Обязанности руководителей практики

Министерство образования Пермского края

ГБОУ СПО «Пермский педагогический колледж № 1»

Кафедра дошкольной и специальной дошкольной педагогики и психологии

ПРОГРАММА

Психолого-педагогической практики

050710 «Специальное дошкольное образование»

050704 «Дошкольное образование»

Для студентов очной и заочной формы обучения

Пермь 2011

Программа психолого-педагогической практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 050715 Специальное дошкольное образования и 050704 Дошкольное образование.

Организация разработчик: ГБОУ СПО «Пермский педагогический колледж №1»

Разработчик:

Кривоносова Валентина Михайловна, преподаватель высшей квалификационной категории

Рекомендована методическим советом ГБОУ СПО «Пермский педагогический колледж №1»

Заключение методического совета №______1______ от 30 ноября 2011 г.

© Кривоносова Валентина Михайловна. Программа психолого-педагогической практики

Пояснительная записка.

Психолого-педагогическая практика является составной частью образовательного процесса и организуется в соответствии с ФГОС СПО (третьего поколения) в части государственных требований к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы.

Данная практика проводится на 2 курсе в 3 семестре длительностью 3 недели, концентрированно.

Содержание практики определено требованиями к знаниям, умениям и практическому опыту студентов полученных в процессе изучения обще- профессиональных дисциплин: основы общей и дошкольной педагогики и психологии, что способствует формированию профессиональных компетенций:

- планировать мероприятия, направленные на изучение индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, проводить диагностику;

- определять цели и задачи, проводить режимные моменты (умывание, одевание, питание, прогулку);

- планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня;

- организовывать самообслуживание, общение детей дошкольного возраста;

- анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей;

- осуществлять педагогический анализ, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников;

- разрабатывать методические материалы (планы работы на день) на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников;

- изучать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности педагогов ДОУ;

- оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, презентаций, выступлений.

Цель практики: содействие формированию у студентов профессионально-педагогических умений и профессионально значимых качеств личности воспитателя, формированию целостного представления о ребенке как неповторимой индивидуальности личности.

Задачи практики:

1. Закреплять теоретические знания, учить творчески применять их в воспитательно-образовательной работе с детьми.

2. Формировать профессионально-педагогическую направленность студентов: воспитание устойчивого интереса к профессии, любви к детям, развитие потребности в совершенствовании профессиональных навыков и умений.

3. Изучать специфику труда воспитателя (функции и профессиональные обязанности педагога дошкольного учреждения).

4. Формировать профессионально-значимые качества личности воспитателя: дисциплинированность, сдержанность, организованность, целеустремленность, доброжелательность.

5. Овладевать умениями организовывать психолого-педагогическую диагностику (наблюдение, опрос, беседа) детей дошкольного возраста, анализировать ее результаты.

Обязанности руководителей практики

Групповой руководитель-методист:

1. Осуществляет организацию и непосредственное руководство работой студентов-практикантов своей подгруппы.

2. Совместно с администрацией дошкольных учреждений проводит инструктивно-методическую работу с сотрудниками, принимающими участие в практике, распределяет студентов по возрастным группам.

3. Организует наблюдение и проводит анализ педагогического процесса, направляет работу студентов в период практики.

4. Дифференцированно оценивает каждый день работы студента по бально-рейтинговой системе, оказывает необходимую консультативную помощь.

5. Способствует установлению отношений сотрудничества между педагогами и студентами, помогает практикантам наладить с детьми личностно-ориентированное общение.

6. Подводит итоги практики: проверяет и анализирует отчетную документацию студентов, проводит итоговый педсовет в детском саду, готовит студентов к итоговой конференции в колледже.

7. Оказывает научно-методическую помощь базовым учреждениям.

Руководитель (заведующая, старший воспитатель) дошкольного образовательного учреждения:

1. Обеспечивает условия для проведения педагогической практики.

2. Знакомит студентов с детским садом и его сотрудниками.

3. Совместно с групповым руководителем обеспечивает распределение студентов по группам и выполнение программы практики.

4. Выборочно анализирует работу практикантов, оказывает консультативную помощь при подготовке и проведении образовательной работы с дошкольниками.

5. Участвует в итоговом педагогическом совете и конференции.

Воспитатель дошкольного образовательного учреждения:

1. Знакомит студентов с планом своей работы, демонстрирует способы организации воспитательно-образовательного процесса в соответствии с режимом дня.

2. Совместно с групповым руководителем консультирует студентов при подготовке и выполнении заданий в рамках программы практики.

3. Помогает студентам установить контакт с детьми и изучать взаимоотношения в группе дошкольников.

4. Присутствует на проводимых студентами занятиях, участвует в их обсуждении и оценке.

5. Принимает участие в анализе и итоговой оценке деятельности студентов на практике.

Организация практики.

Подготовительный период начинается с установочной конференции и завершается допуском к практике и консультацией, проводимой групповым руководителем по организации и содержанию работы студентов в период практики.

На допуск к практике предоставляются следующие материалы:

- медицинские документы (медицинская книжка);

- материалы лекционных и практических занятий по курсам «Психология» и «Основы общей и дошкольной педагогики»;

- дневник практики, программа практики, план работы на первый день;

- практические материалы.

Основной период

Студенты направляются для прохождения практики в дошкольные образовательные учреждения г. Перми. Рабочий день студента в период практики составляет 6 академических часов при пятидневной рабочей неделе (в одну смену). Время работы в первую смену - с 8.00. до 13.00; во вторую – 13.00-18.00 (в зависимости от условий ДОУ график работы по согласованию с руководителем практики может быть изменен). Шестой день недели (суббота) отводится для самостоятельной работы студента.

