Статьи 56. Право ребенка на защиту
Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав И законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.
Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение
Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам- В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (статьи 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.
Статья 60.Имущественные права ребенка
1Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V настоящего Кодекса.
Статья 65. Осуществление родительских прав
1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
Статья 80.Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей
1. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.
Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 27.12.2009) «Об образовании» (с изм. и доп., вступающими в силу с 29.01.2010)
Статья 52.Права и обязанности родителей (законных представителей)
2. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.
Также права ребенка описаны в имеющей силу международных договоров «Конвенции о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990).
Глава 2
Технология «раннего выявления семейного неблагополучия и работа со случаем»
1.1 Новые технологии по защите прав ребёнка
Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения разработаны технологии «раннего выявления нарушений прав ребенка» и «работы со случаем нарушений прав ребенка», которые апробированы в муниципальных образованиях Томской области, Новосибирской области, Хабаровского края. В настоящее время эти технологии широко внедряются в Республике Бурятия, Тамбовской области, Алтайском крае, Московской области в Республике Алтай и других субъектах Российской Федерации.
Указанные технологии применяются в работе с семьями, находящимися на ранней стадии кризиса, в которых родители оказались, предрасположены, в силу их личных особенностей или особенностей их жизненной ситуации, к жестокому обращению с детьми (различным видам физического и эмоционального насилия, пренебрежению потребностями ребенка). Основная цель их использования — прекращение жестокого обращения и предотвращение возможности его повторения в будущем. Технологии позволяют обеспечить своевременную помощь и индивидуальный подход к решению проблем, приведших к возникновению ситуации нарушения прав ребенка в семье, организовать эффективное межведомственное взаимодействие при оказании помощи семье и ребенку, принять возможные меры к предотвращению лишения родительских прав.
Технологии «раннего выявления нарушений прав ребенка» и «работы со случаем нарушений прав ребенка» включают в себя реализацию единого порядка работы с каждой семьей, в которой зафиксированы нарушения прав ребенка. Порядок разработан в соответствии с Семейным кодексом РФ, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24.07.1998 г., Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ от 24.06.1999, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» № 48-ФЗ от 24 апреля 2008 г., Постановлениями Правительства Российской Федерации. Предлагаемые подходы работы с семьями группы риска соответствуют международным стандартам и требованиям Конвенции о правах ребенка и Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей.
Технология «раннего выявления нарушений прав ребенка» предполагает организацию в учреждениях и организациях начального и основного общего образования, дополнительного образования, здравоохранения выявления детей с признаками нарушений прав ребенка, жестокого обращения с детьми. Специалисты этих организаций постоянно или регулярно наблюдают детей в ходе осуществления своей основной деятельности, имеют возможность заметить изменения в состоянии ребенка, его внешнем виде или поведении. В рамках реализации технологии «раннего выявления» устанавливается порядок выявления специалистами детей с признаками жестокого
обращения, порядок передачи этой информации в органы опеки и попечительства, и порядок работы с этой информацией.
Технология «работы со случаем нарушений прав ребенка» предполагает организацию на межведомственной основе реабилитационной работы с семьей и/или ребенком в целях восстановления в семье условий для соблюдения прав ребенка, его воспитания и нормального развития.
Технологии включают в себя следующие основные этапы:
1. Прием сигнала.
Факты, свидетельствующие о возможном нарушении прав ребенка, могут стать известны гражданам, специалистам организаций и учреждений различных ведомств, работающих с семьей и детьми. Для организации работы органу опеки и попечительства необходимо определить единый пункт приема информации, внедрить формы фиксации информации и алгоритмы дальнейшей работы с полученным сигналом. После приема информации осуществляется предварительная оценка ее экстренности, позволяющая провести первичную сортировку поступающих сообщений и более равномерно распределить нагрузку на специалистов.
