Типы государственных учреждений для умственно отсталых детей 3 страница

6. Бесплатность обучения и воспитания. За пребывание детей в
обычных детских садах родители вносят некоторую плату, однако
для детей с отклонениями в развитии сделано исключение — с их
родителей никакой платы не взимается (см. письмо Министерства
просвещения СССР от 04.06.74 № 58-М «О содержании за госу-
дарственный счет детей с дефектами физического или психиче-
ского развития»).

Советская система специального дошкольного образования
внесла определенный вклад в организацию системы всеобщего
дошкольного образования, но все же была недостаточно гибкой в
отношении большой группы детей с особыми образовательными
потребностями, не подпадающих под нормы отбора и комплекто-
вания этих учреждений.

Принятые в 1992 г. Закон РФ «Об образовании» и в 1995 г. Фе-
деральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации "Об образовании"» ввели новые государ-
ственные принципы организации образования в стране, измени-
ли типологию образовательных учреждений и ряд организацион-
но-правовых аспектов этой системы.

В 90-х гг. XX в. были утверждены типовые положения для каж-
дого вида образовательных учреждений, что открыло дополни-
тельные возможности и формы для функционирования сети та-
ких учреждений, где дети дошкольного возраста с особыми обра-
зовательными потребностями, а также их семьи получают необ-
ходимую психолого-педагогическую и медико-социальную помощь.
К ним прежде всего относятся дошкольные образовательные уч-
реждения (ДОУ).

Для семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии,
детский сад является местом, где родители могут получить необ-

ходимую им поддержку и педагогическое сопровождение процес-
са воспитания ребенка, где созданы специальные образователь-
ные условия, необходимые для полноценного развития их детей.

В соответствии с Типовым положением о дошкольном образо-
вательном учреждении, утвержденным постановлением Правитель-
ства Российской Федерации от 01.07.95 № 677, детям в возрасте
от 2 месяцев до 7 лет в ДОУ обеспечиваются воспитание, обуче-
ние, уход и оздоровление. Ребенок, имеющий отклонения в раз-
витии, принимается в ДОУ любого вида при наличии условий
для коррекционной работы только с согласия родителей (закон-
ных представителей) на основании заключения психолого-меди-
ко-педагогической комиссии (ПМПК).

Большинство детей с отклонениями в развитии воспитывают-
ся в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих груп-
пах детских садов комбинированного вида. В этих учреждениях обу-
чение и воспитание осуществляются в соответствии с коррекци-
онно-развивающими программами, специально разработанными
для детей с отклонениями в развитии каждой категории.

Наполняемость групп устанавливается в зависимости от вида
нарушения(й) и возраста ребенка (две возрастные группы — до
3 лет и старше 3 лет) и составляет для детей с тяжелыми наруше-
ниями речи до 6 и 10 человек; с фонетико-фонематическими на-
рушениями речи (группы только старше 3 лет) — до 12 человек;
глухих — до 6 человек для обеих возрастных групп; слабослыша-
щих — до 6 и 8 человек; слепых — до 6 человек для обеих возраст-
ных групп; слабовидящих, детей с амблиопией, косоглазием —
до 6 и 10 человек; с нарушениями опорно-двигательного аппара-
та — до 6 и 8 человек; с нарушениями интеллекта (умственной
отсталостью) — до 6 и 10 человек; с задержкой психического
развития (ЗПР) — до 6 и 10 человек; с глубокой умственной от-
сталостью (группы только старше 3 лет) — до 8 человек; с тубер-
кулезной интоксикацией — до 10 и 15 человек; часто болеющих
детей — до 10 и 15 человек; со сложными (комплексными) де-
фектами — до 5 человек для обеих возрастных групп; с иными
отклонениями в развитии — до 10 и 15 человек.

Для детей с отклонениями в развитии, которые по разным
причинам не могут посещать дошкольные учреждения, организу-
ются группы кратковременного пребывания в ДОУ. Задачами таких
групп являются оказание своевременной психолого-педагогиче-
ской помощи таким детям, консультативно-методическая поддерж-
ка их родителей (законных представителей) в организации вос-
питания и обучения ребенка, социальная адаптация детей и фор-
мирование у них предпосылок для учебной деятельности. Занятия
проводятся преимущественно индивидуально или небольшими
подгруппами (по 2 — 3 ребенка) в присутствии родителей в удоб-
ное для них время. Эта организационная форма предусматривает

участие в коррекционной работе разных специалистов. Общая про-
должительность занятий — 5 ч в неделю1.

