сбоев.

Включение в социально-полезную деятельность — позволяет мо­билизовать силы трудового или учебного коллектива на развитие личности человека, снизить напряженность в отношениях освобо­дившегося с окружающими, помочь достигнуть первых воодушев­ляющих успехов.

Оказание социальной поддержки — включает в себя два направ­ления: непосредственная помощь самому освобожденному — мате­риальная, медицинская, юридическая (оформление документов, консультирование, помещение в лечебные учреждения и др.); оказание помощи людям, от которых зависит благополучие отбывшего наказания, — родителям, детям, супругу, братьям и сестрам.

Помощь в преодолении внутриличностного конфликта, связанного с фактом имевшего место осуждения, — заключается в формирова­нии: перспектив собственного развития; личных и социально зна­чимых целей, достижение которых может способствовать самоиден­тификации себя как законопослушного гражданина.

Таким образом, суть постпенитенциарной педагогики состоит не в изобретении новых, ранее неизвестных форм работы, а в действен­ной работе с конкретным человеком, в оптимизации уже известных и апробированных методов и приемов в интересах человека, которо­му необходима поддержка для облегчения в устройстве жизни.

Историческая справка. Постпенитенциарная педагогика как особое теоретическое и прикладное направление юридической педагогики пока еще не сфор­мировалась, хотя истоки ее обнаруживаются в трудах пенитенциаристов XIX в. В России издревле чувство со­страдания к ближнему вызывало стремление населения облегчить участь «тюремных сидельцев»22. Это носило в основном спонтан­ный, благотворительный характер23 и выражалось в предоставлении на короткое время крова, оказании помощи деньгами, одеждой, едой. Со временем она осознается как одно из средств борьбы с преступностью и начинает именоваться патронатом24. Вывод о воз­можности и необходимости бывших преступников и их исправле­ния и перевоспитания, гуманизация взглядов на тюремное дело, свойственные XIX в., привели к пониманию того, что самым важ­ным в работе с отбывшим наказание является: помощь в возвраще­нии к честной жизни, приспособлении к жизни на свободе, при­учении к ней, примирении с семьей, восстановлении прерванных социальных связей; удержание от совершения новых преступле­ний25. Все это осуществлялось добровольцами, которые объединя­лись, создавая Общества покровительства лицам, освобождаемым из мест заключения (патронат)26. Процесс покровительства склады­вается как бы из двух этапов:

1) ознакомления с личностью осво­бождаемого, его духовным миром, поведением в тюрьме, прежними судимостями, семейным и имущественным положением, профессиональной подготовкой, прошлой жизнью и намерениями;

2) не­посредственной помощи освобождаемым со стороны членов Обще­ства и наблюдение за ним. Изучение личности освобожденного на­чиналось задолго до его выхода из заключения. Члены Общества без всяких ограничений посещали заключенных в тюрьме, знако­мились с ними, с их семейным положением, предпринимали пер­вые шаги к примирению с семьей, выясняли их нужды, выполняли некоторые поручения, например определить детей в приют, найти имущество и др. Такая организация работы позволяла обеспечить индивидуальный подход с учетом личностных качеств каждого из освобождаемых. При посещении заключенных в тюрьме им сооб­щался адрес Общества, по которому можно было обращаться за помощью при освобождении. Это давало уверенность в собствен­ной значимости, нужности, открывало определенные перспективы, формировало надежду на будущее. Члены Обществ подходили к своему делу с оптимизмом и верили, что если поддержать человека вовремя, то он не свернет с правильного пути.

Виды помощи освобожденным определялись уставами Обществ патроната. Вышедшего из тюрьмы старались определить на работу, найти ему полезное занятие, которое давало бы средства к сущест­вованию и развивало положительные качества личности. Отвыкшие от жизни в условиях свободы часто нуждались в обычных житей­ских советах, простых словах утешения, которые они находили у членов Обществ, так как тюрьма не могла научить пользоваться свободой, иначе она перестала бы быть сама собой. Члены Обществ патроната нередко выполняли роль посредников между освобож­денными и его семьей, прежними и новыми работодателями. Во­просы патроната активно обсуждались в печати и на различных фо­румах, что позволяло анализировать деятельность, выявлять досто­инства и изъяны, учитывать наиболее удачные предложения27.

