Использование в работе стихотворного ритма

Упражнения по ритмодекламации, скороговорки, речевые игры со звучащими жестами – вот способы, которые очень помогают в развитии музыкально – ритмических способностей дошкольников, в устранении дефектов речи, развитию артистических способностей.

В музыкальной педагогике очень распространено убеждение в том, что чувство ритма мало поддается воспитанию. Большинство педагогов склонно в этом отношении проводить различие между музыкальным слухом и чувством ритма, считая, что последнее развивается гораздо труднее, чем музыкальный слух. Это широко распространенное мнение нашло отражение в книге Баренбойма, где написано: «В то время, как развитие чувства музыкального ритма, как показали и психологические опыты, и педагогическая практика, чрезвычайно ограничено в своих пределах, музыкальный слух поддается почти безграничному совершенствованию».

Чувство ритма воспитуемо и развиваемо можно сказать с уверенностью, основываясь на своём опыте. После года занятий в оркестре шумовых и ударных инструментов, почти все дети показали хорошие результаты и достижения – отличали сильную долю от слабой, могли воспроизвести сложный ритмический рисунок.

Таким образом, ссылка на «психологические опыты для доказательства того, что развитие музыкально - ритмического чувства» чрезвычайно ограничено в своих пределах, являются совершенно необоснованными.

Положение: «развитие чувства ритма ограничено в своих пределах», мы считаем, надо заменить другим: «развитие чувства ритма для современной музыкальной педагогики представляет исключительно трудную задачу».

Воспринять и воспроизвести музыкальный ритм можно только на основе чувства ритма, т.е. на основе эмоционального критерия, опирающегося на моторику.

Музыкально-ритмическое чувство, т.е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить.

В раннем возрасте музыкально- ритмическое чувство проявляется в том, что слушание музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими ритм музыки. Оно лежит в основе всех тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного хода музыкального движения.

Ритм, пульсация, движение, действие – по сути своей характеристики одного и того же. В течение не одного десятка лет педагоги используют движение как средство музыкального развития. В прогрессивных педагогических системах музыкального воспитания движению отводилось особое место, так как музыканты признавали за ним возможность не только совершенствовать тело, но и развивать духовный мир человека. Для целостного восприятия музыки необходим ритм. Если у человека с детства не развито чувство ритма, он будет неполноценно воспринимать музыку, т.е. у него будет страдать «музыкальная культура».

«Игры с именами» имеют особую ценность для личностного становления детей, хотя носят и прикладной характер – помогают в развитии чувства ритма, внимания, способности к импровизации и т.д. Игры с именами являются своеобразными тренингами, дающими возможность ребенку представить себя в различных ролях, «примерить» на себя эти роли, найти свой образ, свой стиль. В этих играх каждому ребенку уделяется внимание других участников игры: представленный им образ тут же копируется другими детьми. Этот прием позволяет ребенку не только увидеть себя со стороны, но и ощутить свою значимость в коллективе. Кроме этого, звучание собственного имени из уст окружающих вызывает положительные эмоции и настраивает на доброжелательные отношения с ними. Громкое, четкое произношение своего имени помогает ребенку справиться с робостью, почувствовать свои силы и уверенность в себе.

Используются различные методы и приемы развития музыкально-творческих способностей детей:

· Ритмичное декламирование текста, сопровождаемое звучащими жестами, шумовым аккомпанементом, игрой на ДМИ.

· Мимическое и пантомимическое обыгрывание текста в различном тембровом и фактурном оформлении;

· Использование двигательной реакции детей в педагогических целях в освоении музыкального языка, в развитии звуковысотного, ритмического, ладового слуха, творческого использования любого музыкального инструмента.

· Координационно – подвижные игры коммуникативные, выполняющие психотерапевтические задачи развития социальной адаптации ребенка, игры команды; пластико – ритмо - речевой театр.

· Импровизации с именами детей, представление их по-новому в жесте, мимике, интонации под звучащую музыку.

