Социально-культурный потенциал любительского театра в решении социальных проблем общества.
Для четкого определения социально-культурного потенциала любительского театра в решении социальных проблем общества, необходимо рассмотреть все составляющие данного феномена.
Посредством сопереживания как мощного театрального средства театр способен объединить, детей и взрослых на уровне общего совместного проживания, что становится эффективным средством влияния на образовательный и воспитательный процесс. Особенно важное влияние такой учебный театр-клуб оказывает на детей, подростков девиантного поведения, предлагая им неформальное, откровенное и серьёзное общение по злободневным социальным и моральным проблемам, создавая тем самым защитную социально-здоровую культурную среду, способствуя их социализации, используя многообразие функций любительского театра.
Целевая направленность театральной деятельности в широком смысле этого слова - развитие духовно-нравственного потенциала и художественно-эстетического мировоззрения личности средствами любительского театра. Важнейшая социальная задача самодеятельного театра заключается, в первую очередь, в формировании свободной, гармонично развитой личности творца. Ввиду синтетической природы театрального творчества мы имеем возможность целостного воздействия на человека посредством развития интеллектуальной, эмоциональной, физической сфер. Обогащение внутреннего: мира становится наиболее выраженным; если человек является не просто зрителем, а участником творческого процесса.
Посредством созерцания продукта театрального творчества (спектакля) человек получает несколько образцов социальных ролей, приобретает жизненные стереотипы и, тем самым, постигает ценностный смысл своих действий. Театр для современного человека способ социальной устойчивости, который содействует зрителю в применении полученной театральной информации в арсенале жизненного опыта. Перед зрителем предстает яркий пример того, как можно и как нельзя выражать свои чувства, как необходимо поступать в той или иной ситуации, находить решение той или иной проблемы. Посредством сравнения себя с героем пьесы, зритель открывает систему социальных норм и правил, у него развивается стремление приблизиться к нравственному идеалу. Обладая чувством свободного выбора, испытывая эстетическое наслаждение и творческую активность зритель даёт свою оценку множеству вариантов человеческого поведения. По мысли К.С. Станиславского, «Соединяя в себе и используя возможности нескольких искусств, театр аппелирует ко всему объёму человеческих эмоций, переживаний, аффектов, ко всей совокупности человеческих чувств и способностей. Он требует от «третьего участника спектакля» соучастия и высокого уровня развития воображения. Характерный для театра высокий объём внимания и избирательности, отсутствие жёсткой организации восприятия и принудительной точки зрения обуславливают способность его к актуализации творческих потенций личности зрителя»[45].
Концентрация глубокого нравственного смыслового содержания в драматическом произведении предельна, и соответственно, зритель получает концентрированный жизненный опыт, переживая и переосмысливая за время спектакля целый ряд человеческих жизней. При этом сохраняется форма непосредственного жизненного события, ведь всё ежесекундно происходящее в театре наглядно, конкретно и разворачивается прямо на глазах у зрителя. Но эта жизнь находится в сфере «театральной реальности», она слегка отодвинута, отделена от публики, в ней нет мелочей и случайностей будничной жизни, она подаётся крупным планом, всё это и превращает спектакль в разновидность «социального эксперимента». В итоге зритель осознаёт то, что не всегда может осознать в реальной жизни[46]. Тем самым, любительское театральное творчество, стилизует социальный образ действий зрителя и предстаёт в качестве своеобразной модели общения.
В наше время появилась психологическая методика «лечения театром» - театральная арт-терапия. Одним из подвидов арт-терапии является драма-терапия.– это один из возникших недавно видов арт-терапии, который включает элементы музыки, изобразительного искусства и танца. Драма-терапия использует форму театрального искусства и делает ее доступной для пациентов, чтобы они смогли укреплять свое здоровье и справляться со своими расстройствами и проблемами. Таким образом, ее можно использовать и в целях предупреждения, и в целях лечения различных проблем.
