Обобщенный функциональный показатель
ОФП представляет собой сумму балов, набранных по пяти критериям организации обучающей деятельности. При оценке используют баллы: отсутствует показатель – 0 баллов, присутствует – 1 балл.
1. Владение содержанием и его дидактической организацией:
а) свобода и полнота знания материала;
б) способность довести содержание материала до детей;
в) доступность содержания;
г) развивающий и воспитывающий характер содержания;
д) отбор оптимального по объему содержания и выделение в нем главного;
е) связь нового материала с ранее изученным;
ж) установление связи с другими разделами программы;
з) наглядность обучения;
и) разнообразие средств передачи содержания;
л) формирование знаний, умений и навыков.
2. Организация обучающей деятельности воспитателя:
а) Владение всеми видами обучающей деятельности;
б) ориентация обучающей деятельности воспитателя на организацию познавательной деятельности детей;
в) проявление конструктивных умений;
г) проявлений гностических умений;
д) проявление организаторских умений;
е) проявление коммуникативных умений;
ж) выбор оптимальных форм, методов и средств обучения;
з) умение владеть собой и своим настроением;
и) владение педагогической импровизацией;
к) проявление индивидуального стиля педагогической деятельности.
3. Организация учебной деятельности детей:
а) умение организовывать детей на решение поставленных задач и целей учебной деятельности;
б) выбор рациональных видов деятельности детей по овладению учебным материалом на разных этапах занятия;
в) выбор методов в соответствии с поставленными задачами и возможностями детей;
г) организация самостоятельной деятельности детей на занятии;
д) использование индивидуального и дифференцированного подхода в обучении;
е) сочетание индивидуальных и групповых форм обучения детей;
ж) обучение приемам познавательной деятельности;
з) разнообразие средств организации учебной деятельности;
и) учет трудностей при усвоении детьми содержания занятия;
к) оперативная корректировка учебной деятельности детей.
4. Педагогическое стимулирование и мотивация учебной деятельности:
а) использование содержания, форм и методов обучения для развития личности ребенка;
б) формирование у детей желания учиться;
в) формирование методов стимулирования учебной деятельности (поощрение, педагогическое требование и др.);
г) формирование познавательных интересов;
д) сочетание приемов контроля и самоконтроля в обучении детей;
е) демократический стиль общения и руководства детьми;
ж) формирование у детей учебных навыков;
з) развитие творческих способностей у детей;
и) опора в обучении на положительные качества ребенка;
к) использование личных качеств воспитателя для стимулирования учебной деятельности детей.
5. Структурно-композиционное построение занятия:
а) комплексное решение задач обучения, воспитания и развития;
б) выбор наиболее целесообразной структуры учебного занятия в соответствии с решаемыми задачами и особенностями учебного материала;
в) целесообразное использование средств педагогической коммуникации при решении учебных задач;
г) четкость, логичность перехода от одной части занятия к другой;
д) рациональное распределение времени между частями занятия;
е) учет утомляемости обучаемых на занятии и способность снять ее;
ж) создание гигиенических и педагогических условий для полноценного осуществления процесса обучения и усвоения материала;
з) эффективность использования учебного времени;
и) подведение итогов занятия с учетом возраста детей;
к) реализация сценария учебного занятия и способность его корректировки в соответствии с возникающими изменениями в реальной ситуации.
Задания и вопросы к анализу занятия по экологическому воспитанию
1. При анализе просмотренных занятий ответьте на следующие вопросы:
- к какому этапу работы по воспитанию гуманного отношения к живой природе они относятся?
- в чем своеобразие форм, методов и приемов экологического воспитания в разных возрастных группах?
- как изменяется содержание знаний, даваемых детям?
- организация обстановки (размещение объектов наблюдения; условия, созданные для них; отбор и расположение оборудования и материалов, используемых по ходу наблюдения). Размещение детей;
- приемы привлечения внимания детей к наблюдению и возбуждения интереса (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация), их действенность;
- приемы побуждения животного к разным способам поведения;
- характер заданий и вопросов, последовательность их постановки (логика занятия). Характер и содержание ответов детей;
- включение обследовательских действий в ход наблюдения, их характер, результативность;
- использование приемов активизации умственной деятельности (поисковые вопросы и действия, сравнения, использование детского опыта и др.);
- проявление интереса детей в ходе наблюдения (эмоции, вопросы, сосредоточенность внимания);
- индивидуальные проявления детей на занятиях и индивидуальный подход к ним;
- использование на занятиях результатов повседневных наблюдений, проводимых детьми.
2. Напоминаем основные этапы работы по воспитанию гуманного отношения детей к живой природе.
На первом этапе усилия воспитателя направлены на то, чтобы вызвать у ребенка сопереживание миру живого. Основу этой работы составляет включение дошкольника в разнообразные наблюдения в живой природе. В процессе этих наблюдений воспитатели и родители налаживают постоянное эмоционально «озвученное» общение дошкольника с природой. Прогулки и экскурсии дают ребенку возможность разделить эмоциональное состояние взрослых, заразиться их чувствами.
Второй этап составляет воспитание у ребенка сочувствия живому. Сопереживая природе, ребенок просто отражает ее «чувства», эмоционально переданные, раскрытые для него взрослым. Сочувствуя природе, он начинает осознавать свое единство с ней. На этом этапе усиливается роль знаний о живом, происходит слияние «интеллекта и аффекта» (Л.С.Выготский), что позволяет ребенку не только подсознательно почувствовать свое единство с природой, но и осознанно отнестись к ней, увидеть сходство и различие биологии человека и мира живой природы.
Сопереживание и сочувствие живому на третьем этапе работы перерастает в стремление ребенка проявить заботу о животных и растениях. В этом стремлении сливаются воедино эмпатия к живому и осознание его потребностей и проявлений. Формирование у дошкольников природоохранительных навыков и умений, широкое привлечение их к совместному со взрослыми труду позволяет детям активно выразить свое гуманное отношение к живой природе.