Организация приема информации о возможных нарушениях прав ребенка сопряжена с определенными трудностями, связанными с отсутствием в обществе сформированных ценностных установок в отношении необходимости неукоснительного соблюдения прав детей. В этих условиях специалистам сложно сформировать професиональное отношение к выявленным фактам, признать единичные признаки жестокого обращения заслуживающими внимания и реагирования. Информирование органов опеки и попечительства воспринимается как преждевременная мера. Результатом становятся попытки специалиста оказать самостоятельную несистемную помощь либо пассивное наблюдение за развитием ситуации.
В связи с изложенным, с целью эффективной организации раннего выявления нарушений прав ребенка необходимо проведение систематической информационной и образовательной работы с гражданами, разъяснение им признаков жестокого обращения с детьми, порядка действий в случае обнаружения таких признаков.
Необходимо также организовать информационно-методическое сопровождение специалистов, освещение самого феномена жестокого обращения (его видов, внешних и поведенческих признаков, причин, факторов риска), так и возможных последствий для ребенка даже единичных случаев жестокого обращения. Специалистов необходимо извещать о принятых по поступившей и проверенной информации мерах, что позволяет сформировать новое отношение к самому факту информирования государственных служб о признаках возможного нарушения прав ребенка, сменить имидж органов, уполномоченных принимать меры по защите прав детей — от карательного к поддерживающему.
2. Проверка сигнала. Оценка риска
После получения первичной информации необходимо проведение проверки, целью которой является определить:
а) имело ли место нарушение прав ребенка,
б) безопасно ли ребенку в данный момент оставаться в семье,
в) какова степень риска жестокого обращения с ребенком.
Такую проверку могут проводить как специалисты органов опеки и попечительства, так и специалисты организаций, осуществляющих отдельные полномочия органов опеки и попечительства, с обязательным предоставлением последними отчета по результатам проверки в орган опеки и попечительства для принятия окончательного решения.
Установление факта нарушения прав ребенка и оценка его безопасности требуют оценки риска жестокого обращения с ребенком. Для преодоления формализма или избыточного влияния субъективных факторов при проведении оценки, необходимо внедрение и использование специальных форм и методического инструментария, позволяющих определить причины выявленного факта жестокого обращения с ребенком и вероятность его повторения в будущем. Данный инструментарий решает следующие задачи:
1) объективировать процесс оценки риска жестокого обращения с ребенком в семье;
2) максимально снизить в процессе проведения оценки и принятия окончательного решения роль личных ценностей и установок специалиста;
3) содействовать формированию и сохранению доверительных отношений специалиста с семьей, демонстрировать партнерский характер отношений и позицию специалиста, заключающуюся в сохранении уважения к личности клиентов, ценности кровной семьи для ребенка;
4) снизить эмоциональную нагрузку на специалиста, принимающего решения о судьбе семьи и ребенка;
5) в дальнейшем объективно оценивать эффективность реабилитационных мероприятий (по степени изменения выраженности выявленных при первом обследовании факторов риска).
Предполагается использование форм оценки риска, с помощью которых каждый фактор риска определяется по шкале (высокий, средний, низкий), после чего дается
интегральная оценка Высокий уровень риска предполагает, что если органы опеки и попечительства не вмешаются в ситуацию и ребенок будет оставлен в семье, то существует большая вероятность причинения ему серьезного вреда (вплоть до нанесения увечий и летального исхода). Конструктивные схемы поведения родителей не сформировались, либо семейные обстоятельства препятствуют их применению.
Средний уровень риска предполагает, что если ребенок останется в семье, то ему может быть причинен определенный вред. В таких случаях необходимо принятие органами опеки и попечительства мер по защите прав ребенка. При этом отсутствуют признаки, указывающие на то, что ребенку грозит непосредственная опасность серьезных физических травм или смерти. Это означает, что, несмотря на присутствие факторов риска, в семье применяются конструктивные схемы поведения и наличествуют другие факторы безопасности, которые позволяют в определенной степени контролировать уровень риска.