Интересен и поучителен опыт воспитания средствами театрального искусства педагогически запущенных детей и подростков, наработанный крупнейшим отечественным педагогом С.Т. Шацким Детские драматические постановки педагог рассматривал как важное средство сплочения детского коллектива, нравственного перевоспитания «детей улицы», их приобщения к ценностям отечественной культуры.
Плодотворная творческая деятельность в решении социальных проблем, реализуемая любительскими театральными коллективами должны осуществляться по следующим направлениям:
· развитие художественно-эстетической культуры: личности в контексте традиций народного, театрального творчества;
· формирование и развитие системы художественных ценностей и нравственных идеалов;
· активизация и интеллектуальное развитие личности на основе учебно-творческой деятельности;
· психолого-педагогическая коррекция эмоциональной сферы, снижение стрессов, напряжения и тревожности;
· расширение эстетического кругозора;
· развитие коммуникативных, навыков посредством взаимного творческого общения в коллективе;
· воспитание этики поведения, приобщение к общественным этическим и нравственным нормам.
Теперь стоит обозначит любительский театр как социальный институт.
Социальный институт «любительский театр» имеет сложную формально-неформальную структуру, который создавался и поддерживался конкретным покровителем или, как стало после 1917 года, государственными органами. Эти же органы брали на себя управление и подготовку специалистов. Режиссеры в коллективе народного театра – специально обученные специалисты, назначенные на должность и получающие за руководство народным театром заработанную плату, представляют собой деятелей профессионального искусства.[47]
Определяя содержательную часть признаков социального института культуры «народный театр»[48], необходимо провести операционализацию связанных с народным театром понятий и управления им:
Отдел культуры - отдел администрации, города или муниципального образования, основой деятельности которого является финансовая, методическая и организационная поддержка деятельности клубных учреждений в целом, проведение районных смотров и конкурсов, участие в подготовке региональных смотров и конкурсов. Назначается руководителем местной администрации по согласованию с региональным комитетом по культуре.
Учреждение клубного типа – клуб, дом культуры, дворец культуры. В зависимости от категории учреждения объединяет в себе определенное количество коллективов. Основными обычно являются хореографический, хоровой, театральный, духовой коллектив. Крупные дворцы культуры могут иметь несколько одноимённых коллективов.
Любительский театр - это название относится к периоду до 1917 года. Группа людей, занимавшихся постижением актерского мастерства в свободное от работы время, регулярно играя спектакли для местной публики.
Театральный кружок - коллектив художественной самодеятельности, где в свободное от работы время люди занимаются постижением актерского мастерства. В качестве отчета о проделанной работе играется спектакль в конце учебного сезона. Руководителем такого кружка может быть специалист с соответствующим образованием, а может быть руководитель, работающий « на общественных началах».
Самодеятельный театр - статус, присваивавшийся ряду театральных кружков в конце 50-х годов, за стабильность работы, наличий постоянного коллектива и репертуара.
Народный театр - то же самое, что и любительский театр, термин утвердился после 1917 года.
«Народный театр» - звание, введенное в начале 60-х годов, для поощрения деятельности самодеятельных театров. Звание позволяло осуществлять самоуправление в коллективе в лице избираемого художественного совета.
Руководитель коллектива - обычно назначается или предлагается вышестоящей организацией. Должен иметь среднее или высшее профессиональное образование, в зависимости от категории клубного учреждения, обладать навыками формирования коллектива и постановки учебно-творческого процесса.
Режиссер театрального коллектива - то же самое, что и руководитель театрального коллектива. Играет роль только местная традиция называть руководителей коллективов клубного учреждения.
Свободное время — часть внерабочего времени, остающегося у человека за вычетом неотложных, необходимых затрат времени. Один из параметров качества жизни.
Досуг домашний - часть свободного времени, освобождаемая для самостоятельного освоения каких-либо художественных навыков, чтения специальной и художественной литературы, просмотра телепередач, прослушивания радиопрограмм, слушания музыкальных записей.
Досуг вне дома - часть свободного времени, специально освобождаемая для посещения киносеансов, концертов, для занятий в театральном коллективе.
