Младший дошкольный возраст
Диагностика проводится индивидуально с каждым ребенком в форме игры.
(тематические представления и умения определяются в трех направлениях: Умение находить в окружающем пространстве группы предметы, которых много, и по одному (игра «Расскажи медвежонку (кукле) о группе»);
2. Умение сравнивать множества по количеству входящих в них элементов практическим путем (наложения или приложения), при помощи счета (до 3-х), (игра «К нам гости пришли»), графически (в пределах 5-ти);
3. Умение определять и воспроизводить множества на слух (в пределах 3-х элементов), (игра «Путешествие в лес»).
Игра «Расскажи медвежонку (кукле) о группе».
Воспитатель показывает новую игрушку. Это может быть медвежонок или кукла. Рассказывает, что эта новая игрушка будет жить теперь с детьми в группе, но она немного боится, потому что мало знает про группу. Предлагает ребенку помочь медвежонку (кукле) и рассказать, каких предметов в группе много, а каких по одному.
Когда ребенок затрудняется с ответом, можно помочь ему определением тех мест, где можно найти эти предметы. Таким ебразом определяется средний и низкий уровни сформированное™ выделе: ikcto умения.
Во время игры необходимо спрашивать у детей — «Сколько предметов?»
Игра «К нам пришли гости»
Материал; прямоугольная карта («стол»), изображения тарелок (7), яблок (7),
ложек (7) и матрешек (5). Возможно использование не карты и изображений, а
настоящих предметов.
1. Воспитатель рассказывает, что в гости к детям пришли матрешки. Ставит их вдоль стола. Необходимо их угостить. Предлагает разложить на столе столько тарелок, сколько матрешек к ним пришло. На тарелки положить яблоки — столько, сколько тарелок. Рядом с тарелками поставить чашки — столько, сколько тарелок, то же сделать с ложками. Спрашивает у ребенка: «Сколько ты положил ложек? Поставил тарелок? Чего больше? Меньше? Почему ты так думаешь?»
2. Аналогично с карточками с изображениями матрешек и яблок (на одной карточке 5 матрешек и 5 яблок).
3. В гости «приходят» 3 матрешки. Предлагаются 3 тарелки, 3 яблока, 3 чашки, 3 ложки. При «угощении» воспитатель спрашивает: «Сколько матрешек? Сколько тарелок (яблок, ложек, чашек)? Чего больше? Чего меньше? Поровну, по сколько?»
Игра «Путешествие в лес»
Ребенок вмесге с воспитателем «идет в лес». По дороге ему надо сделать столько шагов сколько раз кукушка скажет «ку-ку»; «сорвать» столько ромашек, сколько раз зайчик хлопнет в ладоши; дать белочке столько грибов, сколько раз белочка стукнет в барабан и т. д. Необходимо дать детям не менее 5 заданий. При этом уточнять: «Сколько?»
Деятельность детей в процессе игры соотносится с соответствующими показателями разных уровней сформированности тех или иных математических представлений, умений и навыков. Имя ребенка записывается в диагностическую таблицу напротив описания определенного уровня.
Диагностическая таблица уровней сформированности математических представлений, умений, навыков (раздел «Количество»)
Область знанийи критерии оценки | Уровень | Показатели сформированности | Имя ребенка | |||
1. Нахождение в окружающем пространстве предметов, которых много и по одному. Критерий оценки: степень проявления самостоятельности | Высокий Средний Низкий | Самостоятельно находит и называет предметы, которых в группе много и по одному Называет предметы, которых в группе много и по одному с помощью взрослого, который указывает места в групповой комнате, где можно найти эти предметы Самостоятельно не находит и не называет. Когда воспитатель указывает на предметы, которых много и по одному, отвечает на вопрос «Сколько предметов?» правильно | ||||
2. Сравнение множеств по количеству находящихся в них элементов практическим путем (наложение и приложение, графическое соотнесение). Критерий: степень проявления самостоятельности, адекватность использования выражений «больше», «меньше», «столько-сколько» | Высокий Средний Низкий | Знает способы сравнения (наложение, приложение, графическое соотнесение). Самостоятельно действует, При описании результатов сравнения отвечает на вопросы «Чего больше? Чего меньше?» Использует слова «больше», «меньше», «поровну», «столько», «сколько» Знает способы сравнения. Допускает при наложении, графическом соотнесении, приложении ошибки в действиях. В связи с этим иногда делает ошибочные заключения. С помощью взрослого справляется с определением чего больше, чего меньше. При описании результатов сравнения использует слова «больше», «меньше», «поровну», выражение «столько, сколько» Затрудняется в определении способов сравнения. Делает ошибки при выполнении действий. Не использует в своей речи выражения «столько, сколько», «поровну» | ||||
3. Определение мощности множества при помощи счета. Критерий: степень интериоризации счетной деятельности | Высокий Средний Низкий | Правильно определяет количество всех пяти элементов множества, считая про себя Может допускать ошибки при счете про себя, исправляет их, считая вслух При счете вслух и при счете про себя допускает ошибки. | ||||
4. Определение мощности множества на слух (в пределах 3). Критерий: степень проявления самостоятельности; адекватность использования выражений «больше», «меньше», «столько - сколько» | Высокий Средний Низкий | Выполняет указанные действия самостоятельно. При определении количества использует слова «один», «два», «три» при определении результатов сравнения — выражение «столько, сколько...» Допускает ошибки в воспроизведении множества. Выполняет задание с помощью взрослого. Сравнение делает только о помощью вопросов взрослого. Речевые показатели такие же, как и у детей с высоким уровнем. Множество восстанавливает без соотнесения с звуковым образцом. Не делает количественного сравнения. Отвечает неправильно на вопросы о количественной характеристике множества, о результатах сравнения» | ||||
Средний и старший дошкольный возраст
Счетная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста отличается только границами счета, поэтому описание диагностики будет одинаковым.
