Развитие связной речи. Подготовка детей к обучению грамоте.

1. Определите, какому дошкольному возрасту (младшему, среднему, старшему) соответствует следующая характеристика связной речи:

В беседе со взрослым ребенок правильно отвечает на вопросы, выслушивает ответ, сам задает большое количество вопросов.

В процессе пересказывания литературных произведений ребенок может самостоятельно передать содержание небольших сказок, рассказов, не только знакомых, но и впервые прочитанных.

При составлении рассказов из опыта испытывает некоторые затруднения, не всегда может логично передать происходящие события.

Самостоятельно придумать рассказ по теме, предложенной взрослым, не может.

а) Младший дошкольный возраст

б) Средний дошкольный возраст

в) Старший, средний дошкольный возраст

г) Старший дошкольный возраст

2.Что такое пересказ?

а) Связное развернутое изложение литературного произведения

б) Творческое воспроизведение литературного образца в устной речи

в) Интерпретация литературного произведения

г) Модель связного монологического сообщения по мотивам прочитанного произведения

3. Каков алгоритм построения занятия по обучению детей пересказу художественных произведений?

а) - беседа по поводу предстоящего чтения

- чтение с установкой на запоминание

- беседа по произведению

- повторное чтение

- образец пересказа воспитателя

б) - подготовка к воспроизведению текста

- организация первичного восприятия текста без установки на

запоминание

- работа над текстом произведения

- организация повторного восприятия с установкой на запоминание

- пересказы детей

в) - выразительное чтение (рассказывание) произведения

- вопросы по произведению, направленные на его запоминание,

осмысление и выделение выразительных средств

- чтение отрывков по выбору детей

- пересказы детей

г) - подготовка детей к пересказу

- чтение произведения

- повторное чтение с установкой на пересказ

- упражнения в пересказе детей

4. Какому новому виду пересказа обучаются дети 6 года жизни?

а) Инсценирование произведений

б) Отраженный пересказ

в) Пересказ от лица героя

г) Пересказ по частям

5. Кто впервые предложил занятия по составлению писем детьми?

а) Э.П. Короткова

б) А.М. Бородич

в) В.В. Гербова

г) Е.И. Тихеева

6. Характеристика какого педагогического приема приведена ниже: «Рассказ – загадка, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности (в частности природы)».

а) Предложение рассказа, начатого воспитателем

б) Образец рассказа

в) Частичный образец рассказа воспитателя

г) Речевая логическая задача

7. Назовите требования к подбору темы для составления рассказов из коллективного опыта

а) - тема должна быть интересной детям

- не должно быть тем обобщенного характера

б) - тема должна пополнять знания о предметах и явлениях окружающей

жизни

- тема должна быть посвящена одному узкому вопросу

в) - тема должна быть о том, что было воспринято всеми детьми группы

- тема должна оставить яркий след не только в сознании, но и в чувствах

детей

г) - должны быть темы, требующие обобщения опыта, моральных суждений

- тема должна быть посвящена явлениям природы

8. Определите ведущую форму общения, присущую детям старшего дошкольного возраста:

а) Ситуативно-личностная, эмоциональная

б) Внеситуативно-познавательная

в) Ситуативно-деловая

г) Внеситуативно-личностная

9. Определите наиболее информативные критерии оценки детских текстов:

а) - содержательность

- плавность речи

- богатство и разнообразие словаря

- грамматическая правильность речи

- самостоятельность

- интонационная выразительность речи

- правильность речепроизношения

б) - полнота раскрытия темы

- целостность теста

- связность

- плавность речи

- самостоятельность

- структурирование текста

- выразительность детской речи

в) - структурирование рассказа

- связность речи

- богатство интонаций

- самостоятельность

- словесное творчество

г) - структура текста

- точность словаря

- правильность звукопроизношения

- самостоятельность рассказа

- плавность речи

- связность

- богатство средств выразительности

10. Какой возрастной период является сензитивным для начала подготовки детей к обучению грамоте?

а) третий год жизни

б) четвертый год

в) пятый год

г) шестой год

11. Определите основные направления работы по подготовке к обучению грамоте в детском саду:

а) - подготовка руки ребенка к письму

- развитие фонематического восприятия

- формирование грамматических навыков речи

- формирование элементарного осознания явлений языка и речи

б) - знакомство с основными характеристиками речи: дискретностью,

линейностью

- развитие фонематического восприятия

- подготовка руки ребенка к письму

- формирование умений в анализе речи

в) - развитие мелкой моторики пальцев

- обучение интонационному выделению звуков

- формирование умений в составлении разных видов текстов

- обучение звуковому анализу слов

г) - подготовка руки ребенка к письму

- развитие грамматической стороны детской речи

- знакомство с понятиями: звук, слог, слово, предложение

- знакомство с качественной характеристикой звуков

12. Определите последовательность работы по подготовке детей к обучению чтению

а) - знакомство с качественной характеристикой звуков речи

- знакомство с ударением

- подготовка руки ребенка к письму

- анализ звукового состава слова

б) - обучение интонационному выделению звуков

- анализ звукового состава слова

- знакомство с предложением

- развитие мелкой моторики пальцев

в) - знакомство со звуком

- знакомство со словом

- знакомство со слогом

- знакомство с предложением

г) - анализ звукового состава слова

- анализ слоговой структуры слова

- анализ словесного состава предложения

13. Каково название современного метода обучения грамоте?

