Схема анализа уроков в первую неделю обучения в 1 классе

1. Организация класса. Особенности проведения организационного момента в первую неделю обучения.

2. Единство обучения и воспитания. Работа по привитию навыков культурно­го поведения.

3. Воспитание волевых качеств личности, дисциплинированности.

4. Работа по мобилизации и воспитанию внимания.

5. Методика изучения нового материала.

6. Формирование новых понятий.

7. Использование межпредметных связей на уроке.

8. Работа по развитию устной речи, расширение активного словарного запаса детей.

9. Развитие познавательных процессов, памяти, мышления, внимания.

10. Работа по формированию практических уменийи навыков детей.

11. Развитие самостоятельности и инициативы у детей.

12. Опора на ранее изученное, нарастание трудности (от лёгкого к трудному, от частного к общему).

13. Сочетание коллективной и индивидуальной работы на уроке. Приёмы во­влечения детей в совместную деятельность.

14. Приёмы изучения учащихся на уроке, выявление их уровня развития, ин­тересов, способностей.

15. Педагогическая техника учителя.

16. Подведение итогов урока, его результативность.

Приложение 7

Анализ деятельности учителя на уроке

Оценки Критерии анализа Баллы
1. Оценка основных качеств учителя. Высший балл –5 1. Знание предмета и общая эрудиция учителя 2. Уровень педагогического и методического мастерства 3. Культура речи, темп, дикция, интенсивность, образность, общая и специфическая грамотность 4. Степень тактичности и демократичности общения с учащимися 5. Внешний вид, культура, мимика и жесты  
2. Оценка содержания деятельности учителя и учащихся. Высший балл –4 1. Научность, доступность и посильность изучаемого материала 2. Актуальность и связь с жизнью (теории и практики) 3. Степень новизны, проблемности и привлекательности учебной информации 4. Оптимальность объема, предложенного на уроке  
3. Оценка эффективности способов деятельности учителя на уроке. Высший балл –7     1. Рациональность и эффективность использования времени урока, оптимальность темпа, чередование и смена видов деятельности в ходе урока 2. Степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО на уроке 3. Степень рациональности и эффективности использованных методов и организационных форм работы 4. Уровень обратной связи со всеми учащимися в ходе урока 5. Степень эстетического воздействия урока на учащихся  
4. Оценка цели и результатов урока. Высший балл –5 1. Степень конкретности, четкости и лаконичности формулировки цели урока 2. Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно 3. Степень обучающего воздействия проведенного урока на учащихся (чему и в какой степени научились) 4. Степень воспитательного воздействия 5. Степень воздействия урока на развитие учащихся  
Общий балл:  

Вывод (объективная оценка деятельности учителя по указанным критериям):

Приложение 8

Умственные способности

Сенсорные способности

Методика направлена на выявление уровня развития сенсорных способностей (представлений об эталонах формы и их использовании).

Материал

Лист бумаги (для каждого ребенка) с изображением 3 геометричес­ких фигур (треугольника, прямоугольника, овала) и различных пред­метов (шар, слива, книга, окно, елка, лодка) Карандаши.

Инструкция к проведению

Педагог. Рассмотрите предметы, изображенные на картинке. А те­перь рассмотрите фигуры. Соедините линиями каждый предмет с той фигурой, на которую он больше всего похож.

Оценка

3 балла — ребенок правильно соединил все шесть предметов с гео­метрическими фигурами.

2 балла — ребенок допустил 1-2 ошибки (не соединил какой-то предмет с геометрической фигурой или соединил неверно).

1 балл — ребенок сделал 3 и более ошибки.

Интерпретация

Оценку 3 балла получают дети, имеющие представление об этало­нах формы и владеющие действием соотнесения эталонов с реальны­ми предметами. Они могут различать форму окружающих предметов, как правило, знают названия геометрических форм.

