Фонетическое членение речи. Сегментные единицы. Слог. Фонетическое слово. Проклитики, энклитики. Синтагма. Фраза.
Речевое общение обычно протекает в двух формах — устной и письменной. Письменность — явление довольно позднее.
Устная же форма с момента возникновения языка есть способ его существования как средства выражения мысли и средства общения.
Невозможно поэтому представить себе науку о языке без изучения его «природной материи», звуков, без выявления законов звучащей речи. Ведь многие факты лексики и грамматики могут быть объяснены и поняты только в связи с теми изменениями, которые затронули звуковую сторону языка на том или другом этапе его исторического развития. Кроме того, — и это главное — звучащая речь располагает специфическими звуковыми средствами, имеющими прямое отношение к выражению содержания в языке. К таким средствам относятся: фраза, интонация, речевой такт, фонетическое слово, слог, ударение. Вместе со звуками они составляют содержание понятия «звуковой строй, или звуковая система, языка». Изучение звуковой системы языка и есть предмет фонетики как науки. Таким образом, фонетика анализирует сложную природу звуков, законы их сочетания и изменения, изучает такие важные явления, как фонетическое членение речи, интонация, ударение, т.е. изучает звуковые средства языка во всех их проявлениях и функциях.
Фонетическое членение речи.
Наша речь фонетически представляет собой звуковой поток, или цепь звучаний. Эта цепь распадается на звенья, являющиеся фонетическими единицами. Фонетические единицы речи — это фразы, такты, фонетические слова, слоги и звуки. Звуки речи употребляются не изолированно, а в составе слогов, тактов и фраз.
Сегментные единицы — единицы, которые можно выделить в потоке речи. Начиная от наименьшей список сегментных единиц выглядит так: звук, слог, фонетическое слово, речевой такт(синтагма), речевая фраза.
Слог. Ты переплыл речку, а твой товарищ остался на том берегу. Ты кричишь ему: «Пе-тя! Плыви сю-да!» Или ты звонишь по телефону и, чтобы лучше расслышали твою фамилию, медленно и громко диктуешь: «Пу-зы-рёв!»
В обоих случаях ты разделил слова на слоги. В обычной нашей речи слоги тесно сцеплены друг с другом, но вот возникает необходимость произнести слово или несколько слов громко и отчетливо, и тогда сцепление ослабевает, слово распадается на слоги, разделенные паузами. Значит, слог — потенциальная речевая единица, которая может быть выделена лишь при тщательном произношении.
В повседневной речи слог играет весьма скромную роль, как бы дожидаясь того момента, когда он может выйти на сцену и обратить на себя внимание.
Гораздо более заметная роль у слога в поэзии: ведь мы знаем, что стихотворный ритм строится на правильном чередовании ударных и безударных слогов.
Ядро слога, его вершину, обычно составляет гласный. Иногда в том же качестве выступают и согласные, чаще всего — сонанты. Например, отрывок из стихотворения В. Высоцкого:
Ловите ж ветер всеми парусами!
К чему гадать? Любой корабль — враг.
Удача — миф. Но эту веру сами
Мы создали, поднявши черный флаг Слово корабль здесь трехсложное, третий слог в нем — [бл'] (значком под буквой обозначается слоговость звука).
В некоторых языках даже односложные слова могут обходиться без гласных, слогообразующими в них выступают сонанты. Сравним: прет — «перст», врх — «верх» (сербск.).
Иногда и шумные (фрикативные) согласные могут создавать слог, например франц. pst. Можно привести пример из русского языка. Как мы подзываем кошку? Кс-кс-кс. И здесь слоговую вершину образует согласный с.
Есть языки, где слог может быть образован двумя гласными (такие сложные звуки называют дифтонгами). Английские round, dear — слова односложные.
Фонетическое слово — это часть речевого такта (или фразы, если она не делится на такты), объединенная одним ударением. Фонетическое слово может совпадать со словом в лексическом и грамматическом понимании этого термина. Например, во фразе: Песок внизу каймою пены вышит (Д. Кедрин) пять лексических и пять фонетических слов. Однако далеко не всегда количество лексических и фонетических слов во фразе совпадает. Например: Жара в пути помехою была не основною — лексических слов семь, фонетических пять. Следовательно, фраза имеет столько фонетических слов, сколько ударений. Но так как некоторые слова не несут ударения (они примыкают к ударяемому слову), то нередко фонетических слов оказывается меньше, чем лексических. К неударяемым словам обычно относятся предлоги, союзы, частицы. Но иногда в неударяемом положении оказывается и знаменательное слово: без вести пропасть, без году неделя, за город, из лесу, на год, на голову, под руки.
Синтагмы. Есть языковые законы связи единиц в тексте. Эти законы называются синтагматическими (от греч. syntagma—«вместе построенное»). Сочетания словоформ (т.е. грамматических форм слов), сочетания морфем, сочетания частей предложения, сочетания слов — это синтагмы.
