Специфика обучения альтернативной коммуникации детей с расстройствами аутистического спектра
Белорусский государственный педагогический
Университет имени Максима Танка, г. Минск
Специфика обучения альтернативной коммуникации детей с расстройствами аутистического спектра
В настоящее время в Республике Беларусь объективизируется проблема увеличения количества детей с расстройствами аутистического спектра. Избегание в общении со взрослыми и детьми, игнорирование их присутствия, неконтактность, неоднозначность коммуникативных сигналов, протестная реакция на проявление внимания со стороны окружающих, установление контакта со взрослыми и сверстниками не ради общения, а для удовлетворения потребностей в приятных сенсорных ощущениях, еде, питье, игре и т.д. Все это характеристики коммуникативного поведения большинства детей с расстройствами аутистического спектра, которые препятствуют комфортному вхождению их в социум и полноценному удовлетворению жизненно важных потребностей [2; 3; 4].
В мировой практике одним из эффективных средств, способствующим нормализации жизнедеятельности детей с расстройствами аутистического спектра, является поддерживающая и альтернативная коммуникация –коммуникации при помощи невербальных средств: реакций на вегетативной основе, мимики, телодвижении и жестов, взгляда, тактильно воспринимаемых символов, графических изображений и технических устройств и компьютерных приложений [1; 2; 3; 4].
Как показывает практика работы с детьми с расстройствами аутистического спектра в обучении их коммуникации преимущество отдается графическим средствам, а именно картинным символам коммуникации (Picture Communication Symbols). В начале 80-х годов 20-го века в Соединенных Штатах Америки Лори Фрост и Эндрю Бонди разработали коммуникативную систему обмена картинками (Picture Exchange Communication System – PECS) для быстрого обучения детей с расстройствами аутистического спектра целенаправленному и самостоятельно инициируемому общению [4].
Организационной формой обучения коммуникации детей с расстройствами аутистического спектра при помощи картинок является занятие (дошкольный возраста) или урок (школьный возраст), которые в зависимости от этапа обучения могут быть представлены следующими видами: диагностическое занятие (урок); занятие (урок)-знакомство со средством коммуникации; занятие(урок)-диалог; занятие (урок)-тренинг [1].
Работа по обучению коммуникации детей с расстройствами аутистического спектра при помощи картинок включает 6 этапов. Следует отметить, что процесс обучения не является жестко регламентированным. Это позволяет вносить определенные изменения в планирование работы и в саму методику введения и закрепления символов. В связи с чем обучение коммуникации детей с расстройствами аутистического спектра строится на основе индивидуальных программ, которые разрабатываются с учетом потребностей и возможностей каждого конкретного ребёнка.
Первый этап – физический обмен. Цель – сформировать умение «просить» желаемое с помощью картинки.
Обучение проводится в комфортной для ребенка обстановке, в удобном для него положении, например, за столом, на полу, на качелях, в песочнице и т.д. Для проведения обучения необходимо два взрослых. Один взрослый – это наиболее значимый для ребенка человек, который выполнит функции коммуникативного партнера. Второй взрослый будет оказывать помощь ребенку во взаимодействии с коммуникативным партнером и выступит в качестве коммуникативного ассистента.
Обучение начинается с того, что перед ребенком выкладывается картинка с изображением объекта, который он хочет получить, или действия, которое он желает совершить. Например, в процессе диагностики было определено, что ребенок больше всего любить слушать музыку. Следовательно, мы выкладываем перед ребенком картинку, с помощью которой он сможет сообщить об этом высокомотивированном желании. Для того чтобы ребенку включили музыку, ему необходимо взять (посмотреть, дотронуться и т.д.) картинку и передать ее коммуникативному партнеру. Таким образом он сообщит взрослому о своем желании. Если ребенок не знает, как действовать, следует прибегнуть к помощи ассистента, который поможет ребенку передать картинку коммуникативному партнеру. Как только картинка окажется у коммуникативного партнера, включается музыка. Кроме этого коммуникативный партнер должен сопровождаться свои действия и действия ребенка словами, типа «музыка», «слушать музыку», «Ты хочешь слушать музыку». Обучение ведется до тех пор, пока ребенок не станет самостоятельно просить желаемое с помощью картинки. В течение дня может вводиться до двух-трех картинок.
Второй этап – спонтанный обмен. Цели этапа – закрепить умение «просить» желаемое с помощью картинки; сформировать умение инициировать общение.
