Обязанности руководителей практики
Министерство образования Пермского края
ГБОУ СПО «Пермский педагогический колледж № 1»
Кафедра дошкольной и специальной дошкольной педагогики и психологии
ПРОГРАММА
Психолого-педагогической практики
050710 «Специальное дошкольное образование»
050704 «Дошкольное образование»
Для студентов очной и заочной формы обучения
Пермь 2011
Программа психолого-педагогической практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 050715 Специальное дошкольное образования и 050704 Дошкольное образование.
Организация разработчик: ГБОУ СПО «Пермский педагогический колледж №1»
Разработчик:
Кривоносова Валентина Михайловна, преподаватель высшей квалификационной категории
Рекомендована методическим советом ГБОУ СПО «Пермский педагогический колледж №1»
Заключение методического совета №______1______ от 30 ноября 2011 г.
© Кривоносова Валентина Михайловна. Программа психолого-педагогической практики
Пояснительная записка.
Психолого-педагогическая практика является составной частью образовательного процесса и организуется в соответствии с ФГОС СПО (третьего поколения) в части государственных требований к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы.
Данная практика проводится на 2 курсе в 3 семестре длительностью 3 недели, концентрированно.
Содержание практики определено требованиями к знаниям, умениям и практическому опыту студентов полученных в процессе изучения обще- профессиональных дисциплин: основы общей и дошкольной педагогики и психологии, что способствует формированию профессиональных компетенций:
- планировать мероприятия, направленные на изучение индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, проводить диагностику;
- определять цели и задачи, проводить режимные моменты (умывание, одевание, питание, прогулку);
- планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня;
- организовывать самообслуживание, общение детей дошкольного возраста;
- анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей;
- осуществлять педагогический анализ, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников;
- разрабатывать методические материалы (планы работы на день) на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников;
- изучать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности педагогов ДОУ;
- оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, презентаций, выступлений.
Цель практики: содействие формированию у студентов профессионально-педагогических умений и профессионально значимых качеств личности воспитателя, формированию целостного представления о ребенке как неповторимой индивидуальности личности.
Задачи практики:
1. Закреплять теоретические знания, учить творчески применять их в воспитательно-образовательной работе с детьми.
2. Формировать профессионально-педагогическую направленность студентов: воспитание устойчивого интереса к профессии, любви к детям, развитие потребности в совершенствовании профессиональных навыков и умений.
3. Изучать специфику труда воспитателя (функции и профессиональные обязанности педагога дошкольного учреждения).
4. Формировать профессионально-значимые качества личности воспитателя: дисциплинированность, сдержанность, организованность, целеустремленность, доброжелательность.
5. Овладевать умениями организовывать психолого-педагогическую диагностику (наблюдение, опрос, беседа) детей дошкольного возраста, анализировать ее результаты.
Обязанности руководителей практики
Групповой руководитель-методист:
1. Осуществляет организацию и непосредственное руководство работой студентов-практикантов своей подгруппы.
2. Совместно с администрацией дошкольных учреждений проводит инструктивно-методическую работу с сотрудниками, принимающими участие в практике, распределяет студентов по возрастным группам.
3. Организует наблюдение и проводит анализ педагогического процесса, направляет работу студентов в период практики.
4. Дифференцированно оценивает каждый день работы студента по бально-рейтинговой системе, оказывает необходимую консультативную помощь.
5. Способствует установлению отношений сотрудничества между педагогами и студентами, помогает практикантам наладить с детьми личностно-ориентированное общение.
6. Подводит итоги практики: проверяет и анализирует отчетную документацию студентов, проводит итоговый педсовет в детском саду, готовит студентов к итоговой конференции в колледже.
7. Оказывает научно-методическую помощь базовым учреждениям.
Руководитель (заведующая, старший воспитатель) дошкольного образовательного учреждения:
1. Обеспечивает условия для проведения педагогической практики.
2. Знакомит студентов с детским садом и его сотрудниками.
3. Совместно с групповым руководителем обеспечивает распределение студентов по группам и выполнение программы практики.
4. Выборочно анализирует работу практикантов, оказывает консультативную помощь при подготовке и проведении образовательной работы с дошкольниками.
5. Участвует в итоговом педагогическом совете и конференции.
Воспитатель дошкольного образовательного учреждения:
1. Знакомит студентов с планом своей работы, демонстрирует способы организации воспитательно-образовательного процесса в соответствии с режимом дня.
2. Совместно с групповым руководителем консультирует студентов при подготовке и выполнении заданий в рамках программы практики.
3. Помогает студентам установить контакт с детьми и изучать взаимоотношения в группе дошкольников.
4. Присутствует на проводимых студентами занятиях, участвует в их обсуждении и оценке.
5. Принимает участие в анализе и итоговой оценке деятельности студентов на практике.
Организация практики.
Подготовительный период начинается с установочной конференции и завершается допуском к практике и консультацией, проводимой групповым руководителем по организации и содержанию работы студентов в период практики.
На допуск к практике предоставляются следующие материалы:
- медицинские документы (медицинская книжка);
- материалы лекционных и практических занятий по курсам «Психология» и «Основы общей и дошкольной педагогики»;
- дневник практики, программа практики, план работы на первый день;
- практические материалы.
Основной период
Студенты направляются для прохождения практики в дошкольные образовательные учреждения г. Перми. Рабочий день студента в период практики составляет 6 академических часов при пятидневной рабочей неделе (в одну смену). Время работы в первую смену - с 8.00. до 13.00; во вторую – 13.00-18.00 (в зависимости от условий ДОУ график работы по согласованию с руководителем практики может быть изменен). Шестой день недели (суббота) отводится для самостоятельной работы студента.
