Младший дошкольный возраст

Диагностика проводится индивидуально с каждым ребенком в форме игры.

(тематические представления и умения определяются в трех направлениях: Умение находить в окружающем пространстве группы предметы, которых много, и по одному (игра «Расскажи медвежонку (кукле) о группе»);

2. Умение сравнивать множества по количеству входящих в них элементов практи­ческим путем (наложения или приложения), при помощи счета (до 3-х), (игра «К нам гости пришли»), графически (в пределах 5-ти);

3. Умение определять и воспроизводить множества на слух (в пределах 3-х эле­ментов), (игра «Путешествие в лес»).

Игра «Расскажи медвежонку (кукле) о группе».

Воспитатель показывает новую игрушку. Это может быть медвежонок или кукла. Рассказывает, что эта новая игрушка будет жить теперь с детьми в группе, но она немного боится, потому что мало знает про группу. Предлагает ребенку помочь медвежонку (кукле) и рассказать, каких предметов в группе много, а каких по одному.

Когда ребенок затрудняется с ответом, можно помочь ему определением тех мест, где можно найти эти предметы. Таким ебразом определяется средний и низ­кий уровни сформированное™ выделе: ikcto умения.

Во время игры необходимо спрашивать у детей — «Сколько предметов?»

Игра «К нам пришли гости»

Материал; прямоугольная карта («стол»), изображения тарелок (7), яблок (7),

ложек (7) и матрешек (5). Возможно использование не карты и изображений, а

настоящих предметов.

1. Воспитатель рассказывает, что в гости к детям пришли матрешки. Ставит их вдоль стола. Необходимо их угостить. Предлагает разложить на столе столько тарелок, сколько матрешек к ним пришло. На тарелки положить яблоки — столь­ко, сколько тарелок. Рядом с тарелками поставить чашки — столько, сколько тарелок, то же сделать с ложками. Спрашивает у ребенка: «Сколько ты положил ложек? Поставил тарелок? Чего больше? Меньше? Почему ты так думаешь?»

2. Аналогично с карточками с изображениями матрешек и яблок (на одной карточке 5 матрешек и 5 яблок).

3. В гости «приходят» 3 матрешки. Предлагаются 3 тарелки, 3 яблока, 3 чашки, 3 лож­ки. При «угощении» воспитатель спрашивает: «Сколько матрешек? Сколько та­релок (яблок, ложек, чашек)? Чего больше? Чего меньше? Поровну, по сколько?»

Игра «Путешествие в лес»

Ребенок вмесге с воспитателем «идет в лес». По дороге ему надо сделать столько шагов сколько раз кукушка скажет «ку-ку»; «сорвать» столько ромашек, сколько раз зайчик хлопнет в ладоши; дать белочке столько грибов, сколько раз белочка стукнет в барабан и т. д. Необходимо дать детям не менее 5 заданий. При этом уточнять: «Сколько?»

Деятельность детей в процессе игры соотносится с соответствующими пока­зателями разных уровней сформированности тех или иных математических пред­ставлений, умений и навыков. Имя ребенка записывается в диагностическую таб­лицу напротив описания определенного уровня.

Диагностическая таблица уровней сформированности математических представлений, умений, навыков (раздел «Количество»)

Область знанийи критерии оценки Уровень Показатели сфор­мированности Имя ребенка
1. Нахождение в окружа­ющем пространстве предметов, которых много и по одному. Критерий оценки: степень проявления самостоятельности Высокий     Средний   Низкий Самостоятельно находит и на­зывает предметы, которых в группе много и по одному Называет предметы, которых в группе много и по одному с помощью взрослого, который указывает места в групповой комнате, где можно найти эти предметы Самостоятельно не находит и не называет. Когда воспи­татель указывает на предме­ты, которых много и по одному, отвечает на вопрос «Сколько предметов?» правильно  
2. Сравнение множеств по количеству находя­щихся в них элементов практическим путем (наложение и прило­жение, графическое соотнесение). Критерий: степень проявления самостоятельности, адекватность исполь­зования выражений «больше», «меньше», «столько-сколько» Высокий     Средний     Низкий Знает способы сравнения (нало­жение, приложение, графическое соотнесение). Самостоятельно действует, При описании резуль­татов сравнения отвечает на вопросы «Чего больше? Чего меньше?» Использует слова «больше», «меньше», «поров­ну», «столько», «сколько» Знает способы сравнения. До­пускает при наложении, графи­ческом соотнесении, приложении ошибки в действиях. В связи с этим иногда делает ошибочные заключения. С помощью взрос­лого справляется с определе­нием чего больше, чего мень­ше. При описании результатов сравнения использует слова «больше», «меньше», «поровну», выражение «столько, сколько» Затрудняется в определении способов сравнения. Делает ошибки при выполнении дейст­вий. Не использует в своей речи выражения «столько, сколько», «поровну»  
3. Определение мощно­сти множества при по­мощи счета. Критерий: степень интериоризации счетной деятель­ности Высокий     Средний     Низкий Правильно определяет количе­ство всех пяти элементов множества, считая про себя Может допускать ошибки при счете про себя, исправляет их, считая вслух При счете вслух и при счете про себя допускает ошибки.    
4. Определение мощно­сти множества на слух (в пределах 3). Критерий: степень проявления самостоятельности; адекват­ность использования выражений «боль­ше», «меньше», «столько - сколько»   Высокий   Средний     Низкий Выполняет указанные дейст­вия самостоятельно. При опре­делении количества использу­ет слова «один», «два», «три» при определении результатов сравнения — выражение «столько, сколько...» Допускает ошибки в воспроиз­ведении множества. Выполня­ет задание с помощью взрос­лого. Сравнение делает только о помощью вопросов взросло­го. Речевые показатели такие же, как и у детей с высоким уровнем. Множество восстанавливает без соотнесения с звуковым образ­цом. Не делает количественно­го сравнения. Отвечает непра­вильно на вопросы о количе­ственной характеристике множества, о результатах сравнения»    
             