Названные детские сады и группы подпадают под определе-
ние, используемое в современных нормативных документах, —
«Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для
обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

В условиях российской системы дошкольного образования ин-
тегрированное обучение по отношению к детям, которые, не-
смотря на наличие того или иного отклонения в развитии, имеют
близкий к возрастной норме уровень психофизического развития
и психологическую готовность к совместному обучению с нор-
мально развивающимися сверстниками, реализуется в детских садах
общеразвивающего вида (при наличии там специальных образо-
вательных условий). Такие условия легче создавать в общеразвива-
ющих группах детских садов комбинированного вида, где функцио-
нируют и компенсирующие группы, а также в специализированных
центрах развития ребенка, в устав которых заложено осуществле-
ние коррекционной работы со всеми воспитанниками.

Дошкольники с ограниченными возможностями могут посе-
щать и образовательные учреждения для детей дошкольного и млад-
шего школьного возраста. Основы функционирования таких уч-
реждений изложены в соответствующем Типовом положении, ут-
вержденном постановлением Правительства РФ от 19.09.97 № 1204.

Образовательные учреждения общего типа создаются для де-
тей от 3 до 10 лет. Их основное назначение — осуществление обра-
зовательного процесса путем обеспечения преемственности меж-
ду дошкольным и начальным общим образованием, создания оп-
тимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физиче-
ского и психического развития детей.

Для ребенка с ограниченными возможностями переход к школь-
ному обучению означает включение не только в новый для него
вид учебной деятельности, но и в совершенно иные условия жиз-
недеятельности (другая обстановка, нередко незнакомый детский
коллектив, более сложный распорядок дня). Все это создает воз-
можности для возникновения кризисных ситуаций.

Для реализации щадящего подхода при переходе ребенка с ог-
раниченными возможностями из детского сада в школу преду-
смотрена достаточно комфортная организационная форма такого
перехода: образовательное учреждение «детский сад — начальная
школа». Ребенок имеет возможность приступить к школьной жиз-
ни в знакомой, привычной для него обстановке, вместе с боль-
шинством своих товарищей, которые совместно с ним посещали
дошкольную группу. Учителя начальных классов, знающие осо-_____

-------------

1 См.: Инструктивное письмо Минобразования России от 29.06.99 № 129/23-16
«Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковре-
менного пребывания для детей с отклонениями в развитии».



бенности воспитанников подготовительных групп своей школы,
могут сразу обеспечить индивидуальный подход к каждому перво-
класснику уже с первых дней школьного обучения.

Существует еще один тип дошкольных учреждений, предна-
значенный для воспитания и обучения детей с ограниченными
возможностями, — образовательное учреждение для детей, нужда-
ющихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, ти-
повое положение о котором утверждено постановлением Прави-
тельства РФ от 31.07.98 № 867.

Такая формулировка названия распространяется и на центры
оказания разных видов помощи детям в возрасте от 3 до 18 лет,
осуществляющие диагностику и консультирование; психолого-
медико-социальное сопровождение; психолого-педагогическую
реабилитацию и коррекцию; лечебно-педагогическое воздействие
и дифференцированное обучение и др.

Эти учреждения предназначены для детей следующих катего-
рий: с высокой степенью педагогической запущенности, с трудно-
стями в обучении, с признаками социальной дезадаптации; с нару-
шениями эмоционально-волевой сферы; детей, подвергшихся раз-
ным формам психического и физического насилия; детей, вынуж-
денных покинуть семью, в том числе по причине несовершенноле-
тия матери; детей из семей беженцев, переселенцев, а также по-
страдавших от стихийных бедствий и техногенных катастроф и др.

Все виды необходимой им помощи оказывают высококвалифи-
цированные работники разных специальностей — педагоги-психо-
логи, социальные педагоги, педагоги-дефектологи, логопеды и др.

