Современные подходы к пониманию сущности педагогической технологии
1. Свободное (открытое) обучение, главным принципом которого является принцип свободы выбора основных параметров процесса обучения: 1) времени, 2) места, 3) продолжительности, 4) стоимости, 5) вида и форм, 6) целей, 7) организации, 8) методов, 9) источников и средств, 10) последовательности, 11) содержания, 12) оценки, 13) программы обучения, 14) консультантов, наставников, преподавателей, 15) учебных заведений, 16) уровня и документов образования.
В связи с развитием свободного обучения видоизменились и взаимосвязи между обучающимся, обучающим и самим обучением. Главным достижением свободного обучения явилось реальное вовлечение обучающегося в процесс обучения, в определение основных параметров процесса обучения.
2. Концепция непрерывного образования. Если непрерывное образование –это систематизированное, целенаправленное обучение человека, организуемое на протяжении его жизни, то непрерывное обучение – это способ жизнедеятельности человека, процесс приобретения им необходимых знаний, умений, навыков и качеств по мере возникновения потребности в них, происходящий на протяжении всей жизни человека.
При этом образование превращается в сферу образовательных услуг, на которую распространяется действие законов рыночного механизма (спрос и предложение, конкуренция, маркетинг и т.д.).
3. Сферу образовательных услуг характеризует ряд специфических черт, отличающих ее от традиционной системы образования:
· разнообразие содержания, видов, форм, методов обучения;
· свобода выбора обучающимися уровня, места, времени, стоимости, сроков, содержания, форм, методов обучения и самих обучающих;
· ориентированность на запросы клиентов, или потребителей, когда не они приспосабливаются к имеющимся образовательным услугам, а, наоборот, создаются образовательные услуги, необходимые потребителю;
· высокая степень соревновательности (конкуренции) между различными видами услуг;
· введение стоимостной оценки (платности) образовательных услуг.
Сфера образовательных услуг обладает большей степенью автономности, самостоятельности. Она превращается в своего рода подрядную организацию, обслуживающую заказчиков, в первую очередь в лице отдельных индивидов, затем социальных групп, государства и общества в целом.
Главное видоизменение роли образования в жизни человека и общества заключается в том, что оно из социального института, составляющего часть государственного устройства, устанавливающего свои принципы и диктующего свою волю, все больше превращается в сферу услуг, действующую по заказу вышеперечисленных субъектов общественного развития.
В связи с этим основной задачей образования становится создание необходимых условий для обучения человека как средства реализации его жизненных целей с учетом общественных условий и целей. То есть главный потребитель, на которого ныне ориентируется сфера образовательных услуг, – это в первую очередь человек с его индивидуальными образовательными потребностями.
Если представить развертывание человеческого прогресса как путь обретения человеком своего собственного «Я», освобождения его от жесткой детерминированности объективными обстоятельствами, раскрытия его потенциальных возможностей и превращения его в подлинного субъекта своей истории, то совершенствование образования предстанет как один из факторов этого прогресса в виде
Вывод: происходит становления человека как реального субъекта процесса своего обучения, по крайней мере, равноправного с другим субъектом этого процесса – обучающим.
Однако: подобная эволюция образования, трансформация основных функций главных, активных участников процесса обучения практически не осмысливалась и не исследовалась традиционной педагогикой – ни теорией обучения, ни тем более дидактикой и методикой учебного предмета.