а) Метод целых слов

б) Звуковой аналитико-синтетический метод

в) Буквослагательный метод

г) Слоговой метод

14. С какой целью можно использовать звуковые линейки?

а) Для демонстрации принципа линейности слова

б) Для вычленения звуков в слове

в) Для анализа звукового состава слова

г) Для сравнения слов

д) Для установления количества звуков в слове

15. Подчеркните фамилии исследователей проблемы подготовки детей к обучению грамоте: Е.А.Флерина, Е.И.Удальцова, Е.И.Тихеева, А.И.Сорокина, Е.И.Радина, А.И.Воскресенская, Н.В.Дурова, Г.П.Белякова, М.М.Алексеева, Л.Н.Невская, Ю.И.Фаусек, Д.В.Менджерицкая, Ф.С.Левин-Щирина, В.И.Яшина, Г.А.Тумакова, Ф.А.Сохин, Н.С.Варенцова, Д.Б.Эльконин, К.Д.Ушинский, Л.Е.Журова.

Блок №4

Литературное образование дошкольников.

Методическое управление процессом речевого развития детей

в дошкольных учреждениях

1. Укажите показатели выразительного чтения стихотворения детьми старшего дошкольного возраста.

а) - искренность передачи чувств и отношений

- использование средств выразительности

- умение произвольно изменять силу и высоту голоса

- наличие элементов рассудочного воспроизведения текста

б) - передача настроения стихотворения

- правильная постановка логического ударения

- использование разнообразной интонации

- использование мимики, пантомимики

в) - правильная постановка логических ударений

- нормальный темп речи

- использование мимики и пантомимики

- выбор правильной интонации

г) - правильная передача главной идеи произведения

- правильная трактовка эмоционального подтекста произведения

- эмоциональность воспроизведения

- осознанное использование средств выразительности

2. Определите возраст детей, с которыми проводится разучивание стихотворения в таком алгоритме:

· вводная часть;

· чтение стихотворения воспитателем;

· работа над тестом;

· повторное чтение с установкой на запоминание;

· воспроизведение стихотворения детьми;

· подведение итога.

а) Средний и старший дошкольный возраст

б) Младший дошкольный возраст

в) Все возрастные группы

г) Старший дошкольный возраст

3. Укажите особенности восприятия иллюстрации младшими дошкольниками.

а) - эмоциональное восприятие изображенного

- выделение основных средств выразительности образа

- способность дать характеристику состоянию героя

- основным признаком узнавания является цвет

б) - литературный текст помогает правильнее понять содержание

рисунка

- внимание часто основывается не на главном, а на деталях

- привнесение в понимание образа своего жизненного опыта

- действенное, активное отношение к иллюстрации

в) - эмоциональное, активное отношение к изображенному

- способность охарактеризовать состояние героя

- понимание внутреннего смысла событий, идейного содержания с

опорой на текст

г) - основными признаками узнавания изображенного является форма

и цвет

- восприятие художественных средств выразительности

- сравнение со своим жизненным опытом

4. Определите показатели полноценного восприятия художественного произведения детьми.

а) - понимание смысла произведения

- определение структуры произведения

- умение выделить наиболее запомнившееся слова из текста

- умение выделить структуру произведения

б) - понимание содержания произведения, выделение главного

- умение определить эмоциональный подтекст

- умение выделить выразительные средства

- умение определить свое отношение к герою, к произведению в

целом

в) - умение охарактеризовать каждое действующее лицо

- умение определить отношение автора к героям

- выделение средств художественной выразительности

г) - выделение главных героев, понимание их взаимоотношения

- умение выражать эмоциональное отношение к героям

- выделение выразительных средств

5. Каким должно быть произведение для пересказа?

а) Доступным, небольшого объема, описательного характера

б) Доступным, коротким, эмоциональным

в) Близким по содержанию опыту детей, динамичным, с четкой

композицией, высокохудожественным

г) Небольшого объема, с содержанием, близким опыту детей,

сюжетным, с четкой композицией, имеющим образцовый по

грамматике и образности язык

6. С какими жанрами фольклора знакомят детей младшего дошкольного возраста?

а) Колыбельные песенки, потешки, пестушки, пословицы, сказки,

считалки

б) Колыбельные песенки, потешки, пестушки, сказки, чистоговорки,

считалки, загадки

в) Колыбельные песенки, потешки, пестушки, сказки, скороговорки, пословицы, загадки

г) Колыбельные песенки, потешки, пестушки, сказки, загадки, фразеологические обороты, считалки

7. Определите и подчеркните, какие приемы заучивания стихотворения применяются в работе с детьми младшего дошкольного возраста

1. Игровые

2. Досказывание рифмующихся строк

3. Чтение по ролям

4. Чтение хором от лица коллектива (моем, моем трубочиста, - чисто…)

5. Образец выразительного чтения

6. Объяснения и указания

7. Оценка детского чтения

8. Характеристика персонажей

9. Многократное чтение (5-6 раз)

10. Установка на запоминание

8. Продолжите предложение:

а) Основными направлениями методической работы по руководству

процессом речевого развития детей в дошкольных учреждениях

являются следующие:…

б) Воспитательно-образовательная работа по развитию речи детей

отражается в разнообразных видах планов:…

9. Определите формы методической работы в дошкольных учреждениях, направленные на интерактивное взаимодействие администрации и педагогического коллектива (подчеркнуть)

