Внеклассная и внешкольная работа

Помимо занятий в классе в учебные часы, педагогу часто прихо­дится проводить занятия с учениками вне класса и вне школы. Под внеклассной и внешкольной работой подразумеваются такие меро­приятия: беседы, лекции и доклады с показом репродукций, диапо­зитивов и диафильмов, организация и руководство изокружками по рисунку и живописи, проведение экскурсий в музеи, на выставки и в мастерские художников, организация различных выставок, выездов на пленэрные зарисовки, оформление помещения к праздникам, ор­ганизация вечеров-концертов, проведения факультативных занятий.

Внеклассная и внешкольная работа преследует в основном те же задачи и цели, что и учебные занятия, но она помогает решать эти за­дачи шире и глубже, с привлечением нового материала, в более серь­езной форме, с опорой на активный интерес учащихся, на их творче­скую инициативу.

Руководящая роль педагога сохраняется и во внеклассных заняти­ях. Педагог следит за работой учащихся и их общим развитием, на­правляет эту работу. Как в классе, так и вне класса он проводит эсте­тическое воспитание средствами изобразительного искусства.

Внеклассную работу надо строить таким образом, чтобы дети про­должали развиваться, совершенствовали свое мастерство, чтобы изо­бражения в детских рисунках были грамотные, реалистические. А грамотное, реалистическое рисование требует применения законов перспективы, соблюдения закономерностей светотени, правильного понимания конструктивного строения изображаемой натуры, зна­ния законов цветоведения.

Необходимо также убедить детей в процессе занятий, что искусст­во не забава, не развлечение, а серьезный труд, требующий усилий и приносящий большую радость. Учитель должен найти такие методы учебно-воспитательной работы, которые бы возбуждали у детей ин­терес к прекрасному, потребность к красоте, стремление жить и тво­рить по законам красоты.

Для успешного руководства внеклассной работой необходимо за­ранее составить план всех мероприятий, наметить их тематику. Вне­классная работа преподавателя рисования согласовывается с класс­ным руководителем и с учащимися. Необходимо также учитывать время внеклассных занятий, количество мероприятий и возрастные особенности учащихся.

Форма и характер планов внеклассной работы могут быть весьма разнообразными. Для примера приведем план для учащихся перво­го—шестого классов на 1-ю четверть учебного года.

План внеклассных и внешкольных мероприятий на 1-ю четверть___________ учебного года ______ Школа N___________района Москвы ______ _ Учитель по изобразительному искусству___________



Дни и часы   Наименование мероприятий   Цели и задачи   Классы  
5/IХ, 12/IХ, 19/1Х, 26/1Х с 13 до 15 ч   Изокружок. Занятия ри­сунком и живописью   Развитие умения строить изображение согласно зако­нам перспективы, цветове-   1У-У1  
        дения      
15/1Хв13ч   Доклад ученика на тему "Леонардо да Винчи"   Знакомство с творчеством великого итальянского ху-   VI  
        дожника      
23/1Х в 14 ч   Экскурсия в Дом-музей В. М. Васнецова   Знакомство с жизнью и творчеством В. М. Васнецо-   1У-У1  
        ва      
30/1Хс13 до 16ч   Поездка в Сокольники   Обучение пленэрным зари­совкам   VI  
ЗX, 10/Х 17/Хс13 до 15ч   Факультативный курс по декоративному ис­кусству   Знакомство с техникой че­канки по металлу   У11-Х  
7/Хв18ч   Беседа на тему "Натюр-   Знакомство с выдающимися   1У-V  
    морт"   произведениями живописи      
14/Хв18ч   Встреча с выдающимся деятелем отечественно­го изобразительного ис-   Знакомство с особенностя­ми творческой работы неко­торых современных худож-   Все желаю­щие  
    кусства   ников      
28/Х   Организация выставки летних работ учащихся   Показ успехов учащихся и привлечение к работе в   1-У1  
        кружке новых членов      
30/Х в 14 ч   Просмотр кинофильма "Суриков"   Знакомство с жизнью и дея­тельностью художника   Все желаю­щие  
4/Х1   Оформление помеще­ния к празднику   Развитие навыков оформи­тельской работы   V— VI, V11-Х  

Итак, внеклассные и внешкольные занятия развивают интерес и любовь к изобразительному искусству, более полно знакомят уча­щихся с замечательными произведениями выдающихся художников, содействуют идейному и эстетическому воспитанию. Содержание внеклассных занятий должно быть как можно более разнообразным и увлекательным.