По отношению к детям дошкольного возраста основными на-
правлениями деятельности таких учреждений являются:

- диагностика уровня психофизического развития и отклоне-
ний в поведении;

- образование в соответствии с возрастными и индивидуаль-
ными особенностями детей, состоянием соматического и психи-
ческого здоровья;

- организация коррекционно-развивающего и компенсирую-
щего обучения;

- психокоррекционная и психопрофилактическая работа;

- проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий.
В стране имеются различные оздоровительные образовательные

учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длитель-
ном лечении, — санаторно-лесные школы, санаторные детские дома
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Цели
их создания и деятельности — оказание помощи семьям в воспита-
нии проблемных детей и детей, нуждающихся в длительном лече-
нии, получении ими образования, проведение реабилитационных
и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптация к жизни в
обществе, социальная защита и разностороннее развитие. В соответ-

ствии с Типовым положением, утвержденным постановлением Пра-
вительства от 28.08.97 № 1117, в таких учреждениях могут откры-
ваться группы для детей дошкольного возраста.

Нередки случаи, когда дети с ограниченными возможностями
не посещают дошкольные учреждения. Для их подготовки к обу-
чению в школе предусмотрен ряд организационных форм. Для детей
с выраженными отклонениями в развитии создаются дошкольные
отделения (группы) при специальных (коррекционных) школах и шко-
лах-интернатах. Образовательные программы в них рассчитаны
на один-два года, в течение которых формируются предпосылки
учебной деятельности в необходимой коррекционно-развивающей
среде. Контингент таких отделений (групп) составляют преимуще-
ственно дети, у которых поздно выявлено отклонение в развитии,
или дети, ранее не имевшие возможности посещать специализиро-
ванное образовательное учреждение (например, при отсутствии
детского сада компенсирующего вида в месте проживания семьи).

Кроме того, согласно инструктивному письму Минобразова-
ния России от 22.07.97 № 990/14-15 «О подготовке детей к школе»
благоприятные условия для такой подготовки могут быть созданы
для детей 3 — 6 лет на базе ДОУ, а для детей 5 — 6 лет — на базе
общеобразовательных учреждений (школ). Для проведения заня-
тий комплектуются группы, ориентированные на всестороннее
развитие детей в соответствии с задачами дошкольного образова-
ния, консультативные группы для детей, которые должны посе-
щать отдельные занятия с логопедом, психологом, дефектологом.
Количество занятий зависит от возраста ребенка.

Диагностику детей, консультирование родителей и рекомен-
дации по направлению ребенка в образовательные учреждения
различных видов осуществляет ПМПК. Родители могут обратить-
ся на прием самостоятельно, но обычно они приходят уже с на-
правлением из лечебно-профилактического учреждения — поли-
клиники, детской больницы, сурдологического центра и т.д. Ко-
миссия дает заключение о состоянии психофизического развития
ребенка и рекомендации по дальнейшим формам обучения.

Современные ученые-дефектологи важнейшими направления-
ми коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченны-
ми возможностями как в условиях специальных дошкольных уч-
реждений, так и в условиях домашнего воспитания признают сле-
дующие: сенсорное развитие и воспитание; физическое, в том
числе моторное, развитие; формирование различных видов дея-
тельности, в том числе обучение игре; развитие речи и коммуни-
кативных умений; ознакомление с окружающим миром; форми-
рование элементарных математических представлений; становле-
ние разных форм мышления в их взаимодействии; сохранение и
укрепление здоровья; психологическая и компетентностная под-
готовка к обучению в школе (Л.Б.Баряева, О.П.Гаврилушкина,

Л.А.Головчиц, Е.А.Екжанова, А.П.Зарин, А.А.Катаева (Венгер),
Б.Д.Корсунская, Э.И.Леонгард, Л.П.Носкова, Т.В.Пелымская,
О.Г.Приходько, Е.А.Стребелева, Н.Д.Шматко и др.).

Вопросы и задания

1. Как организована современная система специального дошкольного
образования? Какие возможности для развития и коррекции вторичных
отклонений специальное образование предоставляет детям в нашей стра-
не?

2. Объясните, как реализуется взаимодействие между ранней помо-
щью детям с отклонениями в развитии и системой их дошкольного об-
разования.

3. Каковы роль и возможности участия родителей в системе специаль-
ного дошкольного образования?

4. Как решается проблема подготовки к обучению в школе для до-
школьников с ограниченными возможностями?

5. Какие организационные формы дошкольного образования могут
быть предусмотрены для детей, не имеющих возможности регулярного
посещения специального образовательного учреждения?

6. Сравните систему специального дошкольного образования России
с аналогичными системами в зарубежных странах (страна — по выбору).

7. Подготовьте сообщение о деятельности специального дошкольного
учреждения по итогам посещения одного из них в вашем городе.

