Сущность понятия. Технология организации коллективных творческих дел (И. П. Иванов). Организация групповых форм работы (Н. Е. Щуркова)
Педагогическая технология – это система действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса. Принято выделять технологии обучения и технологии воспитания.
Впервые идею технологизации воспитания выдвинул А. С. Макаренко. Он был противником стихийности воспитания и предложил «технику создания нового человека». Идея технологизации воспитания неоднозначно рассматривается в педагогической науке, так как процесс воспитания - это, в значительной степени, субъектный процесс, поэтому о технологиях можно говорить только условно. Но все же в науке делаются попытки определить сущность воспитательной технологии. Воспитательная технология – система методов и приемов, направленная на решение типовых педагогических задач (технология коллективного планирования, технология педагогической диагностики, технология установления контакта со школьниками и проч.).
В. В. Сериков под воспитательной технологией понимает некоторую законосообразную деятельность, приводящую к законосообразному результату, реализацию обоснованной модели педагогической ситуации. В идеале технология – это «пакет» методик, прилагаемых к целям; блоки программ совместной деятельности воспитателя и воспитуемых, отражающие индивидуальные варианты развития детей.
В настоящее время выделяют следующие технологии воспитания: технологию организации коллективных творческих дел (КТД), игровую технологию (организация длительных педагогических игр); групповых форм работы (философические, психологические, этические занятия, разработанные Н. Е. Щурковой), суггестотехнологию.
Технология КТД реализуется в рамках теории коллективного творческого воспитания, разработанной И. П. Ивановым. Основные идеи: наличие привлекательных для детей идеалов; сменяемость актива; чередование творческих поручений; опора на малые группы; коллективное планирование, организация и анализ общего дела; организация обществено и личностно значимой, художественно-инструментованной деятельности; особая позиция педагога как старшего товарища.
Выделяют шесть стадий организации и проведения КТД:
1) предварительная работа или стартовая беседа воспитателя, создание положительной мотивации;
2) коллективное планирование, разработка КТД; выбор совета дела;
3) коллективная подготовка КТД (уточнение программы, распределение поручений, подготовка оформления, творческих сюрпризов);
4) проведение КТД. Выделяют следующие схемы форм проведения КТД: бой, защита, эстафета, путешествие, ролевая игра и др.
5) коллективный анализ (разговор по кругу);
6) ближайшее последействие (выработка дальнейших действий, педагогический анализ отношений в коллективе).
Технология организации групповых форм общения разработана Н. Е. Щурковой. Основная цель такого рода занятий – выработка умения самоанализа, формирования ценностного отношения к человеку. Н.Е. Щурковой разработаны этапы и требования к проведению философических, этических и психологических занятий. Рассмотрим сущность философических занятий.
Содержание философических занятий определяется системой общечеловеческих ценностей: жизнь как наивысшая ценность, красота, проблема счастья и страдания, культура и человек как ее носитель и др. Алгоритм занятия включает следующие этапы:
1) постановка вопроса, имеющего жизненное значение для человека и актуального для детей (например, роль одежды и ее место в жизни человека);
2) осмысливание и фиксация в точных формулировках значения основного понятия (определение одежды из толкового словаря);
3) подбор иллюстративных примеров реального воплощения понятия в действительности (функции тех или иных предметов одежды);
4) подбор особых ситуаций, благодаря которым поставленный вопрос принимает проблематичный характер и иллюстрирует проблему жизни, т.е. становится философским (проблема формы и содержания, например, на свадьбу человек пришел в траурной одежде);
5) изучение того, как данная проблема решается в философии (Гегель: форма – то же содержание), формулировка решения проблемы;
6) проведение ролевой игры, иллюстрирующей данную проблему;
7) организация рефлексии для осмысления каждым участником своих духовных усилий и личностных выводов.
При проведении такого рода занятий необходимо учитывать следующие требования: предоставлять каждому право на свободу мнений и высказываний; обращаться к непосредственному опыту детей, организовывать наглядно-иллюстративную обеспеченность; опираться на игровые ситуации.
16. Роль семьи, детских объединений и школы в социальном воспитании
и социализации личности
Сущность основных понятий: социализация, социальное воспитание. Характеристика семьи как универсального института социального воспитания. Роль детских объединений в социальном воспитании и социализации личности. Школа как связующий и направляющий орган социального воспитания.