Рассмотрим виды внеклассной и внешкольной работы более подробно.

ИЗОКРУЖОК

Кружок — наиболее распространенный вид внеклассной работы. Занятия изобразительным искусством в школьных кружках являют­ся как бы продолжением классных занятий. Но кружковые занятия имеют свои особенности. Во-первых, это занятия для тех, кто серьез­но интересуется изобразительным искусством и эти занятия являют­ся для них в какой-то степени эстетической потребностью. Во-вто­рых, структура деятельности кружка отличается от классных уроков. На уроках учитель обязан изучать со школьниками определенные во­просы, предусмотренные школьной программой. Организация же работы кружка включает составление программы занятий с учетом склонностей и интересов учащихся разного возраста. Конечно, это не означает, что педагог должен давать детям лишь то, что они хоте­ли бы получить. Здесь берутся во внимание и подготовленность по искусству каждого учащегося, и возможности кружка (обеспечение изобразительными материалами, наглядными пособиями и пр.). Вот почему составляется несколько вариантов программ, предусматри­вающих различные установки и характер деятельности.

Изокружки могут быть самые различные: рисунка и живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства, оформительского дела, линогравюры, керамики, юных искусствоведов, мозаики и т. д.

Задача учителя состоит в том, чтобы вовлечь в регулярную работу кружка как можно большее число учащихся. Знания и навыки, при­обретенные в кружке, они применяют при оформлении стенгазеты, выполнении театральных декораций для школьной сцены, на заня­тиях по географии, естествознанию, истории, физике и т. д., при ор­ганизации различных оформительских работ в своем классе.

Учитывая возрастные особенности учащихся, уровень их навыков, изокружки следует комплектовать по группам: в один кружок зачис­лять учащихся первого — третьего классов, в другой — четвертого — шестого классов, не более 10—15 человек в каждую группу.

Содержанием занятий кружка детей начальных классов может быть либо рисование, либо лепка и различные поделки декоративно-прикладного характера, либо составление узоров для вышивок, тка­ней, бордюров.

Лепят дети из глины и пластилина. Вначале можно лепить с нату­ры простые по форме предметы: овощи, фрукты, посуду. Затем мож­но перейти к лепке с чучел птиц и животных и создавать художест­венные образы — персонажи сказок и басен.

Для учащихся четвертого — шестого классов основным видом кружковых занятий должна быть работа с натуры (рисунок и живо­пись), которую следует увязывать с композиционной работой в обла­сти как тематического рисования, так и декоративного.

Успех работы изокружка зависит от увлеченности учителя, хоро­шей организации занятий, обеспечения необходимым инвентарем и натурным фондом, от регулярности занятий и их четкого планирова­ния. При планировании работы необходимо учитывать число членов изокружка, количество часов, тематику заданий, их сложность, мето­дику проведения занятий и организацию итоговых выставок.

Например, учитель в школе ведет кружок линогравюры или кера­мики. Подбирая тематику для индивидуальных работ детей, он дол­жен учитывать и количество членов изокружка.

Планируя выполнение керамического панно с участием членов кружка, педагог должен определить объем работы, исходя из количе­ства часов, которыми располагают учащиеся.

Педагог наметил выполнить несколько тематических работ, раз­бил ребят на подгруппы (творческие бригады) и обнаружил, что для одной из групп тематика задания оказалась очень сложной, — надо подобрать для них иное задание.

Группа ребят в изокружке подобралась очень подготовленная, и педагогу необходимо применить соответствующую методику работы с ними; отсюда и планирование учебного материала должно быть иным.

Организацию итоговых выставок педагог обычно планировал на конец учебного года, но данный состав кружка позволяет предусмо­треть две итоговые выставки: зимнюю и весеннюю.

Помогает в работе и составление планов-конспектов по отдель­ным темам.

К началу каждого занятия необходимо заранее подготовить соот­ветствующие объекты натурной постановки, муляжи или свежие плоды, подобрать их композиционно по окраске и величине, сообра­зуя с ними цвет драпировки, с тем чтобы в организационной части занятия установить натуру в короткий срок. Нужно обратить особое


I

внимание на размещение учащихся по отношению к натуре, не допу­ская слишком близкого расстояния от нее.