Низкий уровень риска предполагает, что ребенку в семье ничего не угрожает и вмешательство с целью его защиты не требуется. Это означает, что в семье активно и последовательно применяются конструктивные схемы поведения, содействующие нормальному воспитанию и развитию детей.
Целью оценки безопасности нахождения ребенка в семье является выявление непосредственных угроз для жизни и здоровья ребенка. Такая непосредственная опасность может включать ситуации в семье, связанные с эскалацией домашнего насилия, или наличие периода обострения у родителя, страдающего серьезным психическим расстройством.
Помимо этого, целью оценки степени безопасности является получение информации, позволяющей спланировать действия, обеспечивающие наименьшее вмешательство в жизнь семьи, которые при этом могли бы успешно защищать ребенка от угрозы причинения ему серьезного вреда. Важным обстоятельством является то, что технология учитывает при обеспечении безопасности ребенка переживания его родителей и возможное влияние принятого решения на целостность семьи.
На основании полученной информации при необходимости должен быть разработан план обеспечения безопасности ребенка, позволяющий нейтрализовать обнаруженные непосредственные угрозы и максимально сохранить возможность для ребенка остаться в семье.
Мероприятия плана безопасности должны предусматривать активное вовлечение в
работу по созданию благоприятных условий пребывания ребенка в семье ресурсов
сети ее социальных контактов (ответственные родственники, друзья, соседи),
государственных учреждений и структур, общественных организаций.
Задача исследования ресурсных возможностей семьи требует от специалистов делегирования части действий другим лицам и организациям при сохранении собственной ответственности за ситуацию. Например, специалист-куратор семьи привлекает к глубинной диагностики семьи семейного психолога. Такой подход реализуется в случае ясного осознания и принятия ценности сохранения кровной семьи для ребенка и необходимости в связи с этим установления доверительных отношений с родителями. Это обеспечивается за счет методической и профессиональной поддержки и супервизорского сопровождения специалистов.
План по обеспечению безопасности должен:
- четко определить угрозы для безопасности ребенка,
- иметь четко поставленные сроки действий,
- быть реалистичным (чтобы семья могла выполнить его условия),
- быть детализированным,
- содержать указания на лиц, которые привлекаются для обеспечения безопасности
ребенка, с указанием их роли, условий вовлечения и степени ответственности,
- предусматривать мониторинг исполнения плана.
Признание ребенкануждающимся в защите государства
Решение о признании ребенка нуждающимся в защите государства принимается исключительно на основании проведенной ранее оценки риска жестокого обращения с ребенком и оценки безопасности ребенка, в процессе проведения которых выявляются как уровень риска, так и причины и факторы, приведшие к возникновению нарушений прав ребенка. Это позволяет показать родителям, с чем конкретно связано данное вмешательство в жизнь их семьи, определить обязательные направления работы и мониторинга случая, минимизировать влияние личных ценностей и установок специалиста, проводящего проверку информации.
В случае установления по результатам проверки сигнала среднего уровня риска жестокого обращения с ребенком, факта жестокого обращения с ребенком орган опеки и попечительства признает его нуждающимся в защите государства, что влечет за собой обязанность принять необходимые меры по защите его прав.
3. Открытие случая
По каждому ребенку, признанному решением органа опеки и попечительства нуждающимся в защите государства, открывается случай (дело), в рамках которого ведется вся дальнейшая работа с семьей и ребенком, направленная на обеспечение условий для соблюдения его прав. Орган опеки и попечительства утверждает План по защите прав ребенка, который:
- подтверждает факт открытия случая и начала деятельности по защите прав и
интересов данного ребенка;
- определяет организацию, непосредственно работающую с данным случаем;
- определяет сроки, порядок и ответственных лиц за организацию и проведение
мониторинга состояния семьи и ребенка.
Принятие и реализация по каждому случаю Плана по защите прав ребенка обеспечивает возможность организационного и профессионального контроля, создает условия для эффективной деятельности по обеспечению прав ребенка.
