Формы учебной деятельности учащегося
ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:
ПЕДАГОГИКА: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ,
СИСТЕМЫ, ТЕХНОЛОГИИ /
ПОД РЕД. С. А. СМИРНОВА
Формы организации учебной деятельности учащегося прочно связаны со структурой общения между обучающими и обучаемыми. Можно сказать, что формы учебной деятельности учащихся –это способы организации деятельности учащихся, отличающиеся характеристики и взаимосвязи ребенка с окружающими людьми.
Выделяют следующие формы учебной деятельности учащегося:
1. Парную. Это работа учащегося с педагогом (или сверстником) один на один. Такое обучение принято называть индивидуальным. В школах оно применяется редко в связи с недостаточным количеством времени у учителя. Широко используется при дополнительных занятиях и репетиторстве.
2. Групповую, когда учитель одновременно обучает группу учащихся или целый класс. Для такой формы характерно раздельное, самостоятельное выполнение учащимися учебных заданий с последующим контролем результатов. Такую форму еще называют общеклассной или фронтальной работой.
3. Коллективную. Это самая сложная форма организации деятельности учащихся. Она возможна, когда все обучаемые активны и осуществляют обучение друг друга. Типичный пример коллективной формы – работа учащихся в парах сменного состава.
4. Индивидуально-обособленную. Ее еще часто называют самостоятельной работой учащегося. Выполнение ребенком домашней работы – вот типичный пример такой формы учебной деятельности. Контрольные и самостоятельные работы, самостоятельное выполнение заданий у доски или в тетради в ходе урока также относятся к этой форме.
В школах чаще применяют групповую и индивидуально-обособленную формы обучения, почти не используют парную работу и занятия в малых группах (звеньях, бригадах).
Групповая форма организации учебной работы представлена только двумя разновидностями: общеклассные (фронтальные) занятия и занятия в малых группах. Сущность такой формы в самом общем виде может быть выражена формулой: один человек обучает одновременно многих, группу. По количеству учащихся группа может быть разной.
Общеклассная, или фронтальная, работа учащихся на уроке может иметь не только групповую форму. Если учитель дал всем ученикам одно и то же задание и каждый ученик выполняет это задание индивидуально, не вступая в общение с учителем или с другими учениками класса, то такая работа учащихся является индивидуально-обособленной. Основной признак индивидуально-обособленной работы учащихся – это отсутствие живого, непосредственного контакта ученика с другими людьми.
Общеклассная работа, которую мы встречаем почти на каждом уроке, не является коллективной. Прежде всего потому, что при общеклассной работе ученический коллектив не имеет общей цели. Учитель ставит перед учащимися не общую, а одинаковую для всех цель. Деятельность, направленная на достижение совместной цели, сплачивает, а при достижении одинаковой цели вызывает соревнование, конкуренцию и разобщение.
Общую совместную цель легко отличить от цели, одинаковой для всех. Если цель, поставленную учителем, может достичь один ученик или все по отдельности самостоятельно, то это одинаковая для всех цель. А если цель за данный отрезок времени могут достигнуть все учащиеся общими усилиями, то такая цель является общей, или совместной.
Сколько бы учеников одновременно ни учил учитель (одного, пятерых или сорок), он не может создать коллективного обучения. Он может одновременно учить одною ученика или группу учеников. Коллективное же обучение появляется только в том случае, когда в деле обучения данной группы принимают активное и систематическое участие все ее члены, т. е. группа становится самообучающейся. Поэтому коллективное обучение возможно там, где действует самообучающаяся группа или самообразовательный коллектив.
При коллективной форме организации учебной работы ведущую роль играет общение и взаимодействие учащихся друг с другом. Коллективным и продуктивным общение становится тогда, когда учащиеся общаются в парах сменного состава, только такая работа отвечает современному понятию коллективной работы.
Выделяют следующие общие признаки коллективной работы:
1. Наличие у всех ее участников общей, совместной цели.
2. Разделение труда, функций и обязанностей.
3. Сотрудничество и товарищеская взаимопомощь.
4. Наличие действующих органов самоуправления организации, привлечение участников работы к контролю, учету и управлению.
5. Общественно полезный характер деятельности всех и каждого участника…[21].
ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС
ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:
ДИДАКТИКА СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Самостоятельная учебная работа – овладение знаниями, практическими умениями и навыками во всех формах организации обучения, как под руководством учителя, так и без него. При этом необходимо целенаправленное управление самостоятельной деятельностью учеников посредством формулировки темы-проблемы, ее расшифровки через план или схему, указания основных и дополнительных источников, вопросов и заданий для самоконтроля, заданий для развития умений и навыков, сроков консультаций и форм контроля.
Самостоятельную работу учащихся классифицируют:
– по дидактической цели ее применения - познавательная, практическая, обобщающая;
– по типам решаемых задач - исследовательская, творческая, познавательная и др.;
– по уровням проблемности - репродуктивная, репродуктивно-исследовательская, исследовательская;
– по характеру коммуникативного взаимодействия учащихся - фронтальная, групповая, индивидуальная;
– по месту ее выполнения - домашняя, классная;
– по методам научного познания - теоретическая, экспериментальная.
Все виды самостоятельной работы учащихся зависят от формы организации обучения.
Форма организации обучения | Виды и особенности самостоятельной работы учащихся |
Уроки | Работа с учебной литературой, самостоятельное решение задач, выполнение упражнений, заданий, подготовка к уроку рефератов, докладов, самостоятельная работа с применением ТСО, компьютерных обучающих и контролирующих программ, самостоятельная работа со всевозможными карточками-заданиями |
Лекции | Активное слушание и конспектирование лекций, самостоятельная работа над предложением, литературой в контексте лекции |
Семинары | Работа с литературой по теме семинара, написание реферата, подготовка тезисов для выступления на семинаре |
Лабораторно-практические занятия | Экспериментально-исследовательская работа, изучение учебной и справочной литературы, оформление результатов экспериментально-исследовательской работы |
Экскурсии | Работа с учебной и справочной литературой на этапе подготовки к экскурсии, написание обобщенных, аналитических отчетов по результатам экскурсии, сбор и систематика новой информации в процессе экскурсии |
Игры | Работа по решению ситуативных задач и заданий, самостоятельная работа с компьютерными играми, самостоятельная работа с раздаточным дидактическим материалом |
Домашняя самостоятельная работа | Выполнение упражнений, задач, подготовка рефератов, докладов, выполнение заданий, в том числе творческих |
Гибкое сочетание разнообразных форм и технологий обучения | Гибкое сочетание и разнообразное применение всех перечисленных выше видов самостоятельной работы учащихся |
В свою очередь, внешние формы организации обучения детерминируют внутренние формы (вводное занятие, занятие по совершенствованию знаний, умений и навыков, занятие по систематизации и обобщению знаний, занятие по контролю знаний, умений и навыков, комбинированная форма организации занятий) и определяют их специфику[22].
ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:
ПЕДАГОГИКА: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ,
СИСТЕМЫ, ТЕХНОЛОГИИ /
ПОД РЕД. С. А. СМИРНОВА