Институциональные признаки социального института «народный театр»
1. Установки поведения
Установки:
· реализация духовных потребностей людей путем организации досуга на основе функционирования народных театров;
· повышение эффективности реализации досуга путем улучшения деятельности управляющих структур;
· формирование у конкретных руководителей народных театров понимания того, что они работают в важной культурно-духовной сфере;
· первоочередная задача конкретного руководителя народного театра - это формирование постоянного коллектива и развитие интереса к театральному творчеству, а впоследствии постановка художественных задач.
2.Символические, культурные признаки
Народный театр может иметь свою эмблему, название - чаще всего по месту нахождения, устав.
3.Утилитарные культурные черты
Зрительный зал для проведения репетиций и спектаклей, костюмерная, гримерные комнаты, режиссер-руководитель коллектива, зрительская аудитория, внешняя реклама, руководящие органы.
4. Кодекс устный и письменный
Формальный - письменный кодекс, положение о народных театральных коллективах, введенное в действие Министерством культуры СССР в 1960 году, которое не претерпело принципиальных изменений до настоящего времени. На основе данного положения любой театральный коллектив может иметь собственный устав, где более детально прописаны некоторые нюансы внутренней жизни коллектива.
Неформальный кодекс традиции, существующие в конкретном коллективе, районе или области.
5.Социальный контроль
Внешний контроль деятельности народного театра осуществляется отделами и региональными управлениями культуры, а внутренний - художественными или координационными советами на основе соответствующих документов. Сюда же относятся возрождающиеся смотры и фестивали художественной самодеятельности.
6. Идеология
Реализация духовных потребностей людей приходящих в коллективы народных театров.
Функции социального института «народный театр»
Коммуникативная:
- развития общения индивидов, обретение навыков группового общения как на почве совместных занятий театральным творчеством, но и путем обмена культурной и социальной информацией, которую каждый «приносит с собой» в коллектив театра, может способствовать формированию качественно новых условий и средств человеческого общения;
Социализация:
-народный театр как институт в целом, так и конкретный коллектив как хранитель и транслятор опыта, знаний и ценностей русской театральной культуры, должен создавать условия вхождения индивидов и групп на поле российской культуры, путем приобщения к ее ценностям, традициям и правилам, через освоение художественного наследия, что дает возможность формирования более полной картины мира, постижения культурного пространства для реализации его как в театральном творчестве, так и в конкретных жизненных ситуациях.
Нормативная:
- соблюдения, принятие и формирование норм, правил и условий деятельности конкретного коллектива позволяющих повысить уровень влияние народного театра как института культуры на преобразования российского общества и повышения уровня его духовной жизни:
Адаптивная:
-постижение основ русской театральной культуры, актерского и режиссерского мастерства, участие в художественном и музыкальном оформление спектакля дает возможность представить полифункционалъное участие театра в развитие культуры, что окажет положительное воздействие на поведение индивида и целых групп непосредственно в творческом процессе, а также в быту и на производстве.
Интегративная:
-интеграционные процессы могут выстраиваться на основе эффективной обратной связи внутри института, и усиления неформальных контактов коллективов с окружающей средой конкретного региона.
Консервация культурно-значимых регламентов, феноменов, форм культурной деятельности, их сохранение и репродуцирование – фиксация, сбор и систематизация информации о деятельности театральных коллектива, издание тематической литературы, проведение научно-практических конференций, распространение всей этой информации по конкретным коллектива и специализированным учебным заведениям, с целью приведения учебного процесса к современным реалиям культурной и социальной жизни.
Исходя из сформулированных функций института культуры «народный театр» и анализа их реализации, его важной функцией является создание условий для постижения, сохранения, развития и распространения русской театральной культуры.
Во-первых, это механизм освоения культурных ценностей, оставленных в наследство предшествующими поколениями.
Во-вторых, это механизм самого духовного производства. Особенность его должна состоять в повышенном внимании к нему институтов государства, особенно в настоящее время - период активного формирования мировой глобальной культуры, так как духовное производство не может развиваться на основе рыночных отношений. Здесь речь идет об общественном сознании, развитии личности, и морали.
