Особенности деятельности слепых и слабовидящих
Значение деятельности при нарушенном зрении и её особенности. Понятие о деятельности и её видах. Роль деятельности в компенсации слепоты и слабовидения (М.И. Земцова, Л.И. Солнцева). Особенности деятельности при нарушенном зрении.
Особенности предметной деятельности. Особенности действий с предметами слепых и слабовидящих детей в раннем возрасте. Особенности формирования предметной деятельности у слепых и слабовидящих детей.
Особенности игровой деятельности. Изучение игры в тифлопсихологии (направления исследований). Особенности игры слепых детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Особенности содержания игр слепых детей. Особенности формирования игровых действий у слепых детей. Требования к игрушке для слепого ребёнка и правила обучения действиям с ней.
Особенности детского экспериментирования и творчества слепых детей.
Особенности учебной деятельности слепых детей. Особенности формирования учебной мотивации при слепоте и слабовидении в разные возрастные периоды.
Особенности личности и межличностных отношений слепых и слабовидящих.
Особенности личности слепых и слабовидящих. Понятие о личности. Изучение личности в тифлопсихологии. Влияние слепоты на формирование личности (А.И. Зотов, А.Г. Литвак). Отношение незрячего к своему дефекту: типы поведения (В.С. Сверлов). Социально-психологическая реабилитация и пробелы формирования личности детей с глубокими нарушениями зрения (Д.Э. Урлакис, Т.С. Шалагина, Пуочяускене, В.П. Гудонис, Т. Руппонен). Исследование глубинных сторон личности подростков и старших школьников с нарушениями зрения (Г.А. Курбанов, А.М. Виленская).
Особенности межличностных отношений слепых и слабовидящих со зрячими. Особенности межличностного восприятия слепых и зрячих (В. Петренко, В. Вайшвилайте). Социальные установки слепых по отношению к зрячим, зрячих по отношению к слепым и слепых по отношению к слепым (А. Суславичюс). Особенности межличностных взаимоотношений людей с нарушением зрения в разные возрастные периоды. Зависимость социометрического статуса слепого от степени дефекта зрения, возраста, пола и времени потери зрения (на примере социометрических исследований).
Особенности эмоционально-волевой сферы слепых и слабовидящих.
Особенности эмоций и чувств слепых и слабовидящих. Понятие об эмоциях и чувствах. Особенности эмоционального развития детей с нарушением зрения. Особенности эмоциональных состояний (на примере исследований протекания стресса у детей с нарушением зрения).
Особенности воли слепых и слабовидящих. Понятие о воле. Особенности формирования воли у слепых и слабовидящих.
Психологическая готовность к школе слепых и слабовидящих.
Понятие о психологической готовности к школе и её составляющих. Особенности формирования психологической готовности к школе у детей с нарушенным зрением: умственная, мотивационная, волевая, коммуникативная, личностная.
Возрастные особенности развития детей с нарушением зрения.
Общие и специфические закономерности развития при нарушенном зрении.Понятия «норма» и «дефект зрения». Общие и специфические закономерности. Некоторые индивидуальные особенности, характеризующие детей с нарушением зрения в психическом развитии. Проблемы и задачи изучения закономерностей развития детей с нарушением зрения.
Психофизическое развитие детей с нарушениями зрения в разные возрастные периоды. Психофизическое развитие детей с нарушениями зрения в младенчестве. Психофизическое развитие детей с нарушениями зрения в раннем возрасте. Психофизическое развитие детей с нарушениями зрения в дошкольном возрасте.