Организация, определенная для непосредственного ведения случая, назначает из числа своих сотрудников куратора случая. В функциональные обязанности куратора случая входит: построение доверительных отношений с семьей, исследование природы проблем, ставших основанием для его открытия, привлечение семьи к получению услуг, адекватных потребностям, как всей семьи, так и ее отдельных членов, осуществление координации и мониторинга процесса предоставления помощи семье.
Куратор случая должен обладать специальной подготовкой, знаниями особенностей психологии кризисной семьи, правил и принципов социальной работы с такими семьями, навыками эффективной коммуникации и вовлечения семьи в совместную деятельность по преодолению кризиса.
Диагностика
Сбор данных и диагностика проблем семьи. Обычно этот процесс занимает достаточно длительное время. Чем больше знакомишься с семьей, тем больше понимаешь особенности семьи и ее сложности.
Процесс сбора данных и понимания проблем семьи как никакой другой зависит от того, как складываются отношения между членами семьи и социальным работником. Обычно хороший контакт формируется с каким-то одним или, в крайнем случае, с двумя людьми. Другой фактор, который часто влияет на контакт, - в присутствии кого ведутся расспросы. Трудно сформировать контакт с родителями, если представитель социальной службы рассматривается ими как человек, выполняющий оценочные и наказующие, а не помогающие функции по отношению к семье.
Диагностика проблем семьи и ребенка должна быть предваряющим этапом перед какими-либо действиями по отношению к ним.
Диагностика проблем семьи подразумевает целенаправленное исследование не только социальных, но и психологических проблем семьи, а также семейных отношений, динамики развития неблагополучия и т.д. Практика показывает, что в одних и тех же социальных даже очень тяжелых условиях одни люди справляются с воспитанием ребенка, другие - нет. Часто это определяется собственным детским опытом родителей, непережитыми психологическими травмами, особенностями супружеских отношений, наличием или отсутствием материальных и человеческих ресурсов в семье, уровнем сформированности алкогольной зависимости и т.д. Диагностика позволяет понять, с чем не справляется семья и в каком направлении ей нужно помогать, какие у нее есть ресурсы. Отдельное внимание уделяется исследованию положения ребенка в семье и его проблем и потребностей.
5. Разработка и 6. утверждение плана реабилитации семьи и/или ребенка
Куратор случая, на основе углубленной диагностики семейной ситуации, разрабатывает план реабилитации семьи и/или ребенка. Основной задачей при разработке плана выступает не только преодоление семьей кризисной ситуации, но и формирование у нее навыка самостоятельного преодоления кризисных ситуаций в дальнейшем. Применяемый подход не предполагает немедленного реагирования в форме удовлетворения материальных потребностей членов семьи, что способствует формированию зависимого поведения и иждивенческого настроения
Формирование эффективного плана реабилитационных мероприятий требует последовательного выполнения куратором следующих этапов работы:
1) Определить проблему: основную причину, по которой открыт данный случай.
2) Установить контакт и доверительные отношения с семьей.
3) Установить природу данной проблемы: окончательное определение того, что стало причинами возникновения проблемы, и оценка возможностей и ресурсов данной семьи.
4) Определить цели и задачи реабилитации: четко описать ожидаемые результаты
вмешательства, которые должны основываться на оценке ситуации.
5) Определить действия которые необходимо совершить для достижения поставленных
целей и решения задач, а также разработать конкретные действия по достижению
каждой конкретной задачи, распределить ответственность между специалистами и
членами семьи.
6) Установить конкретные сроки мониторинга и выполнения намеченных действий.
Куратор случая, не навязывая план реабилитации семье, вовлекает всех членов семьи в совместную деятельность по преодолению проблемных ситуаций, обсуждает с членами семьи и достигает общего понимания цели и задач совместной работы, совместно распределяет ответственность за результаты, делает план понятным и принятым семьей. При этом основная задача куратора — разбудить инициативу родителей, помочь им самим начать искать возможные выходы из сложившейся ситуации.
