Геннадий Викторович Серебряков (1937 – 1996 гг.).
Книги Владимира Соколова
- Утро в пути. — М., 1953.
- Трава под снегом. — М., 1958.
- На солнечной стороне. — М., 1961.
- Смена дней. — М., 1965.
- Снег в сентябре. — М., 1968.
- Вторая молодость. — М., 1971.
- Городские стихи. — М., 1977.
- Сюжет. — М., 1980.
- Долина. - М., 1981.
- Избранное. — М., 1989.
- Стихи Марианне. — М., 1996.
- Неповторимый венец: стихи и поэмы. — М., 1999.
- Белые ветки России. — М., 2000.
Анатолий Константинович Передреев (1932—1987)
Родился в крестьянской семье в деревне Новый Сокур (Саратовской области), ныне несуществующей. В 1933 году семья переехала в Грозный, где жила сестра матери Анатолия.
В сентябре 1954 поступил на заочное отделение филологического факультета Саратовского университета, но уже в октябре был призван в армию и продолжал учёбу после демобилизации в 1957. Работал на Метизном заводе. В 1959 поехал на строительство Братской ГЭС, работал литсотрудником в газете «Огни Ангары».
В 1960 он поступил в Литинститут, который окончил в 1965. Первый сборник стихов вышел в 1964 году. Рано был признан критиками разных направлений (Лев Аннинский, Вадим Кожинов, Зиновий Паперный). Жил в Грозном.
В 1973 он переехал в Москву. Передреев писал мало и был вынужден зарабатывать на жизнь поэтическими переводами (выпустил 18 переводных книг). Он «настолько мучился невозможностью выразить самую суть своего мышления в лирике, что его раннюю смерть друзья приняли как следствие страданий из-за отсутствия свободы при жизни в советской системе». Умер от инсульта.
Передреев изображает в своих стихотворениях материальный мир в переполнении своего индивидуального поэтического видения. Он передаёт в слове свои страдания от шума, от скорости и поверхности мира цивилизации, свой страх, что не сможет продержаться на этой земле. Опору свою он видит в «малой родине», в том краю, где вырос, в широте равнин, тишине, в русской природе.
Прижизненные издания
- Судьба, 1964
- Равнина, 1971
- Возвращение, 1972
- Дорога в Шемаху, Баку, 1981
- Стихотворения, 1986
Посмертные издания
- Любовь на окраине, 1988
- Лебедь у дороги, 1990
- День русской поэзии. Анатолий Передреев, 1992
- Разбуди эту землю, весна, 1996
Валерий Хатюшин
СЛОВО О ПЕРЕДРЕЕВЕ
Анатолий Передреев оставил после себя настоящие поэтические жемчужины, многие строки его уже сейчас стали крылатыми: «Околица родная, что случилось, Окраина, куда нас занесло? И города из нас не получилось, И навсегда утрачено село», или это: «Заболев по родимым краям, Из далеких вернусь путешествий...», или: «Перебирают детство, как наследство...» Не перестанут вызывать грустную улыбку его «Ботинки»: «И было мне понятно только, Что я остался босиком... Ну как я в город Севастополь Таким поеду босяком?!» Наверное, каждый, кто имел радость лично общаться с поэтом, не раз слышал, как он читал: «То ли сон о старшем брате, То ли память детских лет: Рук широкое объятье. Портупея. Пистолет».
Анатолий Передреев оставил нам и свой литературный завет – небольшую поэму «Баня Белова», в которой простыми, ясными словами впервые, может быть, в современной поэзии после многих пессимистических, даже апокалиптических философствований о погибельности технократической цивилизации вдруг показал нам свет в окне лишь на время уснувшей далекой вологодской деревни и подарил надежду на ее возрождение:
К деревне ведет и тропа и дорога.
Еще так богата земля, и так много
И сил, и красы у земли этой древней...
Доколе лежать ей, как спящей царевне,
Доколе копить ей в полях своих грусть,
Пора собирать деревенскую Русь!
В этой поэме деревня предстает спящей царевной из сказки В.А.Жуковского, о чем с прозорливой проницательностью еще при жизни А.Передреева успела сказать Татьяна Глушкова в своей книге статей «Традиция – совесть поэзии»: «Характерно, что в полном соответствии с фольклорной традицией, со всем мудрым жизненным опытом народа, мостком перехода от небытия к бытию, средством, служащим обновлению помраченного, утраченного духа, оказывается в повествовании А.Передреева быт, бытово-физическое действие, подготавливающее тело к возвращению в него души. В данном случае это – русская деревенская, «черная» баня с ее «целительным даром», подобным свойству мертвой и живой воды, воскрешающей в сказках сраженного героя».
Анатолий Передреев как бы вручил нам руководство к действию. А действительность и время устами поэта диктуют свою волю:
Пора! – это Времени слышно веленье –
Увидеть деревне свое возрожденье.
А все, что в душе и в судьбе наболело, –
Привычное дело, привычное дело...
Во второй половине двадцатого века такие поэты как Николай Рубцов, Алексей Прасолов, Николай Тряпкин, Анатолий Передреев – самые яркие продолжатели классической, пушкинской традиции в русской поэзии. Их творчество предельно искренне, жизнеутверждающе и оптимистично, несмотря ни на какие тяготы их жизни, неустроенность быта, перипетии личной судьбы. Их поэзия – подлинна. Их отношение к творчеству, к великому русскому слову должно являться примером для каждого, кто чувствует в себе силу поэтического дара, кто одержим стремлением к истинно духовной работе, а не к мнимым успехам литературных экспериментов и стихотворному паясничеству.
Из личного общения с Анатолием Передреевым я вынес для себя урок необычайной строгости и честности к Поэзии. Несмотря ни на что, при любых обстоятельствах А.Передреев был до предела искренен, до жестокости честен в своем творчестве и во взгляде на стихотворную работу других. Он мог месяцами не написать ни строчки, ибо брался за перо только по велению взволнованной души и чистого, неподкупного сердца. И потому мы не найдем в его стихах ни одного фальшивого слова, ни одной случайной, лишней строки.
Известно, что А.Передреев был самым близким другом Николая Рубцова. Два чистейших, честнейших поэта второй половины двадцатого века встретились в Москве и, чувствуя огромный талант друг друга, подружились, делили трудности московской студенческой жизни... Есть фотография, где Рубцов и Передреев – молодые и красивые – стоят обнявшись. Они навсегда останутся для нас молодыми. Даже Передреев – высокий, стройный, подтянутый, улыбающийся, с копной густых волос, с поблескивающими глазами – хоть и пережил Рубцова на семнадцать лет...