- педсовет

- семинар-практикум

- педагогический ринг, тренинг

- консультация, беседа

- контрольно-учебные занятия

- педагогические викторины

- взаимопосещения

- открытые занятия

- лектории

- деловая игра

- конференции

10. Определите иерархию оптимальных условий для успешного речевого развития детей:

а) Гигиенические условия

б) Культурная языковая среда

в) Создание микрокабинетов в возрастных группах

г) организация содержательного общения детей со взрослыми

д) организация общения детей со сверстниками

е) оснащение педагогического процесса

ж) грамотное планирование речевой работы с детьми

з) своевременная диагностика и коррекция речевого развития детей

а) а, б, г, д, з, е, ж, в

б) а, б, е, г, з, в. ж, д

в) б, а, г, д, в, ж, з, е

г) б, а, г, з. в, ж, д, е

11. Какой из видов контроля имеет основной целью выявление уровня освоения детьми программного материала по разделу «Развитие речи»:

а) Тематический

б) Фронтальный

в) Оперативный

г) Сравнительный

12. Какой из разделов тематического инспектирования дошкольного учреждения по развитию речи детей наиболее информативен для реализации основной цели его?

а) Условия для развития речи детей

б) Планирование работы по развитию речи

в) Организация педагогического процесса речевого развития детей в

возрастных группах

г) Уровень речевого развития детей

д) Систематическое управление процессом речевого развития детей

13. Определите приоритетное направление работе с родителями по приобщению детей к родному языку:

а) Объяснение особенностей социолигнвистической ситуации в РБ и

закономерных последствий ее

б) Организация интерактивного сотрудничества с семьей по

приобщению детей к национальной культуре и языку

в) Знакомство с задачами и содержанием речевой работы в области

овладения детьми близкородственными билингвизмом

г) Обучение родителей методике и приемам речевой работы с детьми

по овладению двуязычием

14. Определите наиболее действенную форму методической работы способствующую повышению психолого-педагогической компетентности педагогов?

а) Педсовет

б) Семинар-практикум

в) Деловая игра

г) Тренинг

15. Определите авторов, обеспечивающих проблему методического управления процессом речевого развития детей в дошкольных учреждения.

а) Струнина Е.М., Ушакова О.С., Алексеева М.М., Яшина В.И.

б) Белая К.Ю., Васильева О.И., Житко , Бородич А.М.

в) Максаков А.И., Сахин Ф.А., Тумакова Г.А., Старжинская Н.С.

г) Макарова В.Н., Дурова Н.В., Дубинина Д.Н.

Тематика контрольных работ по курсу «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста»

Тема 1. Деятельность общения как условие развития речи и обучения родному языку дошкольников.

Литература: 3,6,7,10,27,31,41,59,68

Теоретическое обоснование темы.

В дошкольном возрасте развитие речи осуществляется в разных видах деятельности детей. Покажите решающую роль в становлении речи детей деятельности общения (М.И.Лисина, А.Г.Рузская и др.). М.И.Лисина выделяет четыре формы общения, которыми овладевают дети дошкольного возраста: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное общение.

Развитие речи у дошкольников происходит в процессе их общения со взрослыми. Под влиянием и по инициативе взрослого происходит переход детей от одной формы общения к другой.

Покажите условия успешного овладения детьми формами общения.

Практико-ориентированное задание.

Разработайте тематику разговоров с детьми (возраст но выбору), Организуйте общение с ребенком по поводу запланированных тем, определите уровень развития его коммуникативных умений и сформулируйте рекомендации по их совершенствованию.

Тема 2. Обучение дошкольников диалогической речи.

Литература: 2,6,10,27,31,41,52,65,68

Теоретическое обоснование темы.

Диалог является для ребенка первой школой овладения родным языком, он является основой развивающейся личности. Как форма речевого взаимодействия с другими людьми он требует от ребенка особых речевых умений, освоение которых происходит постепенно. Раскройте структуру коммуникативных умений детей.

Диалогическая речь детей на протяжении дошкольного возраста претерпевает существенные изменения. Исследователи Чулкова А.В., Шадрина Л.Г., Эльконин Д.Б., А.Г.Рузская, Н.Ф.Виноградова выявили особенности диалогической речи детей разного возраста, пути ее формирования. Изложите эти особенности.

Знание специфики диалогической речи, особенностей ее развития у детей позволили ученым определить задачи, содержание и методические технологии ее формирования. Покажите это в контрольной работе.

Практико-ориентированное задание.

Разработайте тематику обобщающих бесед с детьми старшего дошкольного возраста на полугодие, составьте конспекты двух из них, запланировав содержание предварительной работы по обогащению представлений, опыта детей по теме бесед.

Тема 3. Формирование монологической речи у детей

Дошкольного возраста.

Литература: 2,10.17,28,29,36,37,53,55,57,59,66,68,77,90

Теоретическое обоснование темы.

Монологическая речь – сложный вид связной речи, которым овладевают дети дошкольного возраста. Чтобы обучение детей монологу было осознанным и эффективным, необходимо руководствоваться данными современной лингвистики текста, которая является молодой областью языкознания. Раскройте в работе признаки, которыми обладает текст.

Выделите виды связи между предложениями или частями связного текста: цепная связь, параллельная связь, лучевая (Л.М.Лосева, Г.Я.Солганин и др.).

