Правила тажвида стихотворного вида.

Я строки начинаю с именем Аллаха,

Хвалу Всевышнему я воздаю,

Хвала Его Достопочтенному пророку,

Да будет благословение и мир ему!

Я посвящаю стих свой замечательной науке,

Науке, называемой «Тажвид»,

Она нас обучает чтению Корана,

И правильно его читать велит.

Правила тажвида нам помогут,

Коран красиво, разномеренно читать,

И каждой букве её право отдавая,

Книгу Аллаха сможем мы познать.

Прошу я Всевышнего Аллаха,

Принять мою работу как дуга,

Достойна будет пусть награды и саваба,

Ученикам чтоб пользу принесла!

Начнём мы с правил нун-сакуна,

И объясним все их значенья,

Для нуна, если он с сукуном и для танвина,

Четыре есть постановленья:

Первое: под названием «Изхар»,

Что переводится как «проявленье»,

Шесть букв, из горла выводимых,

В себя включает без сомненья.

Шесть букв просты в перечислении,

Хамза, х – мягкая и буква «айн»,

Х – средняя, х – твёрдая, и в завершении,

Лишь остаётся буква «гайн».

И после нун-сакуна и танвина,

Одна из этих букв если придёт,

«Нун» чётко, ясно проявляем,

Открыто чтение пройдёт.

«Идгам» - так правило звучит второе,

В языковом значении: ввод одного в другое,

Нун потерял своё звучание,

И приобрёл совсем иное.

Идгам включил в себя шесть букв,

Те, что без гунны, и где есть гунна,

И чтоб запомнить было легче,

Ввели их в слово «Ярмалуна».

Идгам, что с гунной означает,

С носализацией введенье,

Четыре буквы в слово «Янму»,

Объединим для облегченья.

После танвина или нун-сакуна,

Если одна из этих букв придёт,

Нун не читая, в эту букву вводим,

И чтенье в нос тогда пройдёт.

Хочу внести я поясненье,

Что есть одно здесь исключение:

Зовём его мы «Изхар мутлак»,

То есть «Абсолютное проявленье».

И если нун-сакун и букву из «Янму»,

Мы в одном слове повстречаем,

Нун ясно, чётко и открыто,

Без ввода в нос мы прочитаем.

Слов-исключений очень мало,

Дунья, буньян, сынван, кынван,

Запомнить их бы не мешало,

Они придут в Коране к нам.

Идгам без гунны означает,

Без носализации введенье,

Две буквы: «Лям» и «Ра» включает,

Особенно здесь будет чтение.

И после нун-сакуна и танвина,

Одна из этих букв если пришла,

Нун пропускаем, но при этом,

Удваивается «Лям» и «Ра».

«Иклаб» - ещё одно из правил,

Он «нун» на «мим» легко исправил,

Одну единственную букву,

Он букву «Бэ» к себе добавил.

Если «Иклаб» в Коране попадётся,

Здесь хукм будет не простой,

«Нун» превратится в «мим», и нам придётся,

Читать «нун» с гунной и ихфой.

И завершаем правилом «Ихфа»,

«Ихфа» - «Скрывание» означает,

И кроме выше сказанных, все остальные,

15 букв в себя включает.

Мы с буквами здесь не поспорим,

И «нун» за ними смело скроем,

Удерживая «нун» и не спеша читая,

Его под букву мы подстроим.

Следующее правило звучит,

Как Удвоение «Нун»а, «Мим»а,

Если они придут с ташдидом,

Становится необходимо:

«Нун», «Мим» удвоить, удержать,

И с гунной нам их прочитать,

«Нун», «Мим» мы вводим в нос, а значит,

Они вдвойне будут звучать.

Продолжим правилом «Мим-сукуна»,

И поясним его значенья,

Для мима, если он с сукуном,

Известны три постановления.

Первое – под названием «Ихфа»,

Точнее, «Ихфа», что «Шафави»,

Ихфа губная в переводе,

Одна в ней буква «ба» внутри.

И после мим-сукуна если встретим,

Мы букву «ба», то непременно,

С ихфой, и с гунной, то есть с вводом в нос,

Произносить «Мим» будет верно.

Второе правило – «Идгам»,

Одну лишь «Мим» в себя включает,

«Идгам-сагыр» или же «Мим-мислайн»,

С таким названием бывает.

Если заметим после мим-сукуна,

«Мим» с харакатом – «А», «У», «И»,

«Мим» вводится в другую «мим», а значит,

Прочти «Мим» с гунной, удержи!

Третье правило – «Изхар»,

Вернее – «Изхар», что «Шафави»,

И кроме «мим» и «ба» все остальные буквы,

Легко мы сможем в нём найти.

И если после мим-сукуна,

Одна из букв этих придёт,

«Мим» явно, чётко произносим,

Открыто чтение пройдёт.

Хотелось обратить вниманье,

Что есть одно здесь примечание:

С буквами «Фа» и «Вау» будь осторожен,

С «Мим» близкое у них звучанье!

И после «Мима» , что с сукуном,

«Фа» или «Вау» если придёт,

Остерегайся, что при произношении,

Пропустишь «Мим», «Мим» пропадёт!