Прокли́тика — безударное слово (клитика), стоящее перед словом, имеющим ударение, и примыкающее к этому слову в отношении ударения.
Примеры:
На столе́, подо мно́й, наш сы́н, но о́н, ты быва́л (проклитики: на, подо, наш, но, ты)
Энкли́тика — безударное слово, стоящее после слова, имеющего ударение, и примыкающее к этому слову в отношении ударения.
Примеры:
бе́з вести, за́ ночь, и́з дому, по́д руки (энкли́тики: вести, ночь, дому, руки).
Фраза— в языкознании отрезок речи с законченной интонацией. Фразы отделяются друг от друга паузами. Фраза обладает смысловой законченностью и синтаксической связностью. Интонационно предложение состоит из одной или нескольких фраз. Иногда считают, что фраза может состоять из нескольких предложений.
Интонация. Ударение.
Интонация. Однажды великий русский режиссёр Константин Сергеевич Станиславский предложил актёру Московского Художественного театра сделать из слов сегодня вечером, меняя только их звучание, 40 разных сообщений. Актёр, перечислив около 40 различных ситуаций, произнёс эти слова в соответствии с каждой из них, но в другом порядке. А слушатели, сидящие в зале, должны были угадать, о какой ситуации идёт речь. И актёр, и аудитория блестяще справились с задачей. Позднее актёр рассказал эту историю лингвисту Роману Осиповичу Якобсону, и тот повторил опыт Станиславского. Результаты превзошли все ожидания: носители русского языка легко понимали, какая звуковая окраска высказывания соответствует какой ситуации.
Этот эксперимент показывает, что в устной речи роль организатора звукового потока в осмысленные высказывания берёт на себя интонация. Она неотъемлемая часть любого устного высказывания. В разговорной речи интонация нередко заменяет многие грамматические и лексические средства. С помощью интонации мы расцвечиваем свою речь множеством смысловых и эмоциональных оттенков. Нередко только она позволяет различить смысл одинаковых по своему составу и строению высказываний.
Именно интонация, подобно краскам на картине, придаёт нашему «речевому полотну» живописный колорит.
Интонация – сложное явление. Оно состоит из нескольких более простых элементов: мелодики, громкости, темпа речи, тембра, пауз.
Интонационные компоненты, подобно стёклышкам в калейдоскопе, могут по-разному сочетаться друг с другом, образуя большое количество различных интонационных рисунков.
Ударение. Слоги, составляющие слова, неравноправны. Один из слогов является центром слова и отличается от всех остальных. Мы говорим: на него падает ударение. Ударением называется выделение одного из слогов в слове. А что значит выделение? Белое выделяется на тёмном фоне, крик хорошо слышен в тишине, но среди других громких звуков его можно и не услышать. Что-то выделяется, если оно отличается от окружающего, контрастирует с ним. Значит, ударный слог должен отличаться от всех безударных.
В разных языках мира по-разному выделяется ударный слог. Он может отличаться силой, т.е. громкостью, с которой его произносят.
Русское ударение – комбинированное. Ударный звук отличается от безударного тем, что он всегда длительнее, а во многих случаях – громче, сильнее безударного.
В некоторых языках ударение «привязано» к определённому слогу в слове: например, во французском языке ударение всегда на последнем слоге, а в чешском — на первом. Русское ударение свободное, оно может падать на любой слог слова и на любую морфему: на первый слог (домик), на второй (вода), на третий (далеко), на четвёртый (закономерность), на пятый (необыкновенный); на приставку (поезд), на корень (дорога), на суффикс (сосновый), на окончание(рука).
Русское ударение не только свободное, но и подвижное: оно может переходить на другой слог при изменении слова (воды — вода) или при образовании новых слов (тигр — тигрё-
нок). Однако большая часть слов русского языка (около 96 %) имеет неподвижное ударение: книга, книги, книгу, книгой, книге и т. д.
23)Письменность. Её развитие.
Пи́сьменность— знаковая система, предназначенная для формализации, фиксации и передачи тех или иных данных (речевой информации и др. элементов смысла безотносительно к их языковой форме) на расстоянии и придания этим данным вневременного характера. Письменность — одна из форм существования человеческого языка. Мельчайшие смыслоразличительные единицы письма — графемы.
Этапы:
Современная письменность прошла достаточно длительный период становления. Можно выделить следующие этапы её формирования:
Предметное письмо
Изначально люди не обладали никакой письменностью. Поэтому было достаточно трудно передавать информацию на большие расстояния. Известная легенда (рассказанная Геродотом) о персидском царе Дарии I гласит, что как-то раз он получил послание от кочевников скифов. Послание включало в себя следующие четыре предмета: птицу, мышь, лягушку и стрелы. Гонец, доставивший послание, сообщил, что более ничего сообщать ему не велено, и с тем распрощался с царем. Встал вопрос, как же интерпретировать это послание скифов. Царь Дарий посчитал, что скифы отдают себя в его власть и в знак покорности принесли ему землю, воду и небо, ибо мышь означает землю, лягушка — воду, птица — небо, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Однако один из мудрецов возразил Дарию. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: «Если вы, персы, как птицы не улетите в небо, или, как мыши не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Как оказалось в дальнейшем, этот мудрец оказался прав.