Кто из молодых современных поэтов способен так же достойно, высоко и честно пронести переданную нам А.Передреевым поэтическую эстафету? В одном только можно не сомневаться: это будет поэт, выросший из великой пушкинской традиции и осознавший ее как единственную, многогранную, духоподъемную основу, питающую все истинно русские таланты.
1990
Геннадий Викторович Серебряков (1937 – 1996 гг.).
Родители Серебрякова родом из окрестностей знаменитого с.Палех, из крестьянских семей, приобщившихся к живописному делу: дед Серебрякова по отцу — потомственный богомаз, по преданию, и фамилия раньше звучала как Сереброковы (ковали серебряные оклады для икон).
Отец погиб на фронте. Пройдя более полутора тысяч километров, раненный в обе ноги, по вражеским тылам от границы до Брянщины, он стал начальником штаба партизанского соединения. «Партизанскому Суворову» — так звучит надпись на его обелиске. Сын узнал о фронтовой судьбе отца много позднее, из рассказов однополчан. Тема памяти о войне станет в его творчестве одной из главных и патриотически насыщенных.
В 1950-е поехал на целину, оттуда послал тетрадку стихов в Литературный институт, куда позже поступил учиться. Первые книги вышли в начале 1960-х. Материалом их служили жизненные впечатления, а пафос определялся атмосферой времени — безрассудным энтузиазмом молодых покорителей природы: «И я, прямой, как просека, сквозь заросли иду» («Просека», 1954); «В могучую грудь степную / Вбивается первый кол» («Целина», 1957).
Большую роль в самоопределении поэта сыграла журналистская работа: начинал Серебряков в шуйской городской газете «Знамя коммунизма», ивановской молодежной газете «Ленинец» (там и появились его первые поэтические публикации), позже работал в «Комсомольской правде», журнал «Молодая гвардия», входил в редколлегию «Нашего современника».
Публицистичность, гражданственность сразу определили его поэтическую индивидуальность. Идеологическая прямолинейность, патриотическая риторика часто перевешивали в его стихах 1970-80-х живую лирическую интонацию. Почвенничество.
Живая лирическая стихия вырывалась наружу в пейзажной лирике, рождая запоминающиеся, незаемные образы и разнообразные интонации: «Снова закручинилась неясыть, / Плачет над пугливою водой» («На душе тревожно и неясно...», 1975); «В ресницах из рыжей осоки / Озерные стынут глаза» («Как будто бы неба осколки. ..», 1966); «Оранжевым конем стреноженным / Пасется солнце на лугу» («Вновь душу что-то растревожило.
Книга «Соловьи на снегу» (М., 1988) стала последней прижизненной книгой Серебрякова и ярко обозначила драму его поколения, не желающего отрекаться от своих идеалов. Публицистичность и риторика поэзии Серебрякова возрождаются в новом ракурсе: «Отечество не выбирают, / Отечеству принадлежат»; «Припадут к лесной отчизне сердцем, / Чтоб ее от стужи отогреть» («Соловьи на снегу»).
Сочинения:
Просека: стихи. Иваново, 1963;
Полюс радости: Новая книга стихов. Ярославль, 1965;
Наедине с Россией: Книга стихов. М., 1969;
Именем любви: Книга лирики. М., 1976;
Дым Отечества: Книга стихов. М., 1977;
Ситцевая радуга. М., 1980;
Солнечные кони: поэма. М., 1982;
Полдень. М., 1984;
Денис Давыдов: роман. М., 1985;
Избранное: Стихотворения. Поэмы. М., 1987;
Соловьи на снегу: Стихотворения и поэма. М., 1988.
Иеромонах Роман (в миру Александр Иванович Матюшин; р.1954)
Родился в семье сельской учительницы. Учился в университете, преподавал в школе. В 1983 году принял монашеский постриг, в 1985 рукоположен во иеромонахи.
Но чем ближе становился поэт нашей народной душе, чем яснее и точнее отражал ее боль и скорбь, надежду и веру.
Сборники
- 1991 «Благословен идущий к Богу», издано в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре
- 1991 «Камни святых алтарей», Псков
- 1992 «Стихи покаянные», Новгород
- 1992 «Земля святая», издано в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре
- 1995 «Избранное. Стихи и духовные песнопения», Минск
- 1995 «А жатвы много», Полоцк
- 1997 «Благословен молитвословья час», Санкт-Петербург
- 1997, 1998, 2000 «Внимая Божьему веленью», издательство Белорусского Экзархата
- 1999 «Русь святая зовёт», Ростов-на-Дону
- 2001 «За церковью черёмуховый цвет…», Ростов-на-Дону
- 2001 «Душа кричит без слов», Ростов-на-Дону
- 2002 «Русский куколь», издательство Белорусского Экзархата
- 2004 «Радоваться Небу», издательство Белорусского Экзархата
- 2005 «Внимая Божьему веленью», издательство Белорусского Экзархата
- 2005 «Там моя Сербия: Путевые очерки и стихи», Санкт-Петербург
- 2006 «Пред всеми душа виновата», издательство Белорусского Экзархата
- 2008 «Одинокий путь», издательство Белорусского Экзархата
- 2009 «И горько слово», издательство Белорусского Экзархата
- 2010 «Пою Богу моему. Избранное», Санкт-Петербург
Балашов Эдуард Владимирович (р. 1938)
Поэт, переводчик, член Союза писателей России, доцент кафедры творчества Литера- турного института им. А.М. Горького. Родился в Мариуполе.
Учился в Ташкентском суворовском училище, окончил МВТУ имени Баумана и Высшие литературные курсы Литинститута имени А.М. Горького.
Автор сборников:
«Гонец» (1972)
«Хлебный ветер» (1979)
«Глагол молчания» (1984)
«Магнит» (1987)
«Чаша» (1988)
«Око» (1992)
«Ноша» (1996)
«Россия-радость» (2004)
«Пловец» (2005)
«Цветы сновидений» (2006)
Иосиф Александрович Бродский (1940, Ленинград—1996, Нью-Йорк)
Иосиф Бродский в еврейской семье Отец, Александр Иванович Бродский был военным фотокорреспондентом.
Раннее детство Иосифа пришлось на годы войны, блокады, послевоенной бедности и прошло без отца.