Формы и методы работы в изокружках должны быть несколько иными, чем в классе, более приближенными к художественной шко­ле. Например, если в классе на уроках рисования с натуры дети рабо­тали за партами, то в кружке надо познакомить школьников с мето­дикой работы за мольбертом-хлопушкой или, в крайнем случае, на планшете, установленном на стуле. Следовательно, иными должны быть и использование материалов для рисования, и метод работы.

Поэтому при объяснении, например, задания по теме рисования с натуры (акварель) необходимо подробно изложить правила работы акварельными красками. На первых занятиях, когда учащиеся еще недостаточно усвоили технику акварельной живописи, покажем им весь ход построения рисунка и работы акварелью с помощью ранее подготовленных таблиц, изображающих несколько фаз: композици­онное размещение рисунка на листе бумаги, постепенный ход пост­роения линейного рисунка и работы акварелью.

При работе над выявлением объема и цветовой характеристики предметов приучаем детей правильно держать кисть, следить за обя­зательным предварительным разведением краски водой на блюдце или на кусочке бумаги, обращать внимание на подбор нужных то­нальностей и цветовых отношений при первой прокладке акварелью.

Первая прокладка поверхностей основными (локальными) цвета­ми должна быть выполнена в силу освещенных мест, причем на са­мых светлых местах (на бликах) бумагу оставляют чистой. Вторая прокладка лепит рельеф предметов, увязывает их цветовые соотно­шения с фоном и с той плоскостью, на которой предметы поставле­ны. Третья (завершающая) прокладка объединяет все тональные от­ношения наложением полутонов, усилением теней собственных и падающих, выявляет объем предметов и дает характеристику их по цветам и материалам, фактуре.

При работе акварелью кисть должна быть обильно "напоена" раз­веденной краской. Прозрачность не будет достигнута при работе су­хой кистью.

Руководя работой учащихся, надо не ограничиваться объяснения­ми, а больше показывать на практике, как работать кистью, как раз­водить краску, подбирать нужные тона и цвета. Желательно, чтобы на этих занятиях сам преподаватель выполнил в присутствии уча­щихся основной процесс работы над частью постановки.

Законченные работы полезно просмотреть коллективно, с тем что­бы учащиеся отметили достоинства и недостатки своих рисунков. В конце просмотра надо суммировать их высказывания и дать указания к исправлению рисунков.

Лучшие работы, выполненные учащимися на занятиях в изокруж-ке, нужно отобрать для хранения в папке у преподавателя.

В школьных кружках изобразительного искусства при комплектова­нии групп не следует разбивать детей по их художественной подготов­ке, так как это приведет к созданию нескольких параллельных групп. Однако педагогу необходимо учитывать индивидуальные склонности и способности каждого члена кружка, помогая их развитию.

Одновременно с учебной работой педагог ведет и большую воспи­тательную работу, в особенности в период организации и первых за­нятий кружка. Он должен объединить детей в единый коллектив, жи­вущий общими интересами, с едиными творческими устремления­ми. Члены кружка выбирают старосту, который становится помощ­ником учителя. Он следит за дисциплиной, за посещаемостью. Каж­дый поступивший в изокружок должен аккуратно посещать занятия, выполнять предусмотренные планом задания и разработанные круж­ком правила поведения, принимать активное участие в делах кружка, в общественной жизни школы.

ЭКСКУРСИИ

Интересным и содержательным видом учебно-воспитательной ра­боты являются и экскурсии. Они углубляют знания, полученные уча­щимися в часы классных занятий, расширяют их кругозор и активи­зируют самостоятельную работу над рисунками.

Экскурсии устраиваются с целью полнее раскрыть отдельную тему учебной программы, глубже ознакомить с видами изобразительного искусства, дать ясное представление о специфике творческой работы художника.

