Тема №8. Функционально – смысловые типы речи. Языковые особенности типов речи.
2. Цели:
1. Сформировать у будущих специалистов понятие об основных типах речи, научить определять тип текста и создавать текст любого типа.
2.Сформировать у будущих специалистов языковые компетенции решать лингвистическими средствами реальные коммуникативные задачи в конкретных речевых ситуациях.
3. Задачи обучения:
Студент должен знать:
--понятие о функционально-смысловых типах речи
Студент должен уметь:
-умение анализировать текст с точки зрения типа речи, выделение языковых и композиционных особенностей каждого типа речи; умение составлять монолог и диалог на предложенную тему;
4. Основные вопросы темы:
1. Функционально – смысловые типы речи.
2. Языковые особенности типов речи.
Во внешнем облике речи, и ее строе очень многое зависит от той задачи, которую ставит перед собой говорящий, от назначения речи. Действительно, одно дело описать что-либо, например осень, лес, горы, речку, другое - рассказать о событии, приключении, третье -объяснить, истолковать причины каких - либо явлений - природных или общественных. Таким образом, все разнообразие содержания наших высказываний в конечном итоге может быть сведено к трем видам:
1) мир в статике, воспринимаемый предметно, одномоментно;
2) мир в динамике, воспринимаемый в движении, во времени;
3) мир в причинно-следственных связях.
В первом случае высказывание реализуется в форме описания, во втором - в форме повествования, в третьем - в форме рассуждения. Разумеется, в каждом из этих случаев строй языка будет существенно меняться. Столетия (если не тысячелетия) развития языка, мышления, Речи выработали наиболее экспрессивные, экономные и точные
способы, схемы, словесные структуры для соответствующих литературных задач. Поэтому уже издавна выделяют такие важные, существенные компоненты речи, как описание, повествование, рассуждение, которые в лингвистике принято называть функционально-смысловыми типами речи, что подчеркивает их зависимость от назначения речи и ее смысл. (По Солганик Г.Я. Стилистика текста).
5. Методы обучения и преподавания: презентация.работа с текстом, работа в малых группах, творческая работа
1. Работа с текстом.Прочитайте. Определите тип текста. Озаглавьте его. Определите стилистическую принадлежность текста. Прокомментируйте прочитанный материал.
Чаще всего бессонница выражается в том, что человек долго не может заснуть или пробуждение наступает значительно раньше обычного срока, а сон в продолжение ночи несколько раз прерывается на длительное время, в других случаях сон может быть длительным, но недостаточно глубоким.
Эпизодически бессонница может быть и у здоровых людей при переутомлении или психическом возбуждении. У людей с повышенной нервной возбудимостью нарушение сна вызывают даже самые ничтожные причины.
Бессонница бывает длительной, изнуряющей, когда неглубокий сон сопровождается яркими сновидениями, иногда кошмарного характера. Причиной бессонницы могут быть также различные заболевания общего характера, сопровождающиеся расстройством кровообращения или нервной системы, приступами кашля, одышки.
Особенно часто страдают бессонницей люди, постоянно занимающиеся умственным трудом. Многие из них перенапрягают силы, переутомляются. Среди них немало любителей взбадривать себя чаем или кофе повышенной концентрации. Но эти средства придают бодрость лишь на время, утомление при этом не снимается и продолжает возрастать. Чтобы не испытывать нервной бессонницы, нужно избегать по вечерам напряженной умственной работы и занятий, возбуждающих нервную систему.
2. Работа с текстом. Определите стилистическую принадлежность текста. Мотивируйте свой ответ.
Заболевание различными формами рака во многом зависит от национальных традиций. Распространение рака легких связано с распространением курения, но отражает “географию курения” 30-40 летней давности. Меры против курения, принимаемые сейчас, смогут снизить частоту рака легких только через несколько десятилетий.
В Индии рак легких встречается редко, наиболее распространены в этой стране злокачественные опухоли ротовой полости, составляющие в некоторых районах Индии и Шри Ланки почти половину всех случаев рака. Объясняется это тем, что табак здесь принято не курить, а жевать.
Широкое применение пестицидов и гербицидов в сельском хозяйстве и химических веществ в пищевой промышленности для увеличения сроков хранения, улучшения вкуса, запаха и цвета продуктов, сначала не вызывало у диетологов беспокойства, так, как о канцерогенном действии многих из них просто не было известно. Но эта всеобщая химизация привела к более чем пятикратному учащению случаев рака в развитых странах в последние 50 лет.