Эстетические взгляды Бродского формировались в Ленинграде 1940—1950-х годов. Неоклассическая архитектура, сильно пострадавшая во время бомбёжек, бесконечные перспективы петербургских окраин, вода, множественность отражений, — мотивы, связанные с этими впечатлениями его детства и юности, неизменно присутствуют в его творчестве.
Много, но хаотично читал — в первую очередь поэзию, философскую и религиозную литературу, начал изучать английский и польский языки.
1959 году знакомится с Евгением Рейном, Анатолием Найманом, Владимиром Уфляндом, Булатом Окуджавой, Сергеем Довлатовым.
В августе 1961 года в Комарове Евгений Рейн знакомит Бродского с Анной Ахматовой. После смерти Ахматовой в 1966 году Иосиф становится одним из «ахматовских сирот».
По собственным словам, Бродский начал писать стихи в восемнадцать лет. Одним из решающих толчков стало знакомство с поэзией Бориса Слуцкого, можно увидеть ритмические элементы джазовых импровизаций. Цветаева и Баратынский, а несколькими годами позже — Мандельштам, оказали, по словам самого Бродского, определяющее влияние на него.
Из современников на него повлияли Евгений Рейн, Владимир Уфлянд, Станислав Красовицкий.
1962 году Бродский встретил молодую художницу Марину (Марианну) Басманову. Первые стихи с посвящением «М. Б.» — «Я обнял эти плечи и взглянул…»
29 ноября 1963 года в газете «Вечерний Ленинград» появилась статья «Окололитературный трутень», подписанная Лернером, Медведевым и Иониным. В статье Бродский клеймился за «паразитический образ жизни». 13 февраля 1964 года Бродского арестовали по обвинению в тунеядстве. По прошествии полутора лет срок ссылки был сокращен до фактически отбытого под давлением мировой общественности (в частности, после обращения к советскому правительству Жан-Поля Сартра и ряда других зарубежных писателей).
В 1972 году Бродского вызвали в ОВИР ленинградской милиции и поставили перед выбором: эмиграция или «горячие денёчки», то есть тюрьмы и психбольницы. К тому времени Бродскому уже дважды приходилось проводить по несколько недель в психиатрических больницах, что было для него намного страшнее тюрьмы и ссылки
В 1986 году написанный по-английски сборник эссе Бродского «Less Than One» («Меньше единицы») был признан лучшей литературно-критической книгой года в США. В 1987 году Бродский стал лауреатом Нобелевской премии по литературе, которая была присуждена ему за «всеобъемлющее творчество, насыщенное чистотой мысли и яркостью поэзии».
Издания
- Собрание сочинений в 7 тт., 1994—1998.
- «Стихотворения и поэмы», Washington, N.Y., 1965.
- Осенний крик ястреба: стихотворения 1962-1989 годов
- «Остановка в пустыне», N.Y.: Изд-во им. Чехова, 1970. Предисловие А. Наймана.
- «Конец прекрасной эпохи: Стихотворения 1964—1971.», Ann Arbor: Ardis, 1977; 1989 (СПб.: Пушкинский фонд, 2000).
- «Часть речи», Ann Arbor: Ardis, 1977. (СПб.: Пушкинский фонд, 2000).
- «В Англии», 1977.
- «Римские элегии», 1982.
- «Новые стансы к Августе», 1982: Стихи к М. Б. 1962—1982. — Ann Arbor: Ardis, 1983; 1988. (СПб.: Пушкинский фонд, 2000).
- «Путешествие в Стамбул», 1985
- «К Урании», 1988.
- «Примечания папоротника», 1990.
- «Пейзаж с наводнением», 1996.
Алексей Тимофеевич Прасолов (1930-1972)
Родился в селе Ивановка Воронежской области в крестьянской семье. Отец оставил семью, когда Алексею было около пяти лет. Мать вместе с сыном переехала в село Морозовку того же района. Здесь прошли детство и отрочество поэта, которые выпали на тяжёлое военное и послевоенное время.
В 1947-51 годах учился в Россошанском педагогическом училище. После его окончания преподавал русский язык и литературу в сельской школе.
Первые журналистские заметки и стихи публиковал в Россошанской районной газете, куда возвращался не раз. Со второй половины 50-х годов начинаются скитания по районным газетам области.
Поистине переломным событием в жизни и творчестве поэта стала его встреча 3 сентября 1964 года с Александром Трифоновичем Твардовским. Тогда А. Прасолов написал: «Судьба дала мне встречу с одним лишь поэтом. Но им былТвардовский.»
В 1964 году в «Новом мире» была напечатана подборка из десяти стихотворений мало кому известного воронежского поэта. Этой публикацией Алексей Прасолов уверенно вошёл в русскую поэзию.
В 1966 году почти одновременно были изданы две книги Алексея Прасолова: «Лирика» в Москве, «День и ночь» в Воронеже..
При жизни поэта в Воронеже в Центрально-Чернозёмном книжном издательстве вышли ещё два поэтических сборника: «Земля и зенит» (1968) и «Во имя твоё» (1971). Его стихи публиковались в альманахах, коллективных сборниках, журналах «Подъём», «Дон», «Юность», «Сибирские огни» и других.
ЖИГУЛИН, АНАТОЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ(1930–2000) Родился в Воронеже. Отец – выходец из крестьян, мать – из дворянской семьи Раевских. В 1949 опубликовал первые стихи; вскоре был арестован по обвинению в принадлежности к анстисталинской подпольной Коммунистической партии молодежи и отбыл 10 лет заключения в Сибири. В 1954 был освобожден, в 1956 реабилитирован. Окончил Воронежский лесотехнический институт (1960).
После первой, «тоненькой и слабенькой», по словам самого Жигулина, книги стихов Огни моего города, вышедшей в 1959 в Воронеже, опубликовал стихотворные сборники
Костер-человек (1961),
Рельсы (1963),
Память (1964),
Полярные цветы (1966), отразившие суровые жизненные впечатления от работы на северных лесозаготовках и рудниках, от встреч с обездоленными людьми и разоренными деревнями.
С середины 1960-х годов в русле традиции «крестьянской» поэзии (С.А.Есенина и др.) им создаются лирико-философские стихи Жигулина, вдохновленные среднерусской природой, ясные и сдержанные, проникнутые светлой печалью осознания быстротечности и хрупкости бытия
(сборники Прозрачные дни, 1970;
Чистое поле,
Свет предосенний, оба 1972;
Горящая береста, 1977;
Соловецкая чайка,
Калина красная – калина черная, оба 1979;
Жизнь, нечаянная радость, 1980;
В надежде вечной, 1983).
