Внеклассная и внешкольная воспитательная работа
Внеклассная воспитательная работа – организация педагогом (клруком и учителями предметниками) различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.
Внешкольная воспитательная работа – это педагогическая деятельность в системе учреждений дополнительного образования и внешкольных воспитательных организаций, направленное на развитие у детей интересов и способностей.
Возможности внеклассной воспитательной работы:1.Разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке
2.Вкл. разных видов внекл-ой работы , обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки
3.Разнообразная внеклассная воспитательная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деят-ти, желание активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности
4.В различных формах внекл-ой работы дети не только проявляют свои индивидуальные способности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и прочее
Цель внекл-ой воспит-ой работы – усвоение необходимого для жизни социального опыта и формирование принимаемой обществом системы ценностей
Задачи:
1.Формирование у ребенка положительной «Я – КОНЦЕПЦИИ»
2.Формирование навыков сотрудничества, коллективного в/действия
3.Формирование нравственного, волевого, эмоционального компонентов мировоззрения
4.Развитие познавательного интереса: расширяется кругозор, приобщается к различным видам искусства,углубляются знания по предметам
Функции:
Образ-ая: обучение детей определенным навыкам поведения, коллективной Ж, навыкам общения
Разв-ая: развитие психических процессов школьника, развитие индивидуальных способностей
Восп-ая:приобщение к общечеловеческим ценностям, формирование нравственных качеств
Требования к внеклассной работе:
Обязательная постановка цели
Определить ожидаемые результаты
Оптимистический подход, опора на лучшее в каждом ребенке
Высокие личностные качества педагога-организатора без фальши…
Педагог должен быть в постоянном творческом поиске, подбирая и создавая новые формы, отвечающие в сложившейся в классе ситуации(творчество педагога)
12.Характеристика методов воспитания: поощрение, наказание, соревнование.
-методы воздействия на мотивационную сферу личности, направленные на побуждение воспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения.
Задачи: закрепления положительных форм поведения; предупреждение и пресечение негативных проявлений и поступков; формирование положительной мотивации поведения.
Условия:учет индивидуальных особенностей воспитанников; опора на общественное мнение; точная эмоциональная направленность; правильная дозировка.
Поощрение- стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания другими усилий и стараний личности.
Виды: одобрение, похвала, благодарность, награда, материальное награждение.
Наказание– торможение отрицательных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины, стыда и раскаяния.
Виды: замечания, порицание, неодобрение, выговор и др.
Соревнование-метод стимулирования активности воспитанников путем создания условий, которые каждый его участник стремится максимально проявить своих способности и добиться лучших результатов по сравнению с другими.
Формы: конкурсы, викторины, фестивали, олимпиады, спартакиады, выставки.
10.Учебно- методическое обеспечение:учебные планы, программы, учебники и учебные пособия
Содержание образования отражается в учебных планах, учебных программах, учебниках и учебных пособиях.
Учебный план — нормативный документ, который определяет состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, порядок (последовательность) их изучения и количество учебных часов, отводимых на каждый предмет в год, неделю; продолжительность учебного года и каникул.
В базисном учебном плане представлен перечень всех учебных дисциплин по годам обучения в школе (вузе). Изучаемые предметы в учебном плане подразделяются на три группы: обязательные (базовый — федеральный компонент), по выбору учащихся (региональный компонент) и предметы, изучение которых определяется советом школы, вуза (школьный, вузовский компоненты). В базисном учебном плане устанавливается распределение часов на различные образовательные области, факультативы, курсы по выбору.
На основе базисного разрабатываются учебные планы школ (вузов) с учетом их специфики. Эти планы различны для дневных, вечерних, заочных, дистанционных форм обучения.На основе учебных планов составляются учебные программы.
Учебная программа содержит пояснительную записку о целях изучения данного предмета, об основных требованиях к знаниям и умениям учащихся (студентов), тематическое планирование изучаемого материала по предмету в каждом классе (курсе); собственно программу — перечень разделов и тем по курсу, перечень учебного оборудования и наглядных пособий, необходимых для данного курса; рекомендуемую литературу; вопросы для контроля; тематику курсовых, квалификационных работ (в вузе).
Типовые учебные программы разрабатываются на основе Государственного образовательного стандарта по определенной дисциплине. Они имеют рекомендательный характер.
Рабочие учебные программы создаются на основе типовых, утверждаются педагогическим советом школы (в вузе — решением ведущей кафедры). Они отражают требования образовательного стандарта и возможности конкретного учебного заведения.
Авторские учебные программы учитывают требования образовательного стандарта, но могут иметь другую логику изложения учебного материала, авторские взгляды на изучаемые явления и процессы. В основном используются на курсах по выбору, факультативах.
При концентрическом способе построения материал данной ступени обучения в более усложненном виде изучается на последующих ступенях. Концентризмобусловлен необходимостью учета возрастных особенностей учащихся.
Линейный способ построения учебных программсостоит в том, что материал каждой последующей ступени обучения является логическим продолжением того, что изучалось в предыдущие годы. Этот способ более экономичен.
Учебникявляется источником учебной информации и выступает средством обучения, отражает цели и содержание обучения.
В учебнике главной формой является текст. Он делится на:основной (базовые термины, их определения, основные факты, явления, процессы, события; описание законов, теорий, ведущих идей и т.д.);
дополнительный (документы, хрестоматийные и справочные материалы, биографические данные, статистические сведения.пояснительный(введения, примечания, разъяснения, словари, указатели и т.д.).