При планировании реабилитационной работы куратор опирается на доступные на данной территории профилактические услуги для семьи и детей (социально-бытовой патронаж семей на дому, сетевая терапия, курсы родительской компетентности, низкопороговые семейные клубы, реабилитационный досуг и социальная гостиная при школе для детей групп риска и другие). В задачу куратора входит выбор услуг, направленных на преодоление факторов, способствующих возникновению нарушения прав и законных интересов ребенка именно в этой семье и именно в этот момент времени.
План реабилитации позволяет обеспечить координацию деятельности и помочь избежать дублирования усилий или взаимонепонимания относительно ролей и ответственности специалистов.
С целью повышения эффективности профилактической работы, учета различных факторов семейной ситуации, разработанный план целесообразно рассмотреть на профессиональном консилиуме с участием междисциплинарной команды специалистов (Территориальный консилиум специалистов, создается при органе опеки и попечительстве).
План реабилитации семьи и/или ребенка утверждается органом опеки и попечительства.
7. Выполнение плана реабилитации семьи и/или ребенка
Куратор случая осуществляет координацию работы с семьей на основе плана реабилитации, для чего выполняет следующие функции:
1) Помогает семье определить те услуги, которые могут помочь достигнуть заявленных в плане целей;
2) Знакомит семью с непосредственными исполнителями услуг;
3) Предоставляет исполнителю услуг необходимую информацию о том, почему семья обращается за услугой и каковы цели работы с данным случаем;
4) Оказывает помощь семье в получении доступа к услугам (транспорт, организация
ухода за ребенком в отсутствии родителей, иная помощь);
5) Осуществляет контроль процесса получения услуг, проверяет, что семья действительно пользуется услугами, выполняет свои обязательства в соответствии с утвержденным планом, определяя при этом степень удовлетворенности семьи и соответствия услуг объективным нуждам семьи.
В процессе реализации своих обязанностей куратор случая должен убедиться в том, что выполнение плана реабилитации не перегружает семью и не создает ситуации, при которой дети остаются без должного присмотра и заботы.
В ходе своих визитов в семью куратор случая осуществляет поддерживающее консультирование, а именно: обсуждение проблем и нужд с членами семьи, активизация их сильных сторон, определение возможных решений и уточнение плана действий, выступление при необходимости в роли «адвоката» семьи перед различными службами и учреждениями.
В задачи куратора входит организация мониторинга качества оказания услуг, он должен уведомлять руководство соответствующих организаций в случае, если их услуги не отвечают нуждам клиентов. Куратор совместно с членами Территориального консилиума специалистов выявляет межведомственные несогласованности, влияющие на эффективность мероприятий по защите прав ребенка и предпринимает меры по их преодолению.
Куратор, сохраняя профессиональную и партнерскую позицию по отношению к семье, отслеживает в процессе работы с семьей не проявленные ранее сильные и слабые стороны семьи, факторы риска, провоцирующие срывы, проводит, в соответствии со своими наблюдениями коррекцию плана реабилитации для развития и укрепления ресурса семьи, ее сильных сторон.
8. Мониторинг
По итогам проведенных реабилитационных мероприятий необходимо осуществление профессионального мониторинга состояния семьи и ребенка. Задачей мониторинга является получение информации о решении поставленных реабилитационных задач, необходимости корректировки плана реабилитации семьи и ребенка, продолжения и перспектив реабилитационной работы с семьей.
В соответствии с требованиями технологии работы динамика изменений по каждому случаю должна оцениваться не реже чем один раз в квартал. При этом желательно рассматривать заново все аспекты работы, связанные с данным случаем: от первоначальной оценки риска до адекватности предложенных мероприятий. Подготовка к мониторингу предполагает повторное проведение оценки риска жесткого обращения с ребенком с целью определения факторов, продолжающих влиять на сохранение степени риска, и на эффективность реализуемых в данный момент мероприятий. Также важно оценить динамику изменения отдельных факторов.
