Педагогика профилактики рецидивной преступности
Постпенитенциарная педагогика — один из видов профилактики рецидивных преступлений, совершаемых лицами, отбывшими уголовные наказания. Это педагогическая составляющая обеспечения их ресоциализации — возврата к свободной, нормальной трудовой и правомерной жизни. Она предполагает восстановление временно оборванных человеческих связей, семейной жизни, частично утраченных жизненных ориентиров и навыков самообеспечения жизни, включение в трудовую деятельность, преодоление внутриличностного конфликта, связанного с имевшимся фактом осуждения, ограждение от влияния криминализирующих факторов, в том числе намерений криминального мира вновь втянуть его в криминальную деятельность и жизнь. Основные направления этой работы состоят в следующем.
Социальный контроль — предполагает предупреждение и пресечение педагогическими мерами отклонений в поведении лица, отбывшего наказание. Значительное внимание уделяется охране прав этого лица. Субъектами социального контроля выступают: правоохранительные органы, суды, исполнительные органы власти и органы местного самоуправления, общественные объединения и граждане.
Индивидуально-педагогическое воздействие — осуществляется теми же субъектами в целях продолжения исправительной работы, проводившейся с бывшим осужденным в заключении. Принято считать, что залогом успеха в ресоциализации может служить испытание чувства стыда за прежнее собственное аморальное, асоциальное и противоправное поведение. Его внушение и поддержание выполняет профилактическую и восстанавливающую личностные качества роль, а клеймление толкает правонарушителей в криминальные субкультуры20. Эффективны поддержка веры в будущее, нормальную и успешную жизнь, педагогическое консультирование по вопросам ресоциализации, преодоления жизненных проблем, самосовершенствования. Педагогический эффект может дать и разумное применение правовых мер воздействия21.
Реанимация или (и) коррекция отношений с ближайшим окружением — предполагает проведение работы не только с лицом, отбывшим наказание, но и с родственниками, друзьями, чтобы стимулировать их желание и готовность к нормализации отношений с освобожденным, оказывать ему поддержку и ограждать от возможных соблазнов и сбоев.
Включение в социально-полезную деятельность — позволяет мобилизовать силы трудового или учебного коллектива на развитие личности человека, снизить напряженность в отношениях освободившегося с окружающими, помочь достигнуть первых воодушевляющих успехов.
Оказание социальной поддержки — включает в себя два направления: непосредственная помощь самому освобожденному — материальная, медицинская, юридическая (оформление документов, консультирование, помещение в лечебные учреждения и др.); оказание помощи людям, от которых зависит благополучие отбывшего наказания, — родителям, детям, супругу, братьям и сестрам.
Помощь в преодолении внутриличностного конфликта, связанного с фактом имевшего место осуждения, — заключается в формировании: перспектив собственного развития; личных и социально значимых целей, достижение которых может способствовать самоидентификации себя как законопослушного гражданина.
Таким образом, суть постпенитенциарной педагогики состоит не в изобретении новых, ранее неизвестных форм работы, а в действенной работе с конкретным человеком, в оптимизации уже известных и апробированных методов и приемов в интересах человека, которому необходима поддержка для облегчения в устройстве жизни.
Историческая справка. Постпенитенциарная педагогика как особое теоретическое и прикладное направление юридической педагогики пока еще не сформировалась, хотя истоки ее обнаруживаются в трудах пенитенциаристов XIX в. В России издревле чувство сострадания к ближнему вызывало стремление населения облегчить участь «тюремных сидельцев»22. Это носило в основном спонтанный, благотворительный характер23 и выражалось в предоставлении на короткое время крова, оказании помощи деньгами, одеждой, едой. Со временем она осознается как одно из средств борьбы с преступностью и начинает именоваться патронатом24. Вывод о возможности и необходимости бывших преступников и их исправления и перевоспитания, гуманизация взглядов на тюремное дело, свойственные XIX в., привели к пониманию того, что самым важным в работе с отбывшим наказание является: помощь в возвращении к честной жизни, приспособлении к жизни на свободе, приучении к ней, примирении с семьей, восстановлении прерванных социальных связей; удержание от совершения новых преступлений25. Все это осуществлялось добровольцами, которые объединялись, создавая Общества покровительства лицам, освобождаемым из мест заключения (патронат)26. Процесс покровительства складывается как бы из двух этапов:
1) ознакомления с личностью освобождаемого, его духовным миром, поведением в тюрьме, прежними судимостями, семейным и имущественным положением, профессиональной подготовкой, прошлой жизнью и намерениями;
2) непосредственной помощи освобождаемым со стороны членов Общества и наблюдение за ним. Изучение личности освобожденного начиналось задолго до его выхода из заключения. Члены Общества без всяких ограничений посещали заключенных в тюрьме, знакомились с ними, с их семейным положением, предпринимали первые шаги к примирению с семьей, выясняли их нужды, выполняли некоторые поручения, например определить детей в приют, найти имущество и др. Такая организация работы позволяла обеспечить индивидуальный подход с учетом личностных качеств каждого из освобождаемых. При посещении заключенных в тюрьме им сообщался адрес Общества, по которому можно было обращаться за помощью при освобождении. Это давало уверенность в собственной значимости, нужности, открывало определенные перспективы, формировало надежду на будущее. Члены Обществ подходили к своему делу с оптимизмом и верили, что если поддержать человека вовремя, то он не свернет с правильного пути.