При организации экскурсий с учащимися начальных классов учи­тель рисования четко продумывает цели и задачи посещения выстав­ки, выхода в природу. Среди них — обратить внимание детей на кра­сивое в жизни, научить их замечать, чувствовать, воспринимать кра­соту природы, любоваться и радоваться ей. Прекрасное в природе не только воздействует на ум ребенка, но и обогащает его духовный мир. Поэтому задача учителя — научить детей видеть и чувствовать в при­роде гармонию цвета, линий, форм. Кроме того, надо логически и ме­тодически увязать все это с конкретным видом учебных занятий — те­матическим рисованием ("Осень в лесу", "Лыжная прогулка" и т. п.), декоративным рисованием (составление узоров на основе раститель­ных форм), рисованием с натуры (наброски, зарисовки). Экскурсии дают возможность детям воспринять учебный материал и натуру в ес­тественной обстановке, непосредственно наблюдать явления, кото-

рые не могут быть показаны в классе. Явления и предметы, наблюда­
емые в природе, вызывают у детей более глубокие эстетические пере­
живания, а следовательно, содействуют развитию художественного
восприятия. I

В старших классах учитель организует экскурсию в музей, на вы­ставку, в мастерскую художника или скульптора, на завод (керамичес­кий или стекольный), на фабрику (мебельную или ювелирную) и т. п.

Например, на уроке декоративного рисования преподаватель ре­шил познакомить учащихся с различными видами прикладного ис­кусства и показать специфику изготовления предметов. Иллюстра­тивного материала для этого мало, но в районе школы имеется не­сколько предприятий, выпускающих предметы декоративно-при­кладного искусства: артель игрушек, ковроткацкая фабрика, мастер­ская косторезного промысла. В таком случае учитель имеет возмож­ность не только рассказать о декоративно-прикладном искусстве, но и показать сам процесс создания вещей.

Для того чтобы экскурсия прошла с пользой для учащихся, оказа­ла на них эстетическое воздействие и расширила их кругозор, педагог должен проявить внимание к ее организации. Необходимо на оче­редном уроке предварительно познакомить школьников с целью экс­курсии, с ее планом и организационными требованиями, связать со­держание экскурсии с учебной работой.

Предварительно учитель согласовывает экскурсию с предприяти­ем или музеем, куда он собирается повести своих учеников, устанав­ливает удобные день и часы, договаривается с экскурсоводом, знако­мит его с задачами экскурсии и с учебной программой.

После экскурсии необходимо провести итоговую беседу, выяс­нить, как учащиеся восприняли все увиденное и услышанное. Если дети что-то неправильно поняли или не восприняли, следует разъяс­нить эти вопросы.

БЕСЕДЫ

Внеклассные беседы проводятся в тех случаях, когда затронутая на уроках тема вызвала особый интерес учащихся и они изъявили жела­ние получить более глубокие знания по данному вопросу, а также в тех случаях, когда сложная тема не дает возможности в учебные часы пол­ностью изложить интересный материал. Первый вид бесед организу­ется по инициативе школьников, второй — по инициативе педагога.

Например, учитель проводит урок по теме "Ознакомление с от­дельными произведениями искусства эпохи Возрождения" (один час). Согласно требованиям программы он показал четыре репродук-


г

ции произведений великих художников и при этом упомянул, что Микеланджело был не только скульптором, но и живописцем и архи­тектором. Ребята заинтересовались и попросили рассказать об этом художнике более подробно. Если учитель хорошо подготовлен и име­ет достаточный иллюстративный материал, то он может остаться по­сле уроков в этот же день и провести беседу с желающими (предвари­тельно согласовав это с классным руководителем). Если же препода­вателю нужно подготовиться к беседе и он не имеет под рукой необ­ходимого иллюстративного материала, то он договаривается с уча­щимися о дне, когда можно будет провести эту беседу.

Другой пример. Учитель, проводя урок по теме "Ознакомление с отдельными произведениями зарубежной живописи XVII—XIX ве­ков", несмотря на составленный план и конспект урока, так увлекся рассказом о творчестве Рембрандта и увлек ребят, что не успел пол­ностью охватить подготовленный материал. Заканчивая урок, он го­ворит, что не хватило времени подробнее рассказать о других худож­никах и он хотел бы продолжить беседу о них после уроков (в тот день, когда это не мешает другим школьным мероприятиям). Обыч­но в таких случаях все учащиеся с охотой остаются прослушать окон­чание заинтересовавшей их беседы.