С 90-х годов XIX в. началась научная разработка проблем па­троната. Исследования В. Акимова, Г.В. Демченко, Н.Ф. Лучинского, П.И. Люблинского, Н.И. Миролюбова, СВ. Познышева, С.Г. Фельдштейна, И.Я. Фойницкого и других осуществлялись в двух основ­ных направлениях: разработка теории патроната и теоретическое обоснование организации и деятельности учреждений, осуществ­ляющих патронат. Поучителен сделанный в конце XIX в. вывод о том, что патронат необходим прежде всего в педагогических целях, главная из которых — научить освобожденных из мест заключения самостоятельно добывать средства к существованию собственным трудом и расходовать их таким образом, чтобы обеспечить свое бла­госостояние, чтобы условия жизни не могли служить поводом для рецидива28. Кроме этого, патронат, как отмечали исследователи, должен приучать вышедших из тюрьмы постепенно, с помощью добросердечных людей ценить любовь семьи и близких, нести от­ветственность за их благополучие и собственное поведение. Счита­лось, что под покровительство нужно принимать лишь тех, кто по­дает надежду на исправление, желает этого и искренне намерен принять оказываемую помощь. Что касается иных, то к ним пред­лагалось применять меры административно-полицейского надзора. Именно поэтому перед членами Обществ патроната и тюремной администрацией ставилась задача пробуждать в осужденных жела­ние изменить свою жизнь и жизнь семьи, ибо никакое воспитание не может быть успешным, если сам воспитуемый в нем не участву­ет и сам себя не воспитывает.

Основные принципы патроната в окончательно сло­жившемся виде были сформулированы СВ. Познышевым. К их числу отнесены:

1) участие в деле патроната людей, отличающихся высокой нравственностью и осознанием важности этого дела;

2) широкая пропаганда идей патроната с целью содействия воз­никновению, упрочению и объединению местных Обществ;

3) наличие нормативной базы, регулирующей деятельность Об­ществ патроната и специальных учреждений для работы с посетите­лями;

4) гласность в деятельности патроната;

5) бережливость, которая заключается в том, чтобы оказывать попечение не каждому, а лишь тому, кто в нем нуждается;

6) заблаговременная, еще в тюрьме, подготовка заключенных к жизни на свободе;

7) создание трудовых убежищ для кратковременного пребыва­ния в них, до определения места жительства29.

Коллективная помощь оказывалась в виде организации различ­ных закрытых учреждений для работы с группой освобожденных, где патронируемые могли жить и работать достаточно долго. В них был установлен жесткий внутренний режим, хорошо организован­ный надзор и четко поставленная воспитательная работа. Без по­следней такое учреждение грозило превратиться в продолжение тюрьмы. Основными условиями устройства убежищ являлись: сво­бодное поступление и выход из них; наличие распорядка и дисцип­лины; точно определенный срок пребывания в них, исключение возможности бесцельного времяпрепровождения. Все, чем могли воспользоваться посетители убежищ, должно было быть заработан­ным. Однако более часто создавались учреждения, которые давали приют лишь на короткое время — до нахождения места работы и места жительства. По мнению специалистов, предпочтительной бы­ла индивидуальная помощь.

Особое внимание Обществами уделялось патронату над несо­вершеннолетними, так как уже в XIX в. был сделан вывод о связи между ранним осуждением и рецидивом. Этот патронат был обяза­тельным, так как считалось, что поскольку государство обязано за­ботиться о молодежи, то и освобождающиеся из заключения обяза­ны подчиняться тем мерам попечения, какие считаются государст­вом необходимыми для отвращения от преступлений. Одним из условий патроната было близкое знакомство каждого члена Обще­ства с несовершеннолетним, о котором предстояло заботиться (употреблялось именно слово «забота», а не «оказание помощи»), которого следовало поддерживать, быть его советчиком, другом, наставником, защищать его интересы. Основная задача членов Об­ществ заключалась в том, чтобы оказывать положительное воспита­тельное влияние на несовершеннолетних. Для правильной и ус­пешной работы патроната отбирались попечители, отличающиеся высокими нравственными качествами и могущие оказать правиль­ное воздействие на несовершеннолетнего. Было признано необхо­димым, чтобы в этом деле участвовали фабриканты, ремесленники, хозяева мастерских, владельцы лавок и магазинов, т.е. лица, кото­рые могли бы способствовать устройству опекаемых, определению их на места. Важная роль отводилась духовенству, одно из предна­значений которого — нравственное развитие несовершеннолетних, укрепление их духовных сил, религиозное воспитание питомцев.