Диагностика проводится индивидуально с каждым ребенком. Состоит из определения уровня сформированности счетной деятельности и знаний о числах:
1. Развитие счетных умений диагностируется через: а) задание пересчитать множества; 6) игру «Что изменилось?»;
2. понимание независимости числа от качественных и количественных показателей — через игру типа «лото», «Найди столько же»;
3. Знание количественного состава числа из единиц (старшая группа) — через игру «Я знаю 5 имен девочек...». Знание количественного состава числа из двух меньших чисел (старшая группа) — через игру «Достань морковку»;
4. Понимание связей и отношений между смежными числами диагностируется через игру «Найди пропущенное число» или компьютерную игру «Соседи».
Перечисленные типовые игры, имеют описание почти в каждом методическом пособии. После проведения игр с детьми, студент должен занести имя ребенка в диагностическую таблицу напротив описания того уровня, который соответствует уровню сформированное™' элементарных математических представлений, умений, навыков данного ребенка. В среднем дошкольном возрасте следует ограничиться 1-ой; 2-ой; 4-ой позицией, а в старшем дошкольном возрасте диагностика проводится по всем критериям.
Диагностическая таблица сформированности счетной деятельности и представлений о числах
Область знаний и критерий оценки | Уровень | Показатели сформированности | Имя ребенка |
1. Развитие счетных уме-1 Высокий ний (до 5-средний воз-1 раст, до 10- старший возраст). Критерий оценки: степень проявления самостоятельности действия и интериоризация счета | Высокий Средний Низкий | Самостоятельно правильно считает. Считает про себя. Определяет элементы множества глазами. Безошибочно определяет место предмета при пересчете слева направо, справа налево. Иногда делает ошибки при счете про себя. Чтобы правильно пересчитать, дотрагивается рукой до предметов, проговаривает слова — числительные вслух. Делает ошибки в порядковом счете. Не придерживается правил количественного и порядкового счета. Без помощи взрослого не считает | |
2. Понимание независимости числа от качественных и пространстьвенных показателей (в пределах 5 – средний возраста, в пределах 10 – старший возраст. Критерий оценки: степень проявления самостоятельности | Высокий Средний Низкий | Самостоятельно отыскивает равные множества, элементы которых отличаются по цвету, форме, величине, пространственному расположению. Иногда допускает ошибки. При указании взрослого обращает на них внимание и самостоятельно исправляет. Без помощи взрослого с выполнением задания не справляется | |
3.Знание количественного состава числа из единиц и двух меньших чисел (только старший возраст). Критерий оценки: степень проявления самостоятельности; наличие или отсутствие ошибок; объем знания вариантов состава числа | Высокий Средний Низкий | Самостоятельно составляет множества из единиц. Само- стоятельно составляет множества из двух частей, сохраняя при этом количественные границы множества. Знает разные варианты состава одного и того же числа. При указании взрослого отыскивает свою ошибку и исправляет ее. При составлении множества из двух частей ограничивается 1—2 вариантами. В большинстве случаев не выполняет задания. Без помощи взрослого не может составить множества | |
4. Понимание связи и отношений между смежными числами (до 5 — средний возраст, до 10 — старший воз- раст). Критерий оценки: степень проявления самостоятельности | Высокий Средний Низкий | Самостоятельно находит большее и меньшее число (или пропущенное) Иногда делает ошибки, при указании взрослого сам находит ошибку и исправляет ее В большинстве случаев ошибается. Без помощи взрослого не может найти и исправить ошибку. |
Диагностику художественной выразительности детского рисункасмотрите в содержании производственной практики по изобразительному искусству в дошкольных учреждениях.
Диагностику музыкального развития ребенка дошкольного возраста смотрите в содержании практики по музыкальному искусству и хореографии в дошкольных и других учреждений.