Методика проведения бесед по изобразительному искусству стро­ится таким образом, чтобы в них активно участвовали все дети. Надо подумать, какие картины, какие факты из жизни художников при­влечь, чтобы беседы были живыми, интересными. Учитель не только объясняет, но и обращается к детям с вопросами. Вопросы должны быть просты, четки, конкретны, чтобы, отвечая на них, ученики прочно закрепляли свои знания.

Проводя беседы, учитель выясняет, что в произведениях искусства нравится детям, а что не нравится и почему. Это дает ему возмож­ность направлять эстетическое развитие детей, останавливаться бо­лее подробно на том, чего дети не понимают, в чем они плохо разби­раются. Очень важно продумать порядок вопросов и по возможности предугадать ответы на них, чтобы умело направить беседу в нужную сторону.

Нередко, проводя беседы об искусстве, учитель анализирует с уче­никами произведения лишь с точки зрения раскрытия их идейно-сюжетного содержания, забывая рассказать о художественных досто­инствах картины, скульптуры, образца декоративно-прикладного искусства. Во время беседы, анализируя вместе с учениками ту или иную картину, учителю следует раскрыть значение использования художником законов перспективы (высокий, низкий горизонт), их влияние на построение всей композиции, на цветовое решение.




Большое значение в методике проведения бесед об искусстве име­ет стабильность внимания учащихся. Захватить внимание учеников не так уж трудно, сложнее удержать их внимание на рассматривае­мом произведении. Внимание детей возбуждается прежде всего тог­да, когда речь идет о близких им вещах, понятиях, переживаниях, и разговор об этом ведется простым и ясным языком.

Ошибка начинающего педагога состоит обычно в том, что он на­чинает урок с изложения основного материала. Например, на вне­классных занятиях в четвертом классе учитель решил познакомить более подробно ребят с творчеством В. М. Васнецова. Свой рассказ он начал с сообщения биографических данных о художнике. Все как будто правильно, но завоевать внимание детей этими сведениями он не смог. Давать такой материал надо, но не в начале урока. Это луч­ше сделать тогда, когда внимание детей уже достаточно возбуждено. Такую беседу можно было начать так: "В детстве я очень любил слу­шать сказки про Кащея Бессмертного, царевну Несмеяну, спящую царевну и с большим интересом рассматривал иллюстрации к этим сказкам. В дальнейшем я увидел и картины на тему этих сказок, ко­торые выполнил художник В. М. Васнецов..." Такое начало сразу привлечет внимание детей, и учителю уже будет легко перейти к из­ложению того материала, который он хотел дать.

Другой пример. На внеклассных занятиях учитель решил провести беседу с учащимися шестого класса о творчестве И. Е. Репина. Подо­брал интересный иллюстративный материал, хорошо подготовился к беседе, но излагать материал начал формально. В результате беседы не получилось, учащиеся пассивно слушали, высказываться не реша­лись, хотя учитель все время задавал вопросы и просил выступить.

Беседа должна проходить так, чтобы внимание не ослабевало до конца занятий. А это во многом зависит от того, сумел ли учитель за­интересовать учащихся с самого начала. Если педагог начнет с био­графических сведений о художнике, то он рискует уже в самом нача­ле наскучить ребятам. Беседу можно начать так: "Ребята, обычно мы проходим мимо, не замечая красоты природы, красивых поступков людей, равнодушно смотрим на предметы и окружающих нас людей. Художник же всегда замечает красивое в жизни, он не может быть равнодушным и к безобразному, он не только умеет это подметить, но и передать свои чувства в картинах, чтобы и мы на это обратили свое внимание. Более того, хороший художник своими картинами заставляет нас переживать: при несправедливости мы негодуем и возмущаемся ("Бурлаки на Волге", "Не ждали", "Арест пропаганди­ста"), хорошему радуемся (портрет Л. Н. Толстого, "Садко"), весело­му смеемся ("Запорожцы"), великим гордимся. Таким художником и был И. Е. Репин". Далее следует переход к основному материалу.

ЛЕКЦИИ

В средней общеобразовательной школе лекционный метод обыч­но применяется в старших классах. Но лекция по изобразительному искусству с показом репродукций и диапозитивов может быть ис­пользована и в среднем звене (четвертый — шестой классы). В этом случае лекция значительно отличается от обычных лекций высшей школы: она охватывает гораздо меньший круг вопросов, строится с учетом возраста и подготовленности учащихся, материал излагается в простой и занимательной форме и длится не все 45 минут, а с не­большими паузами, которые заполняются собеседованием.