Наиболее распространенными видами помощи несовершенно­летним были: содействие в установлении связей с семьей или род­ственниками, которые могли бы заботиться о несовершеннолетнем; отправка на родину, приискание постоянных занятий или устройст­во в учебные или лечебные заведения. В ряде случаев питомцам оказывалась помощь в получении видов на жительство. Общества патроната заботились об одежде, питании, лечении освобожденных несовершеннолетних. Причем это не считалось благотворительно­стью, поскольку молодые люди должны были сразу или впоследст­вии принять участие в деятельности Общества путем предоставле­ния ему части своего заработка или выполнения работ, т.е. воспитанники отрабатывали те блага, которые получали своим трудом. Это исключало праздность и иждивенчество. Те несовершеннолет­ние, которые поддерживали связь со своим наставником, не поры­вали отношений с Обществами патроната, вели благопристойный образ жизни, могли рассчитывать на помощь в случае житейской нужды, болезни, потери места работы, свадьбы, похорон и пр. Деньги, вещи в таких случаях давались в долг. Организаторы па­троната считали, что ответственность за свои поступки, поведение, в том числе и за долги, — одно из важных показателей зрелости подопечного, готовности и способности жить самостоятельно. По­этому тем, кто не желал исправляться и жить честной жизнью, по­мощь такого рода не оказывалась.

Общества патроната старались как можно меньше давать несо­вершеннолетним «праздных» денег. Деньги выдавались только на конкретные нужды и из сумм, которые заработаны самим питом­цем. Если таковых не оказывалось, помощь выражалась в предос­тавлении одежды, питания, обуви, билетов на проезд, инструментов по ремеслу, т.е. предоставлялась реальная возможность самостоя­тельно создать себе условия жизни. Члены Общества патроната отыскивали соответствующее ремеслу место, при этом старались подбирать хозяев, которые отличались нравственными качествами, не обижали бы и не унижали воспитанников, были справедливыми и взыскательными. Члены Обществ патроната держали под контро­лем взаимоотношения хозяина и несовершеннолетнего и старались не допускать несправедливости.

Многие специалисты, занимающиеся вопросами преступности несовершеннолетних, ее предупреждения, считали, что тюрьма — это школа преступности и рецидивизма. Поэтому они обращали внимание на необходимость отделения несовершеннолетних от взрослых преступников на всем протяжении уголовного процесса. В связи с этим ряд Обществ патроната постепенно расширяли круг лиц, которым отказывали патронатную помощь. Так, под покрови­тельство принимались дети заключенных, оставшиеся без попече­ния, оправданные по суду и нуждающиеся в социальной реабили­тации, освобожденные от содержания под стражей в связи с пре­кращением уголовного преследования30.

Основные выводы, вытекающие из анализа отечественной и за­рубежной практики патроната, научных воззрений, нашли отраже­ние в нормативном акте, посвященном патронату. Это был Нор­мальный (примерный) устав Обществ покровительства лицам, освобождаемым из мест заключения (патроната), принятый в 1908 г. Он служил образцом для вновь создаваемых Обществ, которые мог­ли принять его целиком, без изменений, или на его основе принять свой с необходимыми дополнениями. В Уставе закреплялась цель патроната: содействие вышедшим из мест заключения в устройстве быта, с тем чтобы возвратить их на путь честной жизни. Принци­пиально важно, что в нем закреплялось положение не о предупреж­дении преступлений, а о возвращении к честной жизни, которая как таковая сама по себе исключает совершение преступления. Ста­тья 3 Устава определяла круг лиц, которые могли приниматься под покровительство. Их перечень свидетельствует о том, что здесь на­шли отражение такие принципы постпенитенциарной педагогики, как гуманизм, доверие, оптимизм, готовность к педагогическому сотрудничеству, соучастие в жизни подопечных и др.

Изучение опыта организации патроната в России в XIX в. пока­зывает, что уже в те времена имели место интересные, заслужи­вающие внимания находки, не утратившие значения и теперь: ин­дивидуализация патроната, широкое участие общественности в этом деле, нравственно-педагогические основы его организации, изучение личности питомцев, примирение их с обществом и т.п. Важно, что социальная адаптация осуществлялась не изнутри ис­правительной системы, а здоровыми силами общества. Связь с эти­ми силами формировала у осужденных уверенность в собственной значимости, ценности для общества, которое заинтересовано в их дальнейшей жизни.

