Итак, мы пришли к выводу, что второй этап на пути к себе(на доске)- научиться делать выбор.
Игра
Перед вами коробка с отверстиями с разных сторон. Внутри неё - предмет, посмотрите в отверстие и попробуйте описать только то, что вы видите, не называя самого предмета. Я приглашаю трёх желающих к столу. (Описания учащихся: 1й - предмет белый и гладкий, 2й – предмет черный и пушистый, 3й – предмет желтый и ребристый.)
Совпадают ли ваши мнения?
Поменяйтесь местами и посмотрите снова... (Описания учащихся.)
Почему ваши мнения не совпадают? Ведь предмет-то один? (Рассуждения учащихся.)
Задание классу – Предмет в коробке один, попробуйте его назвать. Почему это не так легко сделать? (Демонстрация кубика с разными гранями)
Давайте проведем аналогию с человеком. Можно ли только по одному мнению, по взгляду только с одной стороны, судить о человеке? (Высказывания учащихся.)
Вывод: чтобы иметь целостное представление о человеке, нужно увидеть его с разных сторон, услышать о нём разные точки зрения.
Посмотрим, как об этом рассуждал Н.А. Бердяев: «Нам легко видеть вещи с нашей собственной точки зрения, принимать во внимание взгляды других людей гораздо труднее, и уж совсем сложно увидеть всю картину в целом». (слайд 3)
Итак, первый этап движения на пути к себе(на доске)- получить представление других о себе.Помните, в прошлом году, мы играли с вами в игру – и по качествам человека, названных самим учеником, пытались отгадать о ком идет речь? вспомните – как нелегко это было сделать! Что же главное в этом вопросе? Умение правильно себя оценить!
А сейчас я приглашаю вас в картинную галерею. Перед вами три зала: №1(слайд 4), №2(слайд 5), №3 (слайд 6) (учитель демонстрирует картины, изображающие жизнь как наслаждение, жизнь как общение и жизнь как поиск её смысла, но никак это не комментирует и названия залов не называет). Пусть каждый из вас выберет тот зал, в который ему хотелось бы войти. Те, кто выбрал первый зал, пересядьте за первый ряд, второй и третий соответственно. Выразите общее мнение: почему вам хотелось войти именно сюда? (Идёт обсуждение.)
А теперь давайте узнаем, в какой зал вам захотелось войти. Идеи зала:
- Жизнь как наслаждение. (слайд 7)
- Жизнь как общение с другими людьми. (слайд 8)
- Жизнь как поиск смысла жизни. (слайд 9)
В такие ли вы залы хотели попасть? Теперь, узнав идею зала, вы уверены в вашем выборе. Если нет, у вас есть возможность изменить своё решение (повторный выбор).
Что побудило вас к новому выбору?
Давайте попробуем провести аналогию с человеком.
А. Экзюпери говорил: «...Не всегда первое впечатление бывает верным». Чтобы понять человека, нужно поближе познакомиться с ним, лучше узнать его, увидеть его в разных жизненных ситуациях». (слайд 10)Вы согласны с этим? (Обсуждение.)
Да, и я продолжу ваши мысли. Позвольте рассказать одну небольшую историю:
Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Её седые волосы развевались на ветру, одежда была грязная и порванная. Она подбирала какие-то предметы и складывала их в сумку.
Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от этой старушки. Когда она проходила мимо, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие.
Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.
Я думаю, вы согласитесь, что не всегда внешний вид человека или видимое его поведение отражают его истинную сущность.
Итак, мы пришли к выводу, что второй этап на пути к себе(на доске)- научиться делать выбор.
Совершая выбор, мы, так или иначе, оцениваем предмет, ситуацию, человека. И делая выбор, мы ориентируемся на значимость и ценность этого для себя.
Следующий этап нашей работы мы называть не будем, а просто перейдем к разговору о грядущем празднике – День Защитника Отечества.
О героизме наших защитников мы с вами говорили, и не раз. Сегодня Лиза Миронова. Расскажет нам о награде своего дедушки. (Рассказ) (слайд 11)
Раунд 1 - Торги за медаль (проводит учитель – изображение ветерана необходимо убрать)
Фрагмент классного часа, проведенного в 7 классе:
Классный руководитель: Лиза! В нашей школе, ты знаешь, работает музей. Мне бы очень хотелось приобрести эту награду для выставки. Назови цену, пожалуйста, по какой ее можно купить.