Литература для самостоятельной работы

Басилова Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со слож-
ными сенсорными и множественными нарушениями // Дефектология. —
1996. -№ 3.

Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные
дошкольные учреждения. — М., 1972.

Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. — М., 2000.

Дети с отклонениями в развитии: метод, пособие для педагогов, вос-
питателей массовых и специальных учреждений и родителей / сост.
Н.Д.Шматко. - М., 1997.

Дошкольное воспитание аномальных детей: книга для учителя и вос-
питателя / под ред. Л.П.Носковой. — М., 1993.

Дошкольное образование России в документах и материалах: сб. дей-
ствующих нормативно-правовых и программно-методических материа-
лов. - М., 2001.

Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного
возраста / под ред. Е.А. Стребелевой. — М., 1998.

Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системы коррекционно-развивающе-
го обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями
интеллекта //Дефектология. — 2006. — № 6.

Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. — М., 1992.

Сорокова М.Г. Современное дошкольное образование: США, Герма-
ния, Япония. — М., 1998.

Специальная дошкольная педагогика: учеб. пособие / под ред.
Е.А.Стребелевой. — М., 2002.

Стребелева Е.А. Новые организационные формы в специальном до-
школьном образовании // Воспитание и обучение детей с нарушениями
развития. — 2002. — № 3.

1.4. Школьная система специального образования

Дети школьного возраста, имеющие особые образовательные
потребности, получают образование в соответствии со специаль-
ными образовательными стандартами (программами) в различ-
ных учебных заведениях или на дому.

В течение XX в. в стране складывалась система специальных
(коррекционных) образовательных учреждений, которые были
преимущественно школами-интернатами, в которых и в России,
и в СССР в целом учились подавляющее большинство детей с
особыми образовательными потребностями.

В настоящее время выделились восемь основных видов специ-
альных школ для детей с различными нарушениями развития.
Чтобы исключить вынесение в реквизиты этих учебных заведений
диагнозных характеристик (как это было раньше: школа для ум-
ственно отсталых, школа для глухих и т.п.), в нормативно-право-
вых и официальных документах они называются по их видовому
порядковому номеру:

специальное (коррекционное) образовательное учреждение

I вида — школа-интернат для глухих детей;

специальное (коррекционное) образовательное учреждение

II вида — школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших
детей;

специальное (коррекционное) образовательное учреждение

III вида — школа-интернат для незрячих детей;
специальное (коррекционное) образовательное учреждение

IV вида — школа-интернат для слабовидящих детей;
специальное (коррекционное) образовательное учреждение V

вида — школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи;
специальное (коррекционное) образовательное учреждение

VI вида — школа-интернат для детей с нарушениями опорно-
двигательного аппарата;

специальное (коррекционное) образовательное учреждение

VII вида — школа или школа-интернат для детей с трудностями в
обучении — задержкой психического развития;

специальное (коррекционное) образовательное учреждение

VIII вида — школа или школа-интернат для детей с умственной
отсталостью.

Деятельность таких учреждений регламентируется постановле-
нием Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288 «Об утвержде-

нии Типового положения о специальном (коррекционном) обра-
зовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с от-
клонениями в развитии», а также письмом Министерства образо-
вания РФ «О специфике деятельности специальных (коррекцион-
ных) образовательных учреждений I —VIII видов».

В соответствии с этими документами во всех этих учреждениях
реализуются специальные образовательные стандарты. На основе
такого образовательного стандарта учреждение самостоятельно
разрабатывает и реализует учебный план и образовательные про-
граммы, исходя из особенностей психофизического развития и
индивидуальных возможностей детей.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение
может быть основано федеральными органами исполнительной
власти (Министерством образования РФ), органами исполнитель-
ной власти субъектов РФ (управлением, комитетом, министер-
ством образования области, края, республики) и органами мест-
ного (муниципального) самоуправления. Специальное (коррек-
ционное) образовательное учреждение может быть также негосу-
дарственным.

В последние годы создаются специальные образовательные уч-
реждения и для других категорий детей с ограниченными возмож-
ностями здоровья и жизнедеятельности — с аутистическими чер-
тами личности, с синдромом Дауна. Действуют также санаторные
(лесные) школы для хронически болеющих и ослабленных детей.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения
финансируются соответствующими учредителями.

Каждое из этих учреждений несет ответственность за жизнь
воспитанника и обеспечение его конституционного права на по-
лучение бесплатного образования в пределах специального обра-
зовательного стандарта. Для всех детей создаются условия для обу-
чения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интегра-
ции в общество.