В-третьих, это механизм создания условий для формирования творческих объединений преимущественно неформального характера, каждое из которых будет развивать определенные направления современной русской культуры, что увеличит как прямое и опосредованное привлечение различных социальных общностей и индивидов, так и их включение в культурные процессы происходящие в российском обществе.
В-четвертых, это механизм СМИ. Коммуникация как внутри самого института, так и между институтами культуры, социальными общностями, индивидами устанавливается через прессу, радио, телевидение. Часть СМИ перешло в частную собственность, другая продолжает функционировать в рамках государства. Было бы принципиально ошибочным позволить приватизацию всех или большей части СМИ, что и означало бы полную коммерциализацию культуры и перевод ее в режим деятельности рыночных механизмов. Тогда потеряли бы свой смысл механизмы, описанные как «во-первых», «во-вторых» и «в-третьих», ибо процесс распространения духовных и культурных ценностей может не соответствовать информационной политике конкретных СМИ.
При реализации приведенных положений начнется процесс стабилизации института и запуска его основных функций, как социального, так и института культуры, что положительным образом отразится на жизни российского общества, что потребует формирования новой идеологии в подготовке режиссеров-руководителей народных театров и всей культурной политике современной России.
Любительский театр в контексте данной работы - это объединение людей, воспринимающих театральное искусство и желающих им заниматься в любой форме, необходимой для творческой деятельности коллектива и режиссера. В таком контексте деятельность народного театра как института и как отдельного коллектива расширит возможности реализации духовных потребностей людей, будет способствовать сохранению и развитию русских театральных традиций и поможет в противостоянии потоку массовой культуры.
Заключение.
Русское любительское театральное творчество — сложносоставное и многовекторное социально-культурное явление, ориентированное на формирование личности и общества в каждую из культурно-исторических эпох.
Проведенное исследование дает возможность утверждать, что любительский театр является устоявшейся институализированной структурой. Его основными задачи - осуществление активного досуга людей, в ходе которого участники приобретают компетентность в области театральной культуры и создании новых постановочных форм, пополняющих театральную культуру России в целом. В различные социально-исторические периоды любительский театр по-разному реализовал свои институциональные функции, но при этом его привлекательность не уменьшалась. В определенные периоды он становился «диссиденствующей» организацией, которая была моральным и психологическим буфетом между обществом и властью.
Исследование, которое было проведено, показывает, что в будничном восприятии не разделяются на разные категории такие понятия как «любительский театр», «народный театр», «Народный театр», «театральный кружок». Термины «досуг», «руководитель клубного учреждения», «руководитель коллектива», «свободное время», «режиссер театрального коллектива» очень неопределенны. Несмотря на исследования, которые проводились в разные годы, у этих понятий так и не выявился системный характер, а любительский театр, всего лишь, отнесли к разряду зрелищных учреждений, применяя к нему формально-статистические параметры, не учитывая возможности того, чтобы сложить грамотную систематическую научную базу.
Не сильное стремление изучать любительский театр можно объяснить несколькими фактами: имеет давнюю историю, повсеместно распространен и имеет большой успех у населения, в сознании людей вошел как социальный факт. Любительское театральное творчество имеет свою специфику деятельности, разрозненность по территориям России делает его сложным для исследования; любительский театр не укладывается в рамки понятия искусствоведов и социологов о театре.
Эти факторы мешали задуматься над социальным явлением «народный театр» и сделать его анализ, хотя государство при этом часто манипулировало театром в собственных целях.
До революции это были разрозненные коллективы, которые имели корпоративную принадлежность, цензурой контролировались только в отношении репертуара, после 1917 года и до 1990 года любительский театр, вместе с советскими творческими организациями, исполнял социальные заказы политического руководства СССР.
Изменения в социально - политических и экономических ситуациях в России 90-х предоставили возможность людям, которые посвящали ранее много времени любительскому театру, более полно реализовать себя в собственных профессиях, что привело к уменьшению в количестве свободного времени и к оттоку людей из коллективов. Сегодня часть людей по прежнему отдает свой досуг занятиям в любительских театральных коллективах, рассчитывая на более высокое качество в производственном и творческом процессе театра. Аудитория зрителей то же рассчитывает на более высокое качество спектаклей, что является стимулом для театров в поисках новых путей своего развития.