Виды помощи освобожденным определялись уставами Обществ патроната. Вышедшего из тюрьмы старались определить на работу, найти ему полезное занятие, которое давало бы средства к существованию и развивало положительные качества личности. Отвыкшие от жизни в условиях свободы часто нуждались в обычных житейских советах, простых словах утешения, которые они находили у членов Обществ, так как тюрьма не могла научить пользоваться свободой, иначе она перестала бы быть сама собой. Члены Обществ патроната нередко выполняли роль посредников между освобожденными и его семьей, прежними и новыми работодателями. Вопросы патроната активно обсуждались в печати и на различных форумах, что позволяло анализировать деятельность, выявлять достоинства и изъяны, учитывать наиболее удачные предложения27.
С 90-х годов XIX в. началась научная разработка проблем патроната. Исследования В. Акимова, Г.В. Демченко, Н.Ф. Лучинского, П.И. Люблинского, Н.И. Миролюбова, СВ. Познышева, С.Г. Фельдштейна, И.Я. Фойницкого и других осуществлялись в двух основных направлениях: разработка теории патроната и теоретическое обоснование организации и деятельности учреждений, осуществляющих патронат. Поучителен сделанный в конце XIX в. вывод о том, что патронат необходим прежде всего в педагогических целях, главная из которых — научить освобожденных из мест заключения самостоятельно добывать средства к существованию собственным трудом и расходовать их таким образом, чтобы обеспечить свое благосостояние, чтобы условия жизни не могли служить поводом для рецидива28. Кроме этого, патронат, как отмечали исследователи, должен приучать вышедших из тюрьмы постепенно, с помощью добросердечных людей ценить любовь семьи и близких, нести ответственность за их благополучие и собственное поведение. Считалось, что под покровительство нужно принимать лишь тех, кто подает надежду на исправление, желает этого и искренне намерен принять оказываемую помощь. Что касается иных, то к ним предлагалось применять меры административно-полицейского надзора. Именно поэтому перед членами Обществ патроната и тюремной администрацией ставилась задача пробуждать в осужденных желание изменить свою жизнь и жизнь семьи, ибо никакое воспитание не может быть успешным, если сам воспитуемый в нем не участвует и сам себя не воспитывает.
Основные принципы патроната в окончательно сложившемся виде были сформулированы СВ. Познышевым. К их числу отнесены:
1) участие в деле патроната людей, отличающихся высокой нравственностью и осознанием важности этого дела;
2) широкая пропаганда идей патроната с целью содействия возникновению, упрочению и объединению местных Обществ;
3) наличие нормативной базы, регулирующей деятельность Обществ патроната и специальных учреждений для работы с посетителями;
4) гласность в деятельности патроната;
5) бережливость, которая заключается в том, чтобы оказывать попечение не каждому, а лишь тому, кто в нем нуждается;
6) заблаговременная, еще в тюрьме, подготовка заключенных к жизни на свободе;
7) создание трудовых убежищ для кратковременного пребывания в них, до определения места жительства29.
Коллективная помощь оказывалась в виде организации различных закрытых учреждений для работы с группой освобожденных, где патронируемые могли жить и работать достаточно долго. В них был установлен жесткий внутренний режим, хорошо организованный надзор и четко поставленная воспитательная работа. Без последней такое учреждение грозило превратиться в продолжение тюрьмы. Основными условиями устройства убежищ являлись: свободное поступление и выход из них; наличие распорядка и дисциплины; точно определенный срок пребывания в них, исключение возможности бесцельного времяпрепровождения. Все, чем могли воспользоваться посетители убежищ, должно было быть заработанным. Однако более часто создавались учреждения, которые давали приют лишь на короткое время — до нахождения места работы и места жительства. По мнению специалистов, предпочтительной была индивидуальная помощь.