Выпускники специальных (коррекционных) образовательных
учреждений (за исключением школы VIII вида) получают цензо-
вое образование, т.е. соответствующее уровням массовой общеоб-
разовательной школы (например, основное общее образование,
общее среднее образование). Им выдается документ государствен-
ного образца, подтверждающий полученный уровень образова-
ния, или свидетельство об окончании специального (коррекци-
онного) образовательного учреждения.

В специальную школу ребенка направляют органы управления
образованием только с согласия родителей и по заключению (ре-
комендации) ПМПК. Также с согласия родителей и на основа-
нии заключения комиссии ребенка могут внутри школы перевес-
ти в класс для детей с умственной отсталостью, но только после
года обучения в ней.

В специальной школе может быть создан класс (или группа)
для учащихся со сложной структурой дефекта по мере выявления
таких детей в ходе психолого-медико-педагогического наблюде-
ния в условиях образовательного процесса. Кроме того, в школе
любого вида могут быть открыты классы для детей с выраженны-
ми нарушениями в умственном развитии и сопутствующими им
другими нарушениями. Решение о создании такого класса прини-
мает педагогический совет школы при наличии необходимых ус-
ловий и квалифицированных кадров. Главные задачи этих клас-
сов — обеспечение элементарного начального образования, со-
здание максимально благоприятных возможностей для развития
личности ребенка, для получения им допрофессиональной или
элементарной трудовой и социально-бытовой подготовки с уче-
том его индивидуальных возможностей.

Ученик специальной школы может быть переведен для обуче-
ния в обычную общеобразовательную школу органами управле-
ния образованием с согласия родителей (или лиц, их заменяю-
щих) и на основании заключения ПМПК, а также в случае,
если в такой школе имеются условия для интегрированного обу-
чения.

Помимо образования специальная школа обеспечивает детям
с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности
медицинское и психологическое сопровождение, для чего в ее
штате имеются соответствующие специалисты. Они работают в
тесном взаимодействии с педагогическим персоналом, осуществ-
ляя диагностическую деятельность, психокоррекционные и пси-
хотерапевтические мероприятия, поддерживая в специальной
школе охранительный режим, участвуя в профконсульти-
ровании. При необходимости дети получают медикаментозное и
физиотерапевтическое лечение, массаж, закаливающие процеду-
ры, посещают занятия лечебной физкультуры.

В осуществлении социального адаптирования и интеграции
помогает социальный педагог. Его роль особенно возрастает на
этапе выбора профессии, окончания школы и перехода выпуск-
ников в послешкольный период.

В каждой специальной школе уделяется значительное внима-
ние трудовой, предпрофессиональной подготовке воспитанников.
Ее содержание и формы зависят от местных особенностей — тер-
риториальных, этнонациональных и культурных; от потребностей
местного рынка труда; и, конечно, от индивидуальных возмож-
ностей воспитанников и их интересов. Сугубо дифференцирован-
но выбирается профиль труда, включающий в себя подготовку к
индивидуальной трудовой деятельности.

Специальная школа I вида, где обучаются глухие дети, ведет
образовательный процесс в соответствии с уровнем программ трех
ступеней общего образования:

1-я ступень — начальное общее образование (5 — 6 лет или
6 — 7 лет при обучении в подготовительном классе);

2-я ступень — основное общее образование (5—6 лет);

3-я ступень — полное среднее общее образование (2 года,
как правило, в структуре вечерней школы).

Для детей, не получивших полной дошкольной подготовки,
организуется подготовительный класс. В I класс принимаются дети
с 7 лет.

Вся учебная деятельность пронизана работой по формирова-
нию и развитию словесной устной и письменной речи, общения,
умения воспринимать и понимать речь окружающих на слухозри-
тельной основе. Дети учатся использовать остатки слуха для вос-
приятия речи на слух и слухозрительно с использованием звуко-
усиливающей аппаратуры. С этой целью регулярно проводятся груп-
повые и индивидуальные занятия по развитию слухового воспри-
ятия и формированию произносительной стороны устной речи.

В школах, работающих на билингвистической основе, осуще-
ствляется равноправное обучение языкам словесной и жестовой
речи, но учебный процесс ведется на языке жестов.

