Коррекционно-образовательное значение литературы в обучении школьников с ТНР.
Развитие речи в школе Vвида – специальный вид деятельности учителя и учащихся, направленных на овладение речью.
В методике школы Vвида (шк.Vв) используется 3 основных подхода к литературному развитию учащихся школы общего назначения: * психолингвистический* лингводидактический *методика преподавания литературы (МПЛ) 1) психолингвистический подход Достижение наибольшей эффективности работы по развитию речи на уровне литературы способствует применение психолингвистического подхода. Психолингвистический термин «Речевая деятельность»- система речевых действий характеризуется единством общения и мышления и опирающихся на модель порождения речевого высказывания (Леонтьев) и индивидуальную речь человека.
Этапы создания:1мотивации высказывания2замысла3. осуществления замысла4. сопоставления реализации замысла с самим замыслом.
Данные этапы соответствуют структуре любого интеллектуального акта. Осуществляя речевое развитие школьников с ТНР на занятиях по литературе, учителю следует опираться на знания особенностей коммуникативной деятельности школьников с речевыми патологиями, т.к. усвоение языка и речи наиболее эффективно происходит в процессе общения.
2)лингводидактический подход Лингводидактический подход ориентирует учителя шк. Vв и школьников с ТНР на формирование умения целенаправленно строить речевые произведение обладающие определенными стилистическими особенностями и значительной действительностью. Такие умения отечественные и зарубежные лингводидакты считают высшими. Для их развития в шк. Vв предлагаются следующие упражнения: * упр. по реализации ролевого принципа развития речи упр. с элементами развития продуктивного артистизма речи упр. развивающие умение художественной критики развитие умения эстетического анализа текста
3) методико-литературный подход. Методико-литературный подход к изучению литературы предполагает систематическое воздействие на литературное развитие школьника с ТНР.
Метод обучения, по мнению В.В. Голубкова, - «это такой способ получения знаний, который применяется систематически и оказывает большое влияние на общее направление педагогической работы». Также он выделяет три основных метода занятий на литературе: лекционный метод, метод литературной беседы и самостоятельную работу учащихся. Необходимо отметить, что каждый метод располагает соответствующим приемами. 1)Лекционный Вшк. Vв серьезное внимание уделяется лекционному методу, т.к. позволяет экономить время и способствует получению информации, при этом такой прием как конспектирование лекций не может быть признан достаточно эффективным. Это связано с особенностями развития письменной речи с ТНР. Приемы: *составление плана *составление схемы, таблиц *ответы и вопросы в лекции элементы беседы, риторические вопросы, работа записью лекций, использование различных видов наглядности.
2) литературная беседа Предполагает обязательное обдумывание системы вопросов, расширяет содержание изучаемого материала, активизацией художественного восприятия.
3)Эвристическая беседа (открытие, поиск нового) начинается с вопроса Где? Почему?- проблемного вопроса.
Виды деятельности: *подбор материала из художественного произведения *пересказ с элементами анализа текста *анализ образа персонажа *составление плана к произведению
Классификация методов по характеру взаимодействия руководящей обучающей деятельности учителя и познавательно-воспитывающей - ученика.
Объяснительно-иллюстративный метод. Значение средств наглядности для развития ассоциативного и образного мышления детей с ОНР в процессе использования приемов данного метода.
Репродуктивный метод. Значение упражнений репродуктивного типа для развития речи учащихся с речевым недоразвитием.
Эвристический метод и его особое место в процессе обогащения словарного запаса учащихся. Исследовательский метод. Зависимость выбора методов и приемов обучения от целей изучения, учебного материала и уровня подготовленности школьников с речевой патологией к восприятию, пониманию и осмыслению текстов художественных произведений на уроке литературы
Методика литературного образования - это итог анализа чужого опыта, результат осмысления целого ряда теоретических проблем преподавания литературы в специальной (коррекционной) школе. Методика преподавания литературы (специальная) рассматривает целый ряд вопросов: цели и содержание литературного образования, особенности восприятия художественной литературы школьником с нарушением речи, методику анализа литературного произведения на уроках литературы, организацию чтения, и формирование читательского интереса у детей с отклонениями в развитии, проведение уроков литературы, взаимосвязь методов и приемов обучения.
Ближайшие перспективы развития методики преподавания литературы: гуманизация учебно-воспитательного процесса, дифференциация обучения, интеграция предметов и конкретных методик, приближение уровня преподавания к уровню развития современной науки и культуры, создание новых технологий уроков, вариативных программ, интенсификация методов преподавания литературы, поиск новых форм обучения.
Совершенствование преподавания литературы в специальной (коррекционной) школе V вида предполагает усиление нравственного, эстетического и эмоционального воздействия литературного произведения на читателя-школьника, определение системных связей школьного курса литературы на разных этапах литературного образования, воспитание самосознания и самостоятельности, коррекцию речевого нарушения, развитие читательского восприятия и интереса к чтению и изучению литературы, развитие воображения и чувства прекрасного, формирование творческого подхода к литературе.
Специфика содержания и структуры литературного образования детей с ОНР - речевая направленность курса, связанная с освоением идейно-эстетических ценностей литературы и совершенствованием речевых умений и навыков учащихся.
Содержание курса литературы в средних классах включает художественные произведения небольшого объема, изучаемые на основе хронологического и тематического принципа. Создание установки на организацию комплексной речевой деятельности учащихся (говорение, аудирование, чтение, письмо).
Методические задачи на этом этапе обучения: совершенствование навыков техники чтения, обеспечение полноценного восприятия художественного теста и учебных статей, осознанного и
осмысленного прочтения текста: расширение активного словаря, обогащение его оценочной лексикой и языковыми изобразительно-выразительными средствами.
Содержание курса литературы в старших классах составляют художественные произведения разных жанров большого объема, изучаемые в отрывках и объединенные на основе хронолого-тематического принципа.
Постепенное усложнение словарной работы, совершенствование навыков культуры чтения, развитие и закрепление навыков выразительного чтения, закрепление первоначальных представлений о литературном произведении как искусстве слова.
Обеспечение полноценного восприятия: понимания, осмысления идейно-художественного содержания изучаемого произведения и закрепления полученных знаний об искусстве слова, формирование и закрепление навыков анализа литературного произведения, развитие осознанного умения использовать и оценивать изобразительно-выразительные средства языка.
Преемственность этапов обучения литературе в специальной школе.