Особое внимание Обществами уделялось патронату над несовершеннолетними, так как уже в XIX в. был сделан вывод о связи между ранним осуждением и рецидивом. Этот патронат был обязательным, так как считалось, что поскольку государство обязано заботиться о молодежи, то и освобождающиеся из заключения обязаны подчиняться тем мерам попечения, какие считаются государством необходимыми для отвращения от преступлений. Одним из условий патроната было близкое знакомство каждого члена Общества с несовершеннолетним, о котором предстояло заботиться (употреблялось именно слово «забота», а не «оказание помощи»), которого следовало поддерживать, быть его советчиком, другом, наставником, защищать его интересы. Основная задача членов Обществ заключалась в том, чтобы оказывать положительное воспитательное влияние на несовершеннолетних. Для правильной и успешной работы патроната отбирались попечители, отличающиеся высокими нравственными качествами и могущие оказать правильное воздействие на несовершеннолетнего. Было признано необходимым, чтобы в этом деле участвовали фабриканты, ремесленники, хозяева мастерских, владельцы лавок и магазинов, т.е. лица, которые могли бы способствовать устройству опекаемых, определению их на места. Важная роль отводилась духовенству, одно из предназначений которого — нравственное развитие несовершеннолетних, укрепление их духовных сил, религиозное воспитание питомцев.
Наиболее распространенными видами помощи несовершеннолетним были: содействие в установлении связей с семьей или родственниками, которые могли бы заботиться о несовершеннолетнем; отправка на родину, приискание постоянных занятий или устройство в учебные или лечебные заведения. В ряде случаев питомцам оказывалась помощь в получении видов на жительство. Общества патроната заботились об одежде, питании, лечении освобожденных несовершеннолетних. Причем это не считалось благотворительностью, поскольку молодые люди должны были сразу или впоследствии принять участие в деятельности Общества путем предоставления ему части своего заработка или выполнения работ, т.е. воспитанники отрабатывали те блага, которые получали своим трудом. Это исключало праздность и иждивенчество. Те несовершеннолетние, которые поддерживали связь со своим наставником, не порывали отношений с Обществами патроната, вели благопристойный образ жизни, могли рассчитывать на помощь в случае житейской нужды, болезни, потери места работы, свадьбы, похорон и пр. Деньги, вещи в таких случаях давались в долг. Организаторы патроната считали, что ответственность за свои поступки, поведение, в том числе и за долги, — одно из важных показателей зрелости подопечного, готовности и способности жить самостоятельно. Поэтому тем, кто не желал исправляться и жить честной жизнью, помощь такого рода не оказывалась.
Общества патроната старались как можно меньше давать несовершеннолетним «праздных» денег. Деньги выдавались только на конкретные нужды и из сумм, которые заработаны самим питомцем. Если таковых не оказывалось, помощь выражалась в предоставлении одежды, питания, обуви, билетов на проезд, инструментов по ремеслу, т.е. предоставлялась реальная возможность самостоятельно создать себе условия жизни. Члены Общества патроната отыскивали соответствующее ремеслу место, при этом старались подбирать хозяев, которые отличались нравственными качествами, не обижали бы и не унижали воспитанников, были справедливыми и взыскательными. Члены Обществ патроната держали под контролем взаимоотношения хозяина и несовершеннолетнего и старались не допускать несправедливости.
Многие специалисты, занимающиеся вопросами преступности несовершеннолетних, ее предупреждения, считали, что тюрьма — это школа преступности и рецидивизма. Поэтому они обращали внимание на необходимость отделения несовершеннолетних от взрослых преступников на всем протяжении уголовного процесса. В связи с этим ряд Обществ патроната постепенно расширяли круг лиц, которым отказывали патронатную помощь. Так, под покровительство принимались дети заключенных, оставшиеся без попечения, оправданные по суду и нуждающиеся в социальной реабилитации, освобожденные от содержания под стражей в связи с прекращением уголовного преследования30.
Основные выводы, вытекающие из анализа отечественной и зарубежной практики патроната, научных воззрений, нашли отражение в нормативном акте, посвященном патронату. Это был Нормальный (примерный) устав Обществ покровительства лицам, освобождаемым из мест заключения (патроната), принятый в 1908 г. Он служил образцом для вновь создаваемых Обществ, которые могли принять его целиком, без изменений, или на его основе принять свой с необходимыми дополнениями. В Уставе закреплялась цель патроната: содействие вышедшим из мест заключения в устройстве быта, с тем чтобы возвратить их на путь честной жизни. Принципиально важно, что в нем закреплялось положение не о предупреждении преступлений, а о возвращении к честной жизни, которая как таковая сама по себе исключает совершение преступления. Статья 3 Устава определяла круг лиц, которые могли приниматься под покровительство. Их перечень свидетельствует о том, что здесь нашли отражение такие принципы постпенитенциарной педагогики, как гуманизм, доверие, оптимизм, готовность к педагогическому сотрудничеству, соучастие в жизни подопечных и др.