Конечные и промежуточные цели работы по случаю могут быть пересмотрены или
переформулированы для того, чтобы задействовать вновь выявленные ресурсы, способствующие уменьшению рисков, решению проблем и нужд, выявленных в ходе
текущего анализа ситуации. Для достижения пересмотренных конечных и промежуточных целей может быть разработан новый план действий и определены новые временные рамки для завершения работы. Если цели работы со случаем достигнуты, и услуги не требуются, случай должен быть закрыт.Отсутствие динамики по случаю также может быть основанием для принятия решения о прекращении профилактической работы и принятии иных мер, направленных на защиту прав и интересов ребенка.
Текущая оценка плана работы и изменения степени рисков должна проводиться совместно с семьей, что обеспечивает постоянное участие семьи в процессе планирования. Анализ работы со случаем может стать дополнительным фактором вовлечения семьи либо путем поощрения достигнутых успехов, либо путем выявления и обсуждения проблемных зон, в которых цели плана пока не достигнуты. Если другие специалисты тоже работают с семьей, они должны быть привлечены к анализу работы по плану.
9. Закрытие случая.
Орган опеки и попечительства принимает решение о закрытии случая при достижении запланированных результатов либо при установленном отсутствии перспективы дальнейшей работы по реабилитации, отсутствии динамики состояния семьи и ребенка.
В последнем случае принимается решение о соответствующих мерах административного воздействия, при наличии оснований, предусмотренных законодательством — об ограничении или лишении родительских прав.
Внедрение технологий «раннее выявление нарушений прав ребенка» и «работа со случаем нарушений прав ребенка» требует принятия мер к регулированию порядка межведомственного взаимодействия, которые могут быть определены правовыми и нормативными документами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Кадровое и материальное обеспечение деятельности по технологиям «раннее выявление нарушений прав ребенка» и «работа со случаем нарушений прав ребенка» осуществляется в соответствии с законодательством и нормативными актами субъекта РФ, отраслевыми нормативными актами, нормативными документами организаций и учреждений, принимающих участие в реализации технологий.
Сложившаяся практика работы показывает, что один куратор способен эффективно работать при условии полной занятости с 12-17 семьями в зависимости от тяжести и типологии семейного кризиса, особенностей жестокого обращения с ребенком. Для организации работы в данном направлении необходимы стартовые затраты на проведение обязательного предварительного обучения специалистов. Необходимым условие эффективной реализации технологий является организация профессионального (супервизорского) сопровождения специалистов, анализа трудных случаев, мероприятий по повышению их профессиональной компетентности.
1.2 Механизм внедрения технология «раннего выявления семейного неблагополучия и работа со случаем
Для успешного внедрения данных технологий руководителям учреждений системы защиты детства нужно выполнить 12 последовательных действий или 12 шагов
Шаг
Выявление признаков нарушения прав ребёнка
НА ЭТОМ ШАГЕ проводится обучение специалистов, работающих с детьми и семьями, знаниям о признаках и последствиях нарушения прав ребенка, в том числе в форме жестокого обращения; навыкам раннего распознавания жестокого обращения. В результате у них формируется готовность осознанно участвовать в выявлении этих случаев.
НА ЭТОМ ШАГЕ для организации деятельности обязательно:
1.Обеспечиваем в организациях установление единого порядка фиксации и передачи информации(1), утверждение единой формы извещения и журнала регистрации (2), назначение ответственных за эту работу (3)
2.Утверждаем стандарт услуги.
3.Осуществляем мониторинг деятельности по услуге (административный контроль и контроль качества)
НА ЭТОМ ШАГЕ деятельность обеспечивается услугой «Информационно-методическое обеспечение деятельности по выявлению детей, нуждающихся в защите государства».