Курс, 11 семестр, 2015 – 2016 уч.г

Число: 2104

Составитель – доц. Н.В. Дроздова

1. Афазия, определение, причины, механизмы. Классификация афазии.

2. Характеристика акустико-гностической сенсорной, акустико-мнестической, семантической, афферентной моторной, эфферентной моторной и динамической.

3. Специфика обследования лиц с афазией: содержание, методы и приёмы. Дифференциальная диагностика афазии.

4. Теоретические основы, задачи, принципы и методы восстановительного обучения при афазии.

5. Основные задачи и содержание восстановительного обучения в острый период при афазии.

6. Основные задачи и содержание восстановительного обучения в резидуальный период при афазии.

7. Специфика восстановительного обучения при разных формах афазии.

8. Дислексия, определение, причины, механизмы. Классификации дислексий.

9. Характеристика фонематической, семантической, аграмматической, мнестической, оптической, тактильной дислексии.

10. Выявление дислексий: содержание, методы и приемы обследования.

11. Дисграфия, определение, причины и механизмы. Классификации дисграфий.

12. Характеристика форм дисграфии (артикуляторно-акустической; на основе нарушений фонемного распознавания, на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматической, оптической).

13. Выявление дисграфий, дизорфографии: содержание, методы и приемы обследования.

14. Дизорфография, причины, симптоматика, устранение.

15. Принципы, организация, методы логопедической работы по устранению нарушений письменной речи.

16. Развитие фонематического восприятия при устранении фонематической дислексии, артикуляторно-акустической дисграфии и дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания.

17. Развитие языкового анализа и синтеза при устранении фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушения анализа и синтеза.

18. Устранение аграмматической дислексии и дисграфии.

19. Устранение оптической дислексии и дисграфии.

20. Понятие о ФФНР. Характеристика детей с ФФНР.

21. Обследование детей с ФФНР. Дифференциальная диагностика ФФНР.

22. Коррекция ФФНР у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

23. Понятие об ОНР. Причины ОНР. Периодизация ОНР.

24. Обследование детей с ОНР. Дифференциальная диагностика ОНР.

25. Принципы, задачи, содержание логопедической работы с детьми с ОНР.

26. Методика логопедической работы с детьми с I уровнем речевого развития.

27. Методика логопедической работы с детьми с II уровнем речевого развития.

28. Методика логопедической работы с детьми с III уровнем речевого развития.

29. Методика логопедической работы с детьми с нерезко выраженным общим недоразвитием речи.

30. Организационно-методические требования к построению обучения детей с ОНР в дошкольных учреждениях.

31. Организационно-методические требования к построению обучения учащихся с ОНР в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

32. Характеристика речевой деятельности и речевых расстройств детей с нарушением слуха.

33. Комплексное обследование детей с нарушением слуха. Специфика обследования состояния слуха у детей разных возрастных групп.

34. Содержание работы по устранению речевых расстройств у детей с нарушением слуха.

35. Понятие о кохлеарной имплантации. Педагогическая реабилитация детей после кохлеарной имплантации.

36. Особенности речевого развития детей с нарушениями зрения. Уровни сформированности речи у детей с нарушениями зрения.

37. Выявление нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей.

38. Особенности логопедической работы с детьми с нарушениями зрения.

39. Особенности речевого развития детей с различной степенью интеллектуальной недостаточности. Структура речевого нарушения у детей с интеллектуальной недостаточностью.

40. Особенности логопедического обследования детей с интеллектуальной недостаточностью.

41. Особенности логопедической работы с детьми с легкой интеллектуальной недостаточностью.

42. Особенности речевого развития детей с трудностями в обучении, обусловленными ЗПР. Характеристика речевых нарушений у детей с трудностями в обучении, обусловленными ЗПР.

43. Особенности логопедического обследования детей с трудностями в обучении, обусловленными ЗПР.

44. Особенности логопедической работы с детьми с трудностями в обучении, обусловленными ЗПР.

45. Основные проявления ДЦП и их учет в логопедической работе. Особенности доречевого и речевого развития детей с ДЦП.

46. Формы речевых нарушений при ДЦП, их характеристика.

47. Логопедическое обследование детей с ДЦП. Профилактика отклонений в развитии речи детей с ДЦП.

48. Содержание и методы логопедической работы при ДЦП в комплексе медико-педагогического воздействия. Особенности логопедической работы по преодолению дизартрии, алалии при ДЦП.

49. Коррекционно-педагогическая работа в доречевой период при ДЦП.

50. Краткие сведения из истории развития системы специальных учреждений, оказывающих логопедическую помощь в Республике Беларусь и за рубежом.

51. Логопедическая помощь в системе образования, здравоохранения, социального обеспечения Республики Беларусь.

52. Отбор в специальные учреждения для детей с нарушениями речи.

53. Характеристика IV этапов развития логопедии.

54. История развития логопедии в Республике Беларусь.

55. Профилактика речевых нарушений.

56. Cредовые ресурсы в обучении детей с нарушениями речи.

Квалификационные задания:

Проанализировать:

1. Конспект (план-конспект) занятия.

2. Приемы логопедической работы.

3. Возможности использования дидактического пособия для решения коррекционно-развивающих задач.

4. Материалы логопедического обследования.

5. Текст консультации (беседы, памятки) с родителями по профилактике нарушений письменной речи.

6. План логопедического обследования ребенка.

Определить:

1. Тему и задачи занятия по плану-конспекту занятия.

2. Вид речевого нарушения по описанной симптоматике.

3. Форму речевого нарушения по плану-конспекту занятия.

4. Форму речевого нарушения на основании анализа приемов коррекционного воздействия.

Продемонстрировать и объяснить:

1. Приемы обследования слуха у детей.

2. Приемы коррекции нарушений звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточностью (по методике Р.А. Юровой).

3. Приемы коррекции нарушений грамматического строя речи у детей с интеллектуальной недостаточностью (по методике Ю.К. Шергилашвили).

4. Дыхательные упражнения и пассивную гимнастику для детей с церебральным параличом I – IV уровней доречевого развития (по методике Е.Ф. Архиповой).

5. Активную артикуляционную гимнастику для детей с церебральным параличом (по методике О.Г. Приходько).

Наши рекомендации