«Левитановская» словесная живопись («осока стылая в воде», «упрямо выживший побег», «поле седое») сочетается в поэзии Жигулина с есенински-клюевской темой ностальгической влюбленности в патриархальную деревню – истинную родину русского человека (стих. О, Родина!, В неярком блеске..., Дорога в Плес, Ах, как весело листья летят...), но в то же время не отрицает органичности и примет нового времени, «звенящих косилок» и «стучащих тракторов».
Олег Григорьевич Чухонцев (1938, Павловский Посад Московской области)
Окончил Московский областной педагогический институт имени Крупской (филологический факультет). Работал в отделах поэзии журналов «Юность» и «Новый мир». Печататься начал в конце 1950-х. Первая книга («Из трех тетрадей») вышла в 1976 г.
Олег Чухонцев — лауреат Государственной премии Российской Федерации (1993), Пушкинской премии фонда Тепфера (1999) и Пушкинской премии России (2003). Живет в Москве.
- «Поэзия Чухонцева в каком-то смысле необходима русской культуре как один из вариантов творческого пути, ориентированного на традиционные ценности. Речь не идет о готовых ценностях. Традиционность Чухонцева — в обращенности взгляда вспять, в самой потребности черпать из прошлого. При этом Чухонцев — сам всегда в начале этого пути и не смеет подводить итогов. Он постоянно в поисках языка, который в результате всякий раз неузнаваем. Чухонцев не „закрывает“ своего языка, доводя до совершенства собственную интонацию, — он не „заражает“ читателя собой. Этим он исключительно плодотворен для читателей и собратьев по перу. Чухонцев отдаривает за читательское погружение в свои стихи образом той перспективы, на пути к которой нет первых и последних» — Владимир Козлов, «Новый мир», 2008.
- «… базис поэтики Чухонцева — это, казалось бы, честный мэйнстрим советской поэзии, это, если угодно, Твардовский; но — в отличие от автора „Василия Теркина“, которого я вовсе не хочу принизить, — Чухонцев осознает место этой поэтики в широком культурном контексте и сложность самого контекста и играет с этой сложностью. И в результате его „неореализм“ сам по себе также открывает перед поэтом новые и неожиданные возможности. Конечно, для любовной, к примеру, лирики он подходит плохо — любовные стихи Чухонцева сравнительно малоудачны; не слишком вдохновляют и его философские рассуждения. Но вот такое сочетание экзистенциальной остроты с натуралистической жесткостью — кому еще оно доступно? — и уж это-то настоящая поэзия ...» — Валерий Шубинский, «Критическая Масса», 2004.
Книги Олега Чухонцева
- Олег Чухонцев. Из трех тетрадей. — М.: Советский писатель, 1976. — 128 с.
- Олег Чухонцев. Слуховое окно. — М.: Советский писатель, 1983. — 136 с.
- Олег Чухонцев. Ветром и пеплом. — М.: Современник, 1989. — 126 с.
- Олег Чухонцев. Стихотворения. — М.: Художественная литература, 1989. — 303 с.
- Олег Чухонцев. Пробегающий пейзаж. — СПб.: ИНА-Пресс, 1997. — 272 с.
- Олег Чухонцев. Фифиа. — СПб.: Пушкинский фонд, 2003. — 48 с.
- Олег Чухонцев. Из сих пределов. — М.: ОГИ, 2005. — 320 с. —
- Олег Чухонцев. Из лирики. В честь присуждения Российской национальной премии «Поэт». — М.: Время, 2007. — 48 c.
- Олег Чухонцев. Из сих пределов. — М.: ОГИ, 2008. — 320 с. —
- Олег Чухонцев. Однофамилец. Городская история. — М.: Время, 2008. — 128 с.
Николай Иванович Тряпкин (1918—1999)
Родился в деревне Саблино Старицкой волости Тверской губернии в семье крестьянина-столяра. Затем его семья переехала в Лотошино под Москвой. В 1939—1941 учился в Московском историко-архивном институте.
Первое стихотворение опубликовал в 1946. В 1958 окончил Высшие литературные курсы.
Поэзия Тряпкина музыкальна, богата ритмическими повторами, она связана стилистически с русской народной песней.
Одно из самых известных стихотворений — «Где-то есть космодромы…».
Некоторые стихотворения Тряпкина положены на музыку. Наиболее известна песня «Летела гагара».
За книгу стихов «Разговор по душам» одним из первых получил Государственную премию России (1992).
Сборники стихов
- Первая борозда, 1953
- Белая ночь, 1956
- Распевы, 1958
- Перекрёстки, 1962
- Гуси-лебеди, 1971
- Огненные ясли, 1985
- Излуки, 1987
- Разговор по душам, 1989
Станислав Юрьевич Куняев (р. 1932)
С. Ю. Куняев родился в Калуге. В 1952—1957 годах учился на филологическом факультете МГУ, где начал писать стихи. Первый поэтический сборник «Землепроходцы» вышел в 1960 году в Калуге.
В 1989 году в газете «Московский литератор» вышла статья Куняева «Обслуживающий персонал», где автор обвинил секретаря ЦК КПСС Александра Яковлева в проведении антирусской политики. 23 февраля 1992 года был участником митинга на Тверской, который был разогнан ОМОНом. С декабря 1991 года по август 1993 года входил в редколлегию газеты «День», был членом политсовета Фронта национального спасения (1992—1993).
Главный редактор журнала «Наш современник» (с 1989 года)
Автор десяти биографий в серии «Жизнь замечательных людей.
Ольга Александровна Фокина (род. 1937)
Ольга Александровна Фокина родилась в деревне Артёмовская (Архангельской области) в семье потомственных крестьян. Во время Великой Отечественной войны, в 1943 году, у Ольги Александровны умер вернувшийся из армии отец.
После семилетки поступила в 1-е Архангельское медицинское училище, которое закончила с отличием. В 1957 году поступила в Литературный институт имени А. М. Горького. Там она познакомилась Н. М. Рубцовым, В. И. Беловым, С. В. Викуловым, А. А. Романовым.
В марте 1963 года в Москве в издательстве «Молодая гвардия» вышла книга «Сыр-бор» . С осени 1963 года Ольга Александровна переезжает в жить в Вологду.
С 1964 года Ольга Александровна на творческой работе. В последние годы О. А. Фокина много и плодотворно работает, участвует во встречах с читательской аудиторией.