Лиза: (смущаясь) Я не могу эту медаль … Дедушки уже год как нет, это бабушка должна решать…
Классный руководитель: Лиза! Я предлагаю тебе 1000 рублей! Продай мне медаль! На деньги можешь два диска купить или еще что-нибудь!
Лиза:..?..
Классный руководитель: Решайся, может мало?
Лиза: Ее нельзя продавать – это память!!! (плачет, класс в оцепенении молчит)
Классный руководитель: Лиза! Извини меня за этот жестокий урок! Это было испытание на прочность, и ты его прошла достойно! Ты умница! Но в жизни, к сожалению, такие предложения могут звучать вполне серьезно. Помните, какими бы ни были условия – память не продается!!! Это аморально и недостойно Человека!
Вы, наверняка, поняли, что это была игра с модным сегодня названием «Торги», это было испытание для тебя, Лиза, и ты его успешно прошла. Жестокая игра, но, к сожалению, реальная. Известно ли вам о подобных случаях. Как вы относитесь к таким людям, продающим и покупающим медали? Разве об этом, ребята, мечтали воины, погибшие за высоту «Мамаев курган»? Вспомните о поездке в Волгоград.(слайд 12)
Раунд 2 - В паре принимают участие 2 ученика: один участник - покупатель, другой - продавец, владелец питомца, живущего в доме четыре года. (слайд 12)
Фрагмент классного часа, проведенного в 7 классе:
Женя, который рассказал нам о своей любимой собаке и не стал продолжать разговор, услышав о раунде торгов: «Даже и не начинай! Слышать не хочу! Это не просто животное собака для нас, она как член семьи!» (слайд 14)
Раунд 3 – продается коробка шоколада. Идея игры: покупателю необходима вещь, владельцем который являетесь вы (работа в парах, разыгрывается ситуация торгов).
Вывод: есть вещи, которые имеют цену, а есть вещи, которые имеют только ценность, но не имеют цены. (слайд 15)
Бывают ситуации, когда вы никого не должны слушать, кроме своего сердца.
Все испытав,
Мы знаем сами,
Что в дни психических атак
Сердца, не занятые нами,
Не мешкая, займёт наш враг,
Займёт, сводя всё те же счёты,
Займёт, засядет, нас разя...
Сердца!
Да это же высоты,
Которых отдавать нельзя.
Иногда нужно уметь сказать «нет» сразу и категорично. И всегда в любых жизненных ситуациях оставаться самим собой.
Если надо за правду - бей!
Если влюбишься - не робей!
Если заперта дверь - стучи!
Если трусы молчат - кричи!
Если ветер в лицо - не гнись!
Если радость на сердце - пой!
Но всегда будь самим собой.
Роберт Рождественский
Третий этап на пути к себе(на доске)- ценностное самоопределение
Каковы ценности ребят нашего класса? (слайд 16)
результаты анкетирования «наши ценности».
результаты анкетирования «волшебная палочка».
Обследование показало, ребята, что в нашем классе «честь, доброта, взаимовыручка» – понятия не чуждые.
Как вы думаете, важно ли познание человеком самого себя? Рассуждения детей
Почему необходимо познавать себя? (слайд 17)
- потому что вы - Человек,
- потому что вы можете выбирать,
- потому что вы можете помочь кому-то,
- потому что вы - это вы со всеми вашими достоинствами, недостатками, надеждами и безграничными возможностями.
Слайды «из жизни класса», фонограмма песни «Дорогой добра» (со слайда 18 переключается автоматически)
Заключительная игра - «ПАУТИНКА»
Передавайте поочередно своему соседу клубок ниток.
Посмотрите, как мы все друг другу нужны, поднимите эту нить, посмотрите, она ещё хрупка и непрочна. И только от нас зависит, сделаем ли мы основу для прочного ковра взаимопонимания. Запомните этот момент!
Я думаю, что сегодня между нами протянулась нить взаимопонимания. Дорога к самому себе - это дорога в целую жизнь. И помните, что каждый из вас единственен и неповторим.Поставим здесь многоточие.
На доске: Этапы нашего пути к себе:
- получить представление других о себе
- научиться делать выбор
- ценностное самоопределение
для родителей