Учебно-методическое пособие

ПЕДАГОГИКА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

КРАСНОЯРСК 2011

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. Астафьева»

ПЕДАГОГИКА

Учебно-методическое пособие

реализации стандарта (бакалавриат)

«Педагогическое образование»

Красноярск 2011

ББК

Авторский коллектив:

доктор педагогических наук, профессор В.А. Адольф

кандидаты педагогических наук, доценты З.К. Бакшеева, С.А. Вахрушев, И.О., Ильина Н.Ф., Кононенко, Л.П. Михалева, Г.И. Румынина,О.Н. Тютюкова, В.Г. Фадеев, С.Н. Ценюга; старшие преподаватели Т.С. Дорофеева, О.П. Журавлева, А.Ф. Ильина, И.Г. Озерец, Н.Е. Сидорова

Ответственный за выпуск:

кафедра педагогики КГПУ имени В.П. Астафьева

П 24 Педагогика: рабочая программа курса / сост. В.А. Адольф, З.К. Бакшеева, Г.И. Румынина и др. — Красноярск: РИО КГПУ, 2011.

ББК 74

© Красноярский

государственный

педагогический

университет

им. В.П. Астафьева, 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Педагогика — чрезвычайно сложная отрасль знаний, исследующая очень сложные явления и процессы, охватывающие своим вниманием большой объем специфических понятий и терминов, связанные в силу свой специфики со многими областями знаний. Сложность предмета (изучения учебной дисциплины) педагогики состоит в том, что она имеет дело (единственная из наук) с живым человеком, с которым она призвана что-то делать в процессе образовательного и воспитательного взаимодействия, а человек сложен и многогранен, импульсивен и непредсказуем, в человеке — вся история его жизни (маленький или большой, ребенок или взрослый), и со всем этим имеет дело учитель, воспитатель и обязан это учитывать в процессе воздействия на ребенка. Особенность деятельности педагога, воспитателя состоит в том, что у них нет (и не может быть) опыта воспитания конкретного ребенка — каждый раз приходится начинать заново, ибо воспитанники все разные и к каждому нужен свой подход, свое содержание, свои методы воздействия.

Значит, путь здесь может быть только один: исходя из интересов и истории самой личности, реализовать главную педагогическую задачу — создать условия для саморазвития личности, ведя ее к самоактуализации, самореализации, самоосуществлению, т.е. к ее успешной социализации за счет формирования различных компетенций.

В цикле образовательных дисциплин курс “Педагогика” способствует фундаментализации знаний, позволяет выпускнику быть гуманитарно-образованным, развивает творческие способности, системное мышление и мировоззренческую позицию. Освоение современных методологических подходов, понимание сущности педагогических процессов и явлений, становление исследовательской культуры ведет к формированию системы взглядов на целостность науки.

Курс педагогики пробуждает интерес к проблеме образования и воспитания как в их историческом аспекте, так и в современной трактовке. В этой связи особое значение приобретает направленность курса на развитие у будущих специалистов способности самостоятельно ставить и эффективно решать профессионально-педагогические задачи. Активная деятельность студентов над освоением курса способствует формированию социальной, профессионально-информационной, технологической, коммуникативной, психологической и когнитивной компетентностей.

На основе опыта многолетней работы предпринята попытка разработать пособие нового поколения, на компетентностной основе, по курсу «Педагогика» в рамках направления «Педагогическое образование» с квалификацией (степенью) бакалавр. Особенность пособия состоит в том, что весь теоретический материал дан в удобных для изучения и анализа структурно-логических текстах. Форма пособия имеет ряд преимуществ, прежде всего, она позволяет определить структуру изучаемого явления, выявлять и отслеживать связи между компонентами системы, явлениями и различными компетенциями. Данный подход активизирует мышление обучающихся, актуализируя формирование умений видеть, находить и устанавливать существенные связи между явлениями, компонентами внутри явления, системы, процесса. Выбранный способ подачи материала помогает эффективнее формировать целостное представление об изучаемой учебной дисциплине, ее месте и роли в целостной системе профессиональной подготовки бакалавра, выявляя, формируя и развивая профессионально значимые компетенции, тем самым формируя целостную картину мира.

Выполнение разнообразных заданий для внеаудиторной учебной работы (изучение первоисточников и материалов учебника; конспектировании работ по отдельным темам; написание сочинений, рефератов; составление аннотаций, рецензий и докладов; выполнение исследовательских и практических заданий; проектной деятельности; оформление портфолио и других), формирует у студентов такие компетентности как умение сосредоточиться на работе, организовать себя и свою деятельность; анализировать свои достижения и поступки; обобщать, оформлять и презентовать свой опыт и ведет к усвоению учебного материала курса “Педагогика” на более высоком методологическом уровне и готовит их к творческой практической деятельности.

Разработанная программа включает 9 блоков-модулей, каждый из которых представлен следующей структурой: перечнем знаний, умений, видами деятельности, продуктом деятельности и представленных компетенций, тематикой лекционного курса и семинарских занятий, тематикой внеаудиторной учебной работы, ключевыми понятиями, литературными источниками, вопросами к зачетам и экзаменам, тематикой направленности педагогических исследований.

Ожидаемый результат при освоении бакалавром содержания данной программы:

1. Позволит сформировать готовность бакалавра осуществлять свою профессиональную деятельность на компетентностной основе.

2. Проектировать свой дальнейший профессиональный образовательный маршрут.

3. Выстраивать свою профессиональную карьеру.

Наши рекомендации