Безусловно, нельзя идеализировать опыт прошлого. В нем мно­го положительного, но, к сожалению, немало и промахов, ошибок, неудач, явных просчетов. Те положительные начинания, которые имели место, были единичными и касались немногочисленных групп людей. Широкого размаха движение патроната в силу ряда причин объективного и субъективного характера не нашло. Однако это не может умалить значимости, важности и ценности отечест­венного опыта патроната. Его изучение раскрывает положительные тенденции, проявившиеся в этом деле, которые трудно переоце­нить. Следует также иметь в виду, что всякое явление следует оце­нивать не столько в сравнении с сегодняшним днем, сколько со временем, ему предшествовавшим. Поэтому нужно отметить, что организаторы патроната в XIX в. были в этой области первопроход­цами. Они занимались делом, прежде не имевшим места, и их на­чинания в XIX в. стали шагом вперед в развитии пенитенциарной науки и практики.

В начале XX в. в связи с войной благотворительные организа­ции, осуществлявшие патронат, прекратили свое существование.

Однако вопрос об оказании помощи отбывшим наказание актуаль­ности не утратил, что нашло отражение в ст. 10 ИТК РСФСР 1924 г., предусматривающей дополнение существующей исправи­тельно-трудовой системы учреждениями, которые оказывали бы помощь осужденным и освобожденным из мест лишения свободы. В числе прочего этим учреждениям предписывалось: оказание под­держки при возвращении освобожденных к месту жительства; пре­доставление им на первое время питания и помещения для прожи­вания; предоставление ссуд на приобретение рабочих инструментов и предметов домашнего обихода; устройство мастерских и предпри­ятий для работы освобожденных; оказание им юридической и ме­дицинской помощи. Новое государство предполагало усиление пе­дагогического влияния на лиц, отбывших наказания. Однако хоро­шие идеи реализованы не были. Лишь в 1964—1965 гг. были пред­приняты практические меры в виде расширения функций наблюда­тельных комиссий и привлечения к постпенитенциарной работе трудовых коллективов, общественных организаций и введения ин­ститута общественных воспитателей. В 70—80-е годы XX столетия к этой работе привлекались широкие слои общественности (трудовые коллективы, профсоюзные организации, спортивные, творческие коллективы), практиковалось шефство-наставничество, индивиду­альная воспитательная работа.

К настоящему времени целостной системы обеспечения соци­альной адаптации лиц, отбывших наказание, не сохранилось. По­мощь в социальной адаптации после освобождения оказывают по преимуществу благотворительные и религиозные объединения. Она заключается в традиционных видах: предоставление приюта, снаб­жение едой, одеждой, обеспечение, по возможности, работой. Об­щественные объединения граждан, трудовые, учебные коллективы от этого дела отошли, а органы местного самоуправления пока не определили своей роли в этом деле и не нашли воспитательных ре­сурсов для его осуществления. Участие государственных органов сейчас выражено в работе органов исполнения наказаний по подго­товке осужденных к освобождению: в их профессиональном обуче­нии, в ознакомлении с соответствующими правовыми предписа­ниями, обеспечении проездными документами, питанием в пути, деньгами, одеждой.

Педагогический анализ изложенного опыта показывает, что:

1) постпенитенциарная работа — обязательное социальное, пра­вовое и психолого-педагогическое направление профилактики ре­цидивной преступности, потенциал которого пока используется крайне недостаточно;

2) все средства и методы ресоциализации освобожденных из мест заключения должны быть воспитательными;

3) в основе социальной адаптации должна быть активная соци­ально полезная деятельность: творческая, образовательная, произ­водственная — как разновидности труда;

4) освобожденный должен быть активно включен в систему со­циальных отношений, окружающих его непосредственно;

5) работа по ресоциализации должна строиться на основе устой­чивого взаимодействия государственных органов и общественных объединений;

6) необходима разработка и использование адекватных совре­менной ситуации педагогических методик;

7) в работе органов местного самоуправления и внутренних дел по ресоциализации освобожденных должны участвовать педагогиче­ски компетентные люди — социальные педагоги-психологи, специ­ально подготовленные к ней.

Использование зарубежного педагогического опыта — «трудное искусство». Надо уметь использовать зарубежный опыт, но не ме­нее важно научиться и не злоупотреблять им. Недопустимо недо­оценивать зарубежный опыт, но плохо и просто копировать его, пытаясь за рубежом найти легкие решения сложных и своеобразных российских проблем. Сколько бы мы ни использовали мировой опыт, наше общество и жизнь никогда не станут «американскими» или «японскими». Здесь необходимы: бережное отношение к отечественному опыту; внимательное, вдумчивое — к зарубежному.

Наши рекомендации