Тема 9. Praesens Indicativi Passivi. Infinitivus Praesentis Activi
Настоящее время изъявительного наклонения страдательного залога. Личные окончания страдательного залога.
Образование от основы инфекта с помощью личных окончаний стадательного залога.
Infinitivus praesentis activi et passivi. Неопределенная форма настоящего времени действительного и страдательного залога. Образование от основы инфекта, окончания -re (activum), -ri (passivum). Особенности образования у глаголов III спряжения.
Упражнения
1. Проспрягайте в Praesens Indicativi Passivi следующие глаголы:
Incīdo, cīdi, cīsum, ĕre – резать,
saepio, saepsi, saeptum, īre – огораживать, окружать.
2. Преобразуйте:
а) из действительной конструкции в страдательную:
1. Magister discipŭlum laudat. 2. Aedificia et statuae Romam ornant. 3. Marcum amīcum meum puto. 4. In libris poētae de leonĭbus narrant. 5. In bello viros, femĭnas, libĕros interficiunt.
б) из страдательной в действительную:
1. Oppĭdum muris firmis cingĭtur. 2. Victoria concordia gignĭtur. 3.Vita vestra amicitiā ornātur. 4. Gallia a Romānis superatur.
3. Переведите на русский язык:
А/1. Etiam magna regna delentur. 2. Pulchri libri libenter a discipŭlis leguntur. 3. Amicitiā humānā bonis negotiis capĭtur. 4. Isti libri tibi a me mittuntur. 5. Persae ab Alexandro Magno superantur apud fluvium Granīcum in pugna magna.
В/1. Magistra puellis fabŭlam narrat. 2. Honesta vita beāta est. 3. Natūram superāre debēmus. 4. Defendunt patriam. 5. Poētae fabŭlas de Romā scribunt et Romam celĕbrant. 6. Diāna est dea silvārum, praeterea dea lunae est. 7. Diāna sagittas habet. 8. Sagittis Diāna bestias necat. 9. Minerva est dea pugnārum et item littĕras amat. 10. Minerva hastā pugnat.
4. Переведите на латинский язык действительной и страдательной конструкцией:
1. Ромул и Рем основывают город. 2. Наши мужи защищают родину. 3. Сады и площади украшают город.
5. Определите латинскую основу следующих слов:
Фамилия, фамильный; фрукт, фруктоза; фортуна; генератор, генерация; дантист.
6. Proverbia et dictiōnes (пословицы и поговорки).
Contra spem spero.
Тема 10. Служебные части речи. Синтаксис
Служебные части речи (предлоги, союзы, частицы, междометия).
Синтаксис простого предложения.
Упражнения
1. Переведите на русский язык, сделайте морфологический анализ всех слов:
De Graecia antīqua
Multi Graecōrum virī antīqui a nobis clari habentur. Homerus, poēta Graecōrum clarus, a multis celebrātur. Multōrum enim anĭmi nunc etiam Homerī libris delectantur. Phidiae statuis magnifĭcis nos quoque delectāmur. Nam Phidiae statuārum fragmenta hodie vidērī possunt. Herodotī fabŭlis multī moventur et nos movēmur. Graecōrum enim libris antīquis docēmur et delectāmur. Graecia antīqua disciplinārum et litterārum patria rectē putātur.
2. Переведите предложения на латинский язык, обращая внимание на построение латинских предложений:
1. Мы должны всегда помогать своим друзьям. 2. Плохие примеры вредят детям. 3. Нам необходимы знания. 4. Для тебя я пишу эту книгу. 5. Никто не придет к нам завтра.
3. Определите латинскую основу следующих слов:
Монумент; нуль; локальный, дислокация; фасон; портал, портик; цирк, циркуляция; негативный; трибунал.
4. Proverbia et dictiōnes (пословицы и поговорки).
In pleno.
Тема 11. Imperfectum Indicativi Activi et Passivi
Прошедшее время несовершенного вида изъявительного наклонения действительного и страдательного залога. Образование от основы инфекта, суффиксы -bā-, -ēbā-. Личные окончания действительного и страдательного залогов.
Спряжение глагола “esse” в Imperfectum Indicativi Activi.
Упражнения
1. Проспрягайте глаголы в Imperfectum indicativi activi et passivi:
Foedo, āvi, ātum, āre – поражать;
careo, ui, –, ēre – быть лишенным;
ruo, rui, rutum, ruĕre – рушиться;
ferio, –, –, īre – бить.
2. Поставьте глагол в Imperfectum indicativi activi, выбрав нужную форму лица и числа:
1. Heri puĕri ad te... (venio, 4). ...
2. Ego.., sed non... (sto, 1; sedeo,2).
3. Tu non.., sed... (sto, sedeo).
4. Nos... et... (sedeo, 2; specto, 1).
5. Vos pulchram statuam… (specto, 1).
3. Переведите на русский язык, выпишите из текста глаголы в прошедшем времени:
Magistri et discipulōrum colloquium
Heri puĕri cum magistro per Forum Romanum ambulābant et pulchră Fori Romani monumentă spectābant. Hodie discipŭli a magistro interrogantur. Magister: “Quid, Marcĕ, heri visitābas et quid vidēbas?” Marcus: “Heri Forum Romānum spectābam”. Titus: “Nos quoque tecum, magister, per forum Romānum ambulabāmus et pulchra Fori Romāni monumentă vidēbāmus”.
4. Переведите предложения на латинский язык:
1. Рабы-греки обучали и лечили детей римлян. 2. Мы никогда не нарушим законы нашего государства. 3. Я не смог приехать в Рим. 4. Я напишу письмо. 5. Друзья помогут в опасности.
5. Определите латинскую основу следующих слов:
Стабилизация, реферат, прерогатива, мизерный, милитаризм, локальный.