В лингвистике текста выделяются основные виды текстов: описание, повествование и рассуждение, дайте им характеристику.

Каждый тип речи предполагает специфический отбор материала для его создания и обладает структурными особенностями, покажите их.

Учеными определен круг знаний и умений, которыми должны овладеть дети для создания разных видов текстов.

Практико-ориентированное задание.

Разработайте три конспекта занятий по обучению детей текстам- описаниям, повествованиям и рассуждениям, проведите занятия с детьми и запишите несколько детских текстов этих видов, дайте им оценку.

Тема 4. Методика обучения описанию игрушек и натуральных предметов.

Литература: 2,3,15,16,29,36,40,43,61,65,66,68,74,77

Теоретическое обоснование темы.

Дайте определение текста-описания (О.А.Нечаева, Н.А.Стародубова).

Описание обладает рядом особенностей, которые отмечают его от других типов связной монологической речи, раскройте их мягкую структуру, которая позволяет варьировать компоненты текста, может быть подробным, кратким, развернутым. В педагогической литературе раскрываются особенности описательных рассказов детей дошкольного возраста (В.В.Гербова, О.С.Ушакова, А.А.Зрожевская, Л.Г.Шадрина, Т.И.Гризяк и др.). Покажите их. С учетом особенностей текстов-описаний детей был определен круг знаний и умений, которыми должны овладеть дети. Каковы они?

Обучение детей описательным рассказам – это первая ступень в формировании навыков связной монологической речи.

Учеными Л.С.Славиной, В.В.Гербовой, М.М.Алексеевой, О.С.Ушаковой и др. разработаны эффективные приемы обучения этому виду текстов, виды занятий, структура их, содержание подготовительной работы. Изложите все это в работе.

Практико-ориентированное задание.

Предложите диагностическую программу обследования умений детей старшего дошкольного возраста в области овладения текстами- описаниями на основе известных диагностических методик, обследуйте умения одного ребенка, произведите анализ полученных диагностических данных, разработайте коррекционную программу речевой работы с детьми на перспективу (месяц).

Тема 5. Развитие словесного творчества дошкольников.

Литература: 1,2,9,12,23,24,26,28,36,53,66,68,73,77,87

Теоретическое обоснование темы.

На основе анализа психолого-педагогической литературы дайте определение словесного творчества детей дошкольного возраста, определите формы его проявления. Выделите этапы развития художественного творчества дошкольников, согласно Н.А.Ветлугиной, А.Е.Шибицкой. Охарактеризуйте их.

Определите педагогические условия, благоприятствующие развитию творческих способностей детей. Раскройте содержание творческих заданий, способствующих развитию словесного творчества дошкольников.

Покажите значение творческого рассказывания как одного из видов детского сочинительства, характерные признаки его (Н.А.Орланова, Л.В.Ворошнина), виды творческих сочинений детей, приемы обучения.

Практико-ориентированное задание.

Разработайте тематику детских творческих текстов (10 тем), проведите с детьми занятия по обучению творческому рассказыванию, запишите 2-3 рассказа детей, сделайте их анализ. Предложите содержание последующей работы, направленной на совершенствований этого вида рассказывания детей.

Тема 6. Методика обучения детей связным высказываниям-рассуждениям.

Литература: 2,28,29,55,57,59,65,66,68,74,76,90

Теоретическое обоснование темы.

Охарактеризуйте функционально-смысловой тип связной речи, каковым является рассуждение, покажите его отличительные признаки, композицию.

Раскройте особенности детских рассуждений. Определите круг знаний и умений, необходимых для успешного овладения детьми речью—рассуждением. Изложите содержание и методику обучения детей связным высказываниям типа рассуждений.

Практико-ориентированное задание.

Разработайте сценарии активизирующего общения, в процессе которого детям необходимо разрешать определенные проблемы, включите в содержание сценариев разнообразные задания, направленные на формирование логического мышления и речевых форм рассуждения (2-3 сценария). Сделайте записи детских высказываний-рассуждений, проанализируйте их.

Тема 7. Методика обучение рассказыванию по картине.

Литература: 2,3,10,18,19,28,29,36,40,52,53,59,68,74

Теоретическое обоснование темы.

Покажите значение картины для развития мышления и речи ребенка. Отразите в работе понимание особенностей восприятия картин детьми, его тенденции, согласно Е.А.Флериной.

Охарактеризуйте типы картин, используемых в процессе обучения рассказыванию, требования к их отбору.

Выделите виды рассказов детей по картинам, их особенности.

Изложите методику обучения описательным рассказам по содержанию картин, методические приемы, способствующие пониманию художественного замысла, средств художественной выразительности, актуализации опыта наблюдений.

Покажите специфику обучения детей сюжетным рассказам по содержанию картин. Отразите возрастной аспект в обучении рассказыванию по картине.

Практико-ориентированное задание.

Изучите особенности детских описательных и повествовательных рассказов по картинам на основе самостоятельно разработанной диагностической программы, опишите методику обследования. Запишите описательный и сюжетный рассказы двоих детей, оцените их. Предложите программу постдиагностической коррекционной речевой работы с данными детьми.

Тема 8. Обучение дошкольников повествовательным рассказам.

Литература:2,4,10,18,28,29,31,36,39,53,57,65,66,68,77

Теоретическое обоснование темы.

