Цель, задачи и принципы организации игровой деятельности
Профессиональное мастерство педагога дополнительного образования проявляется в том, что он должен уметь организовывать деятельность воспитанников, развивать их творческие способности, индивидуальность с помощью игры. Г.К. Селевко выделяет целый спектр целевых ориентаций:
· Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных умений и навыков, развитие трудовых навыков.
· Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли..., нравственных, эстетических позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
· Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, развитие мотивации учебной деятельности.
· Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению, психотерапия.
Задачи игровой деятельности могут быть следующими:
v развитие коммуникативных качеств у детей в игре;
v развитие воображения как основы творческой деятельности;
v развитие у детей образной памяти, внимания, речи;
v формирование в процессе игр нестандартного мышления;
v развитие координации и мелкой моторики;
v организация коллективных и индивидуальных игр в процессе занятий, упражнений и творческих игровых заданий;
Рассмотрим принципы организации игровой деятельности, сформулированные П.И. Пидкасистым и Ж.С. Хайдаровым. Остановимся на наиболее значимых и актуальных для педагогов учреждений дополнительного образования:
Ø активность — основой принцип игровой деятельности, выражающий активное проявление физических, интеллектуальных сил, начиная с подготовки к игре, в процессе и в ходе обсуждения ее результатов;
Ø открытость и доступность игры означает свободное участие желающих, и любая игра должна быть проста и понятна;
Ø динамичность выражает значение и влияние фактора времени в игре. Продолжительность игры значима для возраста детей и уровня их подготовки;
Ø наглядность игры означает, что все игровые дей ствия должны быть открыты в реальных и ирреальных (кино, театр, компьютерные игры) проявлениях той или иной действительности, что значительно усиливает познавательный интерес;
Ø занимательность и эмоциональность игры отражают увлекательные, интересные проявления игровой деятельности, значительно усиливают познавательный интерес;
Ø принцип индивидуальности отражает сугубо личное отношение к игре, где развиваются личностные качества и есть возможность для самовыражения и самоутверждения игрока;
Ø коллективность же отражает совместный характер взаимосвязанной и взаимозависимой игровой деятельности, способствует развитию товарищеских взаимоотношений, учит мыслить и действовать сообща;
Ø целеустремленность игрока отражает единство цели для игрока и его соперника;
Ø самодеятельностъ и самостоятельность игрока в игре — это один из главных принципов, имеет функцию управления выражающегося в соотношении между мерой самодеятельности и мерой самостоятельности;
Ø состязательность и соревнование в игре. Без соревнования нет игры. Дидактическая ценность этого принципа очевидна, т.к. побуждает к активной самостоятельной деятельности, мобилизует физические, интеллектуальные и душевные силы;
Ø результативность отражает осознание итогов игровых действий, как продуктивную творческую деятельность игрока и команды;
Ø достоверность и повторяемость игры проявляется в том, что почти все они имеют в своей основе реальные модели и роли. Это позволяет повторить прошлое и «приоткрыть» определенность будущего. Поэтому игра является мощнейшим средством прогнозирования;
Ø принцип проблемности в игре выражает логико-психологические закономерности мышления в интеллектуально-эмоциональной борьбе. Игра — «генератор» учебных проблем, а способность «видеть и делать» проблемы там, где их нет для соперников, приводит к победе в игре, да и в жизни;
Ø информация для игры в самом простом виде отражает сильное душевное волнение игрока в ожидании успеха или поражения, и др.