Лекции могут проводиться как самим учителем, так и приглашен­ным специалистом — искусствоведом, художником, архитектором и т. д. Если учитель имеет возможность пригласить опытного специа­листа, то он должен заранее оповестить учащихся о предстоящей лекции, вывесить объявление с указанием места, дня и часа. Поме­щение, в котором будет читаться лекция, должно быть тщательно подготовленным. Нужно предусмотреть все до мелочей: место для лектора, проекционный фонарь, указку и т. д.

Лекция применяется в том случае, когда надо дать обобщенный материал о целой эпохе, направлении в искусстве, о жанре, о техни­ке и технологии материалов (в живописи, графике, керамике, чекан­ке по металлу).

В школьной практике лекции чаще всего посвящаются следую­щим темам:

Роль и значение искусства в жизни людей. Выдающиеся мастера (русско­го, зарубежного) искусства. Великие мастера живописи. Искусство портрета (живопись, графика, скульптура). Работа художника над картиной. Времена года в пейзажной живописи. Искусство и быт. Искусство мозаики в школь­ных условиях. Художественная керамика в жизни детей. О линогравюре. Ис­кусство резьбы по дереву. Поговорим о чеканке по металлу. Что такое техни­ческая эстетика? Техника и технология акварельной живописи.

Лекцию можно организовать и провести в крупнейших музеях на­шей страны. Например, в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва), Государственной Третьяков­ской галерее (Москва), Эрмитаже (Санкт-Петербург), Русском музее (Санкт-Петербург) имеются специальные школьные секторы и лек­тории для учащихся. Лекции читают научные сотрудники музеев.

ДОКЛАДЫ

Доклады, как правило, делают сами учащиеся. В качестве доклад­чиков педагог выделяет наиболее способных и развитых учеников. Темы подбираются в соответствии с учебной программой и юбилей­ными датами, а также с учетом специальных задач кружковой работы.

Тема для предстоящего доклада вручается школьнику недели за две. Первую неделю он разрабатывает план, знакомится с литерату­рой по данному вопросу, подбирает необходимый иллюстративный материал. В течение первой недели нужно проверить, как ученик го­товится к докладу, подсказать, как лучше развить тему, какими мате­риалами ее дополнить, на чем сделать акцент. Вторая неделя отво­дится для написания доклада. Одновременно с докладчиком готовят­ся и остальные учащиеся. Они могут выступить в назначенный день и в качестве содокладчиков, и как оппоненты.

Доклады можно проводить либо в определенном классе после уро­ка, на котором затрагивалась тема доклада, либо в изокружке, где эта тема была предметом обсуждения.

Вначале учитель говорит о том, что после выступления докладчика каждый может высказать свое мнение о докладе или сделать допол­нения. Это активизирует внимание учащихся. Время, отводимое на доклад вместе с обсуждением, не должно превышать обычного урока — 45 минут. Сам доклад занимает минут 20—25.

Доклады по изобразительному искусству, как правило, сопровож­даются иллюстративным материалом. Поэтому учителю следует при­крепить к докладчику ассистента, который будет помогать ему рабо­тать с иллюстративным материалом.

Темы для докладов подбираются не очень сложные, а главное — требования к докладу школьника не должны превышать его возмож­ностей. Приводим перечень некоторых тем:

Творчество Н. А. Андреева. Скульптор Е. В. Вучетич. Архитектор А. В. Щусев. Тема спорта в изобразительном искусстве. М. В. Васнецов — художник былинно-сказочного жанра. Как я работал над линогравюрами. Русское народное искусство. Выдающийся художник-пейзажист Ф. А. Ва­сильев. Что я узнал о шрифтах (о керамике). Выдающиеся художники — иллюстраторы детских книг.

КИНОФИЛЬМЫ

В последние годы кино все шире используется в работе школы. Во многих школах уже проводятся систематические киноуроки по раз-

личным дисциплинам. Просмотры фильмов организуются и в кино­театрах.

Школьные киноуроки имеют много преимуществ: легче наметить время, подобрать нужный фильм и т. д. Посещение кинотеатра орга­низуется обычно для просмотра фильма о жизни и творчестве худож­ника. К работе по организации коллективного просмотра фильма можно привлекать родительский актив.