Некоторые случаи широкого распространения рака легко поддаются объяснению, другие пока остаются загадкой.
Частота рака желудка в мире увеличилась в последние десятилетия в несколько раз, и этот рост можно, по-видимому, объяснить увеличением канцерогенов в пищевых продуктах. У мужчин рак желудка встречается вдвое чаще, чем у женщин что, скорее всего, связано с большим числом курящих мужчин. Однако пока никто не объяснил, почему рак желудка является самой распространенной формой рака в Японии и относительно редко встречается в западных странах. В Японии из каждых 100 тысяч человек раком желудка заболевают в среднем 80 человек в год; в восточных штатах США и в Канаде – только 10-13, в Кувейте – лишь 4. Рак толстой кишки и рак прямой кишки являются наиболее типичными именно для западных стран, на Востоке эти заболевания встречаются очень редко. Рак кишечника более всего распространен в США, где им заболевают 30-35 человек из каждых 100 тысяч. В Японии этот рак диагностируется в 3 раза реже, в Шанхае – 4 раза, а в Индии (в Мадрасе) – в 20 раз реже, чем, например, в Коннектитуте. Интересно, что японские,
китайские и индийские переселенцы в США со временем начинают болеть раком толстой и прямой кишки почти столь же часто, как и коренные американцы.
Рак печени – довольно редкое заболевание для западных стран: не более 1-3 случаев на 100 тысяч человек. В Китае это, напротив, одна из наиболее часто встречающихся форм рака – 30-35 случаев на 100 тысяч человек. Причина в том, что рак печени тесно связан с распространением хронического гепатита В, а Китай является основным очагом распространения этого заболевания.
Рак предстательной железы – типичное «западное» заболевание. В Китае рак предстательной железы почти неизвестен, им заболевают 1-2 человека из 100 тысяч жителей. Рак груди у женщин встречается в западных странах в 4-5 раз чаще, чем в восточных.
3. Работа в малых группах. Задание 1. Прочитайте тексты. Проанализируйте их с точки зрения сферы их использования и принципов отбора языковых средств.
Образец анализа текста: Текст относится к научной сфере общения. В нем сообщаются точные сведения, научно проверенная информация. Подобный текст можно встретить в энциклопедии, справочнике и т.п. Для него характерны объективность, обобщенность, неэмоциональность, которые проявляются благодаря целенаправленному отбору содержания и языковых средств.
1. Италия – государство на юге Европы. Занимает южные склоны Альп, Паданскую низменность, Аппенинский полуостров, острова Сицилию, Сардинию и ряд более мелких. Протяженность границ – 9054км. –- 80% морские, 20% – сухопутные, проходящие большей частью по Альпам, отделяя Италию от Франции, Швейцарии и Югославии. Италия омывается Адриатическим, Ионическим. Лигурийским и Тиррекским морями, являющимися частями Средиземного моря. Площадь Италии – 301 тыс. км. Население – 55 млн .человек. Столица–Рим.
2. Непроходимые леса – его соседи, экзотические животные – его друзья. Поэтому он – сказочен, хотя и суперсовременен. Добро пожаловать в Сидней!
Смотришь вниз с Сиднейской башни, высота которой 325 метров, и кажется, что паришь над миром. Отсюда открывается прекрасный вид: знаменитый Хабор Бридж – мост через залив Порт-Дженсон, роскошные торговые центры на берегу океана, Дом оперы, похожий одновременно на бабочку и на гигантскую раковину, считающийся символом Сиднея. В центре города находится самый известный городской пляж Бондсит Бич. Чуть дальше – уникальный национальный парк «Голубые горы»...
Париж... Я шел и смотрел: какая музейная чистота в этом городе, какой порядок! И что за день, что за красота! Сколько ослепительной белизны, во всяческих видах сверкающей в небесной сини, среди еще сквозной черноты деревьев, осыпанной изумрудными мушками! Сколько пышных живых цветов на картинах, на мраморных и гранитных плитах!
4. Творческая работа. Опишите раннее утро в городе, опираясь на собственные наблюдения. Используйте слова и словосочетания, данные ниже.
Ключевые слова, словосочетания и выражения: розовые облака, вершины гор заалели, плыть по небу, заискрились, аромат цветов, переливались снежные вершины, струился, ветви деревьев, алые, сверкающие лучи солнца, разливались по небосклону, ожившая земля, прохладный ветерок.