Ребенок как личность формируется в социальной среде, которая определяет особенности его социального статуса, обеспечивает накопление социального опыта, социализацию в целом.
Социализация – процесс усвоения и воспроизводства культурных ценностей, социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором живет человек. Социализация личности осуществляется как под влиянием стихийных факторов, так и педагогически управляемых. Одной из функций социальных институтов является организация социального воспитания. Социальное воспитание – это планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития человека в процессе его социализации.
Социальное воспитание организуется в семье, детских сообществах и школе.
Семья как универсальный социальный воспитательный институт способна воздействовать на ребенка на протяжении всей его жизни, поэтому очень велика роль семьи в социальном воспитании и социализации ребенка. Глубокий вклад в разработку теории семейного воспитания внесли И.Г. Песталоцци, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. В их работах определяется сущность, функции семьи, раскрыты условия эффективного семейного воспитания.
Категория семьи понимается в литературе неоднозначно. С точки зрения социализации, семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.
Воспитание детей – конституционная обязанность родителей. Но в последнее время воспитательный потенциал семьи значительно снизился, что связано с общей экономической нестабильностью, в том числе и нестабильностью семьи, а это усложняет процесс социализации детей. В семье человек проходит стихийную и относительно социально контролируемую социализацию. В большинстве семей социализация имеет стихийный характер.
Семья выполняет следующие функции в социализации:
1) обеспечивает физическое и эмоциональное развитие ребенка;
2) влияет на формирование психологического пола;
3) играет ведущую роль в умственном развитии ребенка;
4) имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами;
5) формирует фундаментальные ценностные ориентации человека;
6) играет большую роль в процессе социального развития человека.
В подростковом возрасте усиливается роль детских объединений в социальном воспитании и социализации личности ребенка. Стремление к объединению – это естественная потребность детей. Они объединяются с целью самоутверждения и самозащиты, для реализации личных запросов и интересов.
Детское объединение оказывает значительное влияние на воспитание, развитие личности, так как ребенок добровольно избирает объединение, организацию, принимает ее законы, традиции, включается в ее деятельность. Детские и юношеские объединения выполняют следующие функции в социализации ребенка: социальную, профориентационную, информативную, развивающую и др.
В детском движении выделяют «формальные» и «неформальные» детские объединения и организации. «Формальными» организациями и объединениями называют такие, которые имеют официальный статус: устав, программу, структуру, органы управления, руководство осуществляется подготовленными, квалифицированными людьми. В настоящее время существует международная организация «Союз пионерских организаций – федерация детских организаций» (СПО – ФДО), включающая сотни детских организаций и объединений: пионерская организация, союз российских скаутов, детский орден милосердия, клубы по интересам и др.
«Неформальные» – не имеют официального статуса, они объединяют детей, в основном, по интересам. Их можно подразделить на две основные группы: группы «образа жизни» (хиппи, панки и др.) и группы досуга (фанаты, рокеры, байкеры, металлисты и др.).
Школа является социальным институтом, осуществляющим государственную политику в области социального воспитания и социализации личности. Она является связующим и направляющим органом социализации.
Работая с родителями (семьей), школа решает следующие задачи: привлечение родителей к педагогической и организационной работе с детьми, помощь родителям в воспитании детей, педагогическое просвещение родителей. Для решения этих задач используются следующие формы и средства: привлечение родителей в качестве руководителей кружков и секций, консультирование родителей, родительские собрания, лектории, вечера вопросов и ответов и др.
Школа, не являясь единственным источником информации и субъектом воспитания, должна знать педагогический потенциал окружающей среды и использовать его для достижения целей воспитания. Учитывая потребность детей в объединении, она должна создавать условия для создания таких объединений внутри самой школы. В связи с тем, что деятельность «неформальных» объединений может носить и асоциальную направленность, педагоги должны знать такие объединения, контактировать с ними, снимать их отрицательное воздействие и использовать их в управляемом педагогическом процессе.
Вопросы и задания
1. В чем необходимость четкого и конкретного определения цели воспитания?
2. Проведите историко-сравнительный анализ различных подходов к определению сущности всестороннего развития личности как цели воспитания. Чем объясняется различие этих подходов?
3. Чем обуславливается выбор педагогом того или иного вида целеполагания?