Средний и старший дошкольный возраст

Счетная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста отли­чается только границами счета, поэтому описание диагностики будет одинаковым.

Диагностика проводится индивидуально с каждым ребенком. Состоит из опре­деления уровня сформированности счетной деятельности и знаний о числах:

1. Развитие счетных умений диагностируется через: а) задание пересчитать мно­жества; 6) игру «Что изменилось?»;

2. понимание независимости числа от качественных и количественных показате­лей — через игру типа «лото», «Найди столько же»;

3. Знание количественного состава числа из единиц (старшая группа) — через игру «Я знаю 5 имен девочек...». Знание количественного состава числа из двух меньших чисел (старшая группа) — через игру «Достань морковку»;

4. Понимание связей и отношений между смежными числами диагностируется че­рез игру «Найди пропущенное число» или компьютерную игру «Соседи».

Перечисленные типовые игры, имеют описание почти в каждом методическом пособии. После проведения игр с детьми, студент должен занести имя ребенка в диаг­ностическую таблицу напротив описания того уровня, который соответствует уров­ню сформированное™' элементарных математических представлений, умений, навыков данного ребенка. В среднем дошкольном возрасте следует ограничиться 1-ой; 2-ой; 4-ой позицией, а в старшем дошкольном возрасте диагностика проводится по всем критериям.

Диагностическая таблица сформированности счетной деятельности и представлений о числах

Область знаний и критерий оценки Уровень Показатели сформированности Имя ребенка
1. Развитие счетных уме-1 Высокий ний (до 5-средний воз-1 раст, до 10- старший возраст). Критерий оценки: степень про­явления самостоя­тельности действия и интериоризация счета Высокий     Средний     Низкий Самостоятельно правильно считает. Считает про себя. Определяет элементы мно­жества глазами. Безошибочно определяет место предмета при пересчете слева направо, справа налево. Иногда делает ошибки при счете про себя. Чтобы пра­вильно пересчитать, дотра­гивается рукой до предметов, проговаривает слова — числительные вслух. Делает ошибки в порядковом счете. Не придерживается правил ко­личественного и порядкового счета. Без помощи взрослого не считает  
2. Понимание независимости числа от качественных и пространстьвенных показателей (в пределах 5 – средний возраста, в пределах 10 – старший возраст. Критерий оценки: степень проявления самостоятельности Высокий     Средний     Низкий   Самостоятельно отыскивает равные множества, элементы которых отличаются по цвету, форме, величине, пространственному расположению. Иногда допускает ошибки. При указании взрослого обращает на них внимание и самостоятельно исправляет. Без помощи взрослого с выполнением задания не справляется  
3.Знание количественного состава числа из единиц и двух меньших чисел (только старший возраст). Критерий оценки: степень проявления самостоятельности; наличие или отсутствие ошибок; объем знания вариантов состава числа Высокий     Средний     Низкий     Самостоятельно составляет множества из единиц. Само- стоятельно составляет множества из двух частей, сохраняя при этом количественные границы множества. Знает разные варианты состава одного и того же числа. При указании взрослого отыскивает свою ошибку и исправляет ее. При составлении множества из двух частей ограничивается 1—2 вариантами. В большинстве случаев не выполняет задания. Без помощи взрослого не может составить множества  
4. Понимание связи и отношений между смежными числами (до 5 — средний возраст, до 10 — старший воз- раст). Критерий оценки: степень проявления самостоятельности Высокий     Средний   Низкий Самостоятельно находит большее и меньшее число (или пропущенное) Иногда делает ошибки, при указании взрослого сам находит ошибку и исправляет ее В большинстве случаев ошибается. Без помощи взрослого не может найти и исправить ошибку.  

Диагностику художественной выразительности детского рисункасмотрите в содержании производственной практики по изобразительному искусству в дошкольных учреждениях.

Диагностику музыкального развития ребенка дошкольного возраста смотрите в содержании практики по музыкальному искусству и хореографии в дошкольных и других учреждений.

Наши рекомендации