Студент обязан иметь дневник практики, где каждый день делает записи в соответствии с содержанием заданий. Текущий контроль за выполнение программы практики осуществляется групповым руководителем.
На период практики устанавливается время консультаций с общим руководителем практики, преподавателем курса «Основы общей и дошкольной педагогики», «Психология».
В завершении практики проводится заключительное совещание в ДОУ, на котором в присутствии заведующей и (или) старшего воспитателя, воспитателей-наставников и руководителя практики студенты отчитываются о результатах практики, зачитывают психолого-педагогическую характеристику на ребенка. дают самооценку своей деятельности. Сотрудники ДОУ предварительно оценивают студентов.
Заключительный этап
Предоставление отчетной документации студента руководителю практики.
Подготовка и участие в итоговой конференции с презентацией творческого отчета.
Отчетная документация студента:
- дневник практики, который включает в себя план деятельности студента, ежедневный анализ своей работы;
- материалы выполнения психолого-педагогической диагностики;
- психолого-педагогическая характеристика ребенка;
- дидактические пособия, сделанные руками студентов (для групп дошкольного возраста);
- отчет-анализ о выполнении программы практики.
Окончательная оценка выставляется руководителем практики после анализа представленной документации, проведения итоговой конференции с творческим отчетом студентов.
Содержание практики
1 день.Знакомство с базой практики ДОУ.
1. Беседа с руководителем ДОУ об особенностях функционирования ДОУ:
- тип дошкольного учреждения
- педагогические кадры
- образовательная программа
- цель, задачи и ведущие направления деятельности ДОУ и др.
2. Заполнение паспорта ДОУ (см. приложение № 1)
2. Вводный инструктаж по соблюдению правил противопожарной безопасности и охране жизни и здоровья детей.
3. Распределение по возрастным группам.
4. Изучение режима дня группы.
2 день. Знакомство с детьми данной возрастной группы.
1. Изучить списочный состав группы.
2. Познакомиться с планом работы на день.
3. Вступить в общение с детьми.
4. Изучить принципы построения предметно-развивающей среды в группе.
5. Проанализировать соответствие предметно-развивающей среды в группе, указанным принципам.
Принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях (В.А.Петровский):
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
2. Принцип активности, самостоятельности творчества.
3. Принцип стабильности-динамичности.
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
5. Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.
6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
7. Принцип открытости и закрытости.
8. Принцип учета половых и возрастных различий детей.
Дополнительная литература:
1. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. / Дошкольное образование России в документах и материалах.- М., 2001
2. Рыжова Н.А.Развивающая среда дошкольных учреждений. – М., 2003
3 день. Изучение позиции педагога во взаимоотношениях с детьми.
Цель: выявление стиля взаимоотношений воспитателя и детей.
Методы диагностики (приложение 2).
1. Наблюдение.
2. Рисунки детей «Мой воспитатель»
3. Опрос детей.
4 день.Диагностика уровня сформированности культурно-гигиеническими навыками.(приложение 3)
Цель: определить уровень сформированности КГН у детей.
Характеристика качеств (извлечение из ФГТ)
Ребенок овладел основными культурно-гигиеническими навыками(КГН). Он самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни (требуемый уровень овладения см. в программе).
5 день и 6 день: Диагностика социально-личностного развития дошкольников.
Цель: изучить особенности социально-личностного развития детей младшего и старшего дошкольного возраста.
Характеристика качеств (извлечение из ФГТ)
Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
Методы диагностики для младшего дошкольного возраста (см.приложение 4) .
Диагностика социально-коммуникативной компетентности детей 5-7 лет(см.приложение 5) .
7 - 8- 9 день.Наблюдение организации педагогического процесса в данной возрастной группе.
Цель: изучение методики организации режимных моментов в условиях реализации ФГТ
1. Наблюдение за организацией и проведением режимных моментов в первую и во вторую половины дня и частичное включение студентов в наблюдаемы процессы.
2. Изучение технологии планирования режимных моментов.
Задача: определить, задачи каких образовательных областей, решаются в ходе режимных моментов.
10- 11-12 деньПроектирование педагогической работы
Цель: формирование проектировочных и конструктивных компетенций.
1. Спланировать и провести режимные моменты в первую и вторую половину дня:
- определять конкретные воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- разработать конспект проведения режимных моментов;
- организовывать детский коллектив на выполнение поставленных задач (определять последовательность работы, выбирать наиболее эффективные приемы и методы работы, организовывать контроль и подведение итогов работы);
13-14 день: Диагностика информационной и технологической компетентности(см. приложение № 6,7)
Цель: овладение методами диагностирования информационной и технологической компетентности детей 5-7 лет
Характеристика качеств (извлечение из ФГТ)
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;
овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
15 день: Подведение итогового педсовета в ДОУ по результатампрактики ( с педагогами, участвовавшими в реализации практики студентов
1 Анализ результатов практики
2. Защита характеристик детей.
Приложение 1
Схема заполнения паспорта
Адрес, телефон
1. № , название ДОУ
2. Тип образовательного учреждения – ДОУ
Вид (выбрать нужное):
3. Кадровый потенциал
Ф.И.О. заведующей
Ф.И.О. старший воспитатель
Ф.И.О. медсестры
Ф.И.О. специалистов
Ф.И.О. воспитателей (задействованных в организации и проведении практики)
Ф.И.О. помощников воспитателя.
4. Количество детей
Количество групп (дошкольные, раннего возраста, разновозрастные и т.д.)
Кабинеты и помещения.
5. Реализуемые образовательные программы
6. Основные задачи работы в соответствии с годовым планом
7. Перечень дополнительных услуг.
Приложение 2.