Дайте лингвистическое определение понятия «повествование» как функционально-смыслового типа связной речи, охарактеризуйте признаки этого текста.

Определите особенности повествовательных рассказов детей дошкольного возраста и на их основе – круг знаний и умений, которыми должны овладеть дети. Раскройте содержание работы с детьми на каждом этапе обучения сюжетному рассказыванию (Г.А.Ладыженская, Н.Г.Смольникова):

· - работа над заглавием;

· - формирование умений в области композиционной формы текста, знакомство со значением каждого его структурного компонента;

· - овладение способами межфразовой связи;

· - обогащение необходимой лексики и т.д.

Изложите специфику обучения повествовательным рассказам по игрушке, картине, из опыта.

Практико-ориентированное задание.

Предложите серию заданий детям, направленных на овладение структурой повествовательного текста. Разработайте три конспекта занятий по обучению сюжетному рассказыванию по игрушкам, картинам, из опыта с включением заданий этой серии.

Тема 9. Обучение дошкольников рассказыванию из опыта.

Литература: 2,4,10,16,17,18,19,20,29,35,36,53,62,74,77,87

Теоретическое обоснование темы.

Покажите значение и особенности этого вида текстов, основанных на памяти и воссоздающем воображении. Охарактеризуйте виды рассказов из опыта детей, их тематику. Изложите методику обучения детей рассказыванию из опыта, особенности ее на разных возрастных этапах.

Практико-ориентированное задание.

Разработайте:

· тематику детских рассказов из индивидуального (10 тем) и коллективного (10 тем) опыта;

· конспекты занятий по обучению рассказыванию из индивидуального и коллективного опыта;

· запишите 2 детских рассказа (из индивидуального и коллективного опыта);

· представьте их анализ и примерные направления работы по совершенствованию речи детей.

Тема 10. Современные достижения в теории и практике развития словаря детей дошкольного возраста.

Литература: 2,3,4,18,19,21,22,29,38,42,47,48,49,52,65,68,84

Теоретическое обоснование темы.

Необходимо представить в работе анализ современных исследований в области словарной работы с детьми дошкольного возраста, ориентируясь на основные проблемы ее (Е.М.Струнина, О.С.Ушакова, В.И.Логинова, В.И.Гербова и др.):

– динамика развития словаря детей (младший – старший возраст);

– развитие словаря детей в процессе игровой, трудовой, природоведческой и изобразительной деятельности;

– лексическая работа с детьми в процессе развития словесного творчества;

– формирование у детей фразеологической лексики;

– овладение детьми эмоционально-оценочной лексикой;

– развитие смысловой стороны детской речи и т.д;

– особенности лексической работы с детьми в условиях двуязычия.

Практико-ориентированное задание.

На основании одного из исследований (проблема на выбор) проведите апробацию, проверку на практике предложенной автором гипотезы.

Изложите в работе результаты своего мини-исследования. Разработайте собственные методические рекомендации практикам по изучаемой проблеме.

Тема 11. Методика развития понимания речи взрослых и употребления первых осознанных слов у детей первого года жизни.

Литература: 1,2,15,26,35,38,42,47,48,50,52,61,68,69,70,71,80,84

Теоретическое обоснование темы.

Охарактеризуйте дословесный этап коммуникативной деятельности детей, выделив основные периоды в овладении речью детьми первого года жизни (по материалам исследований). Дайте характеристику предречевых вокализаций детей (гуление, лепет), комплекса оживления, покажите роль взрослого в актуализации этих реакций. Раскройте особенности перехода детей от лепета к словесной речи, значение первых звукоподражательных слов(ономатопей), особенности начального детского лексикона, однословных высказываний детей. Покажите сущность лексико-семантического явления сверхгенерализации, его причины.

Практико-ориентированное задание.

Изучить раздел базисной национальной программы «Пралеска» - «Малютки», выделить содержание, направленное на развитие речи детей первого года жизни. Составить:

– перечень игр с детьми этого возраста, раскрыть содержание трех из них;

– список и содержание фольклорных произведений, которые необходимо включать в процесс общения с детьми первого года жизни.

Тема 12. Методика развития словаря детей на специальных занятиях.

Литература:2,4,5,10,15,16,17,21,22,28,29,33,34,38,49,52,62,65,68,74

Теоретическое обоснование темы.

Необходимо проследить содержание словарной работы в разных возрастных группах, реализуемое на занятиях. Определите виды занятий по развитию словаря. Изложите методику проведения занятий на втором, третьем годах жизни в процессе первоначального ознакомления детей с предметами и явлениями окружающего мира. Покажите значение игровых приемов и активных действий с предметами для формирования их выразительных образов. Определите механизм введения новых слов в словарь детей, значение повторности и усложнения содержания занятий.

Практико-ориентированное задание.

Разработайте два конспекта занятий по ознакомлению детей с предметами и явлениями; предложите содержание последующей речевой работы по введению соответствующих тематических групп слов в активный словарь детей.

Тема 13. Занятия по развитию словаря детей на основе углубления знаний о предметах и явлениях.

Литература: 2,4,5,10,15,16,17,21,22,28,29,33,34,38,49,52,62,65,68,74

Теоретическое обоснование темы.

Определите виды занятий с детьми по углублению знаний о предметах и явлениях реального мира, покажите значение организации активной познавательной деятельности детей с предметами - обследовательской деятельности. Охарактеризуйте особенности проведения занятий по знакомству детей с признаками и качествами предметов и материалов, по сравнению предметов, их структуру. Покажите связь этих занятий с занятиями по составлению детьми описательных рассказов.