Сборники стихов
- «Сыр — бор» (1963)
- «Реченька» (1965)
- «А за лесом — что?» (1965)
- «Аленушка» (1967)
- «Стихи» (1969)
- «Островок» (1969)
- «Самый светлый дом» (1971)
- «Стихи. Библиотечка избранной лирики» (1971)
- «Камёшник» (1973)
- «Маков день» (1974)
- «От имени серпа» (1976)
- «Полудница» (1978)
- «Буду стеблем» (1979)
- «Памятка» (1983)
- «Колесница» (1983)
- «Три огонька» (1983)
- "Попахни, черемушка (1997)
- «Разнобережье» (1998)
- Избранные произведения, в 2-х томах (2003)
Борис Борисович Рыжий (1974, Челябинск —2001, Екатеринбург)
Борис Рыжий родился в семье интеллигентов: отец был горным инженером, мать - врачом. В 1980 его семья переехала в Свердловск. В 2000-м окончил аспирантуру Института геофизики Уральского отделения РАН. Проходил практику в геологических партиях на Северном Урале. Опубликовал 18 работ по строению земной коры и сейсмичности Урала и России.
Работал младшим научным сотрудником Института геофизики УрО РАН, литературным сотрудником журнала «Урал». Вел рубрику «Актуальная поэзия с Борисом Рыжим» в газете «Книжный клуб» (Екатеринбург). Участвовал в международном фестивале поэтов в Голландии.
Всего им было написано более 1300 стихотворений, из которых издано около 350. Первая публикация стихов в 1992 в «Российской газете» — «Облака пока не побледнели…», «Елизавет» и «Воплощение в лес».
Сборники стихов
- И всё такое… — СПб: Пушкинский фонд, 2000. Составитель Г. Ф. Комаров.
- На холодном ветру. — СПб: Пушкинский фонд, 2001. Составитель Г. Ф. Комаров (выпущена посмертно).
- Стихи 1993—2001. — СПб: Пушкинский фонд, 2003. Составитель Г. Ф. Комаров (выпущена посмертно).
- Оправдание жизни. — Екатеринбург: У-Фактория, 2004. Составитель Ю. В. Казарин, редактор Е. С. Зашихин (Лирика, проза, критика, интервью, письма) (выпущена посмертно).
- Типа песня. — М.: Эксмо, 2006. Составитель О. Ермолаева (выпущена посмертно).
Наум Моисеевич Коржавин (также Н. Коржавин; настоящая фамилия — Мандель; р.1925, Киев) —(эмигрировал в 1974 в США, живет в городе Бостон)
Рано увлёкся поэзией. В начале Великой Отечественной войны Мандель эвакуировался из Киева. В армию не попал по причине сильной близорукости.
В 1945 году Мандель всё же поступил в Литературный институт. В конце 1947 года, в разгар сталинской кампании по «борьбе с космополитизмом», молодого поэта арестовали. Осенью 1948 года был выслан в Сибирь.
В 1954 году, после амнистии, получил возможность и вернулся в Москву. В 1956 году был реабилитирован. Восстановился в Литературном институте и окончил его в 1959 году.
Ещё с 1954 года поэт зарабатывал себе на жизнь переводами, в период «оттепели» начал публиковать собственные стихи в журналах. Более широкую известность ему принесла публикация подборки стихов в поэтическом сборнике «Тарусские страницы» (1961).
В 1963 году вышел сборник Коржавина «Годы», куда вошли стихи 1941—1961 годов.
· Времена, Frankfurt/M., 1976
· Сплетения, Frankfurt/M., 1981
· «Письмо в Москву» (стихи и поэмы, 1991)
· «Время дано» (стихи и поэмы, 1992)
· «На скосе века» (Время, 2008)
Ахмадулина Белла Ахатовна(1937-2010)
Ахмадулина Белла (Изабелла) родилась в Москве. Школьницей работала внештатным корреспондентом газеты «Метростроевец». В 1955 в газете «Комсомольская правда» было опубликовано ее стихотворение «Родина». По окончании школы поступила в Литературный институт им. А.М. Горького. Стихи, поданные на творческий конкурс при поступлении, удостоились высокой оценки И. Сельвинского: «поразительные по силе, свежести, чистоте души, глубине чувства».
Занималась журналистикой, писала очерки («На сибирских дорогах и др.»). В 1957 писала в «Комсомольской правде»: искусство «призвано не веселить людей, а приносить им страдания». В 1959 Белла Ахмадулина была исключена из института за отказ участвовать в травле Б.Л. Пастернака, но затем восстановлена. В 1960 окончила институт с отличной оценкой дипломной работы.
В 1962 стараниями П.Г. Антокольского была издана первая книга Беллы Ахмадулиной «Струна». Поэтический сборник «Озноб», в котором были собраны все стихи, написанные в течение 13 лет, вышел в эмигрантском издательстве «Посев» (1969, ФРГ). Несмотря на это «крамольное» событие, книги Беллы Ахмадулиной, хотя и подвергались строгой цензуре, продолжали издаваться в СССР: «Уроки музыки» (1969), «Стихи» (1975), «Свеча» (1977), «Метель» (1977) и др. В 1977 она была избрана почетным членом Американской академии искусства и литературы. В 1988 вышла книга «Избранное», за ней последовали новые поэтические сборники.
Сюрреалистический рассказ Беллы Ахмадулиной «Много собак и собака» вошел в неофициальный альманах «Метрополь» (1979). Вообще же стихам Ахмадулиной никогда не была присуща публицистичность. Она не раз говорила о том, что без восторга вспоминает времена массового интереса к поэзии, из-за которого в поэтах воспитывалось желание угождать неприхотливым вкусам.
Одной из главных тем лирики Беллы Ахмадулиной является дружба. Дружбу — в том числе дружбу-любовь и дружбу-творчество — она считает одним из самых сильных человеческих чувств. Дружбе в равной мере присущи и страсть («Свирепей дружбы в мире нет любви», в сб. «Сны о Грузии», 1977), и горечь («По улице моей который год…»; там же).
Героями стихов Беллы Ахмадулиной становились русские поэты — от А. Пушкина до друзей и современников, а также простые люди — «кривая Нинка» (сб. «Побережье», 1991), «электрик Василий» (сб. «Стихотворения», 1988) и др. Бродский считал Беллу Ахмадулину «несомненной наследницей Лермонтовско-Пастернаковской линии в русской поэзии», поэтом, чей «стих размышляет, медитирует, отклоняется от темы; синтаксис - вязкий и гипнотический — в значительной мере продукт ее подлинного голоса».
