Читательский адрес изданий для детей
Читательская аудитория изданий для детей представлена набором отдельных групп читателей с самостоятельными качествами. Как верно отметила С. Г. Антонова в своём пособии, «каждая группа имеет
своеобразные оттенки восприятия книги, отношения к книге и к окружающему миру» [1; 256]. То есть, подбирая произведение для той или иной группы читателей, следует учитывать особенности его языка, стиля,
а также особенности психологического восприятия мира, рекомендуемые для выбранной группы читателей.
С. Г. Антонова рекомендует рассматривать специфику читателей детской литературы в двух планах: восприятие книги и влияние книги на читателя.
При этом автор утверждает, что более сильное воздействие оказывает книга
на читателя, нежели её восприятие: «важнейшей особенностью детской книги является ее сильное воздействие на читателя» [1; 257].
При работе над книгой редактор должен «хорошо представлять как сам объект воздействия (читателя), так и те процессы, в которых книга выступает как средство достижения определённых целей» [1; 258].
Эти рекомендации предполагают, что редактор при работе над книгой должен опираться на достижения педагогики и психологии, так как педагогика «определяет и обосновывает важнейшие свойства читателей и раскрывает задачи и возможности влияния на них» [1; 259]. Также при работе над книгой редактор, для того чтобы определить возрастную группу читателей, должен ориентироваться на особенности развития ребёнка, его мышление
в определённый возрастной период и другие факторы, влияющие
на формирование личности и воспитание ребёнка.
Современная педагогика выделяет несколько групп читателей детской литературы. Рассмотрим эти группы.
Младенчество (от года до 3 лет). На этом этапе очень важной является познавательная функция, знакомство ребёнка как с самой книгой, так и с миром через книгу, также важное место занимает функция заинтересованности, замаскированная под игру.
Раннее детство (от 3 до 6 лет). В этот период дети знакомятся с книгой и постепенно развиваются. Некоторые дети в этом возрасте уже начинают читать, а впоследствии чтение осознаётся детьми как особое времяпрепровождение. Детям этого возраста нравятся короткие стихотворные произведения, пословицы и четверостишья.
Собственно детство (от 6 до 8 лет). На этом этапе развития ребёнок постепенно подготавливается к полноценному учебному труду. Ребёнок учится через книгу чему-то новому, начинает читать учебные книги. В результате активной работы с книгой у ребёнка развивается навык самостоятельного чтения. Именно в этот период очень важно накопление новых сведений, знаний о мире, а также расширение словарного запаса. «“Детский„ тип читателя предполагает довольно широкие возможности понимания текста
и сравнительно небольшой словарный запас. Последнее ставит в качестве важной задачи задачу расширения словаря читателя. Введение новых слов
и понятий должно быть связано с теми предметами и явлениями, которые окружают детей и могут быть поняты ими в процессе непосредственного ознакомления с миром. Психологи обозначают этот период как “пору первоначального накопления знаний» [1; 262].
«Зрелое» детство (от 9 до 11 лет). На этом этапе развития ребёнка происходит накопление физических и духовных сил. В это время появляется интерес к истории. Ребёнок ощущает себя непосредственным участником всего происходящего.
Отроческий или подростковый (от 11 до 14 лет). В этот период формируется индивидуальность ребёнка, вырабатывается стремление
к самостоятельному мышлению, возникают вопросы о выборе профессии, ребёнок размышляет об определении роли отдельной личности и значимости каждого человека в мире. В этот период растёт интерес к приключенческой, военной литературе, начинают разделяться интересы мальчиков и девочек.
Юношеский (от 14 до 18 лет). На этом этапе завершается формирование физического и психического созревания личности, размывается граница между детским и взрослым чтением. Круг чтения значительно меняется, расширяется. Среди разнообразия книг читатели этой группы чаще выбирают поэзию, а так же произведения древних авторов. Помимо художественной и научно-популярной литературы, читатель обращается к справочной – это связано с тем, что для читателей этой категории «чтение становится одним из способов осознанного формирования базы знаний, которая развивается в информационную культуру личности» [1; 264]. В этот период у ребят проявляются таланты, пристрастия к той или иной сфере деятельности, что значительно влияет на выбор литературы.
Перечисляя и описывая группы читателей детской литературы, следует учитывать, что границы между возрастными группами весьма неустойчивы, так как одни дети взрослеют раньше, другие позже. Кроме этого читатели каждой возрастной категории в процессе своего развития меняют интересы
и пристрастия под воздействием различных факторов их жизни и окружающего мира.