Практико-ориентированное задание.

Разработайте тематику занятий такого рода для одной из возрастных групп (не менее 10 тем), составьте конспект одного из них, проведите с детьми, проанализируйте особенности детского словаря и предложите основные направления речевой работы с детьми по его совершенствованию.

Тема 14. Овладение детьми обобщающими понятиями.

Литература: 2,3,4,5,10,21,22,29,38,43,49,52,68,74

Теоретическое обоснование темы.

Необходимо показать в работе особенности методики формирования у детей видовых обобщений (младший и средний дошкольный возраст): роль наглядности, виды ее, организация деятельности детей с предметами, дифференциация и конкретизация понятий.

Изложите методику введения в словарь детей среднего и старшего дошкольного возраста слов, обозначающих элементарные родовые обобщения: выделение детьми несущественных и существенных признаков, подведение к родовым обобщениям на основе существенных признаков предметов и явлений. Охарактеризуйте структуру и методику таких занятий, особенности их в условиях двуязычия.

Практико-ориентированное задание.

Изучите уровень освоения детьми старшего дошкольного возраста обобщающих понятий на русском и белорусском языках на основе известных диагностических методик и программных требований; результаты диагностики представьте в работе, предложите содержание коррекционной речевой работы, направленной на совершенствование понятийного аппарата детей.

Тема 15. Развитие смысловой стороны детской речи.

Литература: 2,3,4,5,10,21,22,29,38,43,49,52,68,74

Теоретическое обоснование темы.

Покажите в работе особенности понимания детьми смысловой стороны слова (по результатам исследований). Изложите содержание и методику развития смысловой стороны слова у дошкольников на разных возрастных этапах (овладение синонимами, антонимами, многозначностью слова, оценочной лексикой). Раскройте значение ассоциативного метода как средства выявления ориентировки детей на смысл слова и расширения ассоциативных связей, формирования ассоциативных полей лексических единиц.

Практико-ориентированное задание.

Разработайте серию упражнений с применением метода словесных ассоциаций для развития ассоциативных полей слов, актуализации словаря, развития связной речи. Опишите влияние упражнений на качество детского словаря и речи в целом.

Тема 16. Методика формирования морфологической стороны речи.

Литература: 1,2,6,10,29,31,43,49,52,56,65,67,68,74,84,89

Теоретическое обоснование темы.

Покажите генезис морфологической стороны речи детей дошкольного возраста (по материалам исследований А.Н.Гвоздева, Г.М.Ляминой и др.). Определите объем грамматических навыков в морфологии, которыми должны овладеть дошкольники, согласно программе «Пралеска».

Охарактеризуйте необходимые условия и пути формирования морфологической стороны речи детей в условиях близкородственного билингвизма.

Изложите методику формирования морфологической стороны речи (возрастной аспект).

Практико-ориентированное задание.

Разработайте диагностическую программу обследования морфологической стороны речи одного ребенка (возраст на выбор), реализуйте ее, представьте анализ уровня развития морфологических навыков; сформулируйте рекомендации по совершенствованию морфологической стороны речи с указанием основных направлений работы, примерного содержания ее.

Тема 17. Методика формирования синтаксической стороны речи дошкольников.

Литература: 1,2,6,10,29,31,43,49,52,56,65,67,68,74,84,89

Теоретическое обоснование темы.

Изложение материала темы необходимо начать с характеристики этапов овладения детьми синтаксисом языка: слова-предложения, двусловные предложения, трех-четырехсловные предложения, усвоение грамматической структуры предложения (А.Н.Гвоздев, Г.М.Лямина, В.И.Ядэшко, А.А.Леонтьев, Л.С.Выготский и др.). Определив содержание работы по развитию синтаксической стороны речи детей дошкольного возраста, следует раскрыть особенности педагогического управления этим процессом в разных возрастных группах.

Практико-ориентированное задание.

Обследовав синтаксическую сторону речи одного ребенка (возраст по выбору), разработайте содержание консультации для его родителей, включив в него серию упражнений, игр для освоения детьми синтаксических конструкций разных типов.

В контрольной работе опишите использованные диагностические методики, результаты обследования, содержание постдиагностической коррекционной речевой работы.

Тема 18.Методика формирования способов словообразования.

Литература:1,10,26,29,31,43,49,52,56,65,67,68,74,84,89

Теоретическое обоснование темы.

Раскрывая содержание темы, выясните усложнение содержание речевой работы с детьми в разных возрастных группах в области овладения способами образования слов. Далее покажите особенности использования методов, приемов формирования словообразовательных навыков у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Изучите также и отразите в работе знание диагностических методик обследования уровня овладения детьми разнообразными способами образования слов.

Практико-ориентированное задание.

Предложите серию упражнений для овладения детьми старшего дошкольного возраста разными способами словообразования (не менее пяти упражнений для каждого способа).

Тема 19. Особенности овладения детьми дошкольного возраста звуковой стороны языка.

Литература:2,3,10,15,16,17,18,19,25,29,35,40,47,48,52,59,62,65,84,86,88

Теоретическое обоснование темы.

