Картотека дидактических игр и упражнений по формированию видовых и родовых понятий у детей
1. Игры-сортёры «Домашние животные/дикие животные», «Зимняя одежда/летняя одежда» «Овощи-фрукты» и т.д.
2. Дид. игра «Мы сложили в чемодан»: дети складывают в стилизованный чемодан картинки различных видов одежды и обуви, попутно поясняя, к какому виду, сезону относится данная вещь.
3. Дид. игра «По грибы»: дети собирают в «корзинки» картинки с изображением съедобных грибов, игнорируя несъедобные.
4. Для ср. дошк. возраста чтение стихотворения «Человек рассеянный..» с обговариванием видов одежды и её назначения.
5. Дид. игра «Дизайнер»: дети обустраивают кукольный дом, выбирая вещи и использую категории «мебель», «посуда», «осветительные приборы»
Сюжетный дидактический рассказ с использованием неизменяемого существительного. В некотором царстве жили-были слова: кофе, какао, эскимо, желе, филе, кафе, пальто, домино, кино, пианино, кенгуру, какаду, шимпанзе и ещё многие другие. Собрались они все в путешествие. Взяли такси, поехали по шоссе. Приехали в аэропорт. Решили лететь на самолёте. Слова залезли в ящик с мороженым «эскимо». Ящик погрузили в морозильник. Было очень холодно и все слова сильно замёрзли. Когда они приземлились, их очень хорошо, тепло встретили русские слова и оставили жить иностранные слова в русском языке. Но иностранные слова настолько заморозились, что так и не смогли растаять. И остались на всю жизнь в той форме, в которой замёрзли – неизменяемыми.
Буратино надел пальто. Он вышел на улицу и сел в такси. Буратино приехал в кафе. В кафе он выпил стакан какао. Буратино пошел в зоопарк посмотреть на кенгуру. Буратино поиграл с кенгуру и дал кенгуру морковку.
Сюжетный дидактический рассказ с использованием сравнительных степеней прилагательных.«Хвастунишка» Пошли как-то раз Миша и Алиса гулять. Алиса говорит «Вот у меня шапочка новая!» А Миша ей – «У меня ещё новее кепка, просто новейшая!» Алиса говорит –«Ну и ладно, зато у меня есть в кармашке конфетка, она знаешь какая вкусная!» Миша говорит -»У меня тоже конфета есть ещё вкуснее, чем твоя, вкуснейшая конфета!». Идут дети мимо лужи. «Смотри – Алиса говорит – лужа глубокая какая!». «Ха, это лужа разве! Вот я видел лужу намного глубже этой, просто глубочайшую в мире лужу я видел!» - закричал Миша, замахал руками, чтобы показать какая огромная и глубокая была лужа, не удержался и… шлёпнулся прямо в воду. «Ну вот. Я мокрый весь теперь!» Расстроенно пробурчал Миша. «Ты не просто мокрый, ты мокрее мокрого, просто мокрейший на свете!» Засмеялась Алиса.
Обследование грамматической стороны речи детей дошкольного возраста
Цель: выявить уровень грамматического строя речи детей четвертого года жизни.
В возрасте четвертого года жизни речь ребенка еще агроматична, но имеющееся у него языковое чутье позволяет ему справляться со многими сторонами грамматического строя родного языка.
Для проверки уровня грамматического строя речи с детьми младшего дошкольного возраста используется наглядность (предметы, игрушки, картинки). Большое значение приобретает точная формулировка вопросов.
Методика исследования
Для нашего исследования основополагающими являются следующие положения:
Лингвистические представления о грамматическом строе языка (Е. А. Земская). Словообразование и словоизменение устанавливают нормы изменения слов и способы их соединения. Кроме того, она определяет конструктивные словообразовательные модели языка.
Методика исследования навыков словоизменения и словообразования рассчитана на детей младшего дошкольного возраста.
Речевой материал подобран с учётом программы детского сада [Л. Н Галигузова, Л. Г. Голубева, Т. И. Гризик и др, 2007. – 128 с. ]
Диагностика уровня сформированности грамматического строя речи проводилась по методикам Т. И Гризик, Л. Е. Тимощук [Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. - М. : Просвещение, 2004. – 221 с. ].
Детям предлагается пять игровых заданий, объединенных общим сказочным сюжетом и героем. Все полученные данные заносятся в таблицу. Неправильные ответы фиксируются.
Проводя обследование грамматического строя речи ребёнка, педагог проверяет, умеет ли он:
- образовывать существительные множественного числа;
- образовывать существительные множественного числа в родительном падеже;
- образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных;
- употреблять предлоги (у, в, под, с, из, к, за, на);
- согласовывать существительные с прилагательными.