Андрей Андреевич Вознесенский (1933—2010)
Родился в Москве. В четырнадцатилетнем возрасте послал свои стихи Борису Пастернаку, дружба с которым в дальнейшем оказала сильное влияние на его судьбу. Закончил в 1957 году Московский архитектурный институт.
Первые стихи поэта, сразу отразившие его своеобразный стиль, были опубликованы в 1958 году. Его лирика отличалась стремлением «измерить» современного человека категориями и образами мировой цивилизации, экстравагантностью сравнений и метафор, усложнённостью ритмической системы, звуковыми эффектами. Он ученик не только Маяковского и Пастернака, но и одного из последних футуристов — Семёна Кирсанова. Вознесенский написал стихотворение «Похороны Кирсанова», позже положенное на музыку под названием «Памяти поэта» большим поклонником Кирсанова Давидом Тухмановым.
В 1970-е Вознесенского стали издавать достаточно хорошо.
На стихи поэта написаны популярные эстрадные песни: «Плачет девочка в автомате», «Верни мне музыку», «Подберу музыку», «Танец на барабане», «Песня на „бис“» и главный хит «Миллион алых роз», где поэт в стихах пересказал новеллу Паустовского о любви художника Пиросмани к французской актрисе.
Сборники
- «Мозаика» (1960)
- «Парабола» (1960)
- «Треугольная груша» (1962)
- «Антимиры» (1964)
- «Мой любовный дневник» (1965, Flegon, без ведома автора)
- «Ахиллесово сердце» (1966)
- «Тень звука» (1970)
- «Взгляд» (1972)
- «Выпусти птицу» (1974)
- «Дубовый лист виолончельный» (1975)
- «Витражных дел мастер» (1976) (Государственная премия СССР, 1978)
- «Соблазн» (1978)
- «Избранная лирика» (1979)
- «Безотчётное» (1981)
- «Иверский свет» (1984)
- «Прорабы духа. Прозаические и поэтические произведения» (1984)
- «Ров. Стихи и проза» (1987)
- «10, 9, 8, 7…» (1987)
- «Аксиома самоиска» (1990)
- «Россія, Poesia» (1991)
- «Видеомы» (1992)
- «Гадание по книге» (1994)
- «Не отрекусь» (1996)
- «Casino „Россия“» (1997)
- «На виртуальном ветру» (1998)
- «Страдивари сострадания» (1999)
- «Стихи. Поэмы. Переводы. Эссе» (1999)
- «Жуткий кризис „Суперстар“» (1999)
- «Стихотворения. Поэмы. Проза» (2000)
- «Девочка с пирсингом» (2000)
- «Лирика» (2000)
- «Моя Россия» (2001)
- «Лирика» (2003)
- «Избранное» (2003)
- «Возвратитесь в цветы!» (2004)
- «Избранное» (2006)
- «Стихотворения» (2006)
- Собрание сочинений в 3 томах. М., 1983—1984.
- Собрание сочинений в 7 томах. ВАГРИУС, М., 2000—2006.
- «СтиXXI» (М.: Время, 2006)
- «Тьмать» (М.: Время, 2009)
- «Ямбы и блямбы» (М.: Время, 2010)
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, РОБЕРТ ИВАНОВИЧ(1932–1994) (настоящая фамилия – Петкевич),
Родился в с. Косиха Троицкого района Алтайского края в семье военнослужащего (его отец был работником ОГПУ), детство будущего поэта было «бродячим». После ухода родителей на фронт находился с бабушкой, а после ее смерти воспитывался в детских домах. Отец погиб на фронте, а мать вышла замуж за другого и забрала Роберта из детского дома. Роберт взял его фамилию и отчество. Учился в военно-музыкальном училище, но не окончил его, т.к. после войны родители служили в Вене, и он уехал к ним.
Печататься начал в 1950. В многочисленных сборниках (Флаги весны, 1955; Испытание, 1956; Дрейфующий проспект, 1959; Ровеснику, Необитаемые острова, оба 1962; Радиус действия, 1965; Сын Веры, 1966; Всерьез, 1970; Радар сердца, 1971; Голос города, Все начинается с любви, оба 1977; Это время, 1983) и поэмах (Моя любовь, 1955; Письмо в тридцатый век, 1963; Поэма о разных точках зрения, 1967; До твоего прихода, Поэма о любви, 1968; Посвящение, 1969; 210 шагов, 1978, Государственная премия СССР, 1979; Ожидание, 1982). Обращаясь к актуальным поэтическим темам (борьба за мир, преодоление социальной несправедливости и национальной вражды, уроки Второй мировой войны), проблемам освоения космоса, красоты человеческих отношений, морально-этических обязательств, трудностей и радостей повседневной жизни, зарубежным впечатлениям, Рождественский со своим энергичным, пафосным, «боевым» письмом выступил продолжателем традиций В.В.Маяковского.
С годами отходя от свойственной ему декларативности и разнообразя ритмическую структуру стиха, Рождественский в органичном сплаве публицистической экспрессивности и лиризма создал много текстов популярных песен (Мир, Стань таким, как я хочу, Песня неуловимых мстителей из кинофильма Неуловимые мстители, 1967, режиссер Г.П.Кеосаян, Неоткрытые острова, Огромное небо, Сладка ягода, Желаю Вам и др.
Евгений Александрович Евтушенко (фамилия при рождении — Гангнус, род. 1932)
Отец Евгения Евтушенко геолог и поэт-любитель Александр Рудольфович Гангнус (1910—1976).В 1944, по возвращении из эвакуации со станции Зима в Москву, мать поэта, Зинаида Ермолаевна Евтушенко (1910—2002), геолог, актриса, Заслуженный деятель культуры РСФСР, поменяла фамилию сына на свою девичью (об этом — в поэме «Мама и нейтронная бомба»), — при оформлении документов для смены фамилии, была сознательно допущена ошибка в дате рождения: записали 1933 г., чтобы не получать пропуска, который положено было иметь в 12 лет .
Начал печататься в 1949, первое стихотворение опубликованно в газете «Советский спорт».
Учился в Литературном институте им. М. Горького. Исключён за «дисциплинарные взыскания.
В 1952 году выходит первая книга стихов «Разведчики грядущего», — впоследствии автор оценил её как юношескую и незрелую.
Появление молодого поэта на литературной сцене совпало с хрущёвской оттепелью и частичной либерализацией советского общества. Свежие и яркие стихи Евтушенко резонировали с позитивными настроениями молодёжи.
Одним из символов оттепели стали вечера в Большой Аудитории Политехнического музея, в которых вместе с Робертом Рождественским , Беллой Ахмадулиной, Булатом Окуджавой и другими поэтами волны 1960-х годов, также принимал участие Евтушенко.