Тема кинофильма по изобразительному искусству должна соот­ветствовать учебной программе. Это может быть фильм, посвящен­ный выдающемуся художнику, искусству целой эпохи или опреде­ленному художественному жанру. При выборе фильма учитывается возраст учащихся.

Просмотр каждого фильма сопровождается специальной беседой. Эту беседу учитель может провести либо перед просмотром, либо по­сле него. Если он проводит беседу до просмотра фильма, то дает краткие сведения о творчестве художника, об исторической эпохе, в которую жил и творил мастер. Если беседа состоится после просмот­ра, то надо обобщить новые впечатления школьников и те знания, которые были получены ими ранее в классе.

Кинофильмы могут быть посвящены также технике изобразитель­ного искусства. Такие фильмы наглядно раскрывают технику живо­писи, рисунка, скульптуры, графики. Возможности кино позволяют подробно и методично показать технику наложения краски в живо­писи, продемонстрировать процесс, в жизни длящийся мгновения, или, наоборот, за короткое время показать весь длительный процесс создания произведения.

ДОМАШНЕЕ РИСОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ

Особенно сложной формой внеклассного руководства является наблюдение за домашней работой учащихся. Педагогу необходимо регулярно просматривать, кроме домашних заданий, еще и рисунки учащихся, выполненные ими по собственной инициативе. Это даст ему возможность сохранить творческий подход школьников к рабо­те, направлять ее и оберегать от влияния дурного вкуса, фотографич­ности, натурализма.

Просматривая самостоятельные работы учащихся, преподаватель в нужном случае подскажет новую тему, пути ее решения, внушит ученику, что с этой задачей он справится, напомнит, что авторы из­вестных картин — большие художники-реалисты — всегда использо­вали натуру. Надо убедить учащихся в том, что залог успеха в творче­ской работе — регулярное рисование с натуры. Параллельно с этим

педагог указывает, какие постановки можно ставить, как их решать, какие задачи может на себя взять ученик в дальнейшем. ,

Серьезное внимание надо уделять работам по декоративно-при­кладному искусству. Раскрывая особенности построения орнамен­тов, различных рисунков для вышивок, оформления альбомов, сле­дует постоянно воспитывать эстетический вкус.

Домашний быт учащихся влияет на психику ребенка, на его эсте­тические вкусы. Учитель в очень деликатной форме, на примерах ра­бот учеников, раскрывает недостатки их художественного вкуса.

Например, девочка принесла рисунок для салфетки с нагроможде­нием цветов, птичек, бабочек, с дисгармоничными, кричащими со­четаниями красок. Педагог объясняет ей, что нагромождение в узоре и пестрота красок еще не есть признак красоты, наоборот, часто бо­лее простое и скромное решение композиции оказывается более кра­сивым. Для примера учитель показывает рисунки народных узоров, где каждая линия, каждое пятно говорит о высоком, веками склады­вавшемся вкусе.

Высокий эстетический вкус не сразу возникает, он формируется под воздействием многих факторов: и окружающей среды — приро­ды, архитектуры зданий, интерьера, — и знакомства с произведения­ми живописи, музыки, литературы и т. д., и мастерства одаренного человека, в частности преподавателя. Словом, перед учителем рисо­вания открываются богатые возможности выработки методических приемов эстетического воспитания, формирования художественного вкуса детей.

В книге "На вкус, на цвет..." А. С. Молчанова очень убедительно пишет о влиянии окружающей среды на ребенка: "...педагогика чув­ственного знания еще не создана. Стихийность формирования чув­ственной сферы личности создает видимость врожденности вкуса. На самом деле, складываясь стихийно, восприятие тем не менее фор­мируется социальной средой. Его воспитателем является предмет­ный мир, мир вещей и явлений, который окружает человека, особен­но в детском возрасте. Отсюда первая задача в воспитании вкуса — создать среду, достойную человека, построить прекрасный мир. Это выходит за рамки собственно педагогики. Однако создание среды в более узком смысле, как непосредственного окружения ребенка, ус­транение из его мира всего уродливого, дисгармоничного, безобраз­ного входит в педагогическую задачу воспитания вкуса. Педагогу не может быть безразлично, какими книжками, игрушками, предмета­ми быта пользуется ребенок. Тот, кого в детстве приучили называть куклами разных уродов и страшилищ, вырастая, не отличит красиво­го костюма от безобразного, а при отсутствии исправляющих влия-

8-3312 225

ний и соответствующем выборе профессии он со временем становит­ся производителем безвкусицы где-нибудь на посту директора арте­ли игрушек, швейной фабрики или даже в качестве художника" '.

