Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников
Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. —
М.: В. Секачев, 2007. — 224 с.
ISBN 5-88923-125-1
В учебно-методическом пособии освещены общие вопросы развития ре-
чи детей дошкольного возраста, проблемы речевого недоразвития. Представ-
лены методические приемы и отдельные формы работы по преодолению об-
щего недоразвития речи. Рассмотрено содержание логопедической и коррек-
ционно-воспитательной работы в дошкольном учреждении и представлен
дидактический материал по звуковой культуре речи, лексико-граммати-
ческим темам, обучению грамоте, развитию связной речи детей с ОНР.
Для логопедов, методистов и воспитателей ДОУ, студентов дефектоло-
гических факультетов, учащихся педагогических колледжей.
© Ж.В. Антипова, Т.В. Волосовец, Л.П. Зернова,
И.А. Зимина, Е.Н. Кутепова, Г.Р. Шашкина, 2002
© В. Секачев, издание, 2007
© ТЦ «Сфера», оформление, 2007
ПРЕДИСЛОВИЕ
В пособии обобщен опыт многолетней практической работы логопедов, воспитателей, музыкального руководителя, психолога в их совместной работе по преодолению у детей общего недоразвития речи.
Пособие состоит из трех глав, в первой главе рассматриваются
некоторые исторические, теоретические и практические вопросы раз-
вития и недоразвития речи; вторая посвящена проблемам коррекци-
онного обучения детей с общим недоразвитием речи; третья — во-
просам проведения досуга и родительских собраний в дошкольном
образовательном учреждении комбинированного вида для детей с
общим недоразвитием речи.
Авторы попытались обозначить и рассмотреть те проблемы раз-
вития речи детей с общим ее недоразвитием, которые имеют наи-
большее значение для практики логопедии, уделив основное внима-
ние использованию дидактического материала в работе логопеда, ко-
торый был систематизирован и апробирован в течение ряда лет лого-
педами ДОУ №381 Г.Р. Шашкиной, Л.П. Зерновой, И.А. Зиминой.
Рассмотрена специфика применения приемов логопедической и
коррекционно-воспитательной работы в условиях Дошкольного обра-
зовательного учреждения комбинированного вида по обучению и
воспитанию детей с общим недоразвитием речи.
В пособии представлены разработанные авторами — Г Р. Шаш-
киной, Л.П. Зерновой, И.А. Зиминой направления коррекционно-
воспитательной работы: логопедические досуги и физкультминутки в
группе для детей с ОНР, некоторые формы работы с родителями.
Дошкольные образовательные учреждения комбинированного
вида играют главную роль в развитии, обучении и воспитании детей с
нарушениями речи, в коррекции первичных и вторичных нарушений,
в подготовке к школьному обучению. Успех логопедического воздей-
ствия обусловлен уровнем профессиональной подготовки логопеда,
его умением комплексно и дифференцированно оценивать состояние
речевой функциональной системы, планировать коррекционно-воспи-
тательную работу с учетом индивидуальных особенностей каждого
ребенка. В настоящем пособии особое внимание уделено содержанию
работы логопеда, в частности, возможности использования дидакти-
ческого материала в проведении фронтальных и индивидуальных за-
нятий, осуществлению преемственности в работе логопеда, воспита-
теля и родителей.
В каждом разделе пособия впервые представлены методические
материалы (карточки по темам), систематизированные с учетом зако-
номерностей и особенностей речевого развития детей с общим недо-
развитием речи.
Предлагаемое пособие не исчерпывает всего содержания логопе-
дической работы в дошкольном образовательном учреждении комби-
нированного вида. Авторы надеются на то, что пособие поможет ло-
гопедам, воспитателям, родителям творчески подойти к организации
процесса коррекции речи детей и будет интересно и полезно специа-
листам, занимающимся логопедической и коррекционно-воспита-
тельной работой с детьми с общим недоразвитием речи.
Авторы выражают искреннюю благодарность профессору кафед-
ры логопедии МПГУ С.Н. Шаховской за рецензирование и ценные
замечания при работе над данным пособием.
Глава 1.