Анализа при подготовке и проведении урока чтения художественного произведения

Основной целью подготовки учителя к урокам литературного чтения является обеспечение полноценного восприятия учащимися литературного произведения и детской книги. Поможет в этом учителю правильно организованный литературоведческий и методический анализ текста и детской книги.

В процессе литературно-методического анализа текста учитель:

-выявляет литературоведческую ценность произведения;

- характеризует все компоненты текста;

- соотносит своё восприятие с детским, учитывая закономерности этого психического процесса;

- намечает, как устранить трудности восприятия произведения учащимися;

- с учетом специфики текста выбирает виды и приемы методической работы на уроке;

- готовится к выразительному чтению текста;

- анализирует иллюстрации.

Основным учебным материалом к урокам формирования читательской самостоятельности являются детские книги. Как любой учебный материал, детские книги бывают разного уровня сложности. Учитывается доступность содержания-книга отбирается с учетом традиционной тематики чтения: о Родине и о подвигах, о людях, о детях, о природе, о животных, о приключениях и волшебстве. Учитывается также объём книги, жанр произведения, принадлежность к кругу детского чтения. Книга должна соответствовать определенным требованиям, которые предъявляются на том или ином этапе формирования читательской самостоятельности.

Умение целостно, эстетически полно анализировать текстовой материал зависит от системы литературно-методического анализа произведения, используемой учителем:

1. Определение жанровой разновидности произведения. Необходимо вспомнить, какие основные признаки жанра влияют на выбор методов и приемов чтения и анализа текста в целом.

2. Установление темы произведения, соотнесение с проблематикой ранее прочитанных произведений. Что нового дает данный текст по сравнению с ранее прочитанными. Обращается внимание на заголовок, который чаще всего выражает тему или основную мысль произведения.

3. Восстановление сюжета. Установление, что детям понятно, а что непонятно при первичном восприятии и необходимо дополнить или уточнить. Если в произведении нет сюжета, необходимо выделить изображаемые картины.

4. Раскрытие композиционных особенностей текста и особенностей языка. Например, тексты, построенные на диалоге, обычно не пересказываются.

5. Составление описания художественных образов произведения. При этом полезно пользоваться схемой: портрет - поступки – речь ­отношения.

6. Проведение анализа авторского стиля, стиля фольклорного произведения. Намечаются трудные и легкие в чтении текста фрагменты. Наиболее сложные в техническом,

психологическом и идейном отношении части текста в процессе первичного восприятия читает учитель.

7. Формулировка основной мысли произведения. Осознание учителем идейного смысла произведения позволяет определить направление анализа и определяет выбор вопросов и заданий к тексту читаемого произведения.

Суммируя сказанное, можно сформулировать основные требования к уроку литературного чтения:

1. Не может быть жесткой регламентации структуры и содержания урока литературного чтения, так как он предполагает взаимное творчество детей и учителя, свободное обсуждение прочитанного.

Хотя в самом общем виде законы восприятия художественной литературы диктуют следующую последовательность работы: подготовка к восприятию, первичное восприятие (первичный синтез); проверка качества первичного восприятия; анализ текста; творческие виды работы с текстом (вторичный синтез).

2. Одно из важнейших качеств урока литературного чтения ­эмоциональность. Если учитель не затронет эмоциональную сферу детей, урок превратиться в формальные рассуждения и своей воспитательно-образовательной цели не достигнет.

3. Непременное требование к организации урока - учет видо-жанровой специфики литературного произведения и его художественного своеобразия. Именно особенностями текста определяется подход к планированию урока, выбор средств и способов обучения. Понимание учителем главной мысли произведения и поможет правильно сформулировать и расположить вопросы и задания к тексту, которые подведут детей к осознанию идеи, ради которой создано произведение.

Наши рекомендации