Оценку 2 балла получают дети, имеющие нечеткие представления об

эталонах формы (не о всех эталонах) и недостаточно владеющие дейст­вием соотнесения эталонов с реальными предметами. Они иногда не различают предметы схожие по форме (например, круглые и овальные, квадратные и прямоугольные), могут не знать некоторые названия.

Оценку 1 балл получают дети, слабо владеющие действием соотне­сения эталонов формы с реальными предметами. Такие дети не знают многих названий геометрических форм, не различают их в окружаю­щем мире.

Приложение 9

Методика направлена на выявление уровня развития сенсорных способностей (представлений об эталонах величины и их использовании).

Материал

Картинки (для каждого ребенка) с изображением пяти домов, различных по высоте и длине. Карандаши.

Инструкция к проведению

Педагог. Рассмотрите картинку. Поставьте крестик карандашом рядом с тем домом, который выше всех. Теперь поставьте галочку рядом с тем домом, который длиннее всех.

Оценка

3 балла — ребенок не сделал ни одной ошибки.

2 балла — ребенок допустил одну ошибку.

3 балла — ребенок сделал более одной ошибки.

Интерпретация

Оценку 3 балла получают дети, которые имеют четкие представления о параметрах величины (высоте, ширине, длине) и градации предмета по этим параметрам (высокий — низкий, широкий — узкий, длинный - короткий). Дети называют и различают эти параметры в окружающих предметах.

Оценку 2 балла получают дети, которые имеют нечеткие представления о параметрах величины, недостаточно четко выделяют отдельные параметры (например, длину) и затрудняются при сравнении предметов по величине.

Оценку 1 балл получают дети, слабо владеющие соотнесением пар; параметров величины с реальными предметами. Величину они обозначают словами «большой — маленький».

Приложение 10

Методика направлена на выявление способности ребенка исполь­зовать схему (на которой представлены части будущей постройки) при подборе строительных деталей для заданной постройки.

Материал

Картинки (для каждого ребенка) с изображением грузовой машины и набора строительных деталей (9 шт.). Карандаши.

Инструкция к проведению

Педагог. Рассмотрите грузовую машину, нарисованную на кар­тинке. Отметьте крестиком те детали, которые необходимы для ее по­стройки.

Оценка

3 балла — ребенок отметил большой и маленький куб, полукуб, по­луцилиндр, пластину.

2 балла — ребенок допустил 1-2 ошибки, пропустил нужную деталь или отметил лишнюю.

1 балл — ребенок сделал 3 и более ошибки.

Интерпретация

Оценку 3 балла получают дети, которые владеют действием перцеп­тивного моделирования: способны проанализировать общую конфигу­рацию предмета, разделить его на составляющие части и правильно подобрать соответствующие им детали.

Оценку 2 балла получают дети, недостаточно владеющие действием перцептивного моделирования и допускающие ошибки при подборе деталей.

Оценку 1 балл получают дети, не владеющие действием перцептив­ного моделирования.

Приложение 11

Творческие способности

Методика направлена на выявление уровня развития способностей к преобразованию (определение начала и конца истории).

Материал: картинки (для каждого ребенка), изображающие начало, середину и конец различных историй. Карандаши.

Инструкция к проведению

Педагог показывает детям картинку, на которой изоб­ражены мальчик, молодой и пожилой человек, и говорит: «Посмотрите на картинки. Здесь нарисована история, которая про­изошла с одним человеком. Для того чтобы рассказать ее, нужно до­гадаться, где (обводит их рукой) начало истории, где — середина, а где — конец. Нужно определить, где первая, а где последняя картин­ка этой истории. Отметьте крестиком картинку, изображающую на­чало истории».

Правильным считается выбор картинки с изображением ребенка.

Задание 2. Проводится аналогично предыдущему заданию. Для рас­сматривания используется картинка с изображением цыпленка. Правильным считается выбор картинки, на которой нарисовано треснув­шее яйцо.

Задание 3. Проводится так же, как задания 1 и 2. Для рассматрива­ния используется картинка с изображением мальчика, надувающего шарик. Правильным считается выбор картинки, на которой нарисован ребенок с ненадутым шариком в руках.