В первой части контрольной работы раскройте сущность понятия звуковой культуры речи, дайте характеристику структурных компонентов, покажите значение развития этой стороны детской речи. Выделите особенности овладения детьми звуковой системой двух близкородственных языков (Д.Б.Эльконин, Ф.И.Фрадкина, Н.С.Старжинская и др.).

Укажите причины речевых нарушений у детей, представьте в работе возрастной аспект данной проблемы.

Практико-ориентированное задание.

Изучите особенности звуковой стороны речи троих детей (младшего, среднего и старшего возраста), сделайте количественный и качественный анализ полученных данных. Разработайте содержание индивидуальных игр, упражнений для каждого ребенка, направленных на коррекцию произносительной стороны речи.

Тема 20. Методика воспитания звуковой культуры речи у дошкольников.

Литература:2,3,10,15,16,17,18,19,25,26,29,35,40,47,48,52,59,62,65,84,86,88

Теоретическое обоснование темы.

На основании изучения фонетических возрастных особенностей речи детей выделите содержание речевой работы в области воспитания звуковой культуры речи. Покажите особенности двух форм формирования звуковой стороны речи детей. Охарактеризуйте этапы обучения дошкольников правильному звукопроизношению. Остановитесь на особенностях педагогического управления процессом воспитания звуковой культуры речи детей разного возраста в условиях двуязычия, опишите средства и методические приемы этой работы.

Практико-ориентированное задание.

Разработайте два конспекта занятий по воспитанию звуковой культуры речи детей - специального и комплексного (возраст по выбору). Предложите серию игр, фонетических упражнений для индивидуальной работы по развитию моторики органов артикулярного аппарата, речевого слуха, речевого дыхания детей.

Тема 21. Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста.

Литература: 2,3,10,15,16,17,18,19,25,26,29,35,40,47,48,52,59,62,65,84,86,88

Теоретическое обоснование темы.

Дайте определение понятия «выразительность», охарактеризуйте ее виды, интегрированные компоненты, показатели ее. Раскройте три ступени в развитии выразительной речи, генезис ее (А.М,Леушина, С.А.Рубинштейн) и этапы формирования (О.В.Акулова). Осветите средства, упражнения, творческие задания, приемы, используемые в процессе развития выразительности детской речи.

Практико-ориентированное задание.

Изучите состояние выразительности речи одного ребенка. Разработайте серию речевых мероприятий (игр, упражнений, творческих заданий) для развития выразительности речи, проведите их с ребенком, организуйте повторную диагностику выразительности его речи. Опишите результаты анализа.

Тема 22. Подготовка будущего читателя в дошкольных учреждениях.

Литература: 1,2,9,23,24,25,26,45,46,68,69,70,73,80,81,82,83,85,87

Теоретическое обоснование темы.

Раскройте значение детской художественной литературы для всестороннего развития личности ребенка, задачи работы с книгой. Изложите возрастные особенности восприятия детьми художественных произведений (Е.А.Флерина, Р.И. Жуковская, Н.С.Карпинская, М.М.Конина, Л.М.Гурович, Л.Б.Береговая и др.) Раскройте принципы отбора литературных произведений для детей, определите круг детского чтения. На основе анализа национальной программы «Пралеска» проследите усложнения в содержании работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой в разных возрастных группах.

Практико-ориентированное задание.

Разработайте план мероприятий на неделю в группе «Почемучки» с включение разнообразных форм, методов работы с детской книгой. Раскройте содержание одного из мероприятий.

Тема 23. Обучение старших дошкольников сочинению сказок.

Литература: 2,3,9,23,24,26,36,40,43,46,61,65,66,68,73,77,81,82,83

Теоретическое обоснование темы.

Охарактеризуйте понятие «творчество», выделите его компоненты, показатели, рассмотрите проблему воображения как основания любого творчества (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, О.М.Дьяченко и др.). Особое внимание обратите на исследования, посвященные словесному творчеству дошкольников (О.С.Ушакова, Л.В.Ворошнина, М.Л.Орланова, В.А.Краснова и др.).

Характеристику сказки как средства развития словесного творчества детей поможет дать анализ работ Е.А.Флериной, М.М.Кониной, Н.С.Карпинской и др.

Определите педагогические условия, необходимые для обучения детей творческому рассказыванию (Н.А.Стродубова),приемы обучения, этапы его, последовательность в обучении умению придумывать сказки.

Практико-ориентированное задание.

Предложите содержание речевой работы с детьми старшего дошкольного возраста по обучению сочинению сказок, предусмотрев усложнение заданий, игр, упражнений. В процессе реализации этого содержания запишите детские сочинения, представьте их в работе.

Тема 24. Методика художественного чтения и рассказывания детям.

Литература: 1,2,9,23,24,25,26,45,46,68,69,70,73,80,81,82,83,85,87

Теоретическое обоснование темы.

Покажите важность владения педагогом искусством выразительного чтения в воспитании будущего «талантливого» читателя (С.Я.Маршак).

Раскройте содержание предварительной подготовки воспитателя к чтению художественных произведений в детской аудитории. Рассмотрите типы занятий по художественной литературе (М.М.Конина), примерную структуру занятий по художественному чтению и рассказыванию детям литературных произведений: цель и разнообразие вариантов начала занятия, назначение и содержание основной его части, группы вопросов в беседе о прочитанном, требования к анализу произведения (Э.П.Короткова, Н.С.Карпинская, О.И.Соловьева, Л.М.Гурович и др.), варианты окончания занятия. Осветите вопросы ознакомления детей с белорусской детской литературой.