Студент обязан иметь дневник практики, где каждый день делает записи в соответствии с содержанием заданий. Текущий контроль за выполнение программы практики осуществляется групповым руководителем.

На период практики устанавливается время консультаций с общим руководителем практики, преподавателем курса «Основы общей и дошкольной педагогики», «Психология».

В завершении практики проводится заключительное совещание в ДОУ, на котором в присутствии заведующей и (или) старшего воспитателя, воспитателей-наставников и руководителя практики студенты отчитываются о результатах практики, зачитывают психолого-педагогическую характеристику на ребенка. дают самооценку своей деятельности. Сотрудники ДОУ предварительно оценивают студентов.

Заключительный этап

Предоставление отчетной документации студента руководителю практики.

Подготовка и участие в итоговой конференции с презентацией творческого отчета.

Отчетная документация студента:

- дневник практики, который включает в себя план деятельности студента, ежедневный анализ своей работы;

- материалы выполнения психолого-педагогической диагностики;

- психолого-педагогическая характеристика ребенка;

- дидактические пособия, сделанные руками студентов (для групп дошкольного возраста);

- отчет-анализ о выполнении программы практики.

Окончательная оценка выставляется руководителем практики после анализа представленной документации, проведения итоговой конференции с творческим отчетом студентов.

Содержание практики

1 день.Знакомство с базой практики ДОУ.

1. Беседа с руководителем ДОУ об особенностях функционирования ДОУ:

- тип дошкольного учреждения

- педагогические кадры

- образовательная программа

- цель, задачи и ведущие направления деятельности ДОУ и др.

2. Заполнение паспорта ДОУ (см. приложение № 1)

2. Вводный инструктаж по соблюдению правил противопожарной безопасности и охране жизни и здоровья детей.

3. Распределение по возрастным группам.

4. Изучение режима дня группы.

2 день. Знакомство с детьми данной возрастной группы.

1. Изучить списочный состав группы.

2. Познакомиться с планом работы на день.

3. Вступить в общение с детьми.

4. Изучить принципы построения предметно-развивающей среды в группе.

5. Проанализировать соответствие предметно-развивающей среды в группе, указанным принципам.

Принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях (В.А.Петровский):

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

2. Принцип активности, самостоятельности творчества.

3. Принцип стабильности-динамичности.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.

5. Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.

6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

7. Принцип открытости и закрытости.

8. Принцип учета половых и возрастных различий детей.

Дополнительная литература:

1. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. / Дошкольное образование России в документах и материалах.- М., 2001

2. Рыжова Н.А.Развивающая среда дошкольных учреждений. – М., 2003

3 день. Изучение позиции педагога во взаимоотношениях с детьми.

Цель: выявление стиля взаимоотношений воспитателя и детей.

Методы диагностики (приложение 2).

1. Наблюдение.

2. Рисунки детей «Мой воспитатель»

3. Опрос детей.

4 день.Диагностика уровня сформированности культурно-гигиеническими навыками.(приложение 3)

Цель: определить уровень сформированности КГН у детей.

Характеристика качеств (извлечение из ФГТ)

Ребенок овладел основными культурно-гигиеническими навыками(КГН). Он самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни (требуемый уровень овладения см. в программе).

5 день и 6 день: Диагностика социально-личностного развития дошкольников.

Цель: изучить особенности социально-личностного развития детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Характеристика качеств (извлечение из ФГТ)

Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

Методы диагностики для младшего дошкольного возраста (см.приложение 4) .

Диагностика социально-коммуникативной компетентности детей 5-7 лет(см.приложение 5) .

7 - 8- 9 день.Наблюдение организации педагогического процесса в данной возрастной группе.

Цель: изучение методики организации режимных моментов в условиях реализации ФГТ

1. Наблюдение за организацией и проведением режимных моментов в первую и во вторую половины дня и частичное включение студентов в наблюдаемы процессы.

2. Изучение технологии планирования режимных моментов.

Задача: определить, задачи каких образовательных областей, решаются в ходе режимных моментов.

10- 11-12 деньПроектирование педагогической работы

Цель: формирование проектировочных и конструктивных компетенций.

1. Спланировать и провести режимные моменты в первую и вторую половину дня:

- определять конкретные воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- разработать конспект проведения режимных моментов;

- организовывать детский коллектив на выполнение поставленных задач (определять последовательность работы, выбирать наиболее эффективные приемы и методы работы, организовывать контроль и подведение итогов работы);

13-14 день: Диагностика информационной и технологической компетентности(см. приложение № 6,7)

Цель: овладение методами диагностирования информационной и технологической компетентности детей 5-7 лет

Характеристика качеств (извлечение из ФГТ)

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;

овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

15 день: Подведение итогового педсовета в ДОУ по результатампрактики ( с педагогами, участвовавшими в реализации практики студентов

1 Анализ результатов практики

2. Защита характеристик детей.

Приложение 1

Схема заполнения паспорта

Адрес, телефон

1. № , название ДОУ

2. Тип образовательного учреждения – ДОУ

Вид (выбрать нужное):

3. Кадровый потенциал

Ф.И.О. заведующей

Ф.И.О. старший воспитатель

Ф.И.О. медсестры

Ф.И.О. специалистов

Ф.И.О. воспитателей (задействованных в организации и проведении практики)

Ф.И.О. помощников воспитателя.

4. Количество детей

Количество групп (дошкольные, раннего возраста, разновозрастные и т.д.)

Кабинеты и помещения.

5. Реализуемые образовательные программы

6. Основные задачи работы в соответствии с годовым планом

7. Перечень дополнительных услуг.

Приложение 2.

Наши рекомендации