Оценка выполнения детьми данной методики строится на анализе результатов всех трех заданий.

3 балла — ребенок правильно выполнил 3 задания.

2 балла — ребенок правильно выполнил 1-2 задания.

1 балл — ребенок не выполнил ни одного задания.

Интерпретация.Оценку 3 балла получают дети, которые видят динамику всех событий(историй), выделяют их начало, а также могут представить развитие события: его середину и конец.

Оценку 2 балла получают дети, которые видят динамику некоторых событий, выделяя их начало. В основном дети ориентируются в тех со­бытиях, о которых имеют конкретные представления.

Оценку 1 балл получают дети, которые затрудняются в анализе ди-­
намики события, в установлении его начала.

Приложение 12

Методика направлена на выявление уровня развития способностей
к преобразованию (определение промежуточного состояния изменяю­-
щегося объекта).

Материал: картинки (для каждого ребенка) с изображением разных геометри­ческих фигур. В верхнем ряду расположены две кар­тинки, передающие начальное и конечное состояния объекта (первая и третья). Вторая картинка, показывающая промежуточное состояние изменяющегося объекта, отсутствует. В нижнем ряду изображены гео­метрические фигуры, из которых нужно выбрать недостающую фигу­ру для верхнего ряда. Карандаши.

Инструкция к проведению

Педагог предъявляет детям картинки в той последовательности, ко­торая указана ниже при описании заданий, знакомит их с инструкци­ей, дает время для выполнения задания и переключает внимание детей на следующую картинку.

Задание 1. Педагог показывает детям картинки и говорит: «Посмотрите на фигуры. Они расположены в два ряда (обводит рукой сначала фигуры верхнего ряда, затем нижнего). Посмотрите на фигу­ры в верхнем ряду. Сначала фигура была такой (показывает на первую фигуру в верхнем ряду —самый большой кружок), а стала такой (по­казывает на третью фигуру в верхнем ряду — маленький кружок). Выберите из фигур нижнего ряда ту, которая подойдет на место пропу­щенной фигуры и отметьте ее крестиком».

Правильным считается выбор второго круга в нижнем ряду.

Задание 2. Проводится аналогично. Пра­вильным считается выбор серого кружка.

Задание.3. Проводится аналогично. Правильным считается выбор двух треугольников.

Оценка выполнения детьми данной методики строится на анализе результатов всех трех заданий. 3 балла — ребенок правильно выполнил 3 задания.

2 балла — ребенок правильно выполнил 1-2 задания.

1 балл — ребенок не выполнил ни одного задания.

ИнтерпретацияОценку 3 балла получают дети, которые имеют дифференцированные представления о динамике событий, видят не только их начало, но и про­межуточные состояния.

Оценку 2 балла получают дети, имеющие недифференцированные представления о динамике некоторых событий, видят только их начало.

Оценка 1 балл получают дети, которые не имеют представления о динамике событий, об их начале и промежуточных состояниях.

Приложение 13

Методика направлена на оценку уровня развития творческих способ­ностей, позволяющих ребенку выражать свое отношение к объектам и яв­лениям окружающего мира с помощью индивидуальных или принятых в культуре символических обозначений (способность к символизации).

Материал: картинки (для каждого ребенка), которые позволяют ребенку выра­зить свое отношение к различным ситуациям. Карандаши.

Инструкция к проведению.Педагог. Поставьте крестик в кружке рядом с той картинкой, ко­торая более всего подходит к тому, что я сейчас скажу.

Задание 1. Какая картинка больше всего подходит для спорящих людей? Показывает рисунок 17.

Задание 2. Какая картинка больше всего подходит друзьям? (Рис. 18)

Задание 3. Какая картинка больше всего подходит для новогодней открытки? (Рис. 19.)