Поэтому читай «Мим» ясно,

Под «Фа» и «Вау» «Мим» не скрывай,

И прояви «Мим» очень гласно,

Запомни и не забывай!

Правило следующее отметим,

Как «Постановленья с Алиф Лям»,

И если «Алиф Лям» до букв мы встретим,

В двух случаях придёт он к нам:

Первый звучит как «Проявленье»,

В нём букв четырнадцать внутри,

Абгы, хажака ва хаф гакымаху,

Все буквы в фразу мы ввели.

И если «Алиф Лям» придётся,

До этих букв нам повстречать,

То «Алиф Лям» нам остаётся,

Открыто, ясно прочитать.

Второй, что называется «Введенье»,

Все остальные буквы в нём,

И здесь не будет явным чтенье,

Мы «Лям» пропустим, не прочтём.

«Лям» в первом случае – «Камария»,

Что переводится «Лунная Лям»,

«Лям» в случае втором – «Шамсия»,

Что значит «Солнечная Лям».

А если встретишь «Лям» в глаголе,

Будь бдителен, запомни, знай:

И «Лям» глагольную всегда ты,

Читай открыто, проявляй!

Когда придут две буквы рядом,

Похожи в махраже, в сыйфате,

«Идгам-мислайн» - так назовём мы,

Правило это - его знайте!

Когда придут две буквы рядом,

Близки по махражу, но разные в сыйфате,

Будет «Идгам-Мутакарибайн»,

Об этом вы не забывайте!

Ну а когда две буквы рядом,

Одни по махражу, но разные в сыйфате,

Будет «Идгам- Мутажанисайн»,

Не путайте, запоминайте!

И если буква первая с сукуном,

Ну а вторая – с харакатом,

Мы будем звать это «Сагыр»,

Правилом простым и столь понятным.

Первая буква с харакатом,

И с харакатом же - вторая,

Здесь будет правило «Кабир»,

Теперь читать мы будем зная!

Одно из важных правил – «Мад»,

И у него два положенья:

«Мад-Табигый» и «Мад-Фаргы»,

Теперь дадим им поясненья:

«Мад-табигый» - то есть «Асли»,

Он основной или первичный,

Второстепенный - «Мад-Фаргы»,

Он производный, он – вторичный.

И если не найдём причины,

«Мад табигый» сделать «Фаргы»,

«Мад» будет основным, но есть причина,

«Сукун» и «Хамза» - внимателен будь ты!

И в слово «Нухиха» вместилось,

Правило «Мада основного»,

Но нами важных три условия,

Соблюдены должны быть строго:

До буквы «Вау» должна быть «дамма»,

«Касра» должна прийти до «Йай»,

А до «Алиф» должна быть «Фатха»,

Скорее всё запоминай!

«Вау» или «Йай» когда с сукуном,

«Фатха» до них если придёт,

Здесь правило «Мад-лайн» и чтенье,

Плавно и мягко тут пройдёт.

Для правил «Мада» обозначим,

Мы целых три постановления,

Звучат они как «Важиб, жаиз, лазим»,

Теперь дадим им разъяснения.

«Мад – важиб» - если после буквы Мада,

В слове одном мы встретим хамзу,

Здесь «Мад-Мутассыл», а значит слово,

Тянуть должны четыре раза.

«Мад-жаиз»,если после буквы мада,

В разных словах пришла хамза,

И правило тут «Мад-Мунфасыйл»,

Что делится ещё на два:

«Жаиз-мад» или же «Жаиз-каср»,

И хукм их, он будет разный:

Тянуть мы можем как «Жаиз-мад» - четыре,

Или же как «Жаиз-каср» - лишь два раза.

«Жаиз-мад» или же «Жаиз-каср»,

Мы можем применить ещё тогда,

Когда остановились на сукуне гарид,

Можем тянуть четыре раза или два.

А если вдруг до буквы «мада»,

Нам повстречается хамза,

Здесь будет правило «Мад-бадль»,

Его хукм- касыр, и тянем раза два.

Мад будет «Лазим», если встретим,

«Сукун Асли» мы после буквы «мада»,

И независимо, в слове одном или же в разных,

И обязательно тянуть шесть раз здесь надо!

«Мад-лазим»: у него два вида,

«Мад-калями» и «Мад-харфи»,

Поделим каждый на мусакал и мухафаф,

Их правила запомни ты!

И если после буквы мада,

В слове одном пришёл Сукун-Асли,

И с шаддой он, и больше трёх букв в слове,

Правило это – «Мусакал-калими».

А если после буквы мада,

В слове одном пришёл Сукун-Асли,

Но он без шадды, то правило звучит здесь,

Как «Мад-лазим Мухафаф калими».

И только в суре «Юнус» в аяте 51-ом,

Мы это правило отметим,

«Аль-Ан» - всего лишь одно слово,

Но в двух местах его мы встретим.

А если после буквы мада,

Не в слове, а в буквах пришёл Сукун-Асли,

И с шаддой он, то правило здесь будет,

«Мад-лазим мусакал что харфи».

Но если после буквы мада,

В буквах пришёл сукун-асли,

Но он без шадды, то правило звучит тут,

Как «Мад-лазим-мухафаф что харфи».

Наши рекомендации