На втором этапе отмечается изменение условий обучения: взрослый находится на расстоянии от ребенка, которому необходимо его преодолеть, чтобы попросить желаемое. Если ребёнок не понимает, что он должен сделать, ему на помощь приходит коммуникативный ассистент. Он вместе с ребёнком подходит к месту, где располагается картинка, помогает взять ее и передать коммуникативному партнеру. Постепенно ассистент уменьшает количество подсказок, чтобы ребёнок начал производить все необходимые действия самостоятельно. Когда коммуникативный партнёр получает картинку, он выполняет желание ребенка и комментирует данный процесс словами, например, «Ты хочешь слушать музыку! Сейчас будем слушать музыку!». Обучение на втором этапе следует продолжать до тех пор, пока ребёнок не научится действовать самостоятельно.
Третий этап – обучение выбору. Цель этапа – сформировать умение «просить» желаемое путём выбора из двух.
Перед обучением на третьем этапе необходимо выбрать картинки, одна из которых должна изображать предпочитаемые для ребёнка объект или действие, другая, наоборот, изображать то, что для ребёнка не представляет особого интереса. Ребёнку необходимо сообщить о желаемом путем выбора картинки и передачи ее взрослому. Как только ребенок сообщит о желаемом, взрослый удовлетворяет его потребность и комментирует действия словами, например, «Ты хочешь слушать музыку?», «Я включу музыку», «Слушай музыку».
Если же ребёнок выбирает картинку, на которой обозначены не предпочитаемые предмет или действие, взрослый без комментариев удовлетворяет его желание. Чаще всего, в данном случае, ребенок оказывается не доволен, так как получает не то, что он хочет.
Обучение выбору осуществляется для того, чтобы ребенок понял следующее: что попросил, то и получил. К четвертому этапу обучения необходимо переходить в том случае, когда ребенок научится сознательно осуществлять выбор.
Четвертый этап – «структура предложения». Цель – сформировать умение «просить» желаемое путём составления предложения из картинок.
Перед ребенком на столе размещаются предметы, например, игрушки. Для того чтобы получить желаемый предмет, ребенку необходимо сообщить об этом не одной картинкой, а несколькими (предложением). Первый символ – «Я хочу» – крепится взрослым. После чего ребенок крепит второй символом – картинку с изображением желаемого объекта. Как только предложение будет построено, взрослый указывает на картинки и «читает» их, например «Я хочу машинку!», «Ты хочешь машинку! Возьми машинку!». Обучение осуществляется до тех пор, пока ребенок самостоятельно не научиться строить предложение.
Пятый этап – «Что ты хочешь?» Цель – сформировать умение «отвечать» на простой вопрос с помощью графических символов.
Перед началом обучения коммуникативный партнер выкладывает перед ребенком на расстоянии желаемые предметы, например, ребёнок любит слушать музыку, есть бананы, играть в конструктор. Непосредственно перед ним располагается коммуникативная книга, в которой размещен ограниченный набор картинок, соответствующим предметам, используемым в процессе обучения. Коммуникативный партнёр задаёт вопрос ребёнку: «Что ты хочешь?». Ребёнок «отвечает» с помощью символов, например «Я хочу» + «слушать музыку». Взрослый сопровождает действия ребенка комментариями, типа «Я хочу слушать музыку», «Ты хочешь слушать музыку! Будем слушать музыку!»
Шестой этап – ответные и спонтанные комментарии. Цель – сформировать умение самостоятельно инициировать сообщения и «отвечать» на вопросы с помощью картинок. Данный этап предполагает использование картинок в разных условиях и с разными партнерами.
Таким образом, обучение детей с расстройствами аутистического спектра коммуникации при помощи картинных символов – длительный процесс. Переход от первого этапа обучения до последнего может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Это зависит от ряда факторов: тщательной системной диагностики; слаженной работы команды (педагогов, психологов и родителей); вариативной программы обучения, которая не требует четкой регламентации в выборе тем, времени проведения, условиях проведения и т.д.
Список литературы
1.Горудко, Т. В. Поддерживающая и альтернативная коммуникация : учеб.-метод. пособие / Т. В. Горудко. – Минск : БГПУ, 2015. – 148 с.
2.Никольская, О. С. Аутичный ребёнок. Пути помощи / Н. С. Никольская,
Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. – М. : Теревинф, 2009. – 288 с.
3.Сороко, Е. Н. Опыт обучения коммуникативной системе обмена картинками детей с расстройствами аутистического спектра / Е. Н. Сороко, Е. Ю. Ребковец // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства : материалы науч.-практ. семинара (г. Новосибирск, 7–8 апр. 2016 г.) / под ред.
Г. С. Чесноковой, Е. В. Ушаковой ; М-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2016. – С.172–175.
4.Фрост, Л. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов / Л. Фрост, Э. Бонди. – М. : Теревинф, 2011. – 416 с.