ШКОЛЬНЫЕ ВЕЧЕРА-КОНЦЕРТЫ

В последние годы отечественная школа стала искать новые пути и методы эстетического воспитания. В эту работу включились не толь­ко учителя рисования, но и учителя истории, литературы, иностран­ных языков, музыки и пения, физкультуры и труда. В некоторых школах они объединяются и совместными усилиями устраивают очень интересные мероприятия: диспуты, театрализованные лек­ции, спектакли о выдающихся деятелях науки и искусства, вечера-концерты.

Для учителя рисования, если он желает быть организатором по­добных мероприятий, больше всего подходят вечера-концерты, по­священные выдающимся художникам.

Главную роль в проведении вечеров-концертов играют дети: они и организаторы, и исполнители. Они сами, конечно под наблюдением взрослых, распределяют между собой обязанности: кому-то поруча­ют быть ведущим, организуют музыкантов для участия в самодея­тельном оркестре, подбирают чтецов-декламаторов, художников-оформителей, техников-осветителей. Эта работа вдохновляет их, обостряет интерес к тому художнику, которому посвящается вечер, заставляет глубоко изучить его биографию, его эпоху. Кроме того, та­кие вечера дают возможность приобщать детей к различным видам искусства в комплексе. Здесь привлекается одновременно и живо­пись, и литература, и музыка. Это оказывает особенно сильное воз­действие на эмоциональный мир ребенка, дает яркое, образное пред­ставление об искусстве той или иной эпохи.

Ведь, к сожалению, нередко бывает такое: когда с юношей начина­ешь говорить, например, о хорошо знакомом ему композиторе, он проявляет подлинное понимание, но как только переходишь к ху­дожникам, писателям, ученым, жившим в то же время, этот юноша становится совершенно беспомощным, он не может представить их всех вместе, связать их во времени. Вечера-концерты помогают лик­видировать этот разрыв, они содействуют всестороннему и гармо­ничному развитию личности.

Вечера-концерты, где живое слово соединено с музыкой и красоч­ной картиной, создают волнующую и торжественную атмосферу в за-

' Мол чанов а А. С. На вкус, на цвет... М., 1966. С. 177—178.

ле. Дети, затаив дыхание, слушают своих товарищей. Даже те, кто раньше с пренебрежением относился к занятиям по искусству, те­перь начинают ощущать на себе силу его воздействия, переживать моменты сотворчества.

Вот как описывает фрагмент вечера-концерта, посвященного творчеству И. Е. Репина, С. И. Дембинский:

"Постепенно звуки мелодии Рубинштейна замолкают, и, словно на смену им, откуда-то издалека несется протяжное пение "Дуби­нушки". Это под аккомпанемент оркестра за сценой поет хор. Звуки "Дубинушки" усиливаются, уже отчетливо слышатся слова "Эй, ух­нем!", и в этот момент медленно открывается занавес. Взоры присут­ствующих переносятся на сцену, на освещенное яркими желтовато-золотистыми лучами света панно с изображением почти в полный рост репинских бурлаков. Раздаются аплодисменты. Их заглушает могучая русская песня, с глубоким чувством исполняемая хором и оркестром. Затем музыка так же медленно затихает, и на фоне ее от­четливо звучат слова из стихотворения Некрасова "Размышления у парадного подъезда". "Выдь на Волгу, чей стон раздается над вели­кою русской рекой..." — выразительно читает мальчик, с которым немало потрудился Илья Николаевич в дни напряженной подготов­ки к вечеру" '.

В дальнейшем устройство вечеров-концертов может привести к организации школьного театра. С методикой подготовки школьного театра можно познакомиться по книге А. Н. Прийменко "Опыт эсте­тического воспитания в школе-интернате" (М., Просвещение, 1964).

В последние годы к внеклассной работе учителей рисования при­бави<

Наши рекомендации