Изучение опыта организации патроната в России в XIX в. показывает, что уже в те времена имели место интересные, заслуживающие внимания находки, не утратившие значения и теперь: индивидуализация патроната, широкое участие общественности в этом деле, нравственно-педагогические основы его организации, изучение личности питомцев, примирение их с обществом и т.п. Важно, что социальная адаптация осуществлялась не изнутри исправительной системы, а здоровыми силами общества. Связь с этими силами формировала у осужденных уверенность в собственной значимости, ценности для общества, которое заинтересовано в их дальнейшей жизни.
Безусловно, нельзя идеализировать опыт прошлого. В нем много положительного, но, к сожалению, немало и промахов, ошибок, неудач, явных просчетов. Те положительные начинания, которые имели место, были единичными и касались немногочисленных групп людей. Широкого размаха движение патроната в силу ряда причин объективного и субъективного характера не нашло. Однако это не может умалить значимости, важности и ценности отечественного опыта патроната. Его изучение раскрывает положительные тенденции, проявившиеся в этом деле, которые трудно переоценить. Следует также иметь в виду, что всякое явление следует оценивать не столько в сравнении с сегодняшним днем, сколько со временем, ему предшествовавшим. Поэтому нужно отметить, что организаторы патроната в XIX в. были в этой области первопроходцами. Они занимались делом, прежде не имевшим места, и их начинания в XIX в. стали шагом вперед в развитии пенитенциарной науки и практики.
В начале XX в. в связи с войной благотворительные организации, осуществлявшие патронат, прекратили свое существование.
Однако вопрос об оказании помощи отбывшим наказание актуальности не утратил, что нашло отражение в ст. 10 ИТК РСФСР 1924 г., предусматривающей дополнение существующей исправительно-трудовой системы учреждениями, которые оказывали бы помощь осужденным и освобожденным из мест лишения свободы. В числе прочего этим учреждениям предписывалось: оказание поддержки при возвращении освобожденных к месту жительства; предоставление им на первое время питания и помещения для проживания; предоставление ссуд на приобретение рабочих инструментов и предметов домашнего обихода; устройство мастерских и предприятий для работы освобожденных; оказание им юридической и медицинской помощи. Новое государство предполагало усиление педагогического влияния на лиц, отбывших наказания. Однако хорошие идеи реализованы не были. Лишь в 1964—1965 гг. были предприняты практические меры в виде расширения функций наблюдательных комиссий и привлечения к постпенитенциарной работе трудовых коллективов, общественных организаций и введения института общественных воспитателей. В 70—80-е годы XX столетия к этой работе привлекались широкие слои общественности (трудовые коллективы, профсоюзные организации, спортивные, творческие коллективы), практиковалось шефство-наставничество, индивидуальная воспитательная работа.
К настоящему времени целостной системы обеспечения социальной адаптации лиц, отбывших наказание, не сохранилось. Помощь в социальной адаптации после освобождения оказывают по преимуществу благотворительные и религиозные объединения. Она заключается в традиционных видах: предоставление приюта, снабжение едой, одеждой, обеспечение, по возможности, работой. Общественные объединения граждан, трудовые, учебные коллективы от этого дела отошли, а органы местного самоуправления пока не определили своей роли в этом деле и не нашли воспитательных ресурсов для его осуществления. Участие государственных органов сейчас выражено в работе органов исполнения наказаний по подготовке осужденных к освобождению: в их профессиональном обучении, в ознакомлении с соответствующими правовыми предписаниями, обеспечении проездными документами, питанием в пути, деньгами, одеждой.
Педагогический анализ изложенного опыта показывает, что:
1) постпенитенциарная работа — обязательное социальное, правовое и психолого-педагогическое направление профилактики рецидивной преступности, потенциал которого пока используется крайне недостаточно;
2) все средства и методы ресоциализации освобожденных из мест заключения должны быть воспитательными;
3) в основе социальной адаптации должна быть активная социально полезная деятельность: творческая, образовательная, производственная — как разновидности труда;
4) освобожденный должен быть активно включен в систему социальных отношений, окружающих его непосредственно;
5) работа по ресоциализации должна строиться на основе устойчивого взаимодействия государственных органов и общественных объединений;
6) необходима разработка и использование адекватных современной ситуации педагогических методик;
7) в работе органов местного самоуправления и внутренних дел по ресоциализации освобожденных должны участвовать педагогически компетентные люди — социальные педагоги-психологи, специально подготовленные к ней.
Использование зарубежного педагогического опыта — «трудное искусство». Надо уметь использовать зарубежный опыт, но не менее важно научиться и не злоупотреблять им. Недопустимо недооценивать зарубежный опыт, но плохо и просто копировать его, пытаясь за рубежом найти легкие решения сложных и своеобразных российских проблем. Сколько бы мы ни использовали мировой опыт, наше общество и жизнь никогда не станут «американскими» или «японскими». Здесь необходимы: бережное отношение к отечественному опыту; внимательное, вдумчивое — к зарубежному.