Обстоятельственные слова: вдали, на верхушках, в воздухе, недалеко, в небе на склонах гор.
Оценочные слова: нравится, не нравится, запомнится, незабываемая картина, действительно, поистине.
5. Работа в малых группах. Задание 1.Прочитайте и запишите прилагательные, связанные с описанием осенних листьев. Какие из них передают: а) чистый цвет; б) оттенки, переходность тонов; в) форму; г) осязательные впечатления; д) в каких из прилагательных изображение качеств соединено с эмоциональным отношением к ним?
Лист красный, кожаный листок, зеленущий листище, желтенький листок, бледно-зеленый, нежно-оранжевый, золотистый, рыжий темно-оранжевый, озорной, веселый, жесткий, багровый, яркий, лимонный, желтый, прозрачный, золотой, мертвый, последние листы, осенний.
Составьте небольшой текст-описание осени.
Задание 2.Опишите один из портретов художников («Джоконда» Леонардо да Винчи; «Незнакомка» Крамского; «Пушкин» О.Кипренского и т.п.) Используйте в работе портретную лексику.
Обратите внимание: художник, в отличие от фотографа, стремится изобразить самое существенное в человеке; в работе важно не перечисление всех компонентов портрета, а умение уловить, что характерно для данного века, составляет его индивидуальность, главное в нем. В связи с этим текст содержащий описание портрета, обладает следующими структурно-композиционными особенностями: общая характеристика, история создание портрета; собственно портрет – внешние данные (лицо, глаза, волосы, одежда); особенности душевного состояния, характера, отраженные в портрете; оценка портрета.
Глаза – серые, карие, синие, черные, зеленые, голубые, темные, светлые, добрые, узкие, большие, раскосые, хитрые, со смешинкой, дикие, приветливые, серьезные, задумчивые, мутные, холодные, выразительные, тусклые, продолговатые и т.д.
Нос – прямой, с горбинкой, горбатый, курносый, вздернутый, широкий, узкий, острый и т.д.
Лицо – овальное, круглое, вытянутое, открытое, гладкое, подвижное, смуглое, бледное; черты лица – выразительные, мелкие, крупные, резкие, красивые, мягкие и т.д.
Волосы – каштановые, светлые, русые, густые, пышные, короткие, длинные, прямые, волнистые, кудрявые, торчащие, взъерошенные, прилизанные, рыжие, пепельные, распушенные и т.д.
Улыбка – милая, злая, презрительная, веселая, вымученная, приветливая, насмешливая, очаровательная, жалкая, кривая, лукавая, счастливая, слабая и т.д.
6. Литература:
Основная литература:
1.Айкенова Р.А. Р.А. Русский язык: учебник для студентов медицинских вузов. – Актюбинск, 2012.
2.Жанпеис У.А. Русский язык: Учебное пособие для студентов медицинских вузов (бакалавриат) – Алматы: Эверо, 2012.
Дополнительная литература:
1.Жаналина Л.К. Практический курс русского языка: Учебное пособие - Алматы, 2005.
2.Зуева Н.Ю. Практическое пособие по развитию навыков научной речи: для вузов гуманитарного профиля в 2-х ч. Основной курс. Алматы,2007 (электронная версия)
3. Ипполитова, Н. А. Русский язык и культура речи [Текст] : учебник / Н. А. Ипполитова, О. Ю. Князева, М. Р. Савова. - М. : Проспект, 2008. - 440 с. : ил.
4. Даирбекова С.А. Моя Родина Казахстан// Учебное пособие по русскому языку для студентов казахских групп неязыковых вузов. - Алматы, 2003.
5. Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. Русский язык. – Алматы, 2009.
6. Тлегенова С.Е. и др. Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса. – Алматы, 2006.
7. Акжалов Б.Т. и др. Стилистика русского языка и культура речи. 2 части - Семей, 2011. (электронный учебник)
8. Егеубаева Г.Б., Акжалов Б.Т. Сборник текстов по русскому языку для студентов-оралманов. Учебное пособие – Семей, 2013. (электронная версия)
9. Кудайбергенова Ж.М., Акжалов Б.Т. Практический курс русского языка по специальности «Общая медицина». Учебное пособие – Семей, 2013. (электронная версия)
10.Русский язык: учебное пособие для студентов казахских отделений университетов (бакалавриат)/ под ред. К.К.Ахмедьярова, К.К.Жаркынбековой, - Алматы, 2008. (электронный учебник)
Контроль: тесты