Задание 4. Какой предмет больше всего подходит первокласснику? (Рис. 20)

Задание 5. Какая маска больше всего подходит Бармалею? (Рис. 21)

Задание 6. Материал какого цвета больше всего подойдет для пла­тья Бабы Яги? (Рис. 22)

Задание 7. Какая картинка больше всего подходит, чтобы передать настроение грустного мальчика? (Рис. 23)

Педагог не переходит к следующему заданию до тех пор, пока все дети не выполнят предыдущее.

Оценка.Все первые картинки на странице относятся к типу «а», вторые — к типу «б», третьи — к типу «в». 3 балла получает ребенок, отметивший только картинки типа «а».

2 балла получает ребенок, отметивший картинки типа «а» и «б».

1 балл получает ребенок, имеющий ответы всех типов.

Интерпретация:Оценку 3 балла получают дети, которые могут самостоятельно и безошибочно обозначить с помощью символов свое отношение к ситу­ации, персонажу, эмоциональное состояние.

Оценку 2 балла получают дети, которые не всегда правильно обо­значают свое эмоциональное состояние, отношение к жизненной ситу­ации, персонажу литературного произведения с помощью общеприня­тых символов.

Оценка 1 балл получают дети, которые не имеют четкого представ­ления о культурно принятом символическом обозначении перечис­ленных выше объектов. При обозначении своего отношения они ори­ентируются на отдельные внешние, второстепенные обстоятельства ситуации.

Приложение 14

Методика направлена на выявление уровня развития коммуника­тивных способностей (представление ребенка о способах выражения своего отношения к сверстнику).

Материал

Картинки (для каждого ребенка) с изображением поступков детей по отношению к сверстникам в различных житейских ситуациях. Карандаши.

Инструкция к проведению

Начало инструкции одинаковое для всех заданий. Педагог повторя­ет ее каждый раз, когда показывает новую картинку: «Посмотрите, что происходит на верхней картинке (пауза). Теперь рассмотрите нижние картинки (пауза)». Далее детям задается вопрос в соответствии с изо­браженной ситуацией.

Задание 1. Отметьте картинку, на которой мальчик ведет себя так, что девочка его поблагодарит.

Оценка

3 балла — ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж сам помо­гает.

2 балла — ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж видит затруднения другого, но не помогает ему сам, а обращается ко взрос­лому.

1 балл — ребенок выбирает ситуацию, в которой персонаж не стре­мится помочь другому ребенку.

Интерпретация

Оценку 3 балла получают дети, имеющие устойчивые представле­ния об общепринятых нормах поведения в ситуации взаимодействия со сверстником, знающие, как оказать помощь, поддержку.

Оценку 2 балла получают дети, имеющие недостаточно четкие пред­ставления о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуни­кации с другими детьми.

Оценку 1 балл получают дети, не имеющие четких представлений о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации.

Педагогический практикум

Новый для первоклассников вид деятельности - учение, а также вся внеурочная работа (и, прежде всего, совместные игры) способствуют фор­мированию коммуникативных умений и навыков, развивают качества, важные для общения. К ним относятся: эмпатия, доброжелательность, ау­тентичность, конкретность, инициативность, непосредственность, откры­тость, принятие чувств другого человека, конфронтация, умение слушать. Лучший способ познакомить детей друг с другом, подружить, объединить в общность - совместная деятельность, построенная на сотрудничестве и взаимопонимании.

I. Обсуждение с ребенком решения следующих этических задач:

1. Во время игры твой товарищ нечаянно наткнулся на тебя. Ты упал и ушибся. Как ты поступишь? Что скажешь? Каким тоном?

2. Мама пришла с работы. Как ты ее встретишь? Что скажешь? Что сделаешь?

3. К тебе в гости пришел товарищ. Вы увлеклись игрой в компью­тер. В это время бабушка попросила тебя сбегать в магазин за хлебом. Как ты поступишь? Что скажешь бабушке? А что нужно сказать товарищу?