Педагогика рассматривает детскую аудиторию с различных факторов восприятия и познавания внутреннего и внешнего мира, психологических, воспитательных, социальных и других функций, именно поэтому современная педагогика предлагает расширенную классификацию читательской аудитории. Однако в реальной издательской практике читательская аудитория рассматривается более крупными группами. Выделяют дошкольный
(от 3 до 7 лет) и школьный -младший (от 8 до 11 лет); средний (11-14 лет)
и старший (14-18 лет) – возрасты. Такое деление на группы не всегда удовлетворяет потребностям ребёнка и не всегда учитывает его интересы и возможности восприятия содержания книги. В учебном пособии
С.Г. Антоновой указывается важный момент в развитии ребёнка, заключающийся в том, что это не только познавательный этап, но и период формирования эмоций: «Это время, когда мир предстает бесконечно новым, необычным явлением, которое постепенно и часто неожиданно раскрывает свои тайны, знакомство с которым вызывает порою в ребенке удивление. Эмоция удивления - важное свойство восприятия окружающего, которая участвует в управлении процессами познания и формирования
интереса» [1; 264-265].
Виды изданий для детей
Существует несколько видов делений изданий детской литературы
в зависимости от их характеристики.
К изданиям для детей, определяющих их вид, можно отнести следующие издания:
1. По материальной конструкции: книжное издание, периодическое издание, книжка-игрушка.
2. По структуре книжных изданий: сборник, отдельное издание одного произведения (моноиздание), серийное издание, собрание сочинений (преимущественно для литературно-художественной книги). При этом Антонова указывает, что наиболее характерным изданием литературы для детей является сборник [1].
К периодическим изданиям для детей относят журналы
и газеты. Они ориентированы на конкретную возрастную категорию читателей, приучают детей к постоянному чтению, формируя привычку «общения» с литературой.
Среди изданий вида книжка-игрушка различают её разновидности: книжка-ширмочка, книжка-гармошка, книжка-вертушка, книжка с игровым замыслом, книжка-панорама,
книжка-затея, книжка-фигура, книжка-поделка. Такие издания имеют необычную конструктивную форму и предназначены для умственного и эстетического развития детей. Среди этих изданий выделяется книжка-игрушка. Все эти издания, развивающие и знакомящие ребёнка с литературой, пользуются большим интересом у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
3. Отдельной группой стоят издания для старшего школьного возраста: антологии, альманахи, хрестоматии, - которые, по мнению
С.Г. Антоновой, характеризируются специфическим отбором произведений.
С.Г.Антонова также предлагает деление изданий для детей на основе предмета и целевого назначения произведения литературы. В таком делении особое место занимает характер информации и целевое назначение издания, классифицируется познавательная литература.
1. Познавательная книга. Способствует расширению знаний, структурирует их.
2. Научно-популярные издания. Формируют систему знаний.
Эти издания обычно представлены сборниками или выпускаются
в серийных изданиях.
3. Справочные издания. Такие издания способствуют учебному процессу и имеют, как правило, научно-популярный характер. Справочные издания для детей отличаются от справочных изданий для взрослых тем, что они подразумевают иной характер чтения, чтение в справочных изданиях для детей ориентировано
«… не только на выборочное, но и на последовательное» [1; 284] изучение материала.
В справочные издания для детей включаются:
1) энциклопедии;
2) словари;
3) настольные и отрывные календари.
Среди них основное место занимают энциклопедии
и энциклопедические словари.
4. Практические пособия для детей, помогающие овладеть навыками в какой-то области.
5. Книги по профориентации, посвященные различным профессиям.
6. Издания для досуга: сборники задач, ребусов, кроссвордов, руководства по игре в шахматы, шашки и т.д., пособия
по коллекционированию.
7. Информационные издания - библиографические указатели для детей разных возрастных категорий. Содержание таких материалов связано с программами школьного обучения, руководством чтения, внешкольной работы с детьми. Такая литература помогает направить читателя и отражает лучшую литературу по той или иной теме в соответствии с читательскими запросами.
Мы рассмотрели издания для детей с точки зрения основных критериев её направлений, жанровой специфики, систематизации изданий на возрастные группы, делении на виды. В результате рассмотрения истории детской литературы мы наглядно показали, как развивалась литература, образовывались новые жанры, а также менялось отношение поэтов и писателей, издателей
и книготорговцев и других представителей общества к литературе этого направления. А также рассмотрели основные рекомендации стандартов
и исследователей, предъявляемые к детской литературе в целом и отдельным
её изданиям.