Практико-ориентированное задание.

Разработайте три конспекта разных типов занятий (М.М.Конина) по чтению художественных произведений детям старшего дошкольного возраста, проведите их с детьми, проанализируйте эффективность использования приемов на занятиях, особенности восприятия и понимания художественного произведения старшими дошкольниками.

Тема 25. Подготовка детей к обучению грамоте.

Литература: 2,3,10,29,40,43,52,63,65,68,72

Теоретическое обоснование темы.

Определите сущность подготовки детей к обучению грамоте, покажите особенности процессов чтения и письма. Раскройте задачи и содержание этого раздела работы с детьми дошкольного возраста (возрастной аспект), опишите методику ознакомления детей со звуком, словом, слогом, предложением как структурными компонентами речи.

Практико-ориентированное задание.

Предложите перечень дидактических игр, упражнений (не менее 15), направленных на закрепление знаний детей в области дискретности (структурности) речи. Опишите содержание игр для освоения каждого из компонентов речи.

Проведите диагностическое обследование уровня осознания этих понятий старшими дошкольниками.

Тема 26. Формирование специальных аналитических умений в сфере речи у детей дошкольного возраста.

Литература: 2,3,10,29,40,43,52,63,65,68,72

Теоретическое обоснование темы.

Покажите задачи и содержание работы с дошкольниками в области подготовки их к обучению грамоте. Раскройте методику ознакомления детей со звуковым и слоговым строением слова, словесным составом предложения. Опишите особенности использования дидактических пособий.

Практико-ориентированное задание.

Обследуйте умения детей в области овладения действиями анализа речи, опишите используемые диагностические методики. Представьте результаты диагностики и содержание коррекционной речевой работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Тема 27.Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста.

Литература: 3,6,11,38,40,41,43,44,50,52,65,68,74,76

Теоретическое обоснование темы.

Дайте определение понятия «диагностика», покажите ее значение, цель, принципы организации диагностической работы с детьми дошкольного возраста. Раскройте направления и задачи диагностической работы в области развития детской речи. Изложите особенности диагностической работы с детьми о области обследования разных сторон речи: словаря, грамматического строя, связной речи, произносительных навыков (О.С.Ушакова, Е.М.Струнина, В.И.Логинова, Т.М.Юртайкина, В.И.Яшина, М.М.Алексеева, А.И.Максаков и др.).

Практико-ориентированное задание.

Разработайте диагностическую программу обследования одной из сторон речи детей (по выбору), реализуйте программу, представьте качественный и количественный анализ уровня развития обследуемых навыков, содержание постдиагностической работы с детьми.

Тема 28. Обучение детей белорусскому языку в ситуации близкородственного двуязычия.

Литература:13,14,24,25,26,30,32,33,45,46,50,51,54,58,59,60,61,62,64,65,

66,67

Теоретическое обоснование темы.

Обоснуйте необходимость систематической работы по обучению детей дошкольного возраста белорусскому языку как родному. Раскройте цель, задачи развития речи детей в условиях близкородственного билингвизма, содержание этой работы.

Практико-ориентированное задание.

Проведите диагностику разных сторон речи одного ребенка на белорусском языке, согласно программе «Пралеска», представьте анализ диагностических данных и рекомендации с примерной программой совершенствования речи ребенка.

Тема 29. Планирование педагогической деятельности по развитию речи детей в дошкольных учреждениях.

Литература: 3,4,8,10,29,30,47,50,51,52,54,59,61,65,72

Теоретическое обоснование темы.

Покажите в работе значение прогнозирования и планирования речевой работы с детьми дошкольного возраста. Раскройте принципы планирования, виды его, содержание планирования работы по развитию речи в разных моделях педагогического процесса. Изложите особенности планирования индивидуальной работы с детьми по развитию речи. Охарактеризуйте комплексный подход к планированию работы по развитию речи. Коррекционная работа по развитию речи детей, ее значение, виды, содержание.

Практико-ориентированное задание.

Составьте календарный план речевой работы с детьми на одну неделю (возрастная группа по выбору), раскройте содержание работы в утренний и вечерний отрезки времени, на прогулках и занятиях.

Тема 30. Методическое управление процессом речевого развития детей в дошкольных учреждениях.

Литература: 3,8,10,11,14,30,43,50,51,54,61,65,74

Теоретическое обоснование темы.

Изучая литературу по проблеме, определите роль заведующей дошкольного учреждения и заместителя ее по основной деятельности в руководстве работой по развитию речи детей. Выделите основные направления их деятельности, задачи ее. Покажите разнообразие форм методической работы с педагогическим коллективом. Обоснуйте необходимость педагогического просвещения родителей в области совершенствования их языковой культуры, языковой компетенции в условиях двуязычия, раскройте содержание этой работы.

Практико-ориентированное задание.

Разработайте два сценария методических мероприятий (для педагогов и родителей), направленных на обогащение знаний и совершенствование практических умений в области управления речевым развитием детей дошкольного возраста.

Спецсеминар "Основные направления современных исследований в методике развития речи детей дошкольного возраста".

Пояснительная записка.

Цель данного семинара – углубление теоретических основ формиро­вания речевой деятельности дошкольников, осмысление подходов к ре­чевому развитию детей с позиций достижений современной науки.

Наши рекомендации