Проанализировав методики, и, исходя из собственных возможностей, особенностей режима работы нашего детского сада, сетки занятий, технического и наглядного оснащения; переработав материал, мы выбрали те разделы, которые по сложности соответствуют возможностям детей 3 - 6лет.

Ритмодекламация – игры с именами, речевые игры

Музыкально-речевые игры – развивающие творчество

Элементарное музицирование – ученое музицирование, творческое музицирование, концерное музицирование

Музыкальные импровизации – вокальные, танцевальные, пластические, инструментальные

1.«Поиграй на своем инструменте. Изучи, какие в нем живут звуки, постарайся найти разные» / работа проводится со всей группой одновременно/.

2.«Сыграй музыку на инструменте, как ты хочешь» / свободные импровизации соло по кругу/.

3.«Будь дирижером, покажи музыкантам, чтобы они поняли, как сыграть музыку, какую ты хочешь» / ребенок дирижирует оркестром из 3-4 шумовых инструментов, которые солируют по-очереди/.

4.«Подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть на них «музыку дождя», «песню ветра», «танец ежика», «солнечный свет», «твое сегодняшнее настроение», «радостную мысль».

5.«Попробуй подобрать инструменты и озвучить стихотворение» /здесь используется метод наложения свободной в метроритмическом отношении импровизации на структурно и ритмически организованный поэтический текст/.

6.«Поговори со своим соседом, расскажи ему, что хочешь» - диалоги инструментов, например, коробочки и маракаса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

При работе очень важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание детей быть непохожими на других, развить их фантазию, попытаться максимально реализовать их способности.

Сегодня многие музыкальные руководители озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии.

Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе деятельности и музыкально – творческой игры: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий.

Действие, умение делать что-либо всегда являлось единственно надежной гарантией усвоения любого знания. Это мудрость была известна еще древним китайцам: «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю».

Очень важно помочь детям найти свое место в нашем стремительном мире и вырасти потом в состоявшихся успешных взрослых людей.

Одной из важнейших задач эстетического развития ребенка является – развитие музыкально – творческих способностей детей. Чем более эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее, интереснее у него творческая деятельность.

Не секрет, что на традиционных музыкальных занятиях не всегда возможно уделить дополнительное внимание детям, уровень музыкального развития которых требует индивидуального развития и использования более сложных упражнений, заданий или более простых. Наиболее эффективный и качественный результат достигается при работе с подгруппой детей до 7-8человек.

Главное, не надо забывать, что каждый ребенок – музыкант и ценность детского творчества не в результате, а в процессе – оно нужно не слушателям, а детям.

Уделяя большое внимание в своей работе развитию чувства ритма и метроритмического чувства мы стремимся к поиску качественного, эффективного, продуктивного взаимодействия с детьми. Музыкально - речевые игры как трамплин для развития музыкально-ритмических способностей. Способствующих общему развитию: умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей дошкольного возраста. Формируя в детяхразвитые музыкально-ритмические способности то и дальнейшее музыкальное развитие становится будет безгранично.Чувство ритма даёт возможность и шанс каждому ребёнку выразить себя, показать своё отношение к музыке, воспитание с помощью музыки духовно-богатой, творческой, всесторонне-развитой личности.

В любом случае, анализируя свою работу мы проверяем правильность выбранных методов и приемов, стараемся предусмотреть возможные неудачи, и найти причины возникших неудач. Иначе, невозможно ставить новые задачи, находить иные пути для эффективного музыкального развития детей.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Т.Рокитянская «Музыкальная грамота в образе и движении». 13/2003г. «Дошкольное образование».

2. М.Александровская «Каждый ребенок – музыкант». 13/2001 г. «Дошкольное образование».

3. Т.Э.Тютюнникова «Педагогика сотрудничества». 5/2000г. «Дошкольное воспитание».

4. Т.Э.Тютюнникова «Движение и музыка». 4/1999г. «Дошкольное воспитание».

5. Т.М.Орлова, С.И.Бекина «Учите детей петь». 1988г. «Просвещение».

6. В.Даль «Толковый словарь русского языка». 2002г. Москва.

Наши рекомендации