Формирование навыков выразительного чтения
Специальные обследования детей, проведенные в разные годы Т.Завадской, Л.Горбушиной, М.Омороковой, свидетельствуют о том, что от 30 до 40% учащихся не владеют выразительным чтением. Это проявляется в монотонности чтения, неумении общаться со слушателями, почти полном отсутствии мимики. Ученики ошибаются в расстановке пауз или вообще их игнорируют, большое количество ошибок падает на определение логических центров.
Техническое несовершенство в использовании интонации является внешним показателем отсутствия глубинных процессов, которые связаны с проникновением в смысл произведения. Для формирования навыков выразительной речи используются следующие приёмы:
♦ Чтение слова с разными оттенками интонации.
♦ Чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуации.
♦ Упражнения для дыхания («Надуем шарик»).
♦ Упражнения для развития голоса («Громко - тихо»).
♦ Упражнения для дикции.
♦ Чтение небольших стихов.
♦ Прочитай, передавая радость (возмущение, печаль, гордость) в зависимости от текста.
♦ Чтение по ролям, в лицах.
♦ Конкурс на лучшего чтеца.
♦ Прочитай предложение или часть текста с интонацией, соответствующей той мимике, которую тебе покажут (на карточке).
На каждом уроке выполняются следующие виды заданий: работа над артикуляцией, разучивание скороговорок, словарная работа, жужжащее чтение. Для работы над техникой чтения одно упражнение моно использовать несколько уроков подряд. После того как дети привыкают к заданию и начинают его успешно выполнять, выбирается новое задание. Работа по формированию выразительности и осмысленности чтения проводится в медленном темпе. Иногда одно и то же задание выполняется в течение 1 - 2 месяцев. Такая работа позволяет достигнуть высоких результатов.
Также не стоит забывать о работе с родителями. Только совместными усилиями школы и семьи можно добиться того, чтобы ребёнок полюбил книгу. На родительских собраниях необходимо проводить лектории и всеобучи по темам: «Как привить детям любовь к чтению», «Как помочь готовить домашнее задание» и др.
Чтение пословиц с различным логическим ударением, скороговорок, чтение предложений, интонационная разминка - всё это способствует отработке навыков чтения.
Технология работы с текстом показывает суть самого процесса чтения, делает уроки чтения мотивированными, увлекательными, личностно-ориентированными.
Примерно в конце первой четверти учитель и ученики начинают работать на этапе «чтения вслух со звуковым ориентиром». Но все дети в разное время приступают к работе на очередном этапе. Читать одновременно со звучащим текстом просто невозможно, если не забежать глазами вперёд звучания того самого текста. Это забегание и есть самое первое, самое элементарное самостоятельное чтение. При огромном объёме, в сравнении с традиционной методикой, слушания высокохудожественных и информативных произведений, у ребёнка вырабатываются специализированные интеллектуальные структуры, обеспечивающие понимание на слух.
А. М. Кушнир предлагает после чтения текста проводить тестовую проверку понимания прочитанного. Целевая установка на тестирование активизирует внимание детей. Каждый урок начинается или сопровождается контрольным экспресс-опросом детей о содержании прочитанного. За 4-5 минут учитель получает точное представление о глубине понимания и точности прочтения текста всеми детьми в классе. В своих ответах дети демонстрируют порой даже взрослое понимание происходящего. Ежедневная процедура формирует у детей аналитический стиль чтения, но оно не в ущерб чтению образному, чтению интуитивному, чтению эмоциональному.
Анализ произведения «по Кушниру» имеет место, но в более интенсивной форме, чем в другой любой методике обучения.
На современном этапе целесообразно использовать на таких уроках ИКТ. Разумно использовать ИКТ в момент разминки, в качестве блиц-опроса, словарной работы, во время анализа произведения, при проведении обобщающих уроков.
Поскольку громкое выразительное чтение играет определённую роль в жизни человека, от него отказываться нельзя. Кушнир рекомендует весь учебный год, начиная со второй четверти 1 класса одновременно использовать 2 варианта урока - урок выразительного чтения и быстрого информационного. Их соотношение -1/4-5.
Уроки художественного чтения со временем перерастают в уроки ораторского искусства или риторики. Кушнир назвал их уроками «Устного слова». Мотив - проинформировать, удивить развеселить, впечатлить своих сотоварищей. Каждый ребёнок работает на своём уровне и пределе своих возможностей. Минимум один раз в две недели только на чтении каждый ученик имеет возможность проявить свои способности пользоваться речью как инструментом.
Ученику есть о чём сообщить, есть те, кто хочет его слушать, есть желание говорить, есть средства донести сообщение до слушателей. Сообщения могут быть самыми разными как по содержанию, так и по форме. Но однозначным является то, что это всегда подготовленное сообщение, интересное для других.
Деятельность учителя заключается в том, что он гарантирует каждому ученику успешность, обеспечивая необходимыми вспомогательными средствами. Более того, содержание выступления должно соответствовать индивидуальному стилю каждого ребёнка. А сколько здесь возможностей для развития и коррекции статуса, имиджа ребёнка в классе!
Оптимальный вариант 15 выступлений на уроке по 1-2 минуты каждое.
Выход за пределы втиснутого в две минуты выступления обеспечивается глубиной речи, тщательностью подготовки иллюстративного, раздаточного, даже ссылочного материала. В развитом виде двухминутное выступление будет презентацией двадцатистраничного доклада.
Необходимо научить школьника экономить слово, быть бережливым к слову, не произносить лишние слова, создавать внутренний заслон пустословию, строить речь, начиная с фундамента, а не с крыши.
Такая работа на уроках чтения показала преимущество технологии Кушнира в том, что:
- дети читают, а не готовятся читать,
- они читают потому, что хотят читать, а не потому, что их побуждает к этому учитель или мама,
- ребёнок читает, не накапливая неправильный опыт,
- дети читают и понимают с первого раза, а не после многократного перечитывания,
- дети читают в 6 - 8 раз больше и с удовольствием.
Система упражнений, использование ИКТ позволяют так организовать работу, что новый подход к овладению детьми навыками чтения по технологии Кушнира оказывает влияние на формирование личности ученика, развития веры в свои силы. Этот подход обладает не специализированным, а скорее общеразвивающим действием.
Новый подход к обучению чтению дает в определённой мере поразительные результаты по овладению детьми навыков чтения. У учеников возникает потребность читать, узнавать что-то новое. Они чаще посещают библиотеки, читают газеты и журналы, работают с энциклопедиями, научной литературой. Овладев навыками работы с книгой, дети раскрывают свой творческий потенциал, принимают активное участие в НОУ.