«Поэт в России больше чем поэт», — манифест творчества самого Евтушенко и крылатая фраза, которая устойчиво вошла в обиход. Поэту не чужда тонкая и интимная лирика: стихотворение «Бывало спит у ног собака» (1955). В поэме «Северная Надбавка» (1977) слагает настоящую оду пиву — любимому народному напитку, которого тогда так не хватало на Дальнем Севере.
Евтушенко объездил весь Советский Союз и весь Земной шар в поисках своих тем и героев. Пишет он и о людях труда, — зверобоях, строителях, геологах… («Северная надбавка», «Катер Связи»). Несколько поэм и циклов стихотворений посвящено зарубежной и антивоенной тематике : «Под кожей Статуи Свободы», «Коррида», «Итальянский цикл», «Голубь в Сантьяго», «Мама и нейтронная бомба».
Литературный стиль и манера Евтушенко давала обширное поле деятельности для критики. Его часто упрекали в славословии, пафосной риторике и скрытом самовосхвалении.
Сборники стихов
- «Третий снег» (1955)
- «Шоссе Энтузиастов» (1956)
- «Обещание» (1957)
- «Разведчики грядущего» (1952),
- «Взмах руки» (1962)
- «Нежность» (1962)
- «Катер связи» (1966)
- «Идут белые снеги» (1969)
- «Поющая дамба» (1972)
- «Интимная лирика» (1973)
- «Утренний народ» (1978)
- «Отцовский слух» (1978)
- «Я прорвусь в двадцать первый век…» (2001)
- «Окно выходит в белые деревья» (2007)
- «Гимн России»
Арсений Александрович Тарковский (1907 —1989)
Родился в Елизаветграде в семье бывшего народовольца. Окончив единую трудовую школу, переехал в Москву. Там начинающий поэт посещает Высшие государственные литературные курсы при Всероссийском Союзе поэтов. Его первым поэтическим наставником был Г. А. Шенгели, по чьей рекомендации молодой Тарковский начал работать в газете "Гудок". В это же время (1924-1926) там трудятся Михаил Булгаков, Ю. Олеша, И. Ильф, Е. Петров, В. Катаев. Тогда же он знакомится с Мандельштамом и Цветаевой, вернувшейся из эмиграции.
В 1932 году начинают выходить его первые переводы, а в 1940 году поэт становится членом Союза писателей.
Вторая мировая война врывается в его жизнь. И Тарковский идет добровольцем на фронт. Сначала он - корреспондент газеты 16-й армии "Боевая тревога". Затем принимает участие в боях под Москвой, продолжает службу на Западном, Брянском, 2-м Белорусском и 1-м Прибалтийском фронтах. После ранения и ампутации ноги Арсений Тарковский вынужден демобилизоваться в звании гвардии капитана.
После войны поэт готовит к изданию сборник "Стихи разных лет". Однако выпустить в свет его не удается: выходит печально известное постановление ЦК ВКП(б) "О журналах "Звезда" и "Ленинград", и издание книги становится невозможным. Тарковский-поэт долго остается неизвестным массовому читателю.
Сборники
- «Перед снегом» (1962)
- «Земле — земное» (1966)
- «Вестник» (1969)
- «Волшебные горы» (1978)
- «Зимний день» (1980)
- «Избранное» (полное прижизненное собрание стихотворений и переводов) (1982)
- «Стихи разных лет» (1983)
- «От юности до старости» (1987)
- «Быть самим собой» (1987)
- «Благословенный свет» (1993)
- Собрание сочинений в 3-х тт. (1991—1993)
Горбовский Глеб Яковлевич (р. 1931)
Родился в учительской семье, родители Глеба были преподавателями русского языка и литературы. Отец, выходец из крестьянской старообрядческой семьи был репрессирован в 1937, по нелепому доносу, отбыл 10 лет в трудовых лагерях, а потом получил поражение в правах на жительство в крупных городах и поселился в Кинешме, потеряв на время общение с сыном. Мать перед самой войной отправила сына на летние каникулы к сестре арестованного мужа в Порхов, в этой деревне Глеба Горбовского захлестнула война. Мать же всю блокаду пробыла в Ленинграде. Поэт позже вспоминал, как он скитался по детдомам, пока мать с отчимом не разыскали его и не определили его в ремесленное училище № 13, где он получил профессию плотника.
Из училища Горбовский попал в колонию для несовершеннолетних преступников в городе Маркс, совершил удачный побег и добрался до Ленинграда, но мать с отчимом к тому времени перебрались в Новосибирск.. После армии поступил в Ленинградский полиграфический техникум, откуда был отчислен через два года.
Стихи писать начал в шестнадцать лет, в армии писал песни, одна из самых известных — «Сижу на нарах, как король на именинах». Первая публикация стихов Горбовкого состоялась в волховской районной газете «Сталинская правда» (1955).
В 50-х годах Глеб Горбовский становится одним из самых популярных неофициальных поэтов Ленинграда. Буквально всем стали известны его песни - «Когда фонарики качаются ночные...», «У помещенья «Пиво-Воды» стоял непьяный постовой...» и др. Первая книга стихов Горбовского вышла в 1960. В 1963 вступил в Союз писателей. Написал великое множество совершенно советских стихов. С 1974 пишет также прозу. Написал либретто оперетты «Гори, гори, моя звезда» на музыку С. Пожлакова (1978). Всего Глеб Горбовский выпустил более 30 книг стихов и прозы.
Сборники стихов
- Поиски тепла, 1960
- Спасибо, земля, 1964
- Кто на чем едет. Стихи для детей, 1965
- Косые сучья, 1966
- Тишина, 1968
- Новое лето, 1971
- Разные истории. Стихи для детей, 1972
- Возвращение в дом, 1974
- Долина, 1975
- Монолог, 1977
- Видения на холмах, 1977
- Крепость, 1979
- Явь, 1981
- Черты лица, 1982
- Заветное слово, 1985
- Отражение, 1986
- Плач за окном, 1989
- Сорокоуст, 1991
- «Сижу на нарах…», 1992
- Грешные песни, 1995
- Флейта в бурьяне, 1996
- Сгоревшие крылья, 1996
- Окаяннная головушка, 1999
- Распутица, 2000
Тушнова Вероника Михайловна (1915 - 1965)
Родилась в Казани в семье профессора медицины Казанского Университета Михаила Тушнова. Там же окончила школу. С детства писала стихи, свои первые стихи написала в возрасте 9-10 лет. По настоянию отца она поступила учиться на медицинское отделение Казанского университета. Затем училась в медицинском институте в Ленинграде, куда к тому времени перебралась семья, однако институт не окончила.