Приложение 15

Определение уровня развития мелкой моторики рук

Для проведения теста необходимы: листок бумаги и карандаш или ручка. Посадите ребенка за стол, положите перед ним листок бумаги и попросите положить руки так, чтобы на нем свободно разместились обе ладони с разведенными пальцами.

После этого обведите кисти рук ребенка карандашом или ручкой. Малыш конечно же захочет посмотреть, что получилось. Позвольте ему это сделать, но потом попросите снова положить руки на бумагу так, чтобы они совпадали с контурами. После этого объясните суть задания: «Сейчас мы с тобой поиграем.
Я буду показывать тебе пальчики на твоей руке, а ты будешь
поднимать только тот пальчик, который я покажу. Другие пальцы
поднимать не надо». Убедившись, что ребенок правильно понял
задание, начинайте.

В случайном порядке указывайте ребенку палец, который он должен поднять, прикасаясь к нему карандашом: «Этот пальчик. Теперь этот...» Начинать нужно с правой руки.

Для того чтобы исключить угадывание, указывать пальцы сле­дует в такой последовательности: 5-1-2-4-3 (1 — большой палец, 5 — мизинец). Затем испытание проводится на левой руке, потом снова на правой и на левой. Таким образом проба проводится на каждой руке дважды.

При выполнении «нужного» движения указанного пальца, мо­гут появляться «ненужные» движения других пальцев. Это про­исходит непроизвольно, сам ребенок старается поднимать только один палец.

Эти «лишние» движения называются синкинезиями. Синкинезии возникают в результате недостаточной дифференцированности движений, когда при совершении требуемого действия включа­ются ненужные для его выполнения мышцы. Наличие синкинезий — лишних движений других пальцев - отмечают стрелочками (от «нужного к «ненужному» пальцу).

Интерпретация

1) подсчитывают среднее по двум пробам количество синкинезий на каждой руке. Для этого считают количество стрелочек для каждой руки и делят полученное число на 2; в нашем примере правая рука — 6:2 = 3; левая рука — 8:2 = 4;

2) полученные по каждой руке результаты складывают — 3 + 4 = 7."

Что можно сказать о ребенке по результатам этого теста? При выполнении задания количество синкинезий больше на левой руке, чем на правой, следовательно, для правой руки дифферен­циация двигательной системы развита лучше. При письме правая рука будет ведущей. Общее количество синкинезий на обеих ру­ках равно 7. Много это или мало? Все зависит от возраста ребен­ка: для семилетнего ребенка это много, а для шестилетнего — мало. Возрастные нормативы по этой методике лапы в таблице.

Следовательно, результат равный 7 для шестилетнего ребен­ка— выше нормы, а для семилетнего— ниже нормы. В целом'р можно сказать, что чем младше ребенок, тем труднее ему выполнять действия, требующие координации и точности движений пальцев и кистей рук.

Возраст ребенка Среднее количество синкинезий по двум пробам
6 лет 7лет 8 лет 9 лет

Приложение 16

В повседневной жизни, в учебе и работе у разных людей могут наблюдаться две противоположные реакции на неудачу в деятель­ности. В одном случае, не достигнув поставленной цели, человек снижает свой уровень притязаний и выбирает цели заведомо ниже своих способностей. В другом случае неудача оказывает стимули­рующее влияние и способствует выбору трудной цели или незна­чительному снижению степени ее сложности. Стремление в лю­бой деятельности избегать неудач или желание во что бы то ни стало добиться успеха — относительно устойчивые характеристи­ки личности, определяющие две различные стратегии поведения.

Тот или иной уровень притязаний и потребность в достижени­ях не являются врожденными и формируются в дошкольном дет­стве. К моменту поступления в школу они достаточно ярко выра­жены и определяют индивидуальные особенности поведения и де­ятельности ребенка, дальнейшее развитие его личности. Дети, имеющие сильно выраженную потребность в достижении успеха, обычно добиваются в учении больших результатов, чем те, у кого развито противоположное стремление — избегать неудач.

Наши рекомендации