Пересказанная легенда раскрывает тот факт, что первоначально люди пытались передавать информацию при помощи различных предметов. Известными историческими примерами предметного письма также являются вампум (ирокезское письмо, представленное разноцветными ракушками, нанизанными на веревку) и кипу (перуанское письмо, в котором информация передавалась цветом и количеством узелков на веревках). Конечно, предметное письмо не было самым удобным средством передачи информации и со временем люди придумали более универсальные инструменты.
Пиктографическое письмо
Следующим этапом на пути формирования письменности стало письмо на основе изображений (пиктограмм). Можно вспомнить, что зарождение изобразительного искусства произошло ещё во времена древних людей прежде появления государственности. Однако эти ранние попытки все же не доходили до уровня систематически используемого для передачи информации инструмента. Сущность пиктографического письма заключается в том, что с помощью определенного знака выражается некоторое понятие. Например, понятие «человек» может быть передано изображением человека. Постепенно упрощаясь, пиктограммы все более удаляются от исходных изображений, начинают приобретать множественные значения. Однако пиктография не могла выполнять все потребности письма, возникающие с развитием понятий и абстрактного мышления, и тогда рождается идеография («письмо понятиями»). Она используется для передачи того, что не обладает наглядностью. Например, для обозначения понятия «зоркость», которое нарисовать невозможно, изображали тот орган, через который оно проявляется, то есть — глаз. Таким образом, рисунок глаза как пиктограмма означает «глаз» и как идеограмма — «зоркость». Следовательно, рисунок мог иметь прямое и переносное значения.[1]
Иероглифическое письмо
В иероглифическом письме зачастую трудно различить исходное изображение, лежащее в его основе. В иероглифах появляются типичные конструктивные элементы, повторяющиеся в разных знаках. Вероятно, причиной этого было стремление человека упростить запись письменного текста, упростить обучение письму. Тем не менее, иероглифическое письмо по-прежнему сохраняло существенный недостаток: оно не имело никакой связи с произношением слова. В результате письменная и устная речь существовали как бы по отдельности. Кроме того, в языках, для которых характерно изменение формы слова в зависимости от его синтаксической роли, приходилось дополнять иероглифы специальными обозначениями для форм слов.
Слоговое письмо
Значительным шагом на пути сближения устной и письменной речи стало формирование слоговой письменности. Наиболее известными слоговыми письменностями являются клинописные (древнеперсидская, аккадская и другие наследники шумерского письма), западносемитские (финикийская, арабская и другие наследники древнеегипетской иероглифики) и японские слоговые системы (катакана и хирагана). Финикийское письмо сыграло в жизни человечества очень важную роль. Именно оно легло в основу греческого письма, от которого произошлилатиница
и кириллица, а соответственно, и большинство современных письменностей.Алфавитное письмо
Когда финикийским письмом стали пользоваться греки, они столкнулись с проблемой полноценной передачи звучания слов с помощью слоговой финикийской системы. Дело в том, что в финикийском письме, по существу, отсутствовали буквы для обозначения гласных звуков. Для греков в силу специфики образования форм слов это оказалось неудобным. Поэтому появились специальные символы для обозначения гласных. В результате письмо перешло на ещё более универсальный уровень. Теперь используя порядка 30 знаков, которые с легкостью мог выучить любой человек, можно было передать практически любые слова устной речи. Алфавитное письмо в силу своей простоты быстро распространилось по всему миру (хотя в некоторых цивилизациях переход к нему не произошёл).
24)Лексикология. И её разделы.
Лексиколо́гия— наука о слове; это раздел языкознания, изучающий словарный состав языка, или лексику. Лексикология делится на общую и частную. Частная лексикология изучает лексический состав какого-либо конкретного языка. В лексикологии рассматриваются:
§ слово и его значение
§ система взаимоотношений слов
§ история формирования современной лексики
§ функционально-стилевое различие слов в разных сферах речи
Объектом изучения является слово. Оно изучается также в морфологии и словообразовании. Однако если в них слова оказываются средством для изучения грамматического строя и словообразовательных моделей и правил языка, то в лексикологии слова изучаются для познания самих слов, а также словарного состава языка (лексики). Так как лексика является не просто суммой слов, а определенной системой взаимоотносительных и взаимосвязанных фактов, то лексикология предстает как наука не об отдельных словах, а о лексической системе языка в целом.
Разделы:
§ Фразеология — наука об устойчивых сочетаниях слов.
§ Этимология — раздел исторического языкознания, который изучает происхождение слов.
§ Лексикография — теория и практика составления словарей.
§ Семантика — наука о плане содержания языковых единиц.
§ Терминоведение - изучение терминов