Г) педагогическое мастерство учителя
В переводе с греческого «технология» переводится как «учение о мастерстве». То есть учитель может хорошо знать содержание обучения, владеть методикой обучения, он может разбираться в вопросах школьной психологии, но при отсутствии коммуникативных, эмоциональных и креативных способностей ему, скорее всего, не удастся достичь успеха в своей педагогической деятельности. Поэтому представляется, что именно педагогическое мастерство учителя является залогом успеха любой педагогической технологии.
В данной проблеме необходимо отслеживать изменение и переносить их в жизнь, внедрять новых педагогические идеи в практику, переводить учителей на более совершенные технологии обучения – всё это процесс нелегкий и небыстрый, так как овладение новыми технологиями обучения потребует формирования внутренней готовности учителя к серьёзной работе по преобразованию самого себя.
2) КаЧЕСТВА учителЯ. Считается, что при «помощи» педагога возможно либо созидание, либо разрушение личности. Когда учитель в этическом, моральном плане, и как специалист достиг высот он сможет воспитать себе подобных; однако неосторожным грубым словом, непрофессионализмом можно вызвать отчуждение учеников, их последовательное падение. К качества настоящего учителя относят:
а) Ответственность и понимание своей ответственности. Так как педагог расширяет кругозор людей, он ответственен за качество информации и за ее правдивость.
б) Добросовестность.Учитель, владея верной информацией, учит человека правильному поведению.
в) Умение найти свой уникальный подход в обучении к каждому из его учеников. Данное умение требует огромного терпения и максимального приложения усилий, для того чтобы найти этот подход.
Очень трудно найти подход к каждому ученику, если в классе у учителя 30 человек, со своими особенностями и возможностями, в чем и заключается главный изъян системы образования в России, так как это исключает возможность полноценного развития личности, знаний и навыков конкретного ученика.
Потому дальнейшее развитие педагогической системы должно пойти путем индивидуализации. Общность принципов нужно сохранить, ну а различные приемы и подходы развить глубже. Только таким образом, можно получить образование, которое подарит нашему обществу зрелых, умелых и умных людей, что в итоге приведет к всеобщему прогрессу и процветанию.
в) Открытость новому опыту (современность). Современный учитель обязан создавать что-то новое в своей личной образовательной системе, и брать успешные атрибуты у других представителей педагогического коллектива. Это и умение быть в курсе последних разработок в образовательной сфере, стремление и желание учителя использовать новые технологии и активно внедрять их в свою систему обучения.
г) Стремление к творчеству. Применение воображения и нестандартный подход в какой-либо деятельности не только по-настоящему заинтересовывают людей, но и помогают добиться более высоких результатов. Учитель должен уметь поддерживать и развивать творческую жилку своих учеников, создавать условия для того, чтобы его ученики смогли применять не только закрепленные в традициях схемы выполнения деятельности, но еще и подключать свое воображение.
Умения и навыки – это способы применения знаний на практике. Учитель настолько профессионален, насколько эффективно может применить общенаучные, предметные, психолого-педагогические и общекультурные знания в своей практической деятельности. Спектр профессионально-педагогических умений и навыков многообразен. Ученые выделяют наиболее основные:
1) Дидактические (умения обучать других - информировать, ориентировать в потоке информации, в деятельности; мобилизовывать на учение и т.д.),
2) Конструктивные (умения строить, конструировать уроки, внеклассные мероприятия, самостоятельную работу учащихся и собственную и т.д.);
3)Коммуникативные(выполнение функций общения с участниками учебно-воспитательного процесса);
4) Организационные (умения организовывать учащихся, других учителей, родителей, самого себя в педагогическом процессе);
5)Исследовательские(умения изучать, анализировать, синтезировать, осуществлять педагогическую диагностику как отдельной личности, так и коллектива в целом; прогнозировать результаты своей и чужой деятельности).
РОЛЬ учителЯ в обществЕ.
Необходимо изменить концепцию учителя, педагогическую, политическую, поднять престиж профессии.
Учитель (в широком смысле) – это человек, который передает знания, умения, навыки, опыт.
Учитель (в узком смысле) – это человек, который получил специальность и обучает людей в учебных заведениях.
Учитель воспитывает детей; ведет пропаганду педагогических знаний; обучает подрастающее поколение; развивает детей умственно, физически, эстетически; воспитывает социально активную личность; организовывает различные виды деятельности: просветительскую, оздоровительную.
История человечества свидетельствует, что образование и общество неотделимы. Все глобальные проблемы (экономические, социальные, политические, культурологические, демографические, экологические и др.), с которыми сталкивается общество, так или иначе сказываются на сфере образования.
Но, с другой стороны, образование во многом определяет лицо общества. Ученые подчеркивают социальное значение образования как важной преобразующей силы общества. Отмечается, что для выхода из кризиса, переживаемого в настоящее время мировой цивилизацией, необходимы глубокие изменения в сознании, поведении людей. Центральное место в структуре системы образования занимает учитель. Преобразовывать внутренний мир индивида на основе гуманистических идеалов, целенаправленно формировать нравственные качества, повышать уровень культуры и профессиональной подготовки человека - таковы функции современного учителя. Социальная роль педагога заключается в возможности оказывать влияние на развитие тех или иных тенденций в обществе, социуме, готовить подрастающее поколение к решению глобальных или локальных проблем современности, учить прогнозировать и, если потребуется, предупреждать их последствия.
Глоссарий:
Абсолютизация – мыслительный прием, суть которого заключается в том, что в качестве точного принимается такой предел приближения к действительности, который обусловлен потребностями практики.
Дидактические процессы – предписания способов деятельности.
Неопозитивизм – философское направление, в котором характерно, с одной стороны, стремление к взаимоизоляции науки и философии, а с другой – подчинение науки обыденному сознанию.
Организационные формы обучения – условия, в которых деятельность должна воплощаться.
Позитивизм – философское направление, в котором единственным источником истинного, действительного знания считаются конкретные (эмпирические) науки и по отрицается познавательная ценность философского исследования.
Прикладная философия – интеллектуальное сопровождение философских систем выполняемое посредством деятельности.
Проблемы педагогики – проблемы, поставленные обществом перед сферой образования.
Сциентизм – одного из ответвлений неопозитивизма, которое заключается в абсолютизации роли науки в системе культуры человеческого общества. Выражается во внешнем подражании точным наукам: в искусственном применении математической символики, придании философско-мировоззренческим и социально-гуманитарным рассуждениям формы, характерной для точных наук.
Педагогические технологии –совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, которые позволяют реализовать поставленные образовательные цели.
Средства осуществления деятельности – целенаправленная подготовка учителя-педагога к занятиям и наличие соответствующих ТСО).
Стандарт ТСО – группа стандартов добровольной сертификации на эргономичность и безопасность электронного оборудования, разработанных комитетом TCO Development, являющейся частью Шведской конфедерации профсоюзов.
Умения и навыки – это способы применения знаний на практике.
Учитель (в широком смысле) – это человек, который передает знания, умения, навыки, опыт.
Учитель (в узком смысле) – это человек, который получил специальность и обучает людей в учебных заведениях.
Эмпиризм - философское направление, видящее в опыте единственный источник познания.