Тема 8.1. Драматургия культурно-досуговых программ
1. Понятие драматургия
2. Специфические особенности культурно-досуговых программ
3. Этапы работы над сценарием
4. Способы создания сценария КДП
1.
Драматургия– важнейший компонент технологического процесса. Особая значимость этого компонента состоит в том, что именно здесь начинается зарождение проекта культурно-досуговой программы. Здесь осознается основополагающий элемент технологического процесса – цель, которая выражает смысл предполагаемого действия и начинает её формирование. Построение культурно-досуговой программы происходит по законам литературного замысла как идеального проектирования.
Понять механизм построения сценария культурно-досуговой программы значит научиться программировать действие, режиссерски управлять им, сознательного его строить. Поскольку драматургия первична, а режиссура вторична, то сценарист получает возможность решающего мнения в проектировании программы.
Драматургияявляется основой, связующей тканью, на которой в различных формах можно реализовать разнообразные направления культурно-досуговой деятельности.
Подбор и использование драматического материала являются важнейшим фактором эффективности культурно-досуговой деятельности. Прежде всего здесь следует учитывать: форму деятельности (массовая, групповая, индивидуальная); место проведения (домашний досуг или учреждение культуры); состав аудитории. В культурно-досуговой программе драматургическая концепция – это исходное, общественно значимое событие, где она выступает как способ донесения социальной информации, выраженной в художественной форме.
Культурно-досуговая программа это результат своеобразной традиции созданный на основе сценарно-режиссерского замысла, обогатившая творчеством самих участников программы и зрителей. Драматургия – сюжетно-образная концепция.
2.
- Творчество сценариста профессионально;
- Драматургическое творчество осуществляется коллективно и индивидуально,
- В сценарии могут использоваться литературно-художественые, документальные, исторические и другие фрагменты;
- В сценарии используется все многообразие выразительных средств, как самодеятельного, так и профессионального искусства
- Герой в сценарии КДП – реальный человек или художественный образ
- КДП может осуществляться не только на сцене, но и в зрительном зале, в доме, на улице
3.
Этапы работы над сценарием:
Определение темы и идеи
Тема (О чем?) – это круг жизненных явлений, отобранных и освященных автором
Идея (Что хочет сказать автор?) – это основной вывод, мысль автора; оценка изображаемых событий.
Тема обычно задана с самого начала. А к идеи, как к общему выводу сценаристу и режиссеру следует постепенно подвести участников и зрителя.
набор материала и композиционное построение сценария.
2. Композиция – (соединение, расположение) – построение художественного произведения.
Структура композиции.
Экспозиция- ввод действие, короткий рассказ о событии
Основное действие – часть подчинение следующим законам: строгая лаконичность построении и развития темы; каждый эпизод должен быть связан по смыслу с предыдущим и последующим номером
Нарастание действие – заданное экспозицией и завязкой действие развивается по нарастающей кульминации.
Кульминация – вершина развития действия в сценарии, высшая точка эмоционального воздействия.
Развязка – выполняет функцию завершения сюжетной линии сценариста.
Финал – следует за развязкой, означает полное завершение сценического действия, он служит средством подведения итогов.
4.
Сценарии КДП создаются 2-мя способами: собирательным и избирательным.
Собирательная типизация- та при которой, автор создает обобщенный образ, на реальной основе. Задача сценариста – создание воображаемого образа, несущего в себе обобщение – характер современный + герой
Избирательная типизация – предлагает на примере рассказа о каком-либо человеке, предложить образ жизни многих людей.
К элементам активизации относятся:
Прямое обращение к аудитории, коллективное исполнение песен, вынос знамени, вопрос к аудитории
Импровизация в массовых действиях побуждает инициативу людей, создает атмосферу и не принужденную общение людей; снимает барьер между зрительным залом и сценой
Одним из способов импровизации является, внесения в сценарий алиментов игры
Задача сценариста КДП - создать оригинальное художественное произведение путем соединения выразительных различных средств: стихотворений, музыки, песен, фрагментов спектакля и кино фильмов в единую композицию, подчиненную общему замыслу и идеи.
Сценарий подробная литературная разработка, содержание, где указывается, что говорят действующие лица, и как поступают, какие художественные произведения используются, в какой обстановке происходит действие.
Вывод:Понять механизм построения сценария культурно-досуговой программы значит научиться программировать действие, режиссерски управлять им, сознательного его строить, а следовательно, управлять сознанием, формировать духовный и культурный мир общества.
Рекомендуемая литература
1. Культурно-досуговая деятельность: Учебник для вузов/ Под науч. ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. – М.: МГУК, 1998.
2.Рябков В.М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (вторая половина - XXвв.) учеб. пособие / В.М. Рябков, Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер» 2008.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение драматургии культурно-досуговых программ.
2. Назовите специфические особенности драматургии культурно-досуговых программ.
3. Перечислите основные этапы работы над сценарием.