В начале лета 1941 Тушнова поступает в Московский Литературный институт имени М.Горького: Ее желание профессионально и всерьез заниматься поэзией и филологией вроде бы начинает сбываться.
Но началась война. Отец Вероники Тушновой к тому времени скончался, на ее руках остались больная мать и маленькая дочь. Используя свои медицинские познания Тушнова почти все годы войны проработала в госпиталях врачом - выхаживала раненых. И продолжала писать стихи... Ее так и звали ласково: «доктор с тетрадкой».
В 1945 издательство «Молодая гвардия» выпустило первый поэтический сборник Тушновой , который она так и назвала «Первая книга». Вторая книга Вероники Тушновой «Пути - дороги» увидит свет только через десять лет, в 1954 году. В основу этой книги легли стихотворения, написанные часто в дороге и навеянные дорожными встречами и впечатлениями, знакомствами с новыми людьми и новыми местами. «Азербайджанская весна» - так называется один из поэтических циклов Тушновой.
В промежутке между двумя книгами Тушнова много и упорно работала: рецензентом в издательстве «Художественная Литература.
По-настоящему дарование Тушновой раскрылось только в последний период её творчества: сборники «Память сердца» (1958), «Второе дыхание» (1961) и «Сто часов счастья» (1965). Любовь - сквозная тема в её стихах, с ней связаны горе и радость, утраты и надежды, настоящее и будущее.
Мориц Юнна Петровна (р. 1937)
Родилась в Киеве, отец инженер на транспорте. Мать давала уроки французского и математики, работала на художественных промыслах, медсестрой и даже дровосеком. В год рождения отца арестовали и через несколько пыточных месяцев сочли его невиновным, он вернулся, но стал быстро слепнуть очевидно в результате перенесенного.
В 1941-45 годах семья жила в Челябинске, отец работал на военном заводе. В 1954 году Юнна Мориц окончила школу в Киеве, поступила на заочное отделение филологического факультета Киевского университета. К этому времени появились первые публикации в периодике.
В 1955-ом Мориц поступила на дневное отделение поэзии Литинститута им. А. М. Горького в Москве. Летом - осенью 1956 года на ледоколе «Седов» Юнна Мориц плавала по Арктике и была на множестве зимовок, в том числе и на Мысе Желания, что на Новой Земле, в районе которой испытывали «не мирный атом». Люди Арктики, зимовщики, лётчики, моряки, их образ жизни, труд (в том числе и научный), законы арктического сообщества сильно повлияли на ее личность. В результате Мориц исключили из Литинститута за «нарастание нездоровых настроений в творчестве». Однако несмотря на это Юнне Мориц все таки удалось закончить Литиститут в 1961 году.
В 1961 вышла первая книга поэтессы в Москве «Мыс Желания» (по названию мыса на Новой Земле), основанная на впечатлениях от путешествия по Арктике, - книгу «пробил» в печать Николай Тихонов, когда Мориц в очередной раз обвинили в том, что она - «не наш, не советский поэт, чей талант особенно вреден, поскольку сильно и ярко воздействует на читателя в духе запада».
За стихи «Кулачный бой» и «Памяти Тициана Табидзе» (1962) Юнна Мориц попала в «черные списки». И поэтому следующая книга стихов Юнны Мориц «Лоза» вышла только через 9 лет, в 1970 году.
С 1970 по 1990 год Мориц издала книги лирики: «Суровой нитью», «При свете жизни», «Третий глаз», «Избранное», «Синий огонь», «На этом береге высоком», «В логове голоса».
Лирические стихи Мориц написаны в лучших традициях классической поэзии, и в то же время абсолютно современны. О своих литературных учителях и пристрастиях Юнна Мориц говорит: «Моим современником был постоянно Пушкин, ближайшими спутниками — Пастернак, Ахматова, Цветаева, Мандельштам, Заболоцкий, а учителями — Андрей Платонов и Томас Манн».
Далее последовали сборники: «Лицо»(2000), «Таким образом»( 2000,2001), «По закону - привет почтальону» (2005, 2006).
Владимир Семёнович Высоцкий (1938 , Москва —1980)
С 1956 по 1960 год Высоцкий — студент актёрского отделения Школы-студии МХАТ им. В. И. Немировича-Данченко.
В дальнейшем поэтическое и песенное творчество, наряду с работой в театре и кино, стало главным делом жизни В. С. Высоцкого. Проработав менее двух месяцев в Московском театре миниатюр, Владимир безуспешно попытался поступить в театр «Современник». В 1964 году Высоцкий создал свои первые песни к кинофильмам и поступил на работу в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где проработал до конца жизни
Как правило, Высоцкого причисляют к бардовской музыке, однако здесь нужно сделать оговорку. Тематика песен и манера исполнения Высоцкого заметно отличалась от большинства других, «интеллигентных» бардов, кроме того, сам Владимир Семёнович достаточно негативно относился к так называемым КСП (клубам самодеятельной песни) и «бардовскому» движению вообще
Кроме того, в отличие от большинства советских «бардов», Высоцкий был профессиональным актёром и, уже по этой причине, не может быть отнесён к самодеятельности.
Сложно найти стороны жизни, которые бы он не затронул в своём творчестве. Это и баллады, и любовная лирика, а также песни на политические темы: часто сатирические или даже содержащие резкую критику (прямую или, чаще, написанную эзоповым языком) существующего строя и положения дел, юмористические песни и песни-сказки. Многие песни написаны от первого лица и впоследствии получили название «песни-монологи». В других песнях могло быть по нескольку героев, «роли» которых Высоцкий исполнял, меняя голос (например, «Диалог перед телевизором»). Это своеобразные «песни-спектакли», написанные для исполнения одним «актёром».
Высоцкий пел о повседневной жизни и о Великой Отечественной войне, о жизни рабочих и судьбах народов — всё это и принесло ему широкую популярность. Точность и образность языка, исполнение песен «от первого лица», искренность автора, экспрессивность исполнения создавали у слушателей впечатление, что Высоцкий пел об опыте собственной жизни (даже об участии в Великой Отечественной войне, по окончании которой Высоцкому было всего 7 лет) — хотя подавляющая часть историй, рассказанных в песнях, была либо целиком и полностью придумана автором, либо основана на рассказах других людей.