В составе специальной школы I вида организуются классы для
глухих детей со сложной структурой дефекта (с умственной отста-
лостью, трудностями в обучении, слабовидящих и др.).

Количество детей в классе (группе) не более 6 человек, в классах
для детей со сложной структурой дефекта — до 5.

Специальная школа II вида, где учатся слабослышащие (имею-
щие частичную потерю слуха и различную степень недоразвития
речи) и позднооглохшие дети (оглохшие в дошкольном или школь-
ном возрасте, но сохранившие самостоятельную речь), имеет два
отделения:

первое — для детей с легким недоразвитием речи, связан-
ным с нарушением слуха;

второе — для детей с глубоким недоразвитием речи, причи-
ной которого является нарушение слуха.

Если в процессе обучения возникает необходимость перевода
ученика из одного отделения в другое (ребенку трудно учиться в
первом отделении или, наоборот, во втором отделении он дости-
гает такого уровня общего и речевого развития, которое позволя-
ет ему заниматься в первом отделении), то с согласия родителей
и по рекомендации ПМПК происходит такой переход.

В I класс любого из отделений принимаются дети, достигшие
7-летнего возраста, если они посещали детский сад. Для детей,
которые по какой-либо причине не имеют соответствующей до-
школьной подготовки, во втором отделении организуется подго-
товительный класс.

Наполняемость классов (групп) в первом отделении до 10 че-
ловек, во втором — до 8.

В специальной школе II вида образовательный процесс осуще-
ствляется в соответствии с уровнями программ трех ступеней об-
щего образования:

1-я ступень — начальное общее образование (в первом от-
делении — 4 — 5 лет, во втором — 5 — 6 или 6 — 7 лет);

2-я ступень — основное общее образование (6 лет в первом
и во втором отделениях);

3-я ступень — среднее (полное) общее образование (2 года
в первом и во втором отделениях).

Развитие слухового и слухозрительного восприятия, формиро-
вание и коррекция произносительной стороны речи ведутся на
специальных индивидуальных и групповых занятиях с использо-
ванием звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользова-
ния и индивидуальных слуховых аппаратов. Развитие слухового
восприятия и автоматизация навыков произношения продолжа-
ются на занятиях фонетической ритмикой и в различных видах
деятельности, связанных с музыкой.

Специальные школы III и IV видов предназначены для обра-
зования незрячих (III вид), слабовидящих и поздноослепших
(IV вид) детей. Вследствие незначительного числа таких школ при
необходимости может быть организовано совместное (в одном уч-
реждении) их обучение, а также детей с косоглазием и амблиопией.

В специальную школу III вида принимаются незрячие дети, а
также дети с остаточным зрением (0,04 и ниже) и более высокой
остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний наруше-
ний зрительных функций с прогрессирующими глазными заболе-
ваниями, ведущими к слепоте.

В I класс поступают дети 6 — 7, а иногда и 8 — 9 лет. Наполняе-
мость классов (групп) может быть до 8 человек. Общий срок обу-
чения — 12 лет, на протяжении которого ученики получают сред-
нее (полное) общее образование.

Специальная школа IV вида предназначена для слабовидящих
детей с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с
переносимой коррекцией. При этом учитываются состояние дру-
гих зрительных функций (поле зрения, острота зрения вблизи),
форма и течение патологического процесса. В эту школу могут быть
приняты дети и с более высокой остротой зрения при прогресси-
рующих или часто рецидивирующих заболеваниях зрения, при
наличии астенических явлений, возникающих при чтении и письме
на близком расстоянии, а также дети с косоглазием и амблиопи-
ей, имеющие более высокую остроту зрения (выше 0,4).

В I класс поступают дети 6 — 7 лет. В классе (группе) могут за-
ниматься до 12 человек. За 12 лет обучения дается среднее (пол-
ное) общее образование.

В специальной школе V вида учатся дети с тяжелыми нарушени-
ями речи. 45

В ее составе могут быть одно или два отделения. В первом —
занимаются дети, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой сте-
пени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), а также общее
недоразвитие речи, сопровождающееся заиканием. Во втором —
дети с тяжелой формой заикания при нормально развитой речи.
Внутри обоих отделений могут создаваться классы (группы), вклю-
чающие воспитанников с однородными нарушениями речи. Если
речевое нарушение устранено, ребенок может на основании за-
ключения ПМПК и с согласия родителей (или людей, их замеща-
ющих) перейти в обычную школу.

Наши рекомендации