Обучение технике письма на начальном этапе. Приемы формирования технических навыков письма
Письмо – продуктивная аналитико-синтетическая деятельность, связанная с порождением и фиксацией письменного текста. При построении письменного текста автор следует, как правило, определенной логической схеме: мотив, цель, предмет, адресат.
Техника письма предполагает владение навыками каллиграфии, графики, орфографии и пунктуации.
Формирование навыков каллиграфии и графики осуществляется на начальном этапе. Каллиграфия от греч. Kalligraphia – красивый почерк) связана с обучением учащихся правильному начертанию букв и разборчивому письму. Графические навыки предполагают владение совокупностью основных графических свойств изучаемого языка: букв, буквосочетаний, диакритических значков (дефис, апостроф и др.).
В целом в области графики и каллиграфии должны быть сформированы следующие навыки:
- правильное написание прописных и строчных букв;
- владение буквосочетаниями и звуковыми соответствиями;
- корректное написание наиболее употребительных слов;
написание букв с диакритическими знаками, что особенно характерно для французского языка.
Обучение каллиграфии, графики и пунктуации должно опираться на опыт, приобретенный в родном языке, и на чтение.
Для развития графических и каллиграфических навыков рекомендуются следующие упражнения:
- начертание букв, буквосочетаний по образцу;
- списывание с выполнением определенных заданий: поиск пропущенных букв в тексте, подбор синонимов или антонимов к указанным словам идр.;
- звукобуквенный анализ и слоговой анализ ( с использованием настенных таблиц, разрезной азбуки);
- группировка слов по определенным признакам (напр: запись в два столбика слов с долгими и краткими гласными);
- конструирование слов из букв и слогов.
Большое внимание на начальном этапе так же уделяется орфографии. Орфографические навыки формируются в процессе речевой деятельности на основе полного понимания и выполнения комплекса упражнений общего и специального назначения.
1) лексико-грамматические упражнения, выполняющиеся письменно. Они предназначаются не только для обучения орфографии, но и для закрепления языковых средств общения – лексически, грамматически, фонетически, а тем самым для развития всех форм общения.
2) специальные упражнения (развивающие навыки орфографии):
- копирование текста, т. е. списывание с целью усвоения основных правил орфографии и пунктуации;
- списывание, осложненное дополнительными заданиями(подчеркивание указанных букв или буквосочетаний, заполнение пропусков недостающими буквами);
- группировки (слов с наличием синонимичных буквенных обозначений; омографов; лексем; относящихся к одной теме);
- орфографические игры (кроссворды, загадки, цветное лото);
диктанты:
- слуховой - обычный диктант
- зрительный - на доске записывают предложения или текст небольшого объема, который затем анализируется и стирается, учащиеся записывают диктуемый текст по памяти.
- зрительно-слуховой – запись текста в тетрадях сочетается с одновременной записью его на доске.
- само-диктант – учащиеся записывают текст или стихотворение выученный наизусть.
Вопрос 47
Переводные методы обучения: социально-экономические, психолого-педагогические, и лингвистические предпосылки их возникновения. Цели, содержание, принципы и приемы обучения.
Разница понятий:
Метод -целостная система. Которая складывается под влиянием лингвистической, психолого-педагогической теорий. Метод определяется современными соц-эк. усл-ми. ,М. представляет собой систему, так как он имеет свой подход к определению целей, выделению содержания и хар-ся своими принципами.
Метод определяет технологии и приемы обучения.
Технология –система работы. (methodology).
C 18в – несколько методов:
1) Перевóдные методы;
2) Прямые методы/методы периода реформы; + новые прямые
3) Аудиолингвальный (после войны);
4) Аудиовизуальный;
5) коммуникативный
Все методы зарубежные. Их выделяют, т.к. они использовались в условиях массовой школы.
Переводные методы обучения (ПМ)
Соц-эк. усл-я:
1) эпоха Просвещения – появление школ, гимназий, лицеев. (до этого- прерогатива семейного воспитания) Цель образования гимназического типа – развитие мыслящей личности.
2) На рубеже 18019вв вводится обучение Ия. До того преподавали латынь и греч.
!!! Методика преподавания латыни переносится на препод-е живых яя – влияние на ПМ расшифровка, переводы текстов).
Лингв. база ПМ:
Господств. теория – изучение грамматики как логики я. на основе письм. текстов. (Напр, рациональная гр-ка Пор-рояль). Устн. я. не рассм-ся как лингв. мат-л.
Зарождение теории компаративной лингв-ки (на историч. Основе). Учение Шлейхера и Гримма о типологических закономерностях в я. Теория Гумбольдта «Язык и дух народа».