Так как в структуре самого театра и постановочных технологиях мало, что реально можно изменить, то становится важным создать новые методы формирования и функционирования самого коллектива в театре. А это должно находить отражение в принципах подготовки и переподготовки руководителей театральных коллективов. Работа режиссера-руководителя театрального коллектива должна перейти от поучающей — «учитель-ученик», к обучающей и просветительской, так как основной мотив прихода в коллектив, это - интерес и желание быть в коллективе. А для реализации этих мотивов должен измениться стиль работы самих любительских театров, перейдя от унитарной модели, к модели социальной организации, реализующей духовные потребности людей. Это заставит органы управления культурой поменять собственный стиль управления, установив с такими театрами партнерские отношения в формировании духовной и культурной жизни региона.
На основании осуществлённого анализа констатируем, что современное любительское театральное творчество в России традиционно развивается в двух направлениях: 1) постановка спектаклей с глубоким смысловым содержанием и психологической нагрузкой; 2) коммерческое (причём, второе направление значительно уступает первому в плане смысловой нагрузки и воспитательного содержания). Любительский театр и сегодня остаётся уникальным явлением, особым видом творчества, который обладает огромным творческим потенциалом, мощной энергетикой и удивительной бескорыстностью.
Выявление перспектив развития любительского театрального творчества в сфере гармонизации жизнедеятельности человека сопряжено сегодня, в ситуации девальвации духовно-нравственных ценностей, в первую очередь, с обнаружением и трансляцией его воспитательного, собственного педагогического потенциала. Разработка таких вопросов предполагает междисциплинарное обращение к «багажу» наук, вовлечённых ныне в интерактивное взаимодействие.
Феномен любительского театрального творчества в его многожанровости (драма, комедия, трагикомедия, водевиль, пантомима, мелодрама, пастораль, кукольный театр, мюзикл, фарс), расширение сфер деятельности любительского театрального творчества (крепостной театр, крестьянский театр, рабочий театр, студенческий (молодёжный) театрстудия, детский театральный коллектив, православный театр) обусловлены социокультурными и историческими процессами.
Лицом театрального коллектива в обыденном сознании, является руководитель театрального коллектива, выпускник высшего или среднего профессионального учебного заведения, на подготовке которого должны отражаться новые социально-экономические условия. Но социальный статус члена любительского коллектива принадлежит только актеру народного театра, который обосновывает его существование своим свободным временем, интересом и желанием быть в коллективе. В настоящее время подготовка специалистов сконцентрирована только на изучении специальных дисциплин, главной из которых является режиссура и мастерство актера. В прежние времена подобное распределение учебного времени было оправдано, так как были созданы финансово-политические условия для деятельности народных театров. После деполитизации жизни в России у народных театров возникла необходимо формирования новой идеологии своей деятельности, так как привычная идеологическая руководящая и направляющая линии в их работе была отменена. При разделении властей на федеральную, региональную и муниципальную большинство коллективов осталось в муниципальном подчинении, а высшие и средне профессиональные учебные заведения перешли в региональное и федеральное подчинение. Эти уровни управления имеют в своем распоряжении только формально-статистические показатели по которым можно предположить количественные тенденции в самодеятельном художественном творчестве в целом. Полноценная информация по каждой отрасли не формируется, поэтому отсутствует возможность судить о реальной ситуации в самодеятельном творчестве в целом и сфере народных театров конкретно.
Опрос показал, что основным требованием коллектива к режиссеру является у него наличие организационных способностей, нестандартного мышления и образования. На режиссера народного театра ложится сразу несколько функций: организатор коллектива, режиссер-постановщик, педагог и руководитель-хозяйственник, что подразумевает у него наличие разнообразных знаний и навыков, в том числе по социологии организаций, социологии и психологии малых групп, по общей и театральной педагогике, менеджменту в культуре, экономике, законодательству и естественно профессиональные знания. Наличие знаний по гуманитарным дисциплинам развивает нестандартное мышление и помогает найти нестандартный подход к постановочной и организационной работе, что сделает эту профессию уникальной и престижной, а деятельность просветительской, это поможет актерам и зрителям утвердиться в жизненных ценностях и сохранить связь с национальными традициями.
Это важно особенно сейчас, когда отвергнуты советские ценности, утеряны российские и идет формирование новых ценностей и традиций, которые должны быть связаны с традициями русской и мировой культуры. Новые условия требуют от режиссера быть лидером коллектива, выходящим на уровень деятеля, формирующим социокультурное пространство вокруг народного театра и клубного учреждения. Режиссер, реализуя интересы актеров, должен реализовать и собственные амбиции, участвовать в мероприятиях, проводимых клубным учреждением, районным отделом культуры и прочими органами власти. В настоящее время более 30 тысяч руководителей народных театров имеют образование, полученное до 90-х годов с сильной идеологической направленностью. Следовательно, речь идет не только о подготовке, но и повышении квалификации, а для имеющих специального образования - переподготовке в сфере профессионального образования, что поможет современным руководителям коллективов выйти на современный уровень работы. Имея необходимый уровень подготовки, режиссер совместно с коллективом народного театра сможет создать из коллектива театра полноценную социальную организацию, реализующую духовные потребности людей, что позволит вернуться к русской традиционной форме — Любительский театр и будет служить сохранению и дальнейшему развитию народного театра как социокультурного феномена.
Библиография.
1. Гвоздев А.В., Пиотровский А.И. История советского театра.- Л.: Печатный двор, 1933.-367с.
2. Голиков В.С. Школа университетской «драмы» // Очерки по истории Ленингр. Ун-та.Л., 1989.-Вып.6.-С.57.
3. Гребёнкин А.В. Театральная педагогика вчера и сегодня [Электронный ресурс]/Театр 111. М., 2001. - Режим доступа: http://www.theater111.ru/stg-4.htm
4. Ершова; А.П. Театральные занятия для младших школьников: Учебное пособие для учителя / А.П. Ершова. М. : Посвящение, 1995. - 272 с.
5. Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Изд-во МГУК, ИПО «Профиздат», 2002, —288 с.
6. Жидков В.С. Театр и власть. 1917-1927.-М.:Алетейя,2003.-655с.
7. Ильясова Р.Х. Народное художественное творчество: любительский театр XVIII-XX вв. Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 053000 Нар. худож. Творчество.- Тамбов.: Изд-во ТГУ, 2002. – 291с.
8. Ирд К.К. Размышления о театре / К.К. Ирд. Л. : Искусство, 1955. - 78 с.
9. Каменец А.В., Урмина И.А., Заярская Г.В. Основы культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. - М.: Издательство РГСУ, 2011.-316с.
10. О театре и театральной деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Федер.закон от 23 декабря 1999 г. № 99121011-2 (ред. от 20.01.04) // Справочная система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http:base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=366889
11. Официальный сайт Росстата www.gks.ru
12. Перепелкина Я.С. Культурная диверсификация русского любительского театрального творчества, диссерт. На соискание ученой степени канд.фил.наук, спец. 24.00.01, ФГАОУ ВПО БГНИУ, Белгород, 2011.-164с.
13. Савченко А.М. История культурно-просветительной работы в СССР. МГИК МК РФ, 1970.-45с.
14. Самодеятельное художественное творчество в СССР// Очерки истории в 3-х книгах. Кн.1. История самодеятельного творчества 20-х годов.- СПб.: Дмитрий Буланин, 2000.-535с.
15. Самодеятельное художественное творчество в СССР// Очерки истории в 3-х книгах. Кн.2. История самодеятельного творчества 20-х годов.-СПб.: Дмитрий Буланин, 2000.-469с.
16. Самодеятельное художественное творчество в СССР// Очерки истории в 3-х книгах. Кн.3.-СПб.: Дмитрий Буланин, 1999.-199с.
17. Слободянюк Н.И. Динамика развития любительского театра в России с 60-х годов до настоящего времени//Ярославский педагогический вестник.-2003.-№3(36).-7с.
18. Социологические проблемы художественной культуры// отв.ред. В.И.Волков, А.Н.Коган. –Свердловск.: УНЦ АН СССР, 1976.-125с.
19. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. - М., 1954. – 508с.
20. Фохт-Бабушкин Ю.Ф. Искусство в жизни людей.- СПб.: Алетейя,2001.-554с.
21. Хайченко Г.А. Советский театр. Пути развития.-М.: Знамя, 1982.-240с.
22. Честнодумов И.Е.Народный театр в русской культуре XX века.-М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010.-38с.
Приложения.
Приложение 1
Современнее виды и формы любительского театрального творчества [12]
Приложение 2
Опрос участников любительских театральных коллективов «Smile-театра» и театра «111» города Москвы.
Анкета №
|
|
|
Приложение 2
| Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе!
|
|
[1] Шкловский В.Б. Энергия заблуждения. М.: Советский писатель. – 14с.
[2] Хайченко Г.А. Советский театр. Пути развития.-М.: Знамя, 1982.-19с.
[3] Народный театр / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. А. Ф. Некрыловой, Н. И. Савушкиной.— М.: Сов. Россия, 1991.— 544 с, 24 л. ил.— (Б-ка русского фольклора; Т. 10)
[4] Фохт-Бабушкин Ю.Ф. Искусство в жизни людей.-СПб.: Алетейя,2001.-210с.
[5] Гвоздев А.В. Пиотровский А.И. – История советского театра.- Л.: Печатный двор, 1933.-260с.
[6] А.В. Каменец, И.А. Урмина, Г.В.Заярская – Основы культурно-досуговой деятельности: учебник. М.: Издательство РГСУ, 2011.-17с.
[7] Савченко А.М. История культурно-просветительной работы в СССР. МГИК МК РФ, 1970.-45с.
[8] А.В. Каменец, И.А. Урмина, Г.В.Заярская – Основы культурно-досуговой деятельности: учебник. М.: Издательство РГСУ, 2011.- 17с.
[9] Косарева М.В. Самодеятельный театр 1917-1927 годов: социокультурный анализ. Автореф. дис. … канд.пед.наук.- М.: МГУКИ,2008.-16с.
[10] А.В. Каменец, И.А. Урмина, Г.В.Заярская – Основы культурно-досуговой деятельности: учебник. М.: Издательство РГСУ, 2011.- 18-19с.
[11] Гостев А.А., Поэзия рабочего удара.-Пг, 1918.-81с.
[12] Социологические проблемы художественной культуры// отв.ред.В.И.Волков, А.Н.Коган. –Свердловск.: УНЦ АН СССР, 1976.-14с.
[13] А.В. Каменец, И.А. Урмина, Г.В.Заярская – Основы культурно-досуговой деятельности: учебник. М.: Издательство РГСУ, 2011.- 19с.
[14] Самодеятельное художественное творчество в СССР// Очерки истории в 3-х книгах. Кн.1. История самодеятельного творчества 20-х годов.- СПб.: Дмитрий Буланин, 2000.-98с.
[15] Орлинский А. Агитсуд. М.: 1925. -93с.
[16] Инденбом Л. Агросуды.- М.: Крестьянская газета, 1928.-25с.
[17] Вестник театра №75, 1920.-С.6.
[18] Клуб №1, 1927. – С.53
[19] Волков Н.А., От живой газеты к клубному спектаклю // Призыв №8., 1925 . – С.10.
[20] Свободная Интернет-энциклопедия Википедия Электронный ресурс: http://ru.wikipedia.org/wiki/...
[21] Самодеятельное художественное творчество в СССР// Очерки истории в 3-х книгах. Кн.2. История самодеятельного творчества 20-х годов.-СПб.: Дмитрий Буланин, 2000.-432с.
[22] А.В. Каменец, И.А. Урмина, Г.В.Заярская – Основы культурно-досуговой деятельности: учебник. М.: Издательство РГСУ, 2011.- 21с.
[23] А.В. Каменец, И.А. Урмина, Г.В.Заярская – Основы культурно-досуговой деятельности: учебник. М.: Издательство РГСУ, 2011.-22с.
[24] Самодеятельное художественное творчество в СССР// Очерки истории в 3-х книгах. Кн.2. История самодеятельного творчества 20-х годов.-СПб.: Дмитрий Буланин, 2000.-433с.
[25] Положение о народных коллективах//Руководящие материалы и нормативные документы по организации художественной самодеятельности.-Л.: Управление культуры Леноблисполкома, 1988.-7с.
[26] Самодеятельное художественное творчество в СССР// Очерки истории в 3-х книгах. Кн.3.-СПб.: Дмитрий Буланин, 1999.-137с.
[27] Самодеятельное художественное творчество в СССР// Очерки истории в 3-х книгах. Кн.3.-СПб.: Дмитрий Буланин, 1999.- 151с.
[28] А.В. Каменец, И.А. Урмина, Г.В.Заярская – Основы культурно-досуговой деятельности: учебник. М.: Издательство РГСУ, 2011.-24с.
[29] А.В. Каменец, И.А. Урмина, Г.В.Заярская – Основы культурно-досуговой деятельности: учебник. М.: Издательство РГСУ, 2011.-31с.
[30] О театре и театральной деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Федер.закон от 23 декабря 1999 г. № 99121011-2 (ред. от 20.01.04) // Справочная система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http:base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=366889
[31] О театре и театральной деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Федер.закон от 23 декабря 1999 г. № 99121011-2 (ред. от 20.01.04) // Справочная система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http:base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=366889
[32] Дом народного творчества России: ретроспектива и современность" Государственный Российский Дом народного творчества. 2009 Электронный ресурс: http://www.rusfolk.ru/grdnt/history
[33] Слободянюк Н.И. Динамика развития любительского театра в России с 60-х годов до настоящего времени//Ярославский педагогический вестник.-2003.-№3(36).-С.1-5
[34] Исходные предпосылки и научные обоснования концепции «Комплексной программы развития культуры и искусства Калининской области в период 1991-1995 годов».-Калинин.: Управление культуры Калининского облисполкома, 1991.-87с.
[35] Честнодумов И.Е.Народный театр в русской культуре XX века.-М.: Книжный дои «ЛИБРОКОМ», 2010.-38с.
[36] Министерство культуры Российской Федерации. Сайт: www.mkrf.ru
[37] Ершова А.П. Театральные занятия для младших школьников: Пособие для учителя.М.,1995.-С.35.
[38] Пирогов Н.И. Избранные педагогии, сочинения. М., 1953 - С. 96-103.
[39] Там же.-С. 96-103.
[40] Гребёнкин А.В. Театральная педагогика вчера и сегодня [Электронный ресурс]/Театр 111. М., 2001. - Режим доступа:http://www.theater111.ru/stg-4.htm
[41] Гребёнкин А.В. Театральная педагогика вчера и сегодня [Электронный ресурс]/Театр 111. М., 2001. - Режим доступа:http://www.theater111.ru/stg-4.htm
[42] Голиков В.С. Школа университетской «драмы» // Очерки по истории Ленингр. Ун-та.Л., 1989.-Вып.6.-С.57.
[43] Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 6. М., 1984. - С. 98.
[44] Ирд К.К. Размышления о театре. Л., 1955.-С.234.
[45] Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М., 1954. - С. 154.
[46] Гребёнкин А.В. Театральная педагогика вчера и сегодня [Электронный ресурс]/Театр 111. М., 2001. - Режим доступа:http://www.theater111.ru/stg-4.htm
[47] Честнодумов И.Е.Народный театр в русской культуре XX века.-М.: Книжный дои «ЛИБРОКОМ», 2010.-42с.
[48] Фролов